Правовые основы денежного обращения и денежной системы РФ

Лекция 11. Правовое регулирование денежного обращения в РФ

1. Правовые основы денежного обращения и денежной системы РФ.

2. Правовые основы безналичных расчетов.

3. Правовые основы обращения наличных денежных средств.

4. Правила ведения кассовых операций.

 

 

Под денежной системой государства понимается законода­тельно закрепленное устройство денежного обращения, вклю­чающее взаимодействие образующих ее элементов. В зависи­мости от вида денег различают два типа денежных систем ­металлического и бумажно-кредитного обращения. Если пер­вый тип был характерен для начальных этапов развития денежных систем, то в настоящее время в различных государствах установился второй тип денежных систем.

Конституция РФотносит финансовое и валютное регули­рование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).Следовательно, денежная система имеет конституционную ос­нову, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) и финансового права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвящен­ных денежной системе, помимо Конституции РФ, содержится в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержат­ся в Федеральных законах от 2 декабря 1990 г. № 395 «О банках и банковской деятельности», от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», ГК РФ (ч. 1), Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П), Положении о порядке осуще­ствления безналичных расчетов физическими лицами в Россий­ской Федерации (утверждено ЦБ РФ 1 апреля 2003 г. №222-П) и в некоторых других законодательных актах РФ.

Процесс непрерывного - движения денег в наличной и без­наличной формах называется денежным обращением. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кредит­ными организациями; кредитными организациями и предпри­ятиями, организациями, учреждениями различных организа­ционно-правовых форм; между банками и физическими лица­ми; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовы­ми институтами и физическими лицами.

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.

Целью регулирования денежного обращения в стране явля­ется создание стабильно функционирующей денежной систе­мы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосыл­ки для эффективного развития экономики.

Главная задача финансово- правового регулирования денеж­ного обращения заключается в поддержании правильного со­отношения между доходами населения и организаций в денеж­ной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагае­мых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных де­нег и безналичного оборота образуют денежную массу, кото­рая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.

Особая роль в осуществлении денежной политики государ­ства, в организации денежного обращения в стране, регулиро­вании денежной массы возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ.

Регулирование денежного обращения в стране осуществля­ется с помощью таких методов, как денежная реформа, дено­минация и эмиссия.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денеж­ного обращения. Мировая практика свидетельствует, что про­ведение денежной реформы достигает названных целей толь­ко в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является тех­нической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству денег в старых знаках. В процес­се осуществления деноминации не затрагиваются экономиче­ские основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Имеются два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и мо­нет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных зако­нодательством случаях (например, штрафы).

Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состо­ит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет дру­гого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Право выбирать форму расчетов – наличную или безналич­ную - принадлежит заинтересованным предприятиям, учреж­дениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в на­личной форме.

Денежная система РФ включает следующие элементы:

- официальную денежную единицу;

- эмиссию наличных денег;

- организацию наличного денежного обращения.

Первым элементом денежной системы является валюта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 1О июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие валюты уточнено.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золо­том или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается. Официальный курс рубля к денеж­ным единицам других государств устанавливается' и публику­ется ЦБ РФ. Валюта РФ включает банкноты (банковские би­леты) и монеты ЦБ РФ, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и неза­конное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательства­ми ЦБ РФ, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах плате­жей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты ЦБ РФ не могут быть объявлены недей­ствительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обме­на на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются ка­кие-либо ограничения по латежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обме­на на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются ка­кие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.


При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъя­тия банкнот и монет из обращения не может быть менее одно­го года, но не может превышать пяти лет. ЦБ РФ вправе обме­нивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты. Ре­шение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информа­ции. О выпуске новых денежных знаков ЦБ РФ обязан предва­рительно информировать Правительство РФ.

Вторым элементом денежной системы является осуществ­ление эмиссии наличных денег. Обращение наличных денег на­чинается с их эмиссии, Т.е. выпуска в обращение. Эмиссия на­личных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъя­тие из обращения на территории Российской Федерации осу­ществляются исключительно Банком России.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях органи­зации наличного денежного обращения - третьего элемента де­нежной системы на территории страны на ЦБ РФвозлагаются следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности денежных . знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

- определение порядка ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.