Методы бюджетного регулирования.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы используются различные методы бюджетного регулирования.

1. Метод закрепленного дохода. ЗД – это такие доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной (более трех лет) основе поступают в соответствующий бюджет.

2. Метод регулирующих доходов. РД – это такие доходы, которые поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других обязательных платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

3. Дотации. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджета РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления текущих расходов.

4. Субвенции. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, а также юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

5. Субсидии. Это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

6. Бюджетные ссуды. Бюджетное средство, предоставляемое другому бюджету на возвратной, возмездной или безвозмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

7. Трансферт. Перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня.

8. Секвестр. Специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета.

 

Глава 25 БК посвящена регулированию исполнения федерального бюджета. Особое внимание в ней уделяется установлению очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств.

 

В первую очередь производится списание по судебным актам для удовлетворения требований по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц.

Во вторую очередь производится списание по судебным актам для возмещения реального ущерба в размере недофинансированию, а также – для возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (в т.ч. если убытки получены в результате издания нормативного акта, несоответствующего закону или иному НПА).

В третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет.

В четвертую очередь происходит списание по платежным документам, предусматривающее финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долго.

В пятую очередь происходит списание по платежным документам, предусматривающее финансирование иных расходов бюджета.

 

Списание этих средств в пределах одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнение бюджетов и контроля за их исполнением признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителям определенных мер принуждения. Все виды нарушений бюджетного законодательства установлены в ст. 289-306 БК. Их 18.

 

В 282 ст. перечислены меры принуждения, которые могут применяться к нарушителям:

1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

2. блокировка расходов;

3. изъятие бюджетных средств – до одного месяца;

4. приостановление операций по счетам в кредитных организациях – до одного месяца;

5. наложение штрафа;

6. начисление пени;

7. иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

 

Применять эти меры могут руководители федеральных казначейств и их заместители, которые наделены очень широкими полномочиями.

 

 

Правовой статус руководителей федеральных казначейств и их заместителей:

1. Вправе списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, использованных не по назначению.

2. Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек.

3. Списывать в бесспорном порядке суммы процентов или платы за пользование бюджетными средствами, предоставленных на возвратной и возмездной основах.

4. Взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку оплаты процентов за пользование бюджетными средствами.

5. Вправе выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов власти местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

6. Составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.

7. Взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств.

8. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях на срок до одного месяца.

Перечень исчерпывающий, содержится в 284 ст. БК.