Брак и его виды. Правовые отношения между супругами, родителями и детьми.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

План

РИМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

I.С древнейших времен римская семья (familia) была не стадной, а моногамной, т. е. характерным являлось устойчивое сожительство мужчины и женщины моногамия – устойчивые брачные отношения. Как прочное объединение familia возникает с разложением родового строя (см. табл. 5.1).

Семья, считали римляне, - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья (агнатская) строилась по принципу подчинения власти главе семейства (рater familias). В состав семьи входили помимо главы семейства его жена, дети, родственники, рабы. Глава семьи назывался домовладыкой. Дом - это, прежде всего дом мужа, домовладыки, власть, которого распространилась на всех подвластных.

Известный вам автор «Институций» Гай считал римский семейный строй нетипичным, исключительным достижением, явлением римского народа.Другой известный вам автор З. М. Черниловский детализирует суть этого достижения. Первое – это исключительно высокая степень власти домовладыки над женой, детьми, домочадцами (Patria potestas). Отец мог даже продать на небольшой промежуток времени подвластного в рабство, но не более трех раз. После третьего раза сын или дочь получали свободу. Второе – на первый план в начальный период выдвигалась не кровная (когнатическая) связь главы семейства, а юридическая. Или по римской терминологии – агнатическая. Ни жена, ни даже усыновленные дети (к примеру) не были кровными родственниками, но их правовое положение было таким же, что и кровных, входящих в семейство. Третья особенность римской семьи заключалась в том, что под термином familia понимались не только агнаты, но и рабы, скот, неодушевленные вещи. Ни одна правовая культура не знала такого неприкрытого, откровенного примера мужней власти, власти главы семьи.

Юридическое положение подвластных менялось только при следующих двух обстоятельствах: 1) смерти главы семейства; 2) когда глава семьи находил нужным эмансипировать, т. е. освободить из-под своей власти сына, дочь (emansipatio), отпустить на волю раба (manumissio). Таким образом, в агнатской семье единственным, полноправным гражданином, носителем прав (manus) в семье был pater familias.

В зависимости от семейного положения римские граждане подразделялись на лиц своего права (persona sui iuris) и лиц чужого права (persona aliene iuris). К первой группе относился, глава семьи, ко второй – подвластные, которые вообще не имели своего имущества.

Итак, семья, основанная на безграничной власти домовладыки, в которой все родственные связи отсчитывались по линии отца, называлась агнатской. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и только в пользу домовладыки. Его сыновья, независимо от возраста, при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной правоспособностью (см. табл. 5.2).

При императоре Веспасиане (69 – 79 гг. н.э.) сенат принял постановление, которое запрещало давать деньги подвластным сыновьям. Даже подарок отца подвластному сыну не признавался действительным с правовой точки зрения, а квалифицировался как пекулий. Со временем, постепенно государство начинает вмешиваться во внутрисемейные отношения. Во времена императора Августа, не отменяя сам принцип отцовской власти, расширяются права, самостоятельность «взрослых сыновей». Для этого стали, прежде всего, применять такое понятие как «военный пекулий», который охватывал все имущество, полученное военнослужащим за время похода, пребывания в армии. Имущество теперь уже принадлежало только сыну. В период домината появляется аналогичный пекулий для подвластных сыновей, но уже за гражданскую службу. Сын освобождается от власти отца, становится эмансипированным, если избирался на должность консула, префекта, магистра и т. д.

Девушка, вышедшая замуж и перешедшая в семью другого агната, утрачивала всякие родственные связи с родителями (см. табл. 5.3). Сыновья главы семьи являлись агнатами отца I степени, внук – агнат отца II степени, правнук – агнат отца III степени и т. д. Итак, семья, основанная на безграничной власти домовладыки в которой родственные связи отчитывались по линии отца называлось агнатской.

После смерти домовладыки его сыновья сами становились носителями власти в семье (даже если он или все они не были женаты), становились домовладыками. Домовладыка являлся носителем семейной власти (manus) не только наличной, но и потенциальной.

По мере разложения патриархальной семьи, в результате завоевательных войн у римлян появляется огромное количество рабов, быстро развиваются производительные рабовладельческие силы Римской империи, частная собственность, повышается культура, благосостояние, появляются специальные суды для решения всех спорных вопросов. Наконец, агнатскую семейную систему меняет когнатская, т. е. семья по кровному родству. Вышеназванные изменения в обществе позволили родителям закрепить свое имущество, оставить наследство кровным детям, независимо от того, где они находятся – непосредственно в его семье или в семье другого агната. Таким образом, появляются семьи, связанные кровными узами.Некоторый промежуток времени агнатское и когнатское родство существовало параллельно, но со временем когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.

Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство и сейчас, ныне лежат в основе семейно-правовых отношений. При этом:

1. Братья и сестры, которые имели общего отца и общую мать, назывались полнокровными братьями и сестрами.

