Исходные начала организации и деятельности государственной власти
Социальный характер государственной власти, ее природа рассматривались в лекции об основах конституционного строя. В данной лекции речь идет о другом – об основах организации и деятельности государственной власти в Российской Федерации, о тех принципах, которые имеют при этом основополагающее значение. Детально же организация и деятельность различных органов государственной власти (Президента и Правительства РФ, парламента, судов и др.) рассматриваются в последующих главах.
Организация и деятельность государственной власти в России определяется четырьмя исходными факторами: ее народной природой; федеративным устройством страны; единством государственной власти и разделением ее ветвей; сочетанием мероприятий власти «сверху» и инициативы «снизу», со стороны граждан и их различных объединений, создающих импульсы для деятельности власти, в том числе для совершенствования организации и методов работы самой власти.
Народное начало в организации и деятельности государственной власти в наиболее концентрированной форме выражено в ст. 3 Конституции РФ. В ней говорится о суверенитете народа, о том, что народ является единственным источником власти, которую он осуществляет в различных формах (в том числе и через органы государственной власти). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти преследуется по закону. Принцип народного начала повторен в аналогичных формулировках во всех конституциях и уставах субъектов РФ. В самом обобщенном виде он характеризуется формулировкой, данной выдающимся Президентом США А. Линкольном: правление народа, созданное народом и действующее для народа (возможен и более краткий перевод, но мы использовали детальный, чтобы были восприняты все нюансы). Сказанное относится и к государственной власти субъектов РФ. Народная природа государственной власти обусловливает использование различных институтов прямой и непосредственной демократии, демократических методов деятельности, о которых говорилось выше.
Другим исходным фактором является федеративное устройство России. Как говорилось, оно порождает «двойственность» государственной власти, которая с учетом ее иерархии принадлежит и федерации, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах государственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3, 7, 11 и др.). Государственная власть субъектов РФ также упоминается в ряде статей Конституции РФ (ст. 5, 11, 66, 68, 73 и др.), во всех конституциях и уставах субъектов РФ (например, ст. 4, 6 и др. Конституции Республики Дагестан 1994 г., ст. 3 и др. Устава Саратовской области 1995 г., ст. 4 Устава Чукотского автономного округа 1997 г.). Существование на одной территории двух государственных властей предполагает их размежевание. Каждая из них имеет свою сферу деятельности (а также совместную сферу): Это — размежевание по уровням государственной власти, вертикальное разделение властей, сочетающееся в России с совместной компетенцией. Оно обусловливает многие особенности в структуре и деятельности государственной власти и на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов. Об этом также говорилось выше.
Третий фактор — это необходимость осуществления единой государственной власти в демократическом государстве различными видами органов во избежание концентрации власти в одних руках. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает разделение государственной власти по видам деятельности, горизонтальное разделение властей.
Вместе с тем объективно обусловлены не только размежевания государственной власти на разных уровнях и по видам, но и единство государственной власти, ее целостность. Федеральная государственная власть и государственная власть субъектов РФ представляют собой единство и в социальном, и в организационно-правовом аспектах. В частности, оно вытекает из того, что государственная власть Федерации и государственная власть каждого из ее субъектов соотносятся как целое и его часть. С одной стороны, это власть многонационального народа России, с другой — народа одного из 89 ее субъектов, что порождает определенную иерархию и соподчиненность властей, выступающих как целостность вовне и внутри Федерации. Каким бы образом ни была организована и какими бы специфическими методами ни действовала государственная власть Федерации и ее субъектов, она всегда характеризуется наиболее общими принципами организации и деятельности. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Таким образом, в России существует не только вертикальное разделение, но и вертикальное единство властей, связанное с федеративным характером государства.
Отношения законодательной, исполнительной, судебной власти также не ограничиваются только разделением. Правда, Конституция РФ (ст. 10) делает акцент на самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но в ее других статьях нашел выражение принцип их единства, взаимодействия (ст. 80). Без такого взаимодействия невозможно принятие законов, деятельность государственного аппарата (понимая его в широком смысле) основывается на взаимодействии различных органов. Иными словами, наряду с вертикальным существует и горизонтальное единство и разделение властей. В масштабе Федерации оно относится к законодательной, исполнительной, судебной власти, в масштабе каждого субъекта — к законодательной и исполнительной.
