Лекция 6. Правовое регулирование целевых государственных
Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджета.
В п. 1 ст. 192 БК РФ закреплено, что проект Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год вносится в Государственную Думу РФ не позднее 26 августа года, предшествующего бюджетному году.
При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные акты по налогам Правительство РФ представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов. Расходы в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете» представляются в разрезе функци0HaльHoй и ведомственной бюджетной классификаций с расшифровкой целевых статей и видов расходов.
Правительство РФ представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.
ЦБ РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.
Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ (ст. 198 БК РФ).
При рассмотрении Государственной Думой проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год в первом чтении обсуждаются:
- прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального, бюджета на второй год планового периода;
- объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году ~ плановом периоде;
- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
- дефицит (профицит) федерального бюджета.
В течение 15 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
При рассмотрении в первом чтении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ,содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения в первом чтении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год Государственная Дума может:
1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
2) вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении (ст. 205 БК РФ).
Предметом рассмотрения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:
- перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
- перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
- распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;
- долгосрочные целевые про граммы с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;
- текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.
В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ. Рассмотрение поправок по предмету второго чтения по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов РФ проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете.
Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок; рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к Федеральному закону «О федеральном бюджете», принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.
Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
При рассмотрении Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный Федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период.
Государственная Дума повторно рассматривает данный Федеральный закон в одном чтении.
В случае отклонения Президентом РФ Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период, указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется путем повторного его рассмотрения согласно порядку, установленному БК РФ.
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания Р.Ф. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания РФ и специальными комиссиями палат.
В БК РФ (гл. 23) также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете». Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете» рассматривается в Государственной Думе во внеочередном порядке в трех чтениях в течение 25 дней.
На территории каждого субъекта РФ и муниципального образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории. Каждый из этих актов должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
4. Стадия исполнения бюджета
Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансирование всех запланированных по бюджету расходов.
Правительство РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления устанавливает порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
До 1998 г. исполнение бюджета происходило через уполномоченные банки, где открывались специальные бюджетные счета, куда переводились средства бюджета для финансирования и зачислялись налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета. Затем происходило финансирование бюджетных учреждений и мероприятий по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными в бюджете.
Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета, хотя в последнее время она происходит несколько по-другому. Дело в том, что коммерческие банки практически не справились со своей задачей исполнения бюджета, так как использовали пришедшие им на счета средства как бюджета, так и поступающих в бюджет налогов в коммерческих целях (в частности, на рынке ГКОи КО). В результате в стране произошел кризис неплатежей и задержка выплаты зарплаты. Вследствие этого государство решило аккумулировать и перераспределять государственные деньги через государственные органы, что и было осуществлено.
На сегодняшний день кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.
Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств из бюджета. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФФедеральное казначейство открывает в ЦБ РФсчета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством.
Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ иутверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия Федерального закона «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.
Бюджетная роспись - обязательный документ для практического исполнения бюджета и для субъектов РФ, и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).
Все бюджетные изменения, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
- возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных , на излишне взысканные суммы;
- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
- перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.
По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, к которым относятся:
§ главный распорядитель бюджетных средств;
§ распорядители бюджетных средств;
§ получатели бюджетных средств;
§ администратор доходов бюджета.
Главный распорядитель средств федерального бюджета орган государственной власти РФимеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Он обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (ст. 158 БК РФ).
Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (п. 1 СТ. 159 БК РФ).
Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БКРФ).
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ,бюджетное учреждение, осуществляющие соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями БК РФ.
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ,субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности внерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.
Бюджетный процесс завершается составлением, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности, что является важной формой контроля и учета за исполнением бюджета.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает (ст. 2641 БК РФ):
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.
Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов РФ бюджетную отчетность РФ.
Бюджетная отчетность РФ представляется Министерством финансов РФ в Правительство РФ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
- доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
- доклад Председателя Счетной палаты РФо заключении Счетной палаты РФна годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор РФ,Председатель Конституционного Суда РФ,Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.