Лекция 3. Основы конституционного строя РФ

Лекция 2. Конституция Российской Федерации и ее развитие

 

Россия в сравнении с некоторыми странами (США, Францией, Польшей) задержалась более чем на 100 лет с введением в политико-правовую жизнь основного закона государства – конституции. После октябрьской революции уже в первом году была принята Конституция РСФСР 1918 г. В ней было закреплено господство определенных социально-политических сил посредством установления социалистического социально экономического и государственного строя. В последующие годы трижды (1925, 1937 и 1978 гг.) принимались конституции РСФСР и союзного государства – СССР, в который Россия входила наряду с другими союзными республиками (1924, 1936, 1977 гг.). В науке и в идеологии доминирует мнение о том, что каждая конституция открывает новый этап в развитии советского государства. В целом можно утверждать, что советские конституции содержат в себе значительный социально-политический ценностный потенциал. Вместе с тем советские конституции выполняли служебную роль по отношению к идеологии коммунистической партии. Непризнание общедемократических ценностей и принципов устройства общества и государства, взаимоотношения с ними человека привели к кризису советскую конституционную доктрину и практику.

В 80-х-90-х гг. XX в. такой кризис стал политико-правовой реальностью. Ответом на него было принятие Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1991 г. Декларации о государственном суверенитете. В это же время было принято решение о подготовке новой конституции.

Между тем к середине 1993 г. в Конституцию 1978 г. было внесено более 300 изменений и дополнений. Основной закон превратился в юридический документ с эклектически собранными нормами, которые нередко противоречили друг другу.

Президент России создал специальный общественно-государственный орган – Конституционное Совещание. Фактически его можно признать квазиучредительным собранием. Конституционное Совещание приступило к разработке проекта новой конституции РФ. Парадоксом данной ситуации является наличие еще одного органа по разработке проекта Основного закона – Конституционной комиссии, которую также возглавлял Президент России.

В дальнейшем события развивались исключительно в пределах парадигмы противостояния и раскола общества вокруг проекта новой конституции. Апогеем трагических событий стала драма октября 1991 г., когда политический кризис был разрешен путем вооруженного восстания.

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по принятию Конституции РФ. Итог референдума известен: 58,4 % избирателей ободрили Основной закон. Этим актом закончилась «конституционная» революция в современной России.

С условиями принятия Конституции тесно связана ее социально-политическая и юридическая сущность. Традиционно в отечественной конституционно-правовой науке социально-политическая сущность рассматривается в свете отражения и защиты интересов различных слоев общества. С этой точки зрения Конституция РФ:

- является результатом консенсуса (согласия) между ведущими социально-политическими силами;

- выражает интересы наиболее влиятельных на период разработки и принятия Конституции политических сил.

Социально-политическая сущность Конституции как отражение соотношения интересов различных слове общества не только в структуре, содержании текста Конституции, но и в условиях инициирования, процедуре разработки и принятия. Конституция РФ 1993 г. является наглядным свидетельством подобного вывода.

В конституционно-правовой науке сложилось также устойчивое мнение, что конституция России по своей сути является воплощением воли многонационального российского народа.

Юридическая сущность Конституции РФ проявляется в ее природе и назначении как писанного основного закона, которому присущи определенные свойства. Перечень юридических свойств современной Конституции закреплен в тексте Основного закона, а также выработан доктриной конституционного права. К ним, прежде всего, относятся верховенство, прямое действие, высшая юридическая сила, учредительный характер и стабильность.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ близка к конституциям развитых демократических государств. Центральное звено в Конституции занимают основы конституционного строя как система конституционных принципов. Категория «основы конституционного строя» является новой новеллой отечественной доктрины и практики.

В духе общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека почти в 70 статьях (из 137) Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы личности, гарантии их реализации и обязанности.

Конституция РФ закрепляют принципы федеративного устройства, состав субъектов федерации, проводит разграничение предметов ведения и полномочий.

Один их стержневых вопросов Конституции РФ – вопрос о власти – решается на основе республики смешанного тира, при очевидном доминировании Президента России.

Конституция РФ содержит в себе нормы о демократических основах местного самоуправления.

Стабильность Основного закона России гарантируется основными положениями о конституционных поправках и пересмотре Конституции. В настоящее время все признают очевидную стабилизирующую роль указанных конституционных норм. В разд. 2 Конституции РФ закреплены переходные положения, которые являются обязательными при смене конституционных ценностей.

 

Формирование научной доктрины «конституционный строй», «основы конституционного строя» в российской конституционном праве связано с реформами общественного и государственного строя. Первое официальное упоминание об этих категориях содержится в новой редакции ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г.

Конституционная реформа начала 90-х гг. XX в. окончательно закрепила конституционный строй как социально-правовую ценность. Конституция 1993 г. содержит в себе самостоятельные главы об основах конституционного строя.

Конституционный строй – это общественный идеал организации государства, когда государство подчинено праву, в результате этого гарантируются права и свободы человека.

В современный период далеко не всякое государство, даже имеющее совершенный Основной закон, обладает конституционным строем. Одного закрепления конституционного строя в Конституции абсолютно недостаточно для его реальности. Главное подчинение всех субъектов (включая государство) Конституции. При этом сама Конституция должна соответствовать принципу справедливости и демократичности. Следовательно, конституционный строй – это общественный идеал и форма организации государства и общества, которая обеспечивает подчинение Конституции.

Конституция Росси занимает ведущее место в регулировании конституционного строя. Конституционные нормы, закрепляющие гуманистическую сущность российского государства, образуют основу конституционного строя. Совокупность этих норм на формально юридическом уровне характеризуют РФ как конституционное государство.

Таким образом, под основами конституционного строя РФ понимаются основные принципы, которые призваны обеспечить строительство демократического конституционного государства.

Анализ норм конституции РФ дает основание выделить следующие принципы, которые формируют основы конституционного строя:

а) народовластие;

б) провозглашение России демократическим, федеративным, правовым, социальным, светским государством с республиканской формой правления;

в) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

г) идеологическое многообразие и политический плюрализм;

д) свобода экономического пространства и многообразие форм собственности;

е) местное самоуправление.

Основы конституционного строя России обладают особой юридической силой. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции России. Положения Конституции РФ об основах конституционного строя не могут быть пересмотрены парламентом. Они могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием или всенародным голосованием. Этот сложный механизм является юридической гарантией от непродуманных поправок в Конституцию России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя не означает автоматическое формирование конституционного характера российского государства. Для решения этой крайне сложной и необходимой проблемы требуется усилие всего общества, органов власти, соблюдения духа и буквы Конституции и значительное время. В настоящее время Россия находится на начальном этапе решения этой задачи.