Благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире.

 

Основные свойства восприятия:

Выделяют следующие свойства восприятия:

- избирательность,

- константность,

- апперцепция (осмысленность),

- целостность (предметность),

1. избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.

Избирательность выражается в выделении объекта из фона.

Объектом восприятия принято считать то, что находится в центpe внимания, а все, что его окружает, - это фон.

В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов.

При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, кото­рая и определяет избирательность восприятия.

2. константность, т.е. относительное постоянство в восприятии.

Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в про­цессе развития личности, и имеет огромное практическое значе­ние.

Например:

- Если человек высокого роста будет находиться на некотором не­значительном расстоянии, то все равно он останется для окружаю­щих высоким.

Если бы человек не владел этим качеством , то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкива­лись с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее и наша ориентиров­ка в пространстве была бы невозможна.

3. апперцепция (осмысленность)- зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личност­ных особенностей.

Например,

Люди по-разному воспринимают лес в зависимо­сти от профессии:

- лесовод - как предмет заботы и охраны,

- охот­ник - как место для охоты,

- туристы - как место отдыха,

- работ­ник лесной промышленности - как объект для производства.

Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все опреде­ленным, заранее, заданным образом.

В жизни человека роль установок очень существенна.

4. целостность (предметность)- целостный образ предмета.

Предметность выражается в том, что человек способен

объеди­нять разрозненные ощущения в целостный образ с его граница­ми, размерами, окраской,

Например:

- из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, челове­ческую речь, шум мотора и т. д.

Факторы, влияющие на восприятие:

- Это ограничения, связанные с органами чувств;

- состояния сознания;

- предшествую­щий опыт;

- менталитет.

Нарушения восприятия.

Восприятие предметов может быть и ошибочным.

К нарушению восприятия относятся иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.

Иллюзии бы­вают и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожида­ния, при утомлении.

Иллюзии- это искаженное восприятие.

В практической жиз­ни наше восприятие иногда не отражает точной картины проис­ходящего.

Например:

весло, погруженное в воду, кажется прелом­ленным.

Много иллюзий связано с восприятием пространства:

- находящиеся вдалеке объекты кажутся ма­ленькими,

- параллельно идущие рельсы - сходящимися и т. п.

Распространены также иллюзии контраста:

- белое на черном кажется еще белее;

- человек будет казаться выше, если рядом на­ходится человек маленького роста и наоборот;

- звезды кaжyтся бо­лее яркими в безлунную ночь.

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, восприятие может нарушаться.

Например,

- нарушение восприятия времени - невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени.

- нарушения восприятия простран­ства - трудности ориентировки во внешнем (зритель­ном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия.

Возникает при определенных поражениях мозга.

Разли­чают:

1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узна­вать предметы и их изображения;

2) тактильные агно­зии, проявляются в виде расстройств опознания предме­тов наощупь - астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении пред­ставления о схеме тела - соматоагнозия;

3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности разли­чать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях.

Например,

Ø больные с предметной агнозией (на­рушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бу­маге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-ни­будь другой предмет.

Ø большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями.

Ø при оптико-пространственной агнозии на­рушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов - расположение улиц в городе.

Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделе­ние, койку в палате и т.д.

 

Галлюцинации-восприятие без объекта, ложные восприятия.

Они различаются, как и иллюзии, по орга­нам чувств.

Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.

Среди нарушений восприятия выделяют псевдо­галлюцинации. Они проецируются не во внешнем про­странстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голо­сах, но не идентифицируют их с реальными предмета­ми и звуками.

Особенности ухода среднего медицин­ского работника за больными с различными наруше­ниями восприятий

Особенности ухода среднего медицин­ского работника за больными с различными наруше­ниями восприятий, заключаются во внима­тельном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти на­рушения впервые выявлены сестрой, об этом необхо­димо доложить лечащему врачу; если же они наблю­дались и раньше, необходимо действовать в соответ­ствии с предписаниями врача.

Появление галлю­цинаций может быть связано и с развитием психическо­го заболевания.

Ритмы в деятельности медсестры.

Специфика труда се­стринского персонала предполагает сменную работу и работу в ноч­ную смену.

