Бюджетное право и бюджетные правоотношения.

 

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права - бюджетным правом.

Бюджетное право - центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и инсти­тутами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

Бюджетное право отличается от других подразделений и ин­ститутов финансового права своим предметом, Т.е. содержани­ем отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

а) бюджетное право регулирует отношения Российской Фе­дерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной исполнительной власти;

б) эти отношения возникают в связи с образованием, рас­пределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов РФ) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Бюджетное право РФ - это совокупность финансово-пра­вовых норм, регулирующих общественные отношения, возни­кающие в сферах бюджетного устройства РФ, структуры и по­рядка распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенции государства и муниципальных образований в об­ласти бюджета, а также бюджетного процесса.

Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву в целом.

Принцип федерализма в бюджетном праве означает гаранти­рованность самостоятельности бюджетной деятельности и бюд­жетов субъектов РФ как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Российской Федерации, реализо­вать которые призван федеральный бюджет.

Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в соответ­ствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

В бюджетном праве более четко, чем в других разделах фи­нансового права, выделяются материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют материальное содержание бюдже­та (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохож­дения каждой из стадий бюджетного процесса, форм взаимо­отношений органов государственной власти, местного само­управления, представительных и исполнительных органов вла­сти в этом процессе.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. Субъекты бюджетного права либо принимают участие в рас­пределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо являются участниками бюджетного процесса, либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

§ государство и его территориальные подразделения - Рос­сийская Федерация в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные об­разования; закрытые административно-территориальные образования);

§ органы государственной власти и местного самоуправле­ния - представительные (законодательные) органы госу­дарственной власти и местного самоуправления; испол­нительные органы государственной власти и местного са­моуправления;

§ государственные юридические лица, вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотно­шений.

К бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе формирования дохо­дов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФи бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ,утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ,контроля за их испол­нением.

Этим правоотношениям свойственны следующие особен­ности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

- бюджетные правоотношения возникают в связи с обра­зованием, распределением и использованием централи­зованного государственного или муниципального де­нежного фонда соответствующей территории;

- права и обязанности субъектов правоотношений обус­ловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государ­ственного или муниципального образования;

- в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство, государственные или муниципальные об­разования, или соответствующие органы государствен­ной власти и местного самоуправления, представля­ющие их интересы;

- бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце со­ответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.

Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного пра­ва, могут быть материальными и процессуальными.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней и включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты тер­риториальных государственных внебюджетных фондов, а так­же местные бюджеты. Как всякое системное образование, бюд­жетная система представляет собой не простую совокупность составляющих ее самостоятельных, независимых друг от друга элементов, а взаимодействующих между собой, взаимосвязан­ных, взаимообусловленных институтов, функционирующих в соответствии с едиными принципами для достижения общих для всех целей и задач. Достижение сбалансированности бюд­жета в целом возможно только в результате повседневной дея­тельности государственных органов, называемой бюджетным регулированием, направленным на перераспределение доходов и расходов между бюджетами всех Уровней. Возникающие при этом общественные отношения являются межбюджетными отношениями - это отношения между органами государствен­ной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФи органами местного самоуправления.

Принципы межбюджетных отношений:

1) распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы;

2) разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих до­ходов по уровням бюджетной системы;

3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюд­жетных прав муниципальных образований;

4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обес­печенности субъектов РФ,муниципальных образований;

return false">ссылка скрыта

5) равенство всех бюджетов РФво взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаи­моотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В нормах бюджетного права предусмотрены меры ответст­венности за нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в разных правовых актах - в законах о бюдже­те на конкретный год, в указах Президента РФ. БК РФ привел вопросы ответственности за нарушения 9юджетного законо­дательства в систему, посвятив им особую (четвертую) часть.

Среди источников бюджетного права прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно ус­танавливает исходные начала и принципы бюджетной деятель­ности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФи сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъек­тов РФ; ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его ис­полнением; ст. 132 о бюджетных правах органов местного са­моуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и фор­мы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Принятый 31 июля 1998 БК РФсыграл важную роль в обеспечении бюджет­ных отношений необходимой правовой основой. Он оказал воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФи системы, нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления. Вместе с тем, ряд фе­деральных законов и иных нормативных актов были изменены или признаны утратившими силу.