2. Если они имели общую мать и разных отцов, то назывались единоутробными.

3. Если у них один отец, но разные матери, то они – единокровные.Те и другие называются к тому же неполнородными.

4. Если же у них вообще разные отцы и разные матери, их называют сводными.

В римском праве так детально шла речь о степени родства потому, что этот фактор имел важнейшее значение для установления прав на наследство. Более близкое родство отстраняло от наследства последующую степень.

ІІ. Семья начинается с брака (matrimonium). Брак – социально-значимый союз мужчины и женщины.Римские юристы весьма идеалистически определяли брак. Так, известный римский юрист Модестин писал: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права». Однако это идеалистическое определение брака не соответствовало действительности. Женщина всегда находилась в зависимости от отца, мужа, брата, опекуна. Речь идет не о физической или нравственной зависимости, а о правовом неравенстве. Римляне этого и не скрывали. Женщины не могли занимать какую-либо гражданскую или публичную должность за исключением жриц культа богини Весты. Известный юрист Папиниан прямо отмечал: «По многим статьям нашего права положение женщин значительно хуже, чем положение мужчин». На эту особенность обращает внимание и Павел: «Жена не может подать иск на мужа за оскорбление, обиду, в то время как муж может».

Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак (iustum matrimonium).

Римский законный брак, в свою очередь, также делился на два вида: брак с мужней властью (cum manu) и брак без мужней власти (sine manu) (см. табл. 5.4). Брак с мужней властью заключался посредством трех способов. Первый – религиозный, в присутствии 10 свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера – «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака – покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способusus – по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи (trinoctium) уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался (usurpatio) и превращался в cum manu.

Браки римских граждан с перегринами, вольноотпущенниками, колонами запрещались. Перегрины вступали в брак между собой в соответствии с нормами права народов. Латины, колоны, вольноотпущенники заключали браки в соответствии со своим правовым статусом.

Фактические брачные отношения людей, которые не могли вступить в законный римский брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат – устойчивое сожительство с намерением создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий:

1. Дети от этого брака не могли стать наследниками отца.

2. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование.

3. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины.

Наихудший вид брака – это брак замужней женщины с неженатым мужчиной, при котором основное наказание, ответственность за связь с мужчиной несла женщина.

Был еще один вид брачных отношений это брак межу рабами – контурберниум.

При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения ее запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода (nomen). Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая (Maior), следующая сестра – secunda – вторая или minor (младшая), третья – tersia и т. д.

При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества.

Император Август вынужден принять ряд мер с целью упрочения брачных связей (lex julia). Была сделана попытка стимулировать брак и деторождение. Так, мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет, не состоявшие в браке, не могли стать наследниками по завещанию. Кроме того, мужчина не считался бездетным при одном ребенке, женщина при трех, а вольноотпущенница только при четырех детях (Lex Julia et Papia Poppae). Однако эти меры не принесли желаемого.

Своеобразными этапами при вступлении в римский брак были: обручение, обмен подарками, свадьба и введение жены в дом мужа (см. табл. 5.5). Для вступления в римский законный брак требовалось:

1. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат.

2. Достижение брачного возраста (14 лет для мужчины, 12 – для женщины).

3. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между свекром и бывшей невесткой; между отчимом и падчерицей; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.

4. Обязательное условие – отсутствие родства по прямой линии до 6 степени родства. Кроме того, было и абсолютное препятствие для вступления в брак (см. табл. 5.6). Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).

Идеал жены в Риме выражался словами: pia – благочистивая, верная; pudica – стыдливая, скромная; lanifica – сидящая у прялки, прядущая шерсть; domiseda – домоседка.

Интересно, что в христианскую эпоху крестный отец и крестная мать в Римской империи также считались родственниками, а их дети и внуки не могли между собой свободно вступить в брак. Не потому ли в эпоху тестя всей Европы, киевского князя Ярослава Мудрого его сыновья и дочки пользовались таким успехом? Наверное так, потому что все европейские династии к XI веку уже были связаны друг с другом. Вместе с тем нужно отметить, что далеко не всегда эти требования выполнялись. И, прежде всего, верхами римского общества. Об их нравах можно судить по таким фактам. Так, Ромул вступил в брак с уже замужней женщиной. То же самое позднее повторил Август. Император Нерон, по свидетельству Светония, взял себе в жены мальчика Спора и … вышел замуж за вольноотпущенника Дорифола.Попытки римских законодателей бороться с этими негативными тенденциями путем введения в 149 г. до н. э. крупного штрафа в 10 тыс. сестерций, а в классическую эпоху и к смертной казни за мужеловство потерпели полный крах. Император Калигула содержал целый гарем мальчиков и в конце концов учредил в своем дворце мужской бордель. Коронованным особам в гомосексуальной прыти не уступали другие слои римского общества, что в конце-концов послужило одной из причин гибели Римской империи.

