Его отличие от преступлений против личности.
Вопрос 40. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Квалифицирующие признаки этого преступления. Ст.264.
Глава 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Нарушение правил дорожного движения (эксплуатации)транспортных средств— это предусмотренное ст. 264 УК неосторожное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на безопасность дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств и причиняющее вред жизни или здоровью человека.
Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественных отношений по использованию источников повышенной опасности, в причинении этим вреда жизни или здоровью человека, его собственности.
Статья 264 УК состоит из трех частей, отражающих основной (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный (ч. 3) составы преступления и выражающих неосторожные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой(ч. 1) и средней (ч. 2, 3) тяжести. В присоединенном к статье примечании определяются другие [не указанные в статье] механические транспортные средства.
Основной объект преступного посягательства — безопасность дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств. Дополнительные объекты — здоровье человека (ч. 1 ст. 264 УК), его жизнь (ч. 2, 3 ст. 264 УК).
Объективная сторона составов преступления состоит в нарушении лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств. Нарушение правил может быть выражено в форме как действия, так и бездействия.
Активноепреступное поведение может быть отражено в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, в превышении установленной скорости движения (п. 10 ПДД), проезде на запрещающий сигнал светофора (п. 13 ПДД).
Пассивное преступное поведение может иметь место, например, при нарушении правил перевозки грузов, если водитель не обозначил опознавательным знаком Крупногабаритный груз, погруженные в транспортное средство и выступающие за его габариты предметы что привело к дорожно-транспортному происшествию.
По законодательной конструкции составы преступления являются материальными.
Преступление окончено (составами) в момент причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК), наступления смерти одного человека (ч. 2 ст. 264 УК) либо смерти двух или более лиц(ч. 3 ст. 264 УК).
Нарушение правил безопасности движения (эксплуатации) транспорта до наступления материальных общественно опасных последствий, предусмотренных гл. 27 УК, как правило, влечет административную ответственность.
Диспозиция статьи имеет бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации деяния как преступления отсылает правоприменителя к подзаконным нормативным правовым актам- Правилам дорожного движения, к иным правилам безопасности, инструкциям, положениям, руководствам по эксплуатации определенных транспортных средств.
Обязательным для квалификации деяния как преступления является средство его совершения: автомобиль, трамвай, другое механическое транспортное средство.
Место, где было допущено нарушение правил безопасности движения (эксплуатации) транспортных средств, на квалификацию деяния по ст. 264 УК не влияет. Таковым может быть шоссе, улица, железнодорожный переезд, двор, поле, и т.д.
Под другим механическим транспортным средством понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы.
Нарушение правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств, повлекшее по неосторожности последствия, указанные в нескольких частях ст. 264 УК, должно квалифицироваться по той части статьи, которая предусматривает ответственность занаиболее тяжкое из наступивших последствие.
Субъект нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств — специальный, т.е. лицо, не только достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, и управляющее автомобилем, трамваем, другим механическим транспортным средством.
Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ст. 264 УК - характеризуется виной в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности.
Кроме того это возможна смешанная вина,т.е. о вине в административном правонарушении, перешедшей в вину в преступлении.
Например, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, является нарушением Правил дорожного движения (п. 2.7). Но это нарушение будет признаваться административным правонарушением в соответствии со ст. 12.8 КоАП до тех пор, пока в результате него не будет причинен по меньшей мере тяжкий вред здоровью потерпевшего.
Если же в результате данного нарушения будет причинен вред здоровью потерпевшего, но легкий или средней тяжести, то и в этом случае содеянное пока не переросло в преступление и должно быть квалифицировано по ст. 12.24 КоАП.
Итак, если в административном правонарушении субъективная сторона нарушения правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, то, перерастая в преступление, характеризуется виной в видепреступноголегкомыслия или преступнойнебрежности.
В зависимости от наступивших последствий выделяются: основной (ч.1), квалифицированный (ч.2) и особо квалифицированные составы (ч.3). В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде смерти одного человека, а особо квалифицирующего - двух или более лиц.