Время от времени императоры пытались стабилизировать валюту, вели борьбу против хищнической фальсификации монеты. Яркий тому пример деятельность императора Аврелиана.

Помимо письменных источников, немаловажную роль в изучении финансового права империи играют данные нумизматики (монеты), а также слитки драгоценных металлов, изготовленных в период Римской империи.

Налоги и расходование средств в римском финансовом праве.

Возникновение денежного обращения в Древнем Риме. Казна.

План

Римское финансовОЕ право

Лекция 16

 

І. Важнейшую роль в жизни Римской империи, ее экономике играло римское финансовое право. И, прежде всего, источники поступления доходов, государственная казна, а также статьи расходов.

Систематически изучение финансовой жизни Римской империи началось относительно недавно. В 60-е годы ХХ столетия эту тему всесторонне исследовал английский ученый А. Х. Джонс, выпустивший книгу «Гибель античного мира». Позднее специальную монографию этому же вопросу посвятил француз Дельмер. В книге интересен обширный материал по денежному обращению в Римской империи. Среди российских исследователей римского права одним из первых, осветил эту проблему Е. М. Скрипилев (назв. раб.).

В 2003 г. в Киеве вышел уже названный ранее учебник «Римське право» известных профессоров, докторов юридических наук А. А. Подопригоры (г. Киев) и Е. О. Харитонова (г. Одесса), где впервые в Украине детально получил освещение вопрос о финансовом праве Римской империи.

Интересную информацию о римском финансовом праве оставили ряд первоисточников. И, в первую очередь, Кодексы Феодосия и Юстиниана. Кодекс Феодосия, составленный в середине V в. н.э., содержит законы и указы императоров с начала IV в. по различным вопросам, включая и финансы. В VI книге содержатся материалы о структуре различных органов; XI, XII книги дают ответы на вопросы о сборе налогов, расходовании средств и других видах финансовой деятельности.

Целый ряд финансовых реформ, проведенных императорами IV века – Константином, Валентинианом, Феодосием I отражены в указах, собранных в Кодексе Феодосия. Его частично повторяет и дополняет Кодекс Юстиниана.

За более чем тысячелетнюю историю экономика Рима постоянно усложнялась по мере развития империи (см. табл. 16.1). В эпоху ранней республики денег еще не существовало. В период перехода от непосредственного обмена товарами к введению денежного обращения главным средством платежа был скот. Память об этом времени сохранилась в римском названии денег – «пекуния» (от «pecus» – скот). В дальнейшем за товары стали расплачиваться слитками меди, медными брусками прямоугольной формы, а потом кусками меди и олова с изображением быка весом в 5 римских фунтов (1600 гр.).

Позднее финансовые сделки стали совершаться при использовании бронзовых слитков весом в один римский фунт (327 граммов). Расширяя свои территориальные владения, римляне становились богаче, а экономика приобретала все более и более сложный характер. Появление денег повлекло за собой реорганизацию торговли и налоговой системы. В эпоху империи возникла единая финансовая структура власти, координировавшая торговлю и денежное обращение Римской империи. В римскую финансовую систему входило следующее: 1. Ежегодно римляне выбирали 20 финансовых администраторов, называвшихся квесторами; 2. Каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора. Именно они отвечали за общественные работы и сбор налогов в империи; 3. Для контроля за финансами в провинции во времена Октавиана Августа стали назначаться прокураторы; 4. При Клавдии (41 – 54 гг.) бухгалтерией, счетоводством, императорскими финансами и имуществом ведали два дворцовых отдела или «департамента». Один занимался финансами, второй – недвижимостью. (См. Е. О. Скрипилев. Назв. раб. – С. 74 – 82).

