Понятие и виды вещей (Res).
План
РИМСКИЕ Вещные права. владение
2. Владение: понятие, возникновение, прекращение и защита владения (Possessio).
Вещное право – это право, которое предоставляет его, носителю возможность непосредственного воздействия на вещь, т. е. – это такое право, когда предметом его внимания является вещь. К вещному праву римляне относили право владения, право собственности и права на чужие вещи. Право собственности и право на чужие вещи будут рассмотрены уже в ближайших лекциях.
I.В римском гражданском праве вещи, виды вещей, вещное право (владение, собственность, права на чужую вещь) занимали важное место. Что такое вещь? Римляне дали несколько определений этому термину. С точки зрения римлян, вещами признавалось все, что окружало человека и могло быть объектом права. Вещи (Res) – это все то, что создано природой и трудом человека предоставляет объект имущественного праваа (см. табл. 7.1). Вещь – это все что существует в материальном и познаваемом мире. Res – это часть природы, доступная и полезная человеку и все то, что представляет объект имущественного права.
С гражданско-правовой точки зрения вещи подразделялись на ряд определенных видов, групп (см. табл. 7.2).
1. Важнейшим и сугубо римским в строгом праве разграничением вещей на отдельные виды было их деление на манципные и неманципные – Res mansipi et res nes mansipi. Гай утверждал, что между ними существует большое различие. К манципным вещам Ульпиан относил: землю, рабов, рабочий скот, дом, земельные сервитуты (право пользования чужим имуществом) т. е. – это вещи, имеющие большую значимость в повседневной жизни римлян . Передача всего этого проходила в торжественной обстановке в присутствии 5 – 7 свидетелей, весовщика с весами. Этот ритуал получил название манципации, а вещи – манципными. Все остальные вещи, где не требовался этот ритуал, – неманципными. Если при отчуждении манципных вещей ритуал манципации не проводился, продавец формально оставался собственником даже в том случае, когда вещь уже отчуждена. Продавец мог потребовать возвращения ее в любой момент. В классический период необходимость в манципации отпала.
2. Следующее разделение вещей по субстанциям на телесные и бестелесные. Вещи, имевшие материальную субстанцию, назывались телесными (res comporales), а не имеющие субстанции – бестелесными (res incomporales).Это точнее все права на вещи. Цицерон по поводу этих вещей говорил, что: «Есть вещи, которых можно касаться, а есть вещи невидимые, их можно распознать только умом, (наследование, обязательство, приданое и т.д.)».
3. Вещи делились также на движимые и недвижимые (res mobiles, res immobiles). К движимым вещам стали относить вещи, которые можно передвигать: рабы, домашняя утварь, животное и т. д. К недвижимым – дом, постройки, инвентарь, рабочий скот для сбора урожая, обработки земли. Последнее считалось составной частью земли.
4. Вещи,находящиеся в обороте, и вещи изъятые из оборота (res in commercio et res extra commerсium). Если вещь могла стать объектом частной собственности, то она находилась в обороте, и наоборот. Изъятыми из оборота считались воздух, текущая вода, моря и реки со всем их содержимым. Так выдающийся римский юрист Ульпиан отмечал, что «море по своей природе доступно всем».
К этой же группе римляне относили публичные вещи: общественные здания, сооружения, дороги, театры, стадионы, государственную землю, государственных рабов. Изъятыми из оборота были посвященные богам храмы, богослужебные предметы, а также места погребения римлян (res religiosae). Захват, разрушение их наказывалось самым серьезным образом, вплоть до смертной казни. Все остальные вещи находились в обороте. могли быть предметом частной собственности, но не могли быть вещью, предметом в обороте яды, запрещенные книги, предметы культа домашних богов.
5. Вещи подразделялись также на родовые (genus) и индивидуально-определенные (et specias). Если для собственника имели значение только вес, мера и количество вещи (т. е. общие родовые свойства, признаки), то это вещь родовая. Родовая вещь не гибнет (genera non pereunt).Если же для него представляли ценность не родовые признаки, а индивидуальные свойства, отличия, предметы, вещи, то это вещь индивидуально-определенная. Например, раб-поэт, художник. Господин его ценит не только как единицу рабочей силы, но в первую очередь за творческие, уникальные способности (см. табл. 7.3). Родовые вещи – лошади, деньги, продукты питания и т. д. Индивидуально-определенные – оригинальные скульптуры, ценные картины и т. д.
6. Римские юристы подразделяли вещи на делимые и неделимые. Если вещь можно разделить любым образом, и она при этом не утрачивала своей хозяйственной ценности и назначения (хлеб, сахар, земельные участки и т. д.). Даже здания и то можно делить по вертикали. К неделимым относились картины, скульптуры, животные и т. д. Каждый собственник неделимой вещи (если их несколько) имел право на ее часть.
7. Вещи подразделялись также на потребляемые и непотреб-ляемые. Вещи, которые служили людям длительный срок, считались непотребляемыми (земля, одежда, строения, инвентарь и т. д.). Потребляемые – еда, пища, строительный материал, которые исчезали в процессе потребления.