Люди по-разному приспосабливаются к подобной ра­боте.

Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода смен­ного труда.

Наиболее серьезные проблемы у работаюших в разные смены возникают вследствие:

- неадекватного (как количественно, так и качественно) сна,

- неудовлетворительного питания (по соста­ву и времени приема пиши),

- а также отрыва от семьи.

Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночныесмены увеличено:

- количество ошибок,

- несчастных случа­ев,

- снижена работоспособность,

- происходят различные нарушения сна.

Сменная работа у медсестёр приводит к

- неудовлетворенностью своей работой,

- стрессами,

- синдромом «психического выго­рания».

Для снижения выраженности этих реакций предложено:

1. пересмотреть графики работы;

2. стремиться как можно реже вносить изменения в график работы;

3. сохранять график постоянным, насколько это возможно;

4. обучить персонал самопланированию в соответствии с ритмами;

5. выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные

6. смены;

7. привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены;

8. побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнения­ми для снижения негативных последствий при сменой работе;

9. увеличивать искусственное освещение;

10. увеличивать естественное освещение в помещениях как для па­циентов, так и для персонала;

11. обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечер­нее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, за­ниматься самообразованием и развитием личности;

12. поддерживать все усилия персонала, направленные на адапта­цию к сменной работе.

 

Сенсорный голод. Сенсорная адаптация.

Вся инфор­мация от органов чувств поступает в мозг.

Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода.

Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послущать, пощупать.

Сенсорный голод (сенсорная депривация) - это недостаток или от­сутствие внешних раздражителей.

Он особенно опасен в детском воз­расте.

Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах.

Слух и зрениефункционируют уже у семимесячного плода.

 

Сенсорный голод испытывают и животные.

Широко известен опыт с 3 группами крысят:

Все они содержались в одинаковых ус­ловиях, но крысят

1. l-й группы ежедневно поглаживали,

2. крысят 2-й группы не поглаживали,

3. а крысят З-й группы ежедневно подверга­ли болезненному удару электрическим током.

К концу экспери­мента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными.

Сенсорная адаптация -этоприспособления органа чувств к внешнему раздражителю.

Напимер:

- Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи,

- так и неприятные запахи урологического отделения.

- Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот.

Существует эмоциональная адаптация.

Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью.

В последние годы заговорили и о социально-психологической адап­тации.

Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться.

От этого зависит, как сложатся меж­личностные взаимоотношения.

 

Представления

 

Представление (вторичный образ) - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

По сравнению с тем, что происходит при непосредственном вос­приятии, представление бывшего восприятия - это не его копия.

Сущность представления состоит в том, что это обобщенный об­раз, сохраняющий важные для личности особенности окружающе­го мира.

Различают

- представления памяти

- и представления воображения.

 

1. Представления являются образами памяти, если:

· в образе воспроиз­водится прежде воспринятое

· и если субъект осознает взаимосвязь образа и прошлого.

2. Если представление формируется безотноси­тельно к прежде воспринятому, то представление является образом воображения.

Представления всегда в достаточной степени индивидуальны, во многом зависят от особенностей личности:

- ее установок,

- прошлого опыта,

- степени развития интеллектуальных способностей.

И поэтому

- с одной стороны представления - это итог познания человеком окружаю­щего мира,

- а с другой - это исходная точка развития и развертыва­ния психической жизни личности.

Способность действовать по представлениям, т.е. свободно опе­рировать ими, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными про­фессиями.

Например:

- сестринскому персоналу необходимо в первую очередь формировать адекватное представление о себе и о своей профессии

- осознавать особенности своего обобщенного представления о пациентах,

- а также достаточно легко опери­ровать единичными представлениями о том, как конкретный па­циент воспринимает себя и свое заболевание, медицинских работ­ников, назначенное лечение, прогноз.

ВЫВОДЫ

1. Ощущение- отражение человеком отдельных свойств предме­тов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения бывают экстероцептивные, интероцептивные и пропри­оцептивные.

2. Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непос­редственном воздействии на органы чувств. Свойства вос­приятия: избирательность, константность, апперцепция, целостность, илюзии.