Первый наблюдал за движением всех денежных средств императора, находившихся в столице. По существу, у него была функция счетовода, бухгалтерии и контроля. Этот департамент занимался учетом хлеба, поступавшего из Африки для нужд столицы, ассигнованием сумм на продовольствие, заботой о водопроводах, постройкой храмов, дворцовых зданий, обеспечивал изыскание жалования императорским чиновникам. Таким образом, этот отдел канцелярии можно назвать министерством финансов. И все-таки главным вопросом в его деятельности являлся вопрос о поступлении денег в казну (см. табл. 16.2).

Впервые деньги на территории Римской империи получили широкое распространение в Греции. Формально организация монетного дела в Риме началась в 290 г. до н.э., когда, познакомившись с греческой денежной системой, ав 289 г. до н.э., римляне открыли свой первый монетный двор. Вначале в разных областях Италии существовали определенные различия в системе мер и весов. Постепенно на всей территории Италии ведущей мерой весов стала римская либра. Обозначали ее начальной буквой L. Эта аббревиатура применяется и в наши дни для обозначения британского фунта (см. Приложение. «Римская мера веса»).

Потребность Римской империи в деньгах обеспечивали четыре монетных двора. В Риме мастерская, где чеканились деньги, находилась вблизи храма Юноны Монеты – «предостерегающей» (считалось, что богиня однажды предупредила римлян о приближающемся землетрясении), отсюда и вошедшее в европейские языки слово «монета».

Со временем в римских владениях появилась первая бронзовая монета – асс, а в 269 г. серебряная монета – дидрахма. На ней изображен бог войны Марс. Несколько позже выпускается другая серебряная монета – динарий (4 грамма серебра). Сначала он равнялся 10, а затем 16 ассам. Еще одна монета – сестерций – составляла ¼ динария. Динарий являлся самой распространенной денежной единицей Римской империи.

Первая золотая монета аурей (8 граммов золота) выпущена во время II Пунической войны (218 – 201 гг. до н.э.). Один аурей равнялся 25 динариям. Особо следует выделить золотую монету эпохи финансовой реформы императора Константина – солид. Этой монете было суждено сохранить свою ценность и чистоту вплоть до ХI века н.э. В Риме часто монеты чеканились в честь знаменательных событий. Так, в 42 г. до н.э. выпущена монета, на которой изображен Брут. На другой стороне монеты – шлем и два кинжала. Надпись «EID MAR» означает «иды марта» – дата убийства Цезаря. Монополия на чеканку таких монет принадлежала столичному монетному двору.

В конце принципата, при императоре Аврелиане (273 – 275 гг. н.э.) деятельность монетного двора в Риме сократилась, тогда как существовавшие в нескольких провинциях монетные дворы даже расширились. В период империи время от времени остро ощущалась нехватка монет, находившихся в обращении. Причиной было то, что ввоз в Рим преобладал над вывозом. Италийская торговля давала пассивный баланс. Вследствие этого драгоценные металлы уплывали в восточные провинции, а оттуда – за пределы империи.

Со временем деньги стали обесцениваться. Причина этого явления – в непропорциональном соотношении между реальной и номинальной стоимостями монеты. Некоторые императоры в целях пополнения казны, а затем и личного обогащения уменьшали количество серебра, стали чеканить монеты из меди, покрывая их тонким слоем серебра.

Стремясь оздоровить денежную систему, в 301 г. император Диоклетиан издал закон о ценах на товары, в котором сделал попытку установить максимальные цены на различные товары, предметы потребления. Единые цены введены для всей империи, без учета региональных условий. Предусматривалась также регламентация оплаты труда лицам различных занятий и профессий. Во введении к эдикту Диоклетиана устанавливалась смертная казнь за его нарушение. В эдикте отмечалось: «И пусть никто не считает это постановление жестким, так как легко представляется возможность избежать наказания соблюдением умеренности». Однако, как полагают исследователи, эдикт не имел особых практических последствий и вскоре после издания перестал соблюдаться.

В IV в. при императоре Константине было введено в оборот значительное количество золота, которое появилось после переплавки статуй и других золотых сокровищ, конфискованных из языческих храмов.

