О понятии основ конституционного строя.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией, федерацией или конфедерацией, и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Иными словами под основами конституционного строя понимаются устои государства, его основные принципы.

Принципы организации Российского государства закреплены во включающей 16 статей главе первая Конституции РФ которая так и именуется "Основы консти­туционного строя". Исключительность этой главы состоит в том, что никакие другие положения Конституции не могут противо­речить основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Конституции РФ). Положения гла­вы первой обладают более высокой юридической силой, чем все ос­тальные положения Конституции. То есть глава первая выступает в некотором смысле «конституцией в конституции». Положения главы первой не могут быть изменены путем внесения поправок, либо каким-либо другим способом, кроме как путем принятия новой конституции.

Наличие главы, специально посвященной основам конститу­ционного строя, придает всей правовой конструкции Конституции известную прочность. Однако, на наш взгляд, понятие "основы кон­ституционного строя" как сквозная идея проходит через оба раздела и все 9 глав, 137 статей Конституции РФ. Следовательно, понятие "ос­новы конституционного строя" достаточно богатое и более содержа­тельное, чем текст главы первой Конституции РФ.

Вообще основы - суть важней­шие, исходные данные, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его проч­ность.

Так же, как в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в алгебре - количество, возводимое в степень; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в строительстве - грунт, подготовленный к возведению на нем фунда­мента какого-либо сооружения, - так и в конституционном строе вы­деляются его сущностные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к кото­рой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве. ... Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих".

Понятие "основы конституци­онного строя" состоит из ряда слагаемых, из кото­рых наиболее значимы следующие: верховенство права, права и сво­боды человека и гражданина, суверенитет, социальное государство, разделение властей, федерализм, плюрализм, местное самоуправле­ние. Как видите конституционный строй РФ включает в себя целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательство, а все отрасли российского права и законодательства.

Вместе с тем ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделены высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Ее нормы имеют прежде всего характер принципов. Они развиваются, детализируются в некоторых других главах, а наиболее широко – в текущем законодательстве и других правовых актах, причем не только конституционного права.

2. Содержание основ конституционного строя Российской Федерации.Рассмотрим детальнее каждый из названных элементов основ конституционного строя Российской Федерации. Идя таким путем, можно получить достаточно полное представление о их со­держании.

Верховенство права. Достаточно популярна идея о верховен­стве закона. В настоящее время все чаще говорят о диктатуре зако­на. Некоторыми дело представляется таким образом, что именно принцип верховенства закона образует один из элементов основ кон­ституционного строя Российской Федерации. В действительности же требование верховенства закона - лишь составная часть более основа­тельного принципа - верховенства права, который и является важ­нейшим слагаемым основ конституционного строя современной Рос­сии.

В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полное воплощение получил в положении, согласно которому Россия - правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Правовое госу­дарство - это то, где власть самоограничена правом. Следовательно, верховенство права - высший принцип правового государства. Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития струк­тур гражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовое государство.

Права и свободы человека и гражданина. Статья 2 Консти­туции РФ закрепляет: "Человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина - обязанность государства". Здесь получил во­площение гуманистический и демократический принцип взаимоот­ношений между личностью и государством: не человек существует для государства, а государство для человека, для обеспечения его прав и свобод.

Суверенитет. Исторически понятие "суверенитет" вошло в юридический и политический оборот еще в XVI веке. По Ж. Бодену, "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государст­ва"4. Однако ныне принято различать следующие виды суверенитета: государственный, народный, национальный. Существует достаточно большое число теорий о суверенитете.

По своему изначальному смыслу суверенитет (от франц. souverain - верховный, независимый, высший <позднелат. superamis - находящийся над чём-л., от лат. superans -высоко вздымающийся, одерживающий верх, от superare - подни­маться, всходить, возвышаться, одерживать верх, от superus - верх­ний, высший, неземной, небесный, от super - верхний (небесный); поверх, сверх) - это такое свойство власти, которое обеспечивает ее носителю возможность быть свободным, самостоятельным в вопро­сах внешней и внутренней политики. Если взять государство, то суве­ренитет обеспечивает ему независимость во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутрен­них. Суверенитет является одной из важнейших категорий не только конституционного, но и международного права. Содержание его не является неизменным. По мере развития общественных отношений происходят изменения в пространственной и функциональной сферах его применения.

