Контроль в РФ
Валютный контроль. Органы, осуществляющие валютный
Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ,органами и агентами валютного контроля.
Принципы валютного контроля состоят в следующем:
§ приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
§ исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
§ единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
§ единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
§ обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля:
- определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Органами валютного контроля в РФявляются ЦБ РФ,федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
К федеральному органу исполнительной власти, являющемуся органом валютного контроля, в настоящее время относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (создана в июне 2004 г. и подотчетна Минфину России). Она следит за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ,требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ,а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по
рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы (Федеральная таможенная служба, созданная в июле 2004 г. на основе Государственного таможенного комитета РФ, и Федеральная налоговая служба, созданная в июле 2004 г. на основе Министерства РФ по налогам и сборам).
Федеральная таможенная служба РФ как агент валютного контроля осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.
Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФи актов органов валютного регулирования;
2) применять установленные законодательством РФмеры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФи актов органов валютного регулирования.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8) регистрационные документы в случаях, когда предусмотрена предварительная регистрация;
9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;
10)документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);
11)документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
12)документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;
13)документы, подтверждающие совершение валютных операций;
14)таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФвалюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
15)паспорт сделки (документ, используемый органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля и содержащий сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами).
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФи актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФи актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФкоммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФи актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФиным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, необходимую для применения санкций информацию.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФза неисполнение функций, установленных валютным законодательством, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны: .
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены валютным законодательством РФ;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФи актов органов валютного регулирования.
За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или документация и информация, по которой не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы, приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов. Должностные лица юридических лиц - резидентов и юридических лиц - нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ),административную (ст. 15.25 Кодекса РФоб административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТО И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР (Подписан в г. Москве 04.12.1991) // Правопреемство государственной собственности бывшего Союза ССР. – Минск: Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств, 1996.
Постановление 12-10 на 12-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «Модельный закон об общих принципах организации местных финансов». Принят в г. Санкт-Петербурге 08.12.1998. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. – 1999. – №20.
***
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // CЗ РФ. – 1997. – №51. – Ст. 5712.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. – 06.01.1997. – №1. – ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. – 25.07.1994. – №13. – ст. 1447.
***
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ // СЗ РФ РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998г. №146-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3824.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ. – 07.08.2000. – №32. – ст. 3340.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СЗ РФ. – 29.01.1996. – №5. – ст. 410.
Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 17.06.1996. – №25. – ст. 2954.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. №61-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – №22. – Ст. 2066.
Закон Нижегородской области от 14.07.2005 N 89-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области», принят Постановлением ОЗС от 23.06.2005 N 1510-III // Нижегородские новости. – №134(3306). – 23.07.2005.
Закон Нижегородской области от 18.10.2007 N 142-З «Об областном бюджете на 2008 год», принят Постановлением ОЗС от 27.09.2007 N 711-IV // Нижегородские новости. – №199(3851). – 25.10.2007.; Нижегородские новости. – №201(3853). – 27.10.2007.; Нижегородские новости. – №204(3856). – 01.11.2007.
Закон Нижегородской области от 12.09.2007 N 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области», принят Постановлением ОЗС от 30.08.2007., №678. // Нижегородские новости. – №174(3826). – 20.09.2007.
Закон Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010и 2011 годов» // «Нижегородские новости». – № 219. – 2008.
***
Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» // СЗ РФ. – 2008. – № 48. – ст. 5499.
Федеральный закон от 30.12. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. – 2009. – №1. – ст. 15.
Федеральный закон от 21.07.2007 №182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов // СЗ РФ. – 23.07.2007. – №30. – ст. 3796.
Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – №40. – Ст. 2711.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – №29. – ст. 2757.
Федеральный закон от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
Федеральный закон от 11.01.1995 №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. – 16.01.1995. – №3. – ст. 167.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996г. № 17-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 6.
Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. – 2002. – №28.
