Денежных фондов.
Понятие и виды государственных и муниципальных
И муниципальных фондов
1. Понятие и виды государственных и муниципальных денежных фондов.
2. Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
3. Целевые фонды Правительства РФ.
4. Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды.
5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
Целевой государственный (муниципальный) денежный фонд денежных средств образуется в соответствии с законодательством РФв составе государственного (местного) бюджета или внебюджетного фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого денежного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого денежного фонда.
Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств - достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации относительно долгосрочных целей. При достижении этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФпроисходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему.
На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных фондов:
1. целевые бюджетные фонды;
2. государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
3. государственные целевые фонды Правительства РФ;
4. государственные отраслевые денежные фонды.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:
§ фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
§ правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе Законы РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральные законы о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ,постановления Правительства РФи др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в БК РФ(ст. 143-150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ,Фонда социального страхования РФ,Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2. Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и финансовый год, а на региональном - в силу законов о бюджетах субъектов РФ.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Целевые бюджетные фонды отличает от всех остальных, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.
Федеральные и территориальные дорожные фонды как целевые бюджетные фонды создавались для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1992 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», который утратил силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные экологические фонды создавались в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных природоохранительных задач.
В настоящее время Закон 1991 г. отменен в связи с принятием нового Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Экологические фонды расходуются на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий и др.
В ст. 42, 43, 44, 49, 50 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», например, в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития, Фонд софинансирования социальных расходов. В бюджет на 2008 и плановый 2009-2010 годы создание фондов предусмотрено в соответствии с ведомственными расходами на соответствующие цели, например, образование, физкультура и спорт и т.д. Таким образом, утратил силу ФЗ «О бюджетной классификации», и денежные фонды предусматриваются в функциональном разделе бюджетной классификации бюджета на очередной финансовый год.
Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие фонды.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные на экономические.
К числу социальных фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи; медицинского обслуживания и т.д.
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (на сегодняшний день данный Закон отменен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным Постановлением Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г.
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются:
- страховые взносы работодателей и граждан;
- ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненные ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
- средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольные взносы и др.
Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату «Государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком
в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством РФв районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФи отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФот 29 июля 1998 г. NQ 857, а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
- страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
- бюджетные ассигнования;
- доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;
- добровольные взносы и иные поступления.
При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия.
Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.
Фонд социального страхования РФ является специализированным Финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его право вой режим определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».
Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:
- страховые взносы работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих.субъектов независимо от форм собственности);
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольные взносы граждан и юридических лиц;
- поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочие поступления.
Направлениями расходов фонда являются:
1) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;
2) оплата путевок для работников и их де1;ей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; В) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
3) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.
Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 113-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ (например, внебюджетные фонды развития жилищного строительства).
3. Целевые фонды Правительства РФ
Целевые фонды Правительства РФподразделяются на фонды, создаваемые Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, и фонды, создаваемые Правительством РФв силу федеральных законов, указов Президента РФ,а также по собственному усмотрению.
Целевые фонды Правительства РФ относятся к экономической группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой всех этих фондов является то, что основным, а иногда и единственным источником их формирования выступают бюджетные ассигнования,
К числу фондов, создаваемых Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, сегодня относятся Государственный фонд конверсии и Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса.
Государственный фонд конверсии создан во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 1997 г. № 1259 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета).
Государственный фонд конверсии является агентом Правительства РФ по осуществлению финансирования инвестиционных программ конверсии. Источником этого фонда являются исключительно средства федерального бюджета, образовавшиеся за счет погашения ранее выделенных бюджетных кредитов на цели конверсии оборонной промышленности.
Средства фонда конверсии используются на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства предоставляются на возвратной основе на срок не более трех лет с уплатой процентов, определенных законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств проводятся экспертизы программ и их конкурсный отбор.
Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса также является целевым фондом Правительства. Правовой режим этого фонда определяется Положением о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных услотвом РФв силу федеральных законов, указов Президента РФ,а также по собственному усмотрению.
Целевые фонды Правительства РФ относятся к экономической группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой всех этих фондов является то, что основным, а иногда и единственным источником их формирования выступают бюджетные ассигнования,
К числу фондов, создаваемых Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, сегодня относятся Государственный фонд конверсии и Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса.
Государственный фонд конверсии создан во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 1997 г. № 1259 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета).
Государственный фонд конверсии является агентом Правительства РФ по осуществлению финансирования инвестиционных программ конверсии. Источником этого фонда являются исключительно средства федерального бюджета, образовавшиеся за счет погашения ранее выделенных бюджетных кредитов на цели конверсии оборонной промышленности.
Средства фонда конверсии используются на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства предоставляются на возвратной основе на срок не более трех лет с уплатой процентов, определенных законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств проводятся экспертизы программ и их конкурсный отбор.
Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса также является целевым фондом Правительства. Правовой режим этого фонда определяется Положением о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Источниками образования фонда льготного кредитования являются бюджетные ассигнования, определяемые федеральным бюджетом на соответствующий год; плата по про центам за кредиты, выданные из фонда, пени за просрочку уплаты процентов.
Средства фонда используются для краткосрочного кредитования сезонных затрат организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях на срок не более одного года. Вышеназванные целевые фонды Правительства очень схожи с целевыми бюджетными фондами. Однако от последних они отличаются тем, что в федеральном бюджете не определены статьи доходов и расходов этих фондов. Они имеют некоторое сходство и с государственными внебюджетными фондами, однако отличаются от последних тем, что создаются только в силу законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеют в качестве главного источника бюджетные ассигнования.
К числу целевых фондов Правительства РФ, создаваемых им во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и по собственному усмотрению, относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др.