Таким образом, в России одновременно существует и вертикальное, и горизонтальное единство и разделение властей.
Четвертый фактор — участие народа в осуществлении государственной власти, действия власти «сверху» и поддержка их «снизу». Вместе с тем существует не только определенное единство власти и народа, но и их разделенность, вытекающая из того, с чем связано возникновение самого государства: с выделением особого профессионального слоя управляющих со своими интересами. Однако поскольку главное в деятельности государственной власти — служение народу, который ее создал и благодаря которому она существует (включая различные органы и огромный аппарат государственных служащих), то ее мероприятия, например судебная, пенсионная, земельная реформы в 2001—2002 гг., поддерживаются «снизу», если они соответствуют интересам народа и обоснованы условиями жизни общества, его ресурсами. При этом не только «позитивные» (поддерживающие), но и «негативные» импульсы «снизу» являются важнейшим сигналом для деятельности государственной власти: они указывают на ее недостатки, а нередко и на пути их исправления.
Государственная власть должна укреплять и развивать постоянные связи с народом, участие граждан в управлении государством На различных ступенях его организации, учитывать мнение общественности (в том числе выраженное через средства массовой информации), предложения общественных объединений. Государственная власть должна действовать открыто и эффективно. Она советуется с народом и но говорит о своих ошибках и недостатках. Все это обеспечивает легитимацию государственной власти, о чем говорилось выше. Доверие населения к государственной власти, руководству страны, к государственным служащим — важнейшее условие стабильности, успешного развития страны.
Не все эти качества присущи государственной власти в России и не все указанные функции она выполняет успешно.
§ 2. Вертикальное единство и разделение власти
Вертикальное единство государственной власти Федерации и власти ее субъектов находит выражение в определенных организационных формах и методах деятельности. Как говорилось, в России принят принцип верховенства федерального права. В силу этого наиболее важные сферы общественной и государственной жизни являются предметом исключительного регулирования федерального права, а в сфере предметов совместного ведения превалирует федеральный закон.
Вертикальное единство государственной власти обеспечивается также тем, что хотя система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно (Федерация не может обязать субъекты РФ создать именно такие государственные органы, а не другие), эта система должна соответствовать основам конституционного строя (а они едины для всей Федерации) и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Эти общие принципы в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ установлены федеральным законом 1999 г. В субъектах РФ иногда, существуют такие органы и применяются такие методы деятельности, которых нет на федеральном уровне, но они должны соответствовать общим принципам, установленным Федерацией.
Особое значение придается единству исполнительной власти. В 0Т7 личие от представительных органов или судов, обладающих автономией (они не подчинены друг другу), исполнительная власть образует исполнительскую вертикаль. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти РФ. А это предполагает прямое подчинение по указанным предметам ведения органов государственной власти субъектов РФ федеральным органам государственной власти.
Вертикальное единство государственной власти Федерации и ее субъектов находит выражение в правах Президента РФ по отношению к главам субъектов РФ. В данном случае также существует определенная иерархия, обеспечивающая единство действий. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов глав субъектов РФ, если эти акты нарушают федеральный закон. Имели место и случаи отмены Президентом РФ неконституционного акта главы субъекта РФ. Президент действует в данном случае как гарант Конституции РФ.
Вертикальное единство государственной власти укреплено созданием семи федеральных округов и назначением в них полномочных представителей Президента РФ, принятием закона в 2000 г., который, в частности, предоставляет право Президенту РФ временно освобождать от должности глав администраций субъектов РФ по представлению Генерального прокурора РФ в случае нарушения ими Конституции и законов РФ.
Вертикальное единство государственной власти сочетается с ее вертикальным разделением. Государственная власть принадлежит и Федерации, и ее субъектам. Но ее разделение проведено так, что государственная власть Федерации имеет доминирующее значение. Конкретно это выражается в том, что наиболее важные государственные полномочия Конституции РФ закреплены за Федерацией, Федерация обладает правом федерального принуждения и др.