В Конституции РФ исповедуется принцип народного сувере­нитета. "Носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", - говорится в части 1 статьи 3 Конституции РФ. Здесь закреплен принцип единства и неделимости народного суверените­та. Поскольку носителем суверенитета является весь полиэтнический российский народ в целом (а это более 145 млн. человек), а не насе­ление, проживающее на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и не тот или иной этнос, то действия, совершаемые теми или иными структурами от имени какой-то части народа России (будь то население территории или какой-то этнос), не могут рассматри­ваться в качестве суверенных акций. Провозглашение государствен­ного суверенитета, не основанного на воле полиэтнического народа Российской Федерации в целом, противоречит основам конституци­онного строя России.

return false">ссылка скрыта

Высшим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции РФ). Из смысла статьи 32 Конституции РФ вытекает, что право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации. Прямое (не­посредственное) народовластие возможно и в других формах, но они в Конституции РФ не указаны. Специалисты же в конституционного права указывают, например, на такие формы: всенародное обсуждение законопроектов, институт народной инициативы, собрания избирателей, петиции, индивидуаль­ные и коллективные обращения в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Последовательное осуществление принципов и норм предста­вительной демократии требует установления республиканской формы правления. Поэтому постсоветская Россия - государство, которое по форме правления является республикой (часть 1 статьи 1 Конститу­ции РФ).

В части 4 статьи 3 Конституции РФ установлена противоправ­ность действий, посягающих на народовластие в России. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федерально­му закону.

Социальное государство. Формула "социальное государство" имеет место в конституциях ряда западноевропейских государств (Италия, ФРГ, Франция и др.). Так именуют государство, которое за­ботится о социально слабо защищенных слоях населения (безработ­ных, нетрудоспособных, инвалидах и др.), стремясь к тому, чтобы свобода и социальная справедливость были одинаково дороги лично­сти, обществу и государству. Этим социальное государство в корне отличается от системы диктатуры пролетариата, социалистического государства, которые пытаются обеспечить всеобщее счастье, соци­альную справедливость, благополучие трудящимся, отказываясь от свободы, сводя принцип юридического равенства к уравниловке, ско­вывающей инициативу, активность, предприимчивость.

В Конституции РФ (часть 1 статьи 7) Россия представлена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Этим определяется содержание социальной политики россий­ского государства. В Российской Федерации, согласно ее Конститу­ции (часть 2 статьи 7), охраняются труд и здоровье людей, устанавли­вается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспе­чивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соци­альных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Разделение властей. В отличие от всех предшествующих конституций советского типа, в ныне действующей реализован клас­сический принцип разделения властей, который характерен для всех современных государств - приверженцев гуманистических и демокра­тических традиций. В статье 10 Конституции РФ прямо записано: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Согласно статье 11 Конституции РФ, на общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществ­ляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госу­дарственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Рос­сийской Федерации. В субъектах Российской Федерации государст­венную власть осуществляют образуемые ими органы государствен­ной власти.

Федерализм. В понимании федерализма разброс мнений дос­таточно широкий. Но существует известное единство в том, что феде­рализм - один из структурообразующих принципов основ конститу­ционного строя постсоветской России. Последовательное проведение этого принципа в жизнь позволяет избежать крайностей, в основе ко­торых - имперские амбиции, тоталитаристские устремления одних политических сил и сепаратизм, национализм других. Позволяя орга­нически сочетать централизацию и децентрализацию, федерализм вместе с тем способствует развитию демократии, широкому вовлече­нию граждан в процессы принятия решений на всех уровнях государ­ственной власти, управления и самоуправления. Федерализм - это свобода и ответственность, диалог, открытое обсуждение сложных вопросов, а в конфликтных ситуациях - совместный поиск путей к компромиссу.

Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия - федеративное государство. Наименования Российская Федерация и Россия равно­значны. Это означает, что государственное устройство в России осно­вано на принципе федерализма.

Российская Федерация состоит из 8_ субъектов. Хотя эти субъекты имеют различные названия (республики, края, области, го­рода федерального значения, автономная область, автономные окру­га), но юридически они являются равноправными. Федеративное уст­ройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5 Конституции РФ).

Территория Российской Федерации включает в себя террито­рии ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздуш­ное пространство над ними. Несмотря на сложный состав, территория Российской Федерации представляет собой целостное образова­ние. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации - важнейший элемент безопасности государ­ства, необходимое условие реализации суверенитета (статьи 4 и 67 Конституции РФ).

Декларация России в ее Конституции федеративным государ­ством - это одно. Утверждение же этого принципа на деле - это уже другое. В развитии федеративных отношений в современной России достаточно выразительно проявляются две взаимосвязанные тенден­ции: с одной стороны, наблюдается тенденция к расширению само­стоятельности субъектов Российской Федерации, а с другой - тенден­ция к укреплению единства Российской Федерации как государства, воплощающего суверенитет всего российского народа, обеспечение его целостности, независимости и безопасности. С этим связаны сложности, возникающие на пути устойчивого развития Российской Федерации. Кроме того, существуют проблемы в области правового, законодательного обеспечения федеративных отношений.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественность, множествен­ное число). В советское время популярная среди западных либералов концепция плюралистической демократии подвергалась резкой кри­тике. В постсоветской России плюрализм в смысле идеологического•, политического и даже экономического плюрализма образует один из элементов основ конституционного строя.

Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи 13 Конституции РФ: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие". Это значит, что каждый (в отдельно­сти или входя в состав какой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободно разрабатывать, исповедовать и пропа­гандировать идеи, теории, концепции о политическом, экономиче­ском и социальном развитии общества, предлагать властным и иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды и убеждения и т.п. Принцип идеологического плюрализма, распространяя свое значение на философию, науку, культуру и искус­ство, способствует преодолению застоя в этих сферах человеческой деятельности, развитию нового.

В условиях идеологического плюрализма никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной (часть 2 статьи 13 Конституции РФ). Эта норма - конституцион­ная гарантия против сползания государства к тоталитаризму, тирании, которые представляют собой исключительную опасность для свобо­ды и демократии.

Идеологический и политический плюрализм имеют, однако, границы.

Каждому гарантируется свобода мнений и слова, но не допус­каются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расо­вую, национальную или религиозную ненависть и враж­ду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (части 1 и 2 статьи 29 Конституции РФ). Запрещается создание и деятельность обществен­ных объединений, цели или действия которых направлены на насиль­ственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расо­вой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конститу­ции РФ).

Идеологический и политический плюрализм ведут к толе­рантному отношению к религии.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспове­дания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно вы­бирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28 Конституции РФ). Но Российская Федерация не теократическое, а светское государст­во. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государст­венной или обязательной. Религиозные объединения отделены от го­сударства и равны перед законом.

Развитие идеологического и политического плюрализма, спо­собствующих человеку свободно выражать свои взгляды и, в зависи­мости от своих убеждений, с той или иной степенью активности уча­ствовать в политической жизни, в какой-то степени компенсирующих несовершенства отдельного человека (ума, физических возможностей и т.п.), позволяет образовать известное социальное пространство, ко­торое свободно от непосредственного государственного контроля.

Действие принципа плюрализма, получившего отражение в Конституции РФ, не ограничивается сферами идеологии и политики, а распространяется и на область экономики.

В отличие от советских конституций, Конституция РФ закреп­ляет различные формы собственности, которые в равной степени за­щищены государством. "В Российской Федерации признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности", - говорится в части 2 статьи 8 Консти­туции РФ. При этом земля и другие природные ресурсы тоже могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных фор­мах собственности (часть 2 статьи 9), владение, пользование и распо­ряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, важно лишь, чтобы не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц (часть 2 статьи 36). Но нельзя забывать и о том, что по Конститу­ции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраня­ются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности на­родов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9).

В целях создания основ рыночной экономики и обеспечения ее устойчивого развития Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономиче­ской деятельности (часть 1 статьи 9).

Местное самоуправление. Существенным шагом вперед в направлении гуманизации и демократизации является признание в качестве основ конституционного строя России местного само­управления. Местное самоуправление - одно из проявлений народно­го суверенитета. Оно предполагает такую степень самоорганизации населения определенной территории, когда все вопросы местного значения решаются гражданами самостоятельно и под свою ответст­венность. Согласно статье 12 Конституции РФ, в Российской Федера­ции признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного само­управления не входят в систему органов государственной власти