Лекция 6. Правовое регулирование целевых государственных

Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета

Рассмотрение и утверждение бюджета.

В п. 1 ст. 192 БК РФ закреплено, что проект Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год вносится в Государственную Думу РФ не позднее 26 августа года, предшествующего бюджетному году.

При необходимости внесения изменений и дополнений в за­конодательные акты по налогам Правительство РФ представ­ляет в Государственную Думу проекты соответствующих феде­ральных законов. Расходы в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете» представляются в разрезе функци­0HaльHoй и ведомственной бюджетной классификаций с рас­шифровкой целевых статей и видов расходов.

Правительство РФ представляет Государственной Думе про­екты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенси­онного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Феде­рального фонда обязательного медицинского страхования РФ.

ЦБ РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денеж­но-кредитной политики на следующий год.

Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Госу­дарственную Думу Правительством РФ (ст. 198 БК РФ).

При рассмотрении Государственной Думой проекта Феде­рального закона «О федеральном бюджете» на очередной фи­нансовый год в первом чтении обсуждаются:

- прогнозируемый в очередном финансовом году и пла­новом периоде общий объем доходов с выделением про­гнозируемого объема нефтегазовых доходов федераль­ного бюджета;

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Фе­дерации на очередной финансовый год и плановый пе­риод;

- общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на пер­вый год планового периода и не менее 5% общего объ­ема расходов федерального, бюджета на второй год пла­нового периода;

- объем нефтегазового трансферта в очередном финансо­вом году ~ плановом периоде;

- верхний предел государственного внутреннего и внеш­него долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

- дефицит (профицит) федерального бюджета.

В течение 15 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на оче­редной финансовый год и плановый период комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету за­ключения по указанному законопроекту и предложения о приня­тии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

При рассмотрении в первом чтении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ,содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, от­ветственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и при­нимает решение о принятии или об отклонении указанного за­конопроекта. В случае принятия Государственной Думой ука­занного законопроекта в первом чтении утверждаются основ­ные характеристики федерального бюджета.

В случае отклонения в первом чтении проекта Федерально­го закона «О федеральном бюджете» на очередной финансо­вый год Государственная Дума может:

1) передать указанный законопроект в согласительную комис­сию по уточнению основных характеристик федерального бюд­жета (далее - согласительная комиссия), состоящую из предста­вителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правитель­ства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмот­рение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;

2) вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Государственная Дума рассматривает во втором чтении ука­занный законопроект в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении (ст. 205 БК РФ).

Предметом рассмотрения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и пла­новый период во втором чтении являются:

- перечень главных администраторов доходов федераль­ного бюджета;

- перечень главных администраторов источников финан­сирования дефицита федерального бюджета;

- бюджетные ассигнования (за исключением утвержден­ных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым ста­тьям и видам расходов классификации расходов фе­дерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;

- распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

- программа предоставления государственных финансо­вых и государственных экспортных кредитов на очеред­ной финансовый год и плановый период;

- программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- программа государственных гарантий Российской Фе­дерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- программа государственных гарантий Российской Фе­дерации в иностранной валюте на очередной финансо­вый год и плановый период;

- долгосрочные целевые про граммы с указанием бюджет­ных ассигнований, направленных на финансовое обес­печение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;

- текстовые статьи проекта федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и пла­новый период.

Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет ука­занные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ. Рассмотрение поправок по предмету второго чтения по раз­делам, подразделам, целевым статьям и видам расходов клас­сификации расходов бюджетов РФ проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете.

Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет ре­зультаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, кото­рый рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок; рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Го­сударственной Думы.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении про­ект Федерального закона «О федеральном бюджете» на очеред­ной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распре­делением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными прило­жениями к Федеральному закону «О федеральном бюджете», принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и пла­новый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает Федеральный закон «О фе­деральном бюджете» на очередной финансовый год и плано­вый период в течение 14 дней со дня представления Государ­ственной Думой.

При рассмотрении Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и пла­новый период в течение пяти дней со дня одобрения направля­ется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный Федеральный закон передает­ся для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума повторно рассматривает данный Фе­деральный закон в одном чтении.

В случае отклонения Президентом РФ Федерального зако­на «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период, указанный закон передается для преодоле­ния возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается предста­витель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется путем повторного его рассмотрения согласно порядку, установленному БК РФ.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания Р.Ф. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рас­сматриваются исключительно председателями палат Федераль­ного Собрания РФ и специальными комиссиями палат.

В БК РФ (гл. 23) также урегулированы случаи внесения из­менений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете». Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюдже­те» рассматривается в Государственной Думе во внеочередном порядке в трех чтениях в течение 25 дней.

На территории каждого субъекта РФ и муниципального об­разования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами влас­ти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории. Каждый из этих актов должен соответствовать общим принципам бюджет­ного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверж­дения федерального бюджета.