Федеральный закон от 23 декабря 2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – №52.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – №50. – ст. 4859.
Федеральный закон от 29.11.2007 N 286-ФЗ «О взаимном страховании»» // СЗ РФ. – 2007. – №49. – ст. 6047.
Федеральный закон от 25 апреля 2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. – 2002. – № 18. – Ст. 1720.
Закон РФ от 27.11 1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в российской Федерации // Российская газета. – №6. – 1993.
***
Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2004. – №11. – Ст. 945.
Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004г. №278 // Российская газета. – 2004. – 17 июня.
Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004г. № 307 // Российская газета. – 2004. – 6 июля.
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. №329 // Российская газета. – 2004. – 31 июля.
Положение о Федеральной службе страхового надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 330 // Российская газета. – 2004. –13 июля.
Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 №101 «О фонде социального страхования Российской федерации // Российская газета. – №35. – 22.02.1994.
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 30.01.1992. –№5.
Постановление правительства РФ от 01.12.2004 №703 «О федеральном казначействе» // СЗ РФ. – 06.12.2004. – №49. – ст. 4908.
Приказ Минфина РФ от 31.12.2002 N 142н «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным Казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – №2. – 14.01.2008.
Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации. Утв. ЦБ РФ 01.04.2003 №222-П // Вестник Банка России. – №24. – 2003.
Письмо ЦБ РФ от 26.01.2005 №17-Т «Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами» // Документ опубликован не был, СПС Консультант Плюс.
Информационное письмо ЦБ РФ от 15.06.2005 №32 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля // Вестник Банка России. – №33. – 2005.
Официальные акты высших судебных органов:
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 №8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2005. – №4.
Постановление Конституционного Суда РФ №12-П от 17.06.2004 «Положение абзаца 22 статьи 283 Бюджетного кодекса РФ признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования оно не отвечает требованиям определенности нормативного содержания». // СЗ РФ. – 05.07.2004. – №27. – ст. 2803/
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 №6845/07 по делу №А64-1026/06-10 «Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС удовлетворено правомерно, так как общество в подтверждение своего права на налоговые вычеты представило в налоговый орган и в суд документы, определенные статьями 165, 169, 171 НК РФ, а также мотивированный расчет суммы налога, заявленной к вычету».
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 №12566/07 по делу N А50-4625/2007-А19 «Заявление о признании незаконным решения налогового органа удовлетворено, так как необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя является основанием для признания решения инспекции незаконным».
Постановление Президиум ВАС РФ от 05.02.2008 №11690/07 по делу №А40-34316/06-126-128 «Дело по заявлению в части признания незаконными решения и требования налогового органа направлено на новое рассмотрение, так как суды, отметив отсутствие у общества разумной деловой цели, не дали оценки его доводам о том, что балансовая (остаточная) стоимость переданного в лизинг имущества при увеличении числа лизингополучателей составила определенную сумму и превысила сумму всех заемных обязательств».
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 №11570/07 по делу №А05-10906/2006-17 «Ответственность перед своими акционерами за исполнение обязанности по надлежащему ведению реестра и за действия регистратора несет само общество, поручившее ведение реестра регистратору».
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 №12092/07 по делу №А58-6668/2006 «В удовлетворении иска о взыскании пеней и процентов, начисленных за просрочку оплаты переводного векселя, эмитированного компанией и акцептованного обществом, отказано правомерно, так как истцом пропущен трехлетний срок вексельной давности, определенный пунктом 70 Положения о переводном и простом векселе, введенным в действие Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341».
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2006. –№8.
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2005 №13257/04 по делу №2-241/02 «Исковое заявление о взыскании задолженности по кредитам удовлетворено правомерно, поскольку суды установили факт погашения истцом задолженности перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам, в связи с чем подтвердили его право требовать уплаты долга от ответчика; так как основным видом деятельности должника являлась розничная торговля, он не вошел в перечень организаций и предприятий агропромышленного комплекса, которым предоставлена отсрочка по возврату задолженности по централизованным кредитам». // Вестник ВАС РФ. – 2005. – №5.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2007 №32"О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год".
