Органы, осуществляющие финансовый контроль
Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума РФ образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». К ведению Государственной Думы РФ относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации РФ назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и вторую половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже про изведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; .
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФуполномоченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность, особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФи за использованием кредитных ресурсов.
Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ,что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, органов местного самоуправления - уставы муниципальных образований; положения и др.
На уровне субъектов РФ их представительные органы образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Названные выше палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.
Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган Контрольное управление Президента РФ, образованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ.
К основным функциям Контрольного управления Президента РФ отнесены (Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729):
§ контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ; а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
§ контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
§ контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;
§ информирование Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФК3 «О Правительстве Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, про ведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.
Одновременно Правительство РФосуществляет руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и др., включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.
Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Минфин России с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.
Федеральное казначейство, находящееся в подчинении Минфина России, наряду с другими функциями осуществляет и контроль, направленный на исполнение федерального бюджета. Органы федерального казначейства наделены широкими правами, обеспечивающими выполнение их контрольных функций:
§ запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
§ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
§ организовывать про ведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
§ привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
§ осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
§ создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с Минфином России;
§ при менять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
§ создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.