8. По физическому составу римские юристы делили вещи на 3 вида:
а) состоящие из одной материальной субстанции;
б) искусственные образования – образования, созданные из разных вещей (здания, повозки, корабль);
в) совокупность однородных вещей, материально не связанных, но объединенных общим назначением (библиотека, стадо коров, табун лошадей, коллекция и т. д.).
9. Римское право знало и такое понятие, как плоды (frui). Среди них различали плоды цивильные и естественные. Плод, который приносит доход в результате использования ее в обороте, назывался цивильным. Например, дохода по договору аренды. Естественныйплод - это плод, приносимый самой вещью в силу природных свойств. Это плоды сада, молоко, шерсть, приплод животных и т. д. Позднее понятие «плоды» переросло в термин «доходы» (см. табл. 7.4).
10. Известен и широко использовался в практике такой термин, как «имущество» - совокупность различных вещей, объединенных единым хозяйственным назначением или принадлежностью. К имуществу в преторский период стали относить оставшееся после вычета долгов кредиторов наследство.
II. По сути, каждая вещь связана с владением. Владение (posses-sio) – фактическое, а не юридическое господство лица над вещью. Исторически владение предшествовало праву собственности и отличалось от него настолько, что позволило римским юристам выработать формулу: «Между собственностью и владением не существует ничего общего» (см. табл. 7.5). И в связи с этим римляне выделяли три ситуации:
1. Владелец, он же собственник вещи.
2. Владелец, который не является собственником.
3. Собственник вещи не является ее владельцем.
Владелец – фактический обладатель вещи, независимо от наличия права на нее. Собственник – фактический обладатель вещи, имеющий на нее право собственности. Законы XII таблиц уже упоминают понятие «владение». В период республики преторы различали фактическое обладание вещью без права на нее и фактическое обладание вещью, основанное на праве.
return false">ссылка скрытаКлассической формулой прав владельца в римском гражданском праве было изречение: «Utere et abutere – пользуйся и используй», т. е. имей всю возможную выгоду с полезных качеств вещи. При этом это было не только право, но и обязанность.
Вначале римские юристы толковали фактическое обладание вещью довольно примитивно – держать в руках, во дворе, в доме, хранилище и т. д. Позднее фактическое обладание вещью стали истолковывать, понимать более утонченно уже как отношение владельца к вещи. Владелец мог воздействовать на вещь беспрепятственно, непосредственно и длительное время.
Владение подразделялось на законное (Possessio iusta) и незаконное (Possessio in iusta). Законное владение основано на праве собственности и некоторых других правах.
Незаконное владение – это владение, не имеющее правового основания. Законное владение – это, прежде всего, владение собственника и так называемое производное владение. Одним из его видов является прекариум. Оно означало предоставление собственником своего имущества другому лицу во временное и бесплатное пользование. Другим видом являлся секвестр. Его сущность заключалась в том, что вещь, имущество предоставлялось на хранение третьему лицу – секвестарию (см. табл. 7.6).
Незаконное владение, в свою очередь, делилось на добросовестное и недобросовестное. Незаконное, но добросовестное владение имело место в том случае, когда владелец не знал и не мог знать, что владеет чужой вещью и что у него нет права владеть этой вещью. Незаконное, но добросовестное владение – это, например, приобретение краденой вещи покупателем, который не знал и не мог предполагать об этом.
Если же он знал или должен был знать, что не имеет права на владение данной вещью, то такое владение будет и незаконным, и недобросовестным, порочным. Даже после передачи незаконного владения, вещи другому лицу (купли-продажи, получения как подарка, унаследования по завещанию, обмене и т. д.) действовало правило: «Nemo ad alterum plus iuris transfere potest quam ipse habet – Никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам». Приобрести право собственности можно было только посредством добросовестного владения. Добросовестный владелец в случае истребования своего имущества по виндикационному иску отвечал в меньшем объеме, чем недобросовестный. А в ряде случаев добросовестному владельцу возвращалось даже часть затрат на вещь, которую он передавал назад владельцу (см. табл. 7.7).
Римляне четко разработали положение о приобретении владения. Владение приобреталось только посредством соединения двух его элементов – объективного corpus (тело владения) и субъективного animus (намерение, воля владения) (см. табл. 7.8). Известный римский юрист Павел отмечал, что «если нет corpus, то, значит, нет и animus». Мы приобретаем владение посредством материального и волевого элементов, а не одним материальным или одним волевым элементом».
Способ приобретения владения зависел также и от характера владения. Владение, основанное на праве собственности, приобреталось теми же способами, что и право собственности. Среди них:
1. Первоначальное – захват, завладение, приобретение бесхозной, ничейной вещи (occupatio), переработка вещей (specificatio).
2. Производное – купля-продажа имущества, переход его по наследству и т. д.
3. Приобретательная давность (usucapio). Законы XII таблиц установили термин приобретательной давности на движимые вещи – 1 год, для недвижимых – 2 года. Владельцы, получившие право на владение по давности, назывались поссесорами. Преторы расширили это положение Закона XII таблиц на перегринов. Император Юстиниан установил срок приобретаемой давности в 3 года для движимых и 20 лет для недвижимых вещей. При этом обязательно владение должно быть законным, добросовестным, а срок пользования имуществом беспрерывным.