Брак прекращался в следующих случаях: 1) смерть одного из супругов; 2) утрата гражданства, свободы супругом; 3) по разводу. При браке cum manu развода мог требовать только муж.

Причинами развода могли быть:

- нарушение супружеской верности, прелюбодеяние (adulterium);

- отсутствие информации о судьбе супруга, находившегося в пленену в течение 5 лет;

- покушение на жизнь супруга;

- неспособность к деторождению;

- поступление на военную службу;

- государственная измена одного из супругов;

- уход в монастырь, возведение мужа в жреческий стан.

Развод без уважительных причин сопровождался наложением на виновную сторону крупного штрафа. Чтобы развод считался действительным, на нем должны присутствовать 7 свидетелей. В христианскую эпоху вопросами развода стала заниматься церковь, которая в целом не поощряла разводы и была их ярой противницей. После развода можно было через 10 месяцев вступать в новый брак. При этом существовали определенные ограничения в интересах детей от первого брака. Например, если родители вступили в новый брак, то имущество принадлежало им по праву пользования, а после их смерти переходило к детям от первого брака. Тем самым защищались интересы детей, укреплялось значение, повышалась роль римской семьи (familia) как хозяйственно-семейного объединения (см. Підопригора О. А., Харитонов Є. О. Назв. раб. – С. 279).

При браке без мужней власти категорически запрещалось дарение между супругами (в первую очередь, от мужа), чтобы не допустить материальной зависимости супругов, сохранить чистоту и искренность брачного соглашения, а не искать материальной выгоды. Вместе с тем, были различного рода исключения из этого правила, супруги могли вступать во всевозможные сделки друг с другом. Супруга могла поручить мужу управлять своим хозяйством. Если между супругами возникали имущественные споры, то они решались с помощью исков, но таких исков, которые не приводили одного из них к бесчестию (см. табл. 5.7).

Интересно решался в римском праве вопрос о приданом (dos). Dos предоставлялся супругам для облегчения им материального положения, устойчивости брачных союзов. В республиканский период приданое сразу же после свадьбы переходило в собственность мужа, и после прекращения брака уже не возвращалось ни при каких обстоятельствах. Со временем dos для некоторых мужчин стал беззастенчивой формой обогащения за счет женщин [см. табл. 5.8] . Появляется необходимость составлять специальные брачные соглашения.

В императорский период сложился принцип добрачного дарения. Во время брака это имущество оставалось в собственности и управлении мужа. Если же наступал развод и в нем виновен муж, это дарение переходило к жене и наоборот.

Интересно в римском праве решался вопрос об узаконении (legitimatio) и усыновлении (arrogatio). Законными считались дети, родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Законными признавались и рожденные ранее 182 дней, если муж признавал свое отцовство, приняв родившегося ребенка на руки. Правоотношения между родителями и детьми можно увидеть из таблицы 5.9.

Мать ребенка была известна всегда (mater semper certa), даже если он был зачат вне брака. Отцом ребенка по римскому праву считался тот, на кого указывает брак, т. е. кто состоял в браке с матерью ребенка. Это юридическая презумпция, т. е. положение, которое не требует доказательств. Именно об этом уже известный Вам юрист Павел писал: «Отец – это тот человек, на которого указывает брак».

Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате.

Со временем сложились три способа узаконения:

1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;

2) последующим браком родителей;

3) изданием императорского рескрипта.

Над чужими детьми patria potestas (отцовская власть) устанавливалась усыновлением (arrogation) . Существовали две его формы: (adrogatio и adoptio) – усыновление лиц своего права и усыновление лиц чужого права. Ввиду этого существовали и формальные различные акты усыновления.

При усыновлении соблюдались два обязательных условия:

1) усыновлять имеет право только мужчина. Женщина в исключительных случаях, если она не имела детей или потеряла их;

2) усыновитель должен был не менее, чем на 18 лет, старше усыновляемого.

Своеобразно решался вопрос об алиментировании. Дети и родители несли обязанности алиментирования, а за отсутствием родителей – деды и бабушки. При Юстиниане любое сожительство с порядочной женщиной признавалось браком, поэтому право на алиментирование предоставлялось даже детям наложниц. Условием алиментирования являлась также нужда.

В целом можно сделать вывод, что римское семейное право было достаточно хорошо разработано, полностью отвечало требованиям времени. Современное европейское, украинское семейное право во многом обязано рассмотренному выше римскому, базируется на нем. (см. Лещенко В., Разінкова А. Римське та сучасне українське право (порівняльний аналіз). Правничий часопис Донецького університету № 1(15) 2006 – с. 26-31).

Таблица 5.1

 

Таблица 5.2