Субъекты административного права

Административное право является профилирующей, опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Общая характеристика и структура административного права

 

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами:

  • Общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти
  • Внутриорганизационные отношения,
  • Деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях,
  • Общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления,
  • Деятельность общественных организаций.

 


Субъект административного права –это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

Признаки субъектов:

1)вступают в правоотношенияв сфере гос. Управления;

2)отношения между ними урегулированы нормами административного права;

3)субъектами могут быть как физические, так и юридические лица;

4)не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Органы исполнительной власти:

1)осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2)наделены оперативной самостоятельностью;

3)как правило имеют постоянные штаты;

4)образуются вышестоящими органами;

5)подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

6)их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права.

Субъекты административного права:

I.Индивидуальные: 1.Граждане: Граждане РФ, Иностранцы, Лица без гражданства. 2.Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом: должностные лица, военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, инвалиды.

II.Коллективные: 1.Организации: Предприятия, Учреждение. 2.Структурные подразделения этих организаций. 3.Трудовые коллективы

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.

Виды органов исполнительной власти (по различным критериям):

I В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинённостью), различают:1) Федеральные органы исполнительной власти.2) Органы исполнительной власти субъектов федерации.3) Местные органы исполнительной власти.

II По организационно-правовому принципу организации и деятельности различают:1) правительство;2) министерства;3) комитеты;4) надзоры и т. д.

III По характеру компетенции различают:1) Общей компетенции (Правительство РФ, Правительства других субъектов РФ – не только правительства!).2) Отраслевой компетенции (Министерства).3) Межотраслевой компетенции (Комитеты).Å /дополнительно/ Специальной компетенции (Инспекции, службы).

IV По порядку разрешения дел различают:1) Коллегиальные (Правительство).2) Единоличные (Министр).

[Правительство решает вопросы коллегиально и принимает постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне председателя или заместителя председателя Правительства) – индивидуальные акты разового пользования Þ принципиален перечень вопросов, рассматриваемых коллегиально и единолично]