Незаконное владение приобреталось теми же способами, что и право собственности. Однако с одним существенным отступлением: право собственности к приобретателю не переходило. Владелец вещи не становился ее собственником. Владельцами никогда не были рабы, дети, подвластные.
Прекращалось владение в следующих случаях:
1) физической гибели вещи (вещь сломана, разбита и т. д.). Нельзя осуществлять владение вещью, которой нет;
2) юридической гибели вещи, т. е. она изымалась из гражданского оборота, перестала быть объектом права частной собственности, а, следовательно, объектом владения;
3) если владелец утрачивал один из двух правовых элементов владения (тело или волю владения).
В римском праве институт владения означал или все, или ничего. Феномен владения как самостоятельного правового института заключался в том, что обладание вещью было основано на факте, а не на праве. Известный Вам римский юрист Павел по этому поводу отмечал, что «Доказательство владения состоит не столько в праве, сколько в факте. Поэтому для доказательства достаточно, если я материально держу вещь».
Владение, хотя оно и не есть право, но оно получало правовую защиту со стороны общества. В литературе это объясняется по-разному. Одни исследователи (Р. Еринг, С.А. Муромцев) этот факт объясняют тем, что в подавляющем большинстве случаев владельцами являются собственники. В таких случаях действует юридическая презумпция: владеющий вещью имеет на нее право. Сомневающийся пусть опровергнет это посредством доказательства обратного, т. е. пусть он докажет, что право на вещь принадлежит не владельцу, а ему. Именно для защиты владельца римское государство предоставило им упрощенную защиту. Это первая точка зрения.
Вторая группа исследователей римского права (Ф. К. Савиньи, И. А. покровский) считает, что эта упрощенная защита владельцев введена с целью недопущения самоуправства. Даже если владелец вещи не имел на нее права, то пусть это докажет только суд, а не правомерный собственник.
Борьбе с самоуправством римляне придавали огромное внимание. Осуществлять защиту своих прав самостоятельно категорически запрещалось. В Риме в начальный период его истории было мало земли. Поэтому малоземельные и безземельные крестьяне постоянно выступали за передел земли.
Владения, и притом большие, первоначально возникали из общественных земель. Эти земли являлись собственностью римского народа и передавались вначале только во владение. Фактически владельцы крупных земельных наделов не имели права на них.
Именно поэтому преторы, чтобы не допустить перераспределения земель, своей практической деятельностью создали средства правовой защиты фактического состояния, т. е. земля стала принадлежать тому, кто ею владеет без ссылки на право. Существовала презумпция совмещения владения и собственности: «Unde habeat quaerit nemo, sufficut, sufficut habere – Никто не спрашивает, откуда взял, достаточно того, что он сам знает это». Исходя из всего этого, преторы фактическому владению предоставили юридическую защиту. Владелец защищался посредством преторских интердиктов. Такая защита с помощью преторов стала называться интердиктной. Если доказательства права у данного владельца земли не требовалось, то такая защита называлась посессорной. Если требовалось доказательство, то защита называлась петиторной. В посессорном процессе надо было доказать лишь право владения или нарушения права владения. Доказывать право в петиторном процессе достаточно сложно.
Посессорной защитой пользовались как собственники, так и фактические владельцы. В “Дигестах” отмечалось, что «любой владелец уже тем является владельцем, что он им является».Он имеет больше прав, чем тот, кто не владеет. Гораций в своих «одах» отмечал: «Блаженны владеющие». Владение всегда исходило из факта владения.
Владельческие интердикты известны трех категорий:
1. Интердикты, направленные на удержание соответствующего законного добросовестного владения (retinende possessionis). С его помощью запрещались посягательства на владения другой стороной. «Vim fieri veto. Запрещаю самоуправство. Впредь вы владеете как владеете».
2. Рекуператорные интердикты. С их помощью возвращались насильно захваченные владения (recuperandae possessiones). Ответчик обязывался возвратить владения и уплатить убытки.
3. Интердикты, направленные на установление владения впервые.(interdicta adiscende possessionis). В целом же интердикты давали только временное решение. Преторские иски, основанные на праве, решали судьбу вещи окончательно.
Изученный нами материал показывает глубину рассмотрения римскими юристами вещных прав и владения. Важно при этом отметить, что, будучи институтом цивильного права, приобретение в результате пользования распространялось только на римских граждан.
Таблица 7.1
Таблица 7.2
Таблица 7.3
Таблица 7.4
Таблица 7.5
Таблица 7.6
Таблица 7.7
Таблица 7.8
Контрольные вопросы
1. Чем законное владение отличалось от незаконного? Собственник – от владельца?
2. Назовите способы приобретения владения.
3. Дайте определения терминам «доходы», «плоды», «имущество».
4. Как прекращалось владение?
5. Что такое «приобретательная давность»?
6. Назовите преторские эдикты, защищавшие владение.