 

4. Стадия исполнения бюджета

Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и свое­временное поступление всех предусмотренных по бюджету до­ходов и обеспечить финансирование всех запланированных по бюджету расходов.

Правительство РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления устанав­ливает порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В про­цессе исполнения бюджета органы исполнительной и предста­вительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнени­ем федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреж­дениям и организациям.

До 1998 г. исполнение бюджета происходило через уполномо­ченные банки, где открывались специальные бюджетные сче­та, куда переводились средства бюджета для финансирования и зачислялись налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета. Затем происходило финансирование бюджетных уч­реждений и мероприятий по общегосударственным и регио­нальным программам в соответствии с ассигнованиями, выде­ленными в бюджете.

Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета, хотя в последнее время она происходит несколь­ко по-другому. Дело в том, что коммерческие банки практически не справились со своей задачей исполнения бюджета, так как использовали пришедшие им на счета средства как бюджета, так и поступающих в бюджет налогов в коммерческих целях (в частности, на рынке ГКОи КО). В результате в стране произошел кризис неплатежей и задержка выплаты зарплаты. Вследствие этого государство решило аккумулировать и пере­распределять государственные деньги через государственные органы, что и было осуществлено.

На сегодняшний день кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получате­лей средств из бюджета. Для кассового обслуживания испол­нения бюджетов бюджетной системы РФФедеральное казна­чейство открывает в ЦБ РФсчета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федераль­ным казначейством.

Необходимым документом для исполнения бюджета явля­ется бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федераль­ного бюджета составляется Министерством финансов РФ иутверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия Федерального закона «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы посту­пающие в определенные временные промежутки доходы смог­ли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расхо­ды. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счет­ную палату РФ.

Бюджетная роспись - обязательный документ для практи­ческого исполнения бюджета и для субъектов РФ, и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все бюджетные изменения, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распре­деления налогов, сборов и иных поступлений в бюджет­ную систему РФ;

- возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осу­ществление такого возврата и процентов, начисленных , на излишне взысканные суммы;

- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;

- перечисление Федеральным казначейством средств, не­обходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сбо­ров и иных платежей, а также сумм процентов за несвое­временное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

По расходам бюджет исполняется специальными субъекта­ми - участниками бюджетных правоотношений, к которым относятся:

§ главный распорядитель бюджетных средств;

§ распорядители бюджетных средств;

§ получатели бюджетных средств;

§ администратор доходов бюджета.

Главный распорядитель средств федерального бюджета ­орган государственной власти РФимеющий право распреде­лять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определен­ный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Он обеспечивает результативность, адресность и це­левой характер использования бюджетных средств в соответ­ствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств - орган государствен­ной власти или орган местного самоуправления, имеющий пра­во распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (п. 1 СТ. 159 БК РФ).

Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение бюджет­ных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответ­ствующий год (ст. 162 БКРФ).

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправле­ния, орган местной администрации, орган управления государ­ственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ,бюджетное учреж­дение, осуществляющие соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и сво­евременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и приня­тие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взыс­канных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся до­ходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансо­вом году (текущем финансовом году и плановом периоде) ли­митов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципаль­ных) контрактов, иных договоров с физическими и юридиче­скими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходи­мыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связан­ных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуще­ствляется в форме совершения разрешительной надписи (ак­цепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с поло­жениями БК РФ.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуще­ствляется на основании платежных документов, подтвержда­ющих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджет­ной системы РФ,субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение не­денежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декаб­ря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Финансовый орган устанавливает порядок обеспечения по­лучателей бюджетных средств при завершении текущего фи­нансового года наличными деньгами, необходимыми для осу­ществления их деятельности внерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.

 

 

 

Бюджетный процесс завершается составлением, рассмотре­нием и утверждением бюджетной отчетности, что является важ­ной формой контроля и учета за исполнением бюджета.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную сис­тему сбора, регистрации и обобщения информации в денеж­ном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых ак­тивов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает (ст. 2641 БК РФ):

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об испол­нении бюджета по доходам, расходам и источникам финанси­рования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной клас­сификацией РФ.

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинан­совых и финансовых активах, обязательствах Российской Фе­дерации, субъектов РФ и муниципальных образований на пер­вый и последний день отчетного периода по счетам плана сче­тов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит дан­ные о финансовом результате деятельности в отчетном перио­де и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюд­жета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных ре­зультатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджет­ных средств в отчетном финансовом году.

Федеральное казначейство составляет и представляет в Ми­нистерство финансов РФ бюджетную отчетность РФ.

Бюджетная отчетность РФ представляется Министерством финансов РФ в Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета под­лежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.


Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней про­верке Счетной палатой РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

- доклад министра финансов об исполнении федерально­го бюджета;

- доклад Председателя Счетной палаты РФо заключении Счетной палаты РФна годовой отчет об исполнении фе­дерального бюджета.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор РФ,Пред­седатель Конституционного Суда РФ,Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмот­ренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законо­дательства РФ.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполне­нии федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.