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 N 13-ПВ06 «Привлечение консульского учреждения в качестве ответчика по делу по спору о возврате государственной пошлины за легализацию документов, рассматриваемому на территории государства его пребывания, возможно лишь при условии отказа представляемого государства от дипломатических привилегий и иммунитетов».
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 N 488/01 по делу N А40-47577/99-55-462 «Дело по иску о взыскании задолженности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и процентов за пользование чужими денежными средствами направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела». // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. – №11
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года. // Вестник ВАС РФ. – 2002. – №7
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2002 N 2695/01 по делу N А82-263/2000-А/1 «Дело по иску об обжаловании действий должностных лиц отделения Пенсионного фонда РФ в связи с отказом признать за обществом с ограниченной ответственностью право на льготу по уплате страховых взносов направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела». // Вестник ВАС РФ. – 2006. – №12.
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 52 «Об осуществлении финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых арбитражным судам Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2006. – №8.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»
Основная литература:
Голубев А.В. Контролируемые субъекты финансово-бюджетного надзора // Законодательство и экономика. – 2007. – №7.
Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М., 2000.
Ефимова Л.Г. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации // Банковское право. – 2007. – №2.
Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. – Том 1. – АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006.
Кудимов А.В. Актуальные проблемы правового регулирования финансового контроля в российской федерации // Налоги (журнал). – 2007. – №3.
Лукъянова Т.Г. Методы финансовой деятельности // Гражданское право. – 2006. – №4.
Павлов П.В. Финансовое право: учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2008.
Рассыльников И.А. Бюджет и его правовое содержание (анализ позиций Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №14.
Сергеев А.А. О новеллах бюджетного законодательства и их влиянии на правовой статус российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №14.
Финансовое право: Учебник / Отв. Редактор Ю.А. Крохина. – М., 2004.
Финансовое право: Учебник. 3-е изд. / Отв. редактор О. Н. Горбунова. – М.: Юрист. – 2006.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. – М., 2004.
Финансовое право: федеральный и региональный аспекты: Комплекс учебно-методических пособий / Отв. ред. Н. И. Химичева. – М. – 2001.
Химичева Н. И. Вопросы развития финансового права Российской Федерации в свете Всеобщей декларации прав человека // Права человека: пути их реализации: Материалы международной конференции. – Ч. 2. – Саратов.1999.
Дополнительная литература:
Арсланбекова А.З. Методы совершенствования банковского надзора в Российской Федерации // Банковское право. – 2007. – №3.
Архипенко Т.В. Понятие и сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. – 2004. – №5.
Барчуков В.П. Некоторые проблемы применения Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации // Банковское право. – 2007. – №3.
Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: формирование нормативно-законодательной базы // Журнал российского права. – 2000. – №7.
Добрынин И.Н. Конституционно-правовой статус банковской системы Российской Федерации: необходимость реформы // Право и политика. – 2007. – №8.
Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификация // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – №4.
Древаль Л.Н. Субъекты финансового права: генезис доктрины // Финансовое право. – 2007. – №9.
Гнеденко В. Физические лица могут быть участниками бюджетного процесса // Российская юстиция. – 2002. – №12.
Гильманов Э.М. К вопросу о месте Центрального Банка Российской Федерации в системе расходов бюджета // Банковское право. – 2007. – №5.
Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. – М., 2003.
Евдокимов А.Н. Бюджет как элемент бюджетной системы: отечественный и зарубежный опыт // Финансовое право. – 2007. – №7.
Емельянова Е.С. Ответственность кредитной организации за нарушение бюджетного законодательства // Финансовое право. – 2005. – №2.
Ерпылева Н.Ю. Правовое регулирование валютных операций банков в Российской федерации // Банковское право. – 2006. – №4.