3. На восприятие влиияют развитие органов чувств, состояние со­знания, предшествующий опыт, менталитет.

4. На восприятие влияет цикличность нашей жизни. Одним из таких циклов может быть график работы. Специфика труда сест­ринского персонала предполагает сменную работу и работу в ноч­ную смену. Сменная работа связана с неудовлетворенностью медсестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Существуют приемы, которые помогают снизить нега­тивные последствия сменной работы.

5. Как недостаток, так и избытоксенсорных раздражителей мо­жет быть опасен.

6. Представления - это воспроизведенный субъектом образ пред­ета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникаю­щий без воздействия предмета на органы чувств. Представление- обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. Способность действовать по представлению ­одно из важных качеств, необходимых для овладения многими со­временными профессиями.

7. Представления, сложившиеся у пациента о своей болезни, явля­ются составной частью ВКБ. Неадекватно сформированная ВКБ мо­жет косвенно отрицательно влиять на течениеиисход заболевания, создавать серьезные трудности в семейной и общественной жизни.

8.К нарушениям ощущений можно отнести гиперестезию, гипо­стезию, анестезию, парестезии, сенестопатии, кожный зуд.

9. Наиболее часто сестринский персонал встречается с болью. Боль­ - это неприятное сенсорное и эмоциональное цереживание, сопро­вождающееся фактическим или возможным повреждением тканей, а также состояние, словесное описание которого соответствует по­добному повреждению. Восприятие боли субъективно. Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли. Существует лекарственные и нелекарственные методы лечения боли.

10. К нарушениям восприятия относятся галлюцинации.

 

Внимание

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека.

Внимание можно рассматривать как:

- про­цесс или сторону процесса - сенсорное, интеллектуальное внима­ние,

- как состояние - состояние сосредоточенности,

- как свойство личности - внимательность.

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.

Виды внимания

Одна из классификаций внимания основана на зависимости внимания от уровней психической регуляции.

Выделяют:

1. непроизвольное (пас­сивное),

2. произвольное (активное)

3. и послепроизвольноевнимание.

1. При непроизвольном внимании психическая деятельность чело­века устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предвари­тельного намерения.

Основная функция непроизвольного внима­ния заключается:

- в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды,

- в выделении объектов, которые мо­гут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или лич­ностный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов:

- внешние факторы сила, интенсивность, неожиданность раздражителя.

Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздра­жителя и особенно контраст между раздражителями.

Например:

Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание мед­сестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем.

Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущее­ся.

На этих закономерностях построена реклама.

- внутренние факторы - постоянная или временная значимость раздражителя.

Направление непроизволь­ного внимания человека связано с общей направленностью лично­сти.

Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям.

Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.

Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки.

Пример:

Если медсестре ее работа не нра­вится, то она может не заметить усиления отечности лица у паци­ента или запаха ацетона в палате.

2. Произвольное внимание возникает по нашему собственному же­ланию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли.

Произвольное вни­мание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно при­влекательными, интересными и новыми качествами (изучение ма­лоинтересного предмета).

Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует.

Уровень развития такого внимания характеризует:

- направленность интересов человека,

- его личностные, волевые качества.

Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольноro внимания является сам человек:

- «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания.

Пример:

- Трудно заставить себя быть внимательным в непривыч­ной обстановке, когда появляется много дополнительных конкури­рующих раздражителей.

Лучше работается там, где

- есть четкий ре­жим,

- рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего),

- устранены сильные посторонние раздражители.

Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины.

Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное те­сно связаны между собой и порой переходят друг в друга.

Но решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит

про­извольному вниманию.

 

3. Послепроизвольное внимание - это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего ин­тереса.

Свойства внимания

Основные свойства внимания человека - это

Интенсивность,

Устойчивость,

Переключаемость,

Распределение,

5. объем.

 

1. Под интенсивностью внимания понимается повышенная сосре­доточенность сознания на определенном объекте, на конкретной деятельности, что не позволяет отвлекаться на посторонние раз­дражители.

2. Устойчивость - это способность к длительной концентрации внимания на определенном объекте.

