Налоговые доходы государства и муниципальных образований.

 

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением госу­дарства и использовались им как основной источник; средств для содержания органов государственной власти и материаль­ного обеспечения выполнения ими своих функций.

Для пополнения казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей.

В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. Основная их функция фискальная

Они используются как источник доходов государственной каз­ны, предназначенных для удовлетворения интересов общества и государства. Но в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стра­не со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе со­циального управления. С помощью налогов возможно регули­рование потребления. Например, такой налог, как акциз (осо­бенно высокие его размеры), влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые этот налог распространяется.

В налогах заложены возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные со­циальные явления.

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны госу­дарства проводится контроль за финансово-хозяйственной де­ятельностью предприятий, организаций, учреждений, за полу­чением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

С налогами иные обязательные платежи (например, сборы) объединяют такие общие чер­ты, как обязательность уплаты при наличии указанных зако­нодательством фактов, внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня, возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов - Федераль­ную налоговую службу, а в соответствующих случаях - на Фе­деральную таможенную службу с одинаковыми контрольны­ми полномочиями, мерами принудительного воздействия.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации мо­жет быть несколько.

1. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу вхо­дят налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, ак­цизы и др. Ко второй - налог на доходы физических лиц, на­лог на имущество физических лиц и др.

2. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и исполь­зуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фон­ды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, земельный налог).

3. В зависимости от реального плательщика налогов налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактиче­ский плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Косвенное налогообложение предполагает, что налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате это­го не связан непосредственно с доходом или имуществом фак­тического плательщика. Закон возлагает юридическую обязан­ность внесения суммы налога в казну на предприятие, произ­водящее или реализующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по це­нам, повышенным на сумму косвенного налога.

4. Помимо рассмотренной классификации НК РФ подраз­делил налоги на три вида в зависимости от их территориально­го уровня.

К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):

§ налог на добавленную стоимость;

§ акцизы;

§ налог на доходы физических лиц;

§ единый социальный налог;

§ налог на прибыль организаций;

§ налог на добычу полезных ископаемых;

§ водный налог;

§ сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

§ государственная пошлина.

Федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообло­жения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами РФ. Это не ис­ключает зачисления их не только в федеральный бюджет,' но и в бюджеты другого уровня.

К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

§ налог на имущество организаций;

§ налог на игорный бизнес;

§ транспортный налог.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавлива­емые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному на­логу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательны­ми (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их ис­пользования налогоплательщиком.

Часть платежей данной группы (налог на имущество орга­низаций, транспортный налог), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определя­ются органами государственной власти субъектов РФ, если иное не буд актами РФ и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определя­ются органами государственной власти субъектов РФ, если иное не будет установлено законом РФ. Они зачисляются в со­ответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полно­стью или частично в местные бюджеты. В отношении иных платежей предусмотрен другой порядок. Они устанавливаются и вводятся в действие представительны ­ми органами государственной власти субъектов РФ в соответ­ствии с законодательством рф. При этом в случае введения на­лога с продаж не взимается налог на нужды образовательных учреждений. При введении единого налога на вмененный до­ход для определенных видов деятельности не взимается ряд пла­тежей федерального и местного уровня.

К местным налогам и сборам относятся (ст.15 НК РФ)

§ земельный налог;

§ налог на имущество физических лиц.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с законодательством РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обяза­тельные к уплате на территориях соответствующих муници­пальных образований.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ

С установлением налогов связан и вопрос о предоставле­нии льгот. При этом органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут предоставлять дополни­тельные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством РФ, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

В соответствии с БК РФ к налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.