Ерпылева Н.Ю. Механизмы валютного регулирования в России: новеллы правовой регламентации // Законодательство и экономика. – 2006. – №№4, 5, 6.
Иванов В.А. Эволюция банковской системы России // Банковское право, 2006, №3.
Иванова Е.Е. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации: правовые аспекты // СПС Консультант Плюс.
Клепикова М. Особенности исполнения судебных актов за счет бюджета // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – №4.
Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Н.И. Химичевой. – М., 2001.
Иванова Е.Е. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации: правовые аспекты // СПС Консультант Плюс.
Игбаева Г. Гражданско-правовая характеристика договора страхования // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – №9.
Ишо К.Д. Сравнительная характеристика законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах // Право и политика. – 2007. – №6.
Коробкина Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган государственного финансового контроля // Финансовое право. – 2007. – №5.
Кочарян В. Индивидуальные правовые акты в механизме административно-правового регулирования валютных отношений // Финансовое право. – 2007. – №1.
Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений // Финансовое право. – 2007. – №10.
Лудинова Ю.В. Проблемы нормативно-правового регулирования государственных гарантий в системе управления государственным долгом РФ // Банковское право. – 2006. – №3.
Магомедов В.Н. Проблемы устойчивости банковского сектора РФ // Банковское право. – 2007. – №4.
Макаров А.В. Задачи и полномочия отдельных участников бюджетного процесса // Финансовое право. – 2005. – №10.
Макаров А.В., Архипенко Т.В. Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. – 2005. – №6.
Максакова Е.А. Страхование ипотечных кредитов в России (фрагменты истории) // Банковское право. – 2007. – №5.
Макух О.В. Правовое регулирование контроля в бюджетном процессе // Юрист. – 2006. – №7.
Марков П.А. Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля // Вестник Арбитражного суда города Москвы. – 2007. – №7.
Муранов А.И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов. – М.: Статут, 2006.
Пацуркивский П. Проблемы теории финансового права.– Черновцы.,1998.
Покачалова Е.В. Правовые проблемы в сфере государственного долга в условиях реформирования бюджетного процесса // Финансовое право. – 2006. – №4.
Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // Финансовое право. – №1. – 2002.
Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. – М., 1998.
Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. – 2006. – №6.
Соловьев А. «Обязательные» проблемы в страховании // «ЭЖ-Юрист». – 2007. – №28.
Тосунян Г.А. Правовое обеспечение национальных интересов России в банковской сфере // Журнал российского права. – 2005. – №12.
Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России). – М., 2003.
Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. – Волтерс Клувер, 2004.
Трофимов А. А. О государственных внебюджетных фондах // Финансы. – 2000. – № 10.
Трошкина Т.Н. Новое в системе органов валютного контроля в российской Федерации // Финансовое право. – 2007. – №2.
Тютина Ю.В. Правительство Российской Федерации как орган валютного регулирования // Административное право и процесс. – 2006. – №4.
Филипенко Е.Д. О полномочиях налоговых органов в сфере валютного контроля // Современное право. – 2007. – №4.
Фискальные сборы. Правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003.
Худяков А. И. Основы теории финансового права. – Алма-Ата., 1995.
Цекова И.Ю. К вопросу о юридической природе договора страхования // Право и политика. – 2007. – №4.
Целыковский И.В. Конституционно-правовые основы взаимодействия Центрального Банка РФ и Правительства РФ в сфере денежно-кредитной политики // Банковское право. – 2006. – №2.
Шемякина О.Б. Внешний финансовый контроль как необходимый элемент и подсистема государственной системы финансового контроля // Финансовое право. – 2007. – №5.
Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах / Под науч. ред. А. Н. Козырина. – М., 2002.
Ялбулганова А.А. Федеральные источники финансового права: вопросы систематизации и классификации // Финансовое право. – 2007. – №2.