Государственное регулирование страховой деятельности

 

Формирование в обществе страхового рынка предполагает осуще­ствление страховой деятельности. Под страховой деятельностью(в законодательстве отождествляется с понятием страхового дела) понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, пере­страхованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, перестрахованием.

На государство возлагается организация страхового дела, цельюкоторой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъек­тов и муниципальных образований при наступлении страховых слу­чаев.

Для достижения указанной цели государству необходимо решить следующие задачи:проведение единой государственной политики в сфере страхования; установление принципов страхования и форми­рования механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на террито­рии Российской Федерации.

В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой систе­мы страхования, на повышение эффективности государственного ре­гулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудни­чества с международным страховым рынком.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить действен­ный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществ­ляться по следующим направлениям: прямое участие государства в становлении страховой системы; законодательное обеспечение за­щиты национального страхового рынка; совершенствование государ­ственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государст­венной политики в области страхования; предоставление дополни­тельных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумули­руемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специ­альных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резер­вов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосроч­ного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Феде­ральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Мини­стерства финансов РФ, действующего совместно с заинтересованны­ми федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба страхового надзоранаделена следующими полномочиями.

1. Осуществляет контроль и надзор:

- за соблюдением субъектами страхового дела страхового законо­дательства, включая проведение проверок их деятельности на местах; - достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

- обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собст­венных средств страховщика и принятых обязательств;

- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

- выдачей страховщиками банковских гарантий;

- соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма в части, относящейся к компетенции службы.

2. Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулиро­вании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и от­зыве лицензий субъектами страхового дела.

3. Проводит аттестацию страховых актуариев.

4. Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела.

5. Выдает предписания субъектам страхового дела при выявле­нии нарушений ими страхового законодательства.

6. Обращается в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

7. Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные све­дения, предоставляемые субъектами страхового дела.

Важнейшим проявлением государственного регулирования стра­ховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об организа­ции страхового дела в Российской Федерацию», а также подзаконны­ми актами.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определе­нием размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на прове­дение названной деятельности на территории страны при соблюде­нии им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельностине имеет огра­ничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования, а также перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности. Лицензии выдают­ся на проведение тех видов страхования, которые перечислены, как отмечалось ранее, в ст. 32-9 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Министерство финансов РФ утверждает правила размещения страховщиками страховых резервов. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики форми­руют страховые резервы, средства которых используются исключи­тельно для осуществления страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в бюджет. Страховщикам предоставлено право инвестировать и иным образом размещать средства страховых резер­вов в порядке, установленном нормативно-правовым актом.

Под раз­мещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условиям ди­версификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. В по­крытие страховых резервов принимаются следующие виды активов: 1) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъек­тов Федерации и муниципальные ценные бумаги; 2) векселя банков; 3) акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах; 4) банковские вклады (депозиты), в том чис­ле удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резиден­тах; 5) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; 6) до­ли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере; 7) недвижи­мое имущество, расположенное на территории Российской Федера­ции; 8) доля перестраховщиков в страховых резервах; 9) депо пре­мий по рискам, принятым в перестрахование; 10) дебиторская задол­женность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников; 11) денежная наличность в рублях; 12) денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах; 13) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.

return false">ссылка скрыта

После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществ­ляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законода­тельства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, обеспечения защиты прав и законных интере­сов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эф­фективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществля­ется на принципах законности, гласности и организационного един­ства.

Страховой надзор включает в себя: 1) лицензирование деятельно­сти субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ве­дение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; 2) контроль за со­блюдением страхового законодательства, в том числе путем проведе­ния на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспе­чением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспо­собности; 3) обеспечение в установленном порядке реализации еди­ной государственной политики в сфере страхового дела и др.

С целью реализации названных ранее полномочий Федеральная служба страхового надзора имеет, в частности, право:

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

- организовывать проведение необходимых исследований, испы­таний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по во­просам, отнесенным к компетенции службы;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных орга­нов службы.

На систему страхования распространяется требование обязатель­ного аудита страховых организаций, которое установлено Федераль­ным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов РФ.

Министерство финансов РФ постоянно взаимодействует с раз­личными органами, в том числе с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования; с органами, осуществляющими антимонопольную политику; с органами исполни­тельной власти субъектов Федерации в целях выработки единых ме­тодических принципов организации и осуществления страхового де­ла и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству; с органами стра­хового надзора зарубежных стран; со Всероссийским союзом стра­ховщиков и другими профессиональными объединениями страхов­щиков.

Для координации деятельности страховщиков, защиты их интере­сов, осуществления совместных программ страховщики могут образо­вывать союзы, ассоциации и иные объединения, которые не вправе заниматься страховой деятельностью. В частности, названный ранее Всероссийский союз страховщиков был создан в 1992 г. по инициа­тиве Росгосстраха, Ингосстраха и других ведущих российских стра­ховых организаций. Страховой союз - межрегиональное профессио­нальное некоммерческое объединение страховщиков России. Он уча­ствует во взаимоотношениях с государственными, международными и иными организациями, способствует созданию и развитию страхо­вого рынка. Руководящими органами союза являются общее собра­ние, президиум и исполнительная дирекция. Президиум возглавляет­ся президентом Росгосстраха.

В связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и со­трудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную тор­говую организацию нашему государству в ближайшее время необхо­димо решить задачи развития взаимоотношений российского и меж­дународных страховых рынков. При этом основной целью должно являться сохранение потенциала национальной системы страхования, его использование в интересах российской экономики.

В условиях создания страхового рынка, децентрализации в сфере страхования, расширения риска объектов страхования, повышения их стоимости, увеличения риска наступления страхового случая и т. д. возникает объективная необходимость объединения организационных и финансовых усилий страховщиков. Страховое законодательство предусматривает различные правовые формы взаимодействия стра­ховщиков. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об орга­низации страхового дела в Российской Федерации» объект страхова­ния может быть застрахован по одному договору совместно с не­сколькими страховщиками (сострахование). В таком договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого состраховщика.