После эпохи Пунических войн под контролем римлян оказалась огромная торговая сеть. Торговцы и коммерсанты нуждались в больших суммах денег, необходимых для совершения торговых операций. Именно поэтому важным фактором римской экономики стали банки и кредиты. Финансовыми операциями в основном занимались всадники. Уже с III в. до н.э. именно они стали заниматься банковскими операциями.

Римские банки (не считая меняльных контор), как и современные банки, играли важную посредническую роль, принимали вклады и выдавали их (за проценты) в виде займов.Непременным условием появления банков являлось наличие чеканной монеты. Максимальный размер процентов в классическом праве – 1 % в месяц, в праве Юстиниана – 6 %. Начисление процентов на проценты запрещалось. Банкиры-аргентарии добивались права на залог всего имущества должника. Например: залог лавки, продолжавшей функционировать (см.: Чеpниловский З. М. Назв. раб. – с. 160).Это называлось «залогом товаров в обороте». Со временем классический залог, дополненный правом удержания товара, превратился в гарантийную передачу права собственности.

От римлян идут и наши, до последнего времени еще встречавшиеся повсеместно, счеты, «калькулировать» (считать) от calcus (камешек, надетый на прутик).

Составной частью римского финансового права являлась казна. Сначала казна находилась под контролем царей (рексов). В период республики для управления казной появляется должность помощника консула – квестора. Но ни консулам, ни квесторам не разрешалось принимать решений, связанных с казной, без разрешения сената. В начале принципата в Риме существовало уже две казны. При Октавиане Августе параллельно со старой казной (aerarium) стала действовать новая казна, императорская – фиск. Слово fiscusбуквально означало корзину, в которой перевозили деньги. Позднее под этим термином стали пониматься «недвижимость» и «налоги». Фиском безраздельно управлял сам принцепс. Доходы этой казны состояли главным образом из налогов, поступавших из императорских провинций. Кроме того со временем сюда вошло все государственное имущество. Имущество фиска не подлежало давности. Оно имело предпочтительное право удовлетворения перед другими кредиторами. При продаже фиском имущества к нему нельзя было предъявить иск об уменьшении покупной цены. Фиск имел право наследования, выступал как крупнейший собственник и предприниматель.

В эрарий, которым распоряжался сенат, доходы поступали из сенатских провинций. И та и другая казна чеканили монету. Эрарий выпускал медную, а фиск – золотую и серебряную.Состояние императорской казны было намного лучше сенатской. Время от времени императоры (начиная от Августа) пополняли своими взносами сенатскую казну. Вследствие чего эрарий попал в полную зависимость от императоров, превратился в обычное отделение императорского фиска.

При Клавдии финансовая компетенция императоров расширяется.Специальным сенатским решением им предоставлено право чинить иск по делам фиска, что можно назвать финансовой юрисдикцией. При императоре Септимии Севере (193 – 211 гг.) сенатская казна становится римской городской кассой, тогда как фиск преобразуется окончательно в общегосударственную казну.

 

ІІ. Важное место в пополнении государственной казны имели налоги – главная статьи доходов государства.В период ранней республики постоянного налога с поземельной собственности римские граждане не платили. Но за пользование общественной землей уже оплачивали как в денежной, так и в натуральной форме. С италиков (союзников) налогов не собирали, но они обязаны были содержать пехоту и конницу за свой счет.

Согласно законам в Римской империи было огромное количество самых разных налогов. Для военных нужд римские граждане собирали так называемый «трибут» – налог на основе списков по трибам (районам). Такой платеж рассматривался как своего рода военный заем государства. Возвращался он с прибылью в результате захвата новых земель, имущества, рабов у побежденного противника.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В период республики постоянной формой взимания налогов стал сбор сельскохозяйственных продуктов, вина, овощей и т. д. Провинции платили так называемый «стипендиум» – подать, налагаемую сенатом на всю провинцию. Это было не что иное, как военная контрибуция. Они же (провинциалы) платили «декуму» (decuma) –поземельную подать в размере от 1/10 до 1/5 части урожая. Данный платеж рассматривался как арендная плата владельцев земли собственнику земли – Риму. Денежные доходы с крестьян, ремесленников дополнялись натуральными налогами: строительством мостов, прокладкой, строительством и ремонтом дорог, императорских дворцов, общественных зданий и сооружений.

