Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды

 

К числу целевых государственных фондов денежных средств следует отнести и отраслевые денежные фонды, число которых в настоящее время увеличивается.

Целевые государственные фонды денежных средств обра­зуются в рамках министерств, ведомств, а иногда и органов ис­полнительной власти субъектов РФ и используются, как пра­вило, на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности.

В последние годы более широкое развитие государственных отраслевых денежных фондов обусловлено потребностью осуществления расходов, которые не могут быть произведены самостоятельно тем или иным предприятием.

Государственные отраслевые денежные фонды являются в рамках отрасли централизованными фондами, так как форми­руются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль народного хозяйства.

Образование государственных отраслевых денежных фон­дов осуществляется во исполнение тех или иных федеральных законов, указов Президента на основе постановлений Правительства РФ.Создаются также межотраслевые фонды.

Например, Правовой режим отраслевых и межотраслевых фондов на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оп­ределен Порядком образования и использования внебюджет­ных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных ис­следований и экспериментальных разработок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. а также положениями о каждом из этих фондов, которые ут­верждены соответствующими министерствами, ведомствами, корпорациями и т.д.

Федеральные органы исполнительной власти и коммерче­ские организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспе­риментальных разработок (далее - внебюджетные фонды):

§ Министерство образования и науки Российской Федерации - российский фонд технологического развития;

§ федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования на­учных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных фе­деральных органов исполнительной власти; коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.

Внебюджетные фонды федеральных органов исполнитель­ной власти и коммерческих организаций создаются по согла­сованию с Министерством образования и науки РФ, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и учета указанных внебюджетных фон­дов устанавливается Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Вышеназванные фонды создаются в федеральных министерст­вах и иных федеральных органах исполнительной власти, а так­же в коммерческих организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализа­ции научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанные фонды не имеют прав юридического лица и действуют от имени тех органов и организаций, в которых они образованы.

Источником образования такого рода фондов являются доб­ровольные отчисления предприятий и организаций.

Средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций направ­ляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработ­ки новых и совершенствования применяемых технологий, по­вышения технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасно­сти.

Ответственность за целевое использование средств внебюд­жетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций, в которых созданы внебюджетные фонды.

 

5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов

 

Основным и постоянным источником финансовых ресур­сов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных вне­бюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целе­вое назначение, обусловленное задачами фондов и содержани­ем разработанных и реализуемых с их помощью общегосудар­ственных социальных программ. Концепция этих программ базируется, на положениях Конституции РФ,устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь, на защиту от безработицы.

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организация­ми и физическими лицами) в государственный социальный вне­бюджетный фонд для материального обеспечения граждан в свя­зи с достижением определенного возраста, при наступлении бо­лезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым та­рифам - ставкам платежей по социальному страхованию с еди­ницы страховой суммы за определенный период. Размер стра­ховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды утвержден в налоговом законодательстве. Размеры взносов при­ведены.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социаль­ного страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования в НК РФобъединены в единый социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов (ст. 13).

Налогоплательщиками признаются:

§ лица, производящие выплаты физическим лицам: орга­низации; индивидуальные предприниматели;

§ физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима­телями;

§ индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивиду­альными предпринимателями, производящих выплаты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные вознагражде­ния, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предме­том которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуаль­ным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для физических лиц, не признава­емых индивидуальными предпринимателями, производящих выпла­ты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные воз­награждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, про­изводимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

return false">ссылка скрыта

Объектом налогообложения для индивидуальных предприни­мателей и адвокатов признаются доходы от предприниматель­ской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогопла­тельщиками за налоговый период в пользу физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей и адвокатов - как сум­ма доходов, полученных такими налоготельщиками за на­логовый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятель­ности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квар­тал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплатель­щиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налого­вой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального стра­хования РФподлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Ставки налога (ст.241 НК РФ) приведены в таблице:

 

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный Территориальные
  до 280 000   20% 2,9% 1,1 % 2,0% 26%
    от 280 000 до 600 000   56 000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280 000     8 120 рублей + 1% суммы, превышающей 280 000   3 080 рублей + 0,6 % суммы, превышающей 280 000   5 600 рублей + 0, 5 % суммы, превы='nofollow' >Опубликованный материал нарушает авторские права?.