Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды
К числу целевых государственных фондов денежных средств следует отнести и отраслевые денежные фонды, число которых в настоящее время увеличивается.
Целевые государственные фонды денежных средств образуются в рамках министерств, ведомств, а иногда и органов исполнительной власти субъектов РФ и используются, как правило, на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности.
В последние годы более широкое развитие государственных отраслевых денежных фондов обусловлено потребностью осуществления расходов, которые не могут быть произведены самостоятельно тем или иным предприятием.
Государственные отраслевые денежные фонды являются в рамках отрасли централизованными фондами, так как формируются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль народного хозяйства.
Образование государственных отраслевых денежных фондов осуществляется во исполнение тех или иных федеральных законов, указов Президента на основе постановлений Правительства РФ.Создаются также межотраслевые фонды.
Например, Правовой режим отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определен Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. а также положениями о каждом из этих фондов, которые утверждены соответствующими министерствами, ведомствами, корпорациями и т.д.
Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее - внебюджетные фонды):
§ Министерство образования и науки Российской Федерации - российский фонд технологического развития;
§ федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.
Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций создаются по согласованию с Министерством образования и науки РФ, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и учета указанных внебюджетных фондов устанавливается Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
Вышеназванные фонды создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в коммерческих организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанные фонды не имеют прав юридического лица и действуют от имени тех органов и организаций, в которых они образованы.
Источником образования такого рода фондов являются добровольные отчисления предприятий и организаций.
Средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций направляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, повышения технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасности.
Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций, в которых созданы внебюджетные фонды.
5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
Основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется, на положениях Конституции РФ,устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы.
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды утвержден в налоговом законодательстве. Размеры взносов приведены.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования в НК РФобъединены в единый социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов (ст. 13).
Налогоплательщиками признаются:
§ лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели;
§ физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
§ индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
return false">ссылка скрытаОбъектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей и адвокатов - как сумма доходов, полученных такими налоготельщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФподлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Ставки налога (ст.241 НК РФ) приведены в таблице: