Порядок принятия Федеральных законов
Порядок принятия федерального законодательства
Правомзаконодательной инициативы обладают: Президент РФ; Правительство РФ; Государственная Дума и депутаты; Совет Федерации и его члены; Законодательные органы субъектов РФ; Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд по вопросам их ведения.
I этап Законопроект вносится на рассмотрение в Государственную Думу, причем некоторые законопроекты требуют обязательного заключения правительства РФ. К этим законопроектам относятся:
законопроекты, касающиеся налогов и сборов;
законопроекты о выпуске государственных займов;
иные законопроекты, предусматривающие расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В Государственной Думе законопроект рассматривается в 3-х чтениях: в 1-ом чтении голосуется за весь законопроект в целом, во 2 и 3 чтении сначала голосуются за каждую поправку, а затем за весь законопроект в целом. Между чтениями выделяется 15 дней для внесения поправок в законопроект. По решению 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы 2-ое и 3-ье чтения могут не проводиться. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе должно осуществляться в присутствии инициаторов. Если эти лица не являлись на заседание, то рассмотрение данного законопроекта переносится на следующее заседание. А в том случае, если инициаторы повторно не явились, то законопроект может быть рассмотрен в их отсутствие. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если проголосовало менее половины, то законопроект считается не принятым и работа по нему прекращается.
II этап Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней должен быть передан в Совет федерации для одобрения. Совет Федерации может рассматривать данный закон в течение 14 дней. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо он считается автоматически одобренным, если он не был рассмотрен в течение 14 дней. Если проголосовало менее половины - то законопроект возвращается на доработку в Государственную Думу. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Совет Федерации обязан одобрить, возвращенный им в Государственную Думу закон если за него в первоначальной редакции проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
III этап Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней должен быть предан Президент для подписания и обнародования. Президент рассматривает данный закон в течение 14 дней. Если президент не подписывает закон, то закон передается на доработку в Государственную Думу. Президент обязан подписать возвращенный им закон, если за него в первоначальной редакции проголосуют более 2/3 депутатов Государственной Думы и 2/3 членов Совета федерации.
5 дн. \ |
Президент РФ Правительство РФ Государственная Дума и депутаты Совет Федерации и его члены Законодательные органы субъектов РФ Конституционный суд Высший Арбитражный суд Верховный суд |
Государственная Дума |
Совет Федерации |
Президент РФ |
законопроекты, касающиеся налогов и сборов; законопроекты о выпуске государственных займов; иные законопроекты, предусматривающие расходов, покрываемых за счет федерального бюджета |
Принимает Одобряет Подписывает и обнародует |
>1/2 \ |
£1/2 \ |
14 дн \ |
14 дн. >1/2 \ |
Работа по законопроекту прекращается |
£1/2 \ |
5 дн. \ |
>2/3 ГД \ |
>2/3 ГД и 2/3 СФ \ |
[1] И.Т. Беспалый. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во «Самарский университет». Самара, 2004. 140 С.