Император Август ввел пятипроцентный налог с наследства.Нередко налоги носили целевой характер. Существовали и так называемые коммунальные (местные) налоги.Впоследствии налоговая система Рима стала образцом для подражания. Такие понятия, как ценз, фискал, откупщик, акциз и др. дошли и до наших дней.

Особенно обременительной являлась для населения квартирная и постойная повинность. Еще в период республики правители провинций и члены их свиты при разъездах по краю пользовались квартирами, провиантом, фуражом, которые им поставляли местные жители. Иногда провинциальные правители требовали выкуп за освобождение от постоя чиновников и солдат, размещая последних в специальных палатках. Представители высшего общественного сословия империи, кроме других налогов, платили налог по поводу вступления императора на престол.

Помимо прямых налогов практиковались и косвенные, взимавшиеся с предметов потребления. В отличие от прямых, падавших на конкретного налогоплательщика, косвенные взимались с предметов потребления. К косвенным относились таможенные пошлины, а также сбор за пользование мостами, местами торговли на рынках. Казна пополнялась за счет выморочного имущества римских граждан, публичной продажи рабов. В распоряжение государства поступало имущество осужденных.

Некоторые категории населения несли определенные государственные повинности. Например, корабельщики обязаны были перевозить в Рим определенное количество хлеба, хлебопеки – печь хлеб. Колбасники и мясники доставляли в Рим говядину, свинину, колбасу для лиц, имевших право на казенные продукты. Купцы платили пошлину за право торговли и т. д.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Для сбора налогов римская администрация прибегала к помощи откупной системы, которую она не могла в должной степени контролировать. Суть ее состояла в том, что так называемые откупщики, объединенные товариществом, вносили в казну заранее налог – определенную сумму денег. А уже затем взыскивали эту сумму с местного населения. Такое право откупные кампании получали на основе аукциона, проводившегося цензорами в Риме. Первоначально откупа распространялись и на прямые и на косвенные налоги. Эта система являлась крайне обременительной для населения, так как откупщики возвращали себе внесенную ими в казну сумму со значительным превышением. В качестве участников откупных компаний обычно выступали всадники. Крупные откупные компании со штатом чиновников имели свои конторы по всей империи.

Откупщики (публиканы) занимались и ростовщичеством, давали населению взаймы деньги для уплаты налогов под высокие проценты, что вызывало постоянное недовольство населения Римской империи.

Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) писал: «Где появляются публиканы, там или публичное право становится пустым звуком или у союзников не остается совсем свободы».

Как результат деятельности откупщиков, в империи процветала коррупция, злоупотребление властью и, наконец, в I в. до н.э. в стране разразился экономический кризис.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства государства являлась одной из важнейших задач, которые решал император Август (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Во время его правления была проведена следующая работа в области финансового права:

1)во всех провинциях им созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налоговым обложением;

2)значительно уменьшены услуги откупщиков;

3)заново проведена оценка налогового потенциала провинций;

4)проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями;

5)по каждому городу составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах;

6)проведена перепись имущественного состояния граждан;

7)каждый житель был обязан в определенный день представить властям, в финансовые органы свою декларацию о доходах.

Все эти налоговые документы хранились в финансовом учреждении общины. Значительные поступления стали поступать в государственную казну за счет сдачи городских земель в аренду. Важным источником поступлений в казну являлись пожертвования магистратов. С их помощью строились здания, организовывались бесплатные обеды.