Вертикальное разделение власти находит свое выражение в существовании на местах (в субъектах) своих законодательных органов, а также двух видов органов исполнительной власти: территориальных федеральных органов и исполнительных органов субъектов РФ. Территориальные федеральные органы — это отделы и управления федеральных министерств (государственных комитетов, служб, агентств и т.д.), создаваемые приказами федеральных министров (директоров, руководителей федеральных служб) для осуществления тех полномочий, которые относятся к предметам ведения Федерации (например, военные комиссариаты, управления Министерства связи и информатизации РФ, департаменты Министерства имущественных отношений РФ для управления федеральной собственностью и др.). Для выполнения совместных полномочий Федерация тоже создает территориальные органы, но в отличие от первых их руководители назначаются по согласованию с субъектами и могут находиться либо в подчинении только вышестоящих одноименных федеральных органов, либо в двойном подчинении органам Федерации и субъекта (в определенных отношениях). Для реализации тех полномочий, которые относятся к ведению субъекта РФ, он создает собственные органы исполнительной власти.
Наконец, вертикальное разделение власти представлено нормами Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 11). Такое разграничение осуществлено ст. 71—73 Конституции РФ и рассматривалось выше. Особой правовой формой такого разграничения являются договоры Федерации и субъектов РФ. В настоящее время по взаимному согласию органов Федерации и ее субъектов они прекращают свое действие.
§ 3. Горизонтальное единство и разделение власти
Положение о трех ветвях федеральной государственной власти, которые «самостоятельны», содержится в ст. 10 Конституции РФ. В следующей статье, однако, говорится о четырех видах органов, осуществляющих федеральную государственную власть: Президенте РФ, Федеральном Собрании (парламенте), Правительстве РФ и судах. Как уже отмечалось, в Конституции РФ нет точных формулировок, характеризующих единство этих трех (двух, если говорить о субъектах, или четырех, если, согласно ст. 11 Конституции, особо выделять Президента РФ) ветвей власти. То, что сказано в ст. 5 о единстве системы государственной власти, относится прежде всего к федеративному устройству, т.е. к той вертикали, о которой говорилось выше. Тем не менее в Конституции РФ содержатся положения, характеризующие различные стороны единства ветвей государственной власти Федерации.
Единство ветвей государственной власти связано прежде всего с тем, что каждая из них — лишь часть единого целостного механизма по управлению обществом и государством, занимающая в нем особое место и выполняющая свою роль. Современное государство не может функционировать без набора элементов, составляющих такую целостность, определенную систему.
Единство ветвей государственной власти обеспечивается общей связанностью принципов их организации и деятельности нормами Конституции РФ и федеральных законов, а на уровне субъектов — конституциями или их уставами и законами. Единство всех ветвей государственной власти связано с единым источником всякой государственной власти. Им является многонациональный народ РФ — носитель суверенитета и единственный источник власти, осуществляющий ее либо непосредственно, либо через органы государственной власти, либо через органы местного самоуправления (они осуществляют публичную власть народа своего территориального коллектива, а если им переданы определенные полномочия государственных органов, то и государственную власть). Любая ветвь государственной власти в демократическом государстве должна действовать в конечном счете в интересах народа. Единство государственной власти обеспечивается взаимодействием ее ветвей. Как говорилось выше, в законодательном процессе участвуют Президент РФ (законодательная инициатива, право вето и др.), Правительство РФ (обязательные заключения по проектам некоторых законов и др.), Конституционный Суд РФ (признание закона неконституционным, т.е. недействующим). Парламент и Президент РФ могут решать некоторые вопросы, относящиеся по существу к судебной деятельности (амнистия в первом случае, помилование — во втором), исполнительная власть создает общие правила, дополняющие, а иногда и заменяющие (хотя бы временно) закон, и т.д. Согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти обеспечивает институт президентства РФ (ст. 80).
Единство ветвей государственной власти обеспечивается единым характером государства и его формы. Конституция устанавливает, что государство должно быть демократическим, социальным, правовым, республиканским по своей форме. Все ветви государственной власти действуют на этой основе и ради осуществления этих целей. Этот принцип действует и в отношении субъектов РФ.