В период консульства Цезаря (59 г. до н.э.) налоговая система совершенствуется. Начинает контролироваться и ограничиваться деятельность откупщиков. Прямые налоги в ряде провинций стали поступать в казну от самих вождей племен и общин. Это несколько облегчало положение налогоплательщика.

При императорах из династии Антонинов учреждается должность городского куратора, обязанного следить за состоянием городских финансов. Правительство стремилось сделать города ответственными за все сборы. К ним еще в начале империи переходит сбор налогов не только в данном городе, но и в округе. Провинциальные местечки платили прямой налог. Некоторые из них, считавшиеся союзными, налогов не платили.

Уже в те далекие времена налоги играли не только фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства, поскольку вносились деньгами (золотом). Чтобы эти деньги иметь, населению империи приходилось производить продукцию на рынок для продажи, что вело к активации, развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Правители римских провинций осуществляли на местах фискальные функции. Бесконтрольность правления, их вымогательство очень часто разоряло провинции дотла. По этому поводу римляне говорили, что нередко бедный правитель приезжал в богатую провинцию, а уезжал богатым из бедной. Время от времени римские императоры милостиво прощали недоимки в некоторых провинциях. Но это случалось лишь тогда, когда их невозможно было уже выплатить.

Составной частью финансового права Римского государства являлось расходование средств. В период республики расходы определялись доходами.

Государство выделяло деньги прежде всего на закупку оружия, постройку кораблей, возведение общественных зданий, сооружений, храмов, религиозной нужды. Значительные суммы денег шли на содержание чиновничества, армии. Интересно, что вначале при всех расчетах медные деньги отмеряли по весу. Поэтому плата за вещи, товары, зарплата чиновникам, которая выплачивалась в Римском государстве, называлась «стипендиа» (от «пендо» – взвешивать). Видимо, отсюда и пошло название небольшой денежной помощи студентам – «стипендия».

Во времена императоров большие средства стали расходоваться на императорский двор, с его многочисленной челядью. За счет государственной казны осуществлялись бесплатные раздачи хлеба, денег. Получали их от 150 до 350 тыс. римских граждан. При императоре Августе ежемесячно более 200 тыс. человек пользовались бесплатным зерном. А при императоре Аврелиане часть граждан Рима бесплатно получала не только хлеб, но и мясо. С 297 г. установилось натуральное содержание армии и чиновничества.

Одна из причин постоянного финансового дефицита заключалась в расточительстве императоров. Особенно грешили в этом отношении Нерон (54-68 гг.), Коммод (177-192 гг.) и др. Огромных денег стоили увеселения для столичных низов, лозунгом которых было «хлеба и зрелищ». Немало средств затрачивалось на дорогостоящие игры гладиаторов, проведение дорог, строительство мостов, каналов, ремонт терм (бань). Так, император Веспасиан (69 – 79 гг. н.э.) построил Капитолийский храм (Храм мира), возвел амфитеатр, именуемый ныне Колизеем. На государственные средства содержалась почта империи.

Одним из серьезных факторов развала рабовладельческого хозяйства (в частности, торговли) и постепенной его натурализации является состояние и развитие денежной системы. Количество в деньгах драгоценных металлов постоянно уменьшается, качество денег непрерывно ухудшается. Начиная уже с середины I века н.э., деньги почти теряют всякую реальную ценность, превращаясь, в сущности, в условные денежные знаки. Вместе с уменьшением золота в монетах, падает и его проба. В начале I века aureus содержал чистого золота на 1 грамм – 0,991, при Веспасиане – 0,938, а в 265 г. золотой содержит уже только 1,33 % золота, 15,94 % серебра и 83,73 % меди. В 267 г. встречается «золотой», содержащий – 17,28 % серебра, 82,07 % меди и 0,65 % олова. Это была низкопробная серебряная монета, лишь слегка позолоченная. А после 268 г. римские правители сочли возможным обойтись и без серебра, позолотив медную монету.

Интересно, что чеканщики денег (monetarii), зачастую, несмотря на низкое происхождение, были весьма состоятельными людьми. Женщины из знатных, известных семей стремились вступить в брак с ними.

Но это уже не смогло остановить развал рабовладельческого общества. Девальвация денег служила новым источником ограбления масс, так как в обращение выпускалась низкопробная монета, а оплату налогов требовали в золотом исчислении.

В различные периоды истории в Римской империи предпринимались попытки борьбы с расточительством, непомерной и вызывающей роскошью отдельных богатых римских родов.Делались попытки переложить бремя расходов (особенно в годы войны) на богатых. Временами это удавалось, но чаще всего – нет.

В 218-215 гг. до н.э. во время войны с Карфагеном принимаются три «Закона о роскоши». Это законы г. Клавдия, М. Метелия, Г. Опия. В этих законах жестко ограничились «не рациональная» трата фамильных ресурсов, основного тогда источника пополнения римской казны.

В 214 г. до н.э. в связи с проблемами во флоте, сенат издал Закон, по которому тот, кто имел имущество на сумму от 50 до 100 тыс. ассов, должен был выставить одного моряка и дать ему шестимесячное жалованье; если доход семьи был до 300 тыс. ассов, то трех моряков и годовой оклад; для тех, у кого имущества до 1 млн – семерых, а каждый сенатор – восьмерых моряков и также годовое жалованье.

Ряд римских законов касались организации и проведения пиров. Так, Закон 145 г. до н.э. строго ограничивал подачу количества блюд на пирах; 71 г. до н.э., 16 г. до н.э. – ограничили затраты на их проведение. Закон 181 г. до н.э. – ограничил число приглашенных на пир; 81 г. до н.э. – установил верхний предел расходов на пиры и похороны. Закон 18 г. до н.э. был направлен на искоренение махинаций при перевозке и продаже продовольствия. Закон 215 г. до н.э. запретил женщинам носить золотые украшения весом более 12 фунтов, а также пользоваться в городе повозкой с двуконной упряжью. В 103 г. до н.э. принят первый «закон о коррупции» и т. д. Однако внести коренной перелом в финансовую ситуацию Римской империи они не смогли.

Неблагоприятные обстоятельства вынуждали отдельных императоров экономить средства. Во время правления Марка Аврелия (161-180 гг.) в целях пополнения казны пришлось продавать с торгов принадлежащие императорам сосуды, драгоценные камни, богато украшенные императорские одежды. Император Пертинакс прекратил выдачу денежных подарков и т. д. Вместе с тем, чуть ли не нормой стало повышение цен на продукты питания, росла спекуляция. Все это приводило к возмущению населения. При Александре Севере (222-235 гг.) налоги несколько сократились, расходы на армию уменьшились, но последняя мера вызвала недовольство в войсках.

Вместе с тем, рабовладельческая система хозяйствования все чаще давала сбои. Как отмечает видный российский историк римского права И. Л. Покровский: «В то время, когда Рим завоевал господство над миром, когда он развивал свои демократические учреждения, вырабатывал общемировое право, в это самое время, в самый блестящий период своей истории, он уже таил в себе роковую социальную болезнь, которая вносила разложение в столь мощный организм и которая должна была потрясти его до самой глубины».Колоссальные богатства, праздность и разврат деморализуют высшие классы населения; безнадежная нищета и такая же праздность, вызывают не меньшую деморализацию низших; огромные массы бесправных рабов. Везде смута. Общество и государство переживают общий и острый кризис.

В конечном итоге все это привело к краху своеобразной, интересной, оригинальной, поучительной финансовой системы, к гибели, распаду Римской империи. Вместе с тем, отдельные положения Римского финансового права впоследствии, как и многие другие правовые институты, были заимствованы, рецепированы средневековой Европой, а затем вошли в право целого ряда европейских государств, Украины.