В отличие от принципа единства государственной власти, который не нашел в Конституции РФ четкой словесной формулировки (хотя его различные составляющие выражены достаточно отчетливо), положение о разделении властей и перечень их трех ветвей содержится в ст. 10. Вместе с тем в связи с формулировкой ст. 11, которая называет не три, а четыре вида органов государственной власти, возникает вопрос: исчерпывают ли три традиционные ветви власти все разнообразие ее ветвей в современном государстве? Ответы предлагаются самые разные. Иногда в них смешивается политическая и государственная власть, иногда — власть как таковая и власть государственная (например, когда говорят о средствах массовой информации как о четвертой власти). Что касается президентства в России, то одни авторы относят данный институт к исполнительной власти, хотя и указывают, что он занимает в ней особое место, другие — выделяют в .особую координирующую и арбитражную ветвь власти. Из ст. 11 Конституции РФ вытекает обособленное положение Президента РФ в системе разделения власти, из ст. 80 — его особая роль гаранта Конституции, независимости и целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, а также его функции по согласованию деятельности ветвей власти (на основе конституционных норм), что выражается также в его полномочиях осуществлять между соответствующими органами согласительные процедуры. Наделе, хотя Конституция РФ называет органом исполнительной власти Правительство РФ, Президент также является не только главой государства, но и осуществляет исполнительную власть. Для этого у него есть специальный орган — Администрация, которая является фактически не менее влиятельным органом, чем Правительство. Президент обладает и некоторыми полномочиями других ветвей власти (право вето по отношению к закону, право помилования и др.).
С проблемой разделения власти связано положение и некоторых других органов (прокуратуры, Уполномоченного по правам человека, Конституционного Суда, Центральной избирательной комиссии РФ).
В субъектах РФ вопрос о единстве и разделении власти решается на тех же принципах, ибо в их основе — положения Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4). Однако организация власти в субъектах РФ имеет свои особенности. В частности, независимо от того, являются они государствами (республики) или государственными образованиями, в них отсутствует собственная ветвь судебной власти. Действующие на их территории общие и арбитражные суды являются органами федеральной государственной власти. Мировые судьи назначаются (избираются) в субъектах РФ, но действуют они на основе федеральных зал' конов и не могут рассматриваться как обособленная судебная власть. Созданные в некоторых субъектах РФ конституционные или уставные суды не являются по существу органами судебной власти, их функции сводятся к осуществлению конституционного контроля. Что касается различий в организации и деятельности государственной власти субъектов РФ, то они связаны с тем, есть ли в субъекте свое правительство как особый орган исполнительной власти во главе с премьер-министром, или его возглавляет глава субъекта, или, наконец, такого органа не существует. В первом случае возникает та же проблема с особой президентской властью, властью главы субъекта РФ (президента республики в сосидент также является не только главой государства, но и осуществляет исполнительную власть. Для этого у него есть специальный орган — Администрация, которая является фактически не менее влиятельным органом, чем Правительство. Президент обладает и некоторыми полномочиями других ветвей власти (право вето по отношению к закону, право помилования и др.).
С проблемой разделения власти связано положение и некоторых других органов (прокуратуры, Уполномоченного по правам человека, Конституционного Суда, Центральной избирательной комиссии РФ).
В субъектах РФ вопрос о единстве и разделении власти решается на тех же принципах, ибо в их основе — положения Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4). Однако организация власти в субъектах РФ имеет свои особенности. В частности, независимо от того, являются они государствами (республики) или государственными образованиями, в них отсутствует собственная ветвь судебной власти. Действующие на их территории общие и арбитражные суды являются органами федеральной государственной власти. Мировые судьи назначаются (избираются) в субъектах РФ, но действуют они на основе федеральных зал' конов и не могут рассматриваться как обособленная судебная власть. Созданные в некоторых субъектах РФ конституционные или уставные суды не являются по существу органами судебной власти, их функции сводятся к осуществлению конституционного контроля. Что касается различий в организации и деятельности государственной власти субъектов РФ, то они связаны с тем, есть ли в субъекте свое правительство как особый орган исполнительной власти во главе с премьер-министром, или его возглавляет глава субъекта, или, наконец, такого органа не существует. В первом случае возникает та же проблема с особой президентской властью, властью главы субъекта РФ (президента республики в составе РФ, губернатора с параллельно существующим правительством). Наконец, специфика единства и разделения властей в девяти субъектах РФ (в девяти автономных округах) связана с тем, что они входят в состав другого субъекта. В этом случае вертикальное разделение власти приобретает новую форму: вертикаль действует в отношениях с Федерацией, а отношения органов государственной власти автономного округа с органами государственной власти субъекта РФ, в состав которого входит округ, приобретают горизонтальный характер, они регулируются договорами субъектов. При этом структура и отношения ветвей государственной власти внутри автономного округа не отличаются от тех, которые существуют в других субъектах РФ.