 

Причины, влияющие на устойчивость внимания, могут быть свя­заны

- со свойствами нервной системы человека:

сильный-слабый,

уравновешенный - неуравновешенный,

подвижный - инертный типы;

- с общим состоянием организма в данный момент;

- с моти­вацией -наличием или отсутствием интереса к деятельности, ее

зна­чимостью для человека;

- или с внешними обстоятельствами.

3. Переключаемость - это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую.

У здорового челове­ка этот процесс должен происходить без замедления и ущерба для сосредоточенности внимания.

Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание.

Такой перевод может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольная переклю­чаемость внимания может свидетельствовать о неустойчивости вни­мания, но такая неустойчивость - не всегда отрицательное каче­ство.

Нередко она способствует краткому отдыху.

Способность к переключению внимания индивидуальна и зави­сит от типа нервной системы, поддается тренировке с помошью упражнений.

4. Распределение внимания - способность одновременного успеш­ного выполнения (совмешения) двух различных видов деятельнос­ти или более.

Распределение внимания между различными видами деятельно­сти вовсе не означает, что они в буквальном смысле слова выпол­няются параллельно.

Такое бывает редко, а впечатление создается способностью человека быстро переключаться с одного вида дея­тельности на другой, успевая возвратиться к продолжению прерван­ного до того, как наступит забывание.

Высокий уровень распределения внимания - одно из обязатель­ных условий медицинского труда.

Исследования показывают, что трудность представляет совме­шение двух однородных видов деятельности

- двух видов умствен­ной активности,

- двух видов двигательной активности.

Например:

На лекции разумнее слушать преподавателя, а не читать параллельно интерес­ную книгу, так как после занятий останется неудовлетворенность и объяснением, и книгой, а не радость понимания того или дру­гого.

Внимание распределяется более эффективно между умственной и двигательной активностью, но при их совмешении снижается про­дуктивность умственной деятельности.

В этих случаях условием упешного распределения внимания является автоматизация одно­го из одновременно осушествляемых видов деятельности.

5. Объем внимания - это среднее количество предметов или их де­талей, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания человека.

Объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5-7 элементам.

Объем внимания можно увеличить путем трениро­вок.

Это очень важно для многих сестринских специальностей.

 

Невнимательность

Свойство противоположное внимательности, считается невни­мательность.

Она бывает разной.

1. Невнимательность первого типа - это рассеянность со слабой интенсивностью внимания и его легким непроизвольным переклю­чением.

Подобное внимание свойственно маленьким детям,

а у взрослых может быть результатом

- плохого состояния здоровья,

- чрезмерного утомления или возбуждения,

- и плохого воспита­ния.

Постоянная рассеянность может говорить о легкомыслии и поверхностном отношении к жизни.

2. Невнимательность второго типа часто называют «профессорс­кой» - это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудное переключение и распределение внимания.

Классический пример ­герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

- Жак Паганель.

 

Нарушения внимания

Наиболее частыми нарушениями внимания являются:

1. uстощае­мость,

Отвлекаемость

3. и патологическая прикованность.

1. Истощаемость внимания проявляется тем, что человек в про­цессе беседы или при выполнении мыслительных операций быстро устает, теряет нить разговора, качество ответов снижается.

Исто­щаемость внимания сопровождает астенические состояния.

2. Отвлекаемость внимания - внима­ние непрерывно переключается с одного на другое, фиксируя ма­лейшие детали происходящего, но более или менее длительное со­средоточение внимания на объекте затруднено, человек неусидчив.

· Отвлекаемость свойственна – гипертимикам.

· Неспособность удерживать внимание на предмете у детей млад­шего школьного возраста может приводить к неспособности к на­учению.

Многие такие дети еще и гиперактивны.

Такая комбинация носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивнос­ти (СДВГ).

3. Патологическая прикованность внимания к определенному кругу представлений наблюдается у людей в состоянии депрессии.

Они не могут отвлечься от тягостных переживаний, не могут читать, смот­реть телевизор, все время думая о безысходности своего положения.

ВЫВОДЫ

1. Одной из наиболее популярных классификаций внимания яв­ляется разделение внимания на непроизвольное, произвольное и пос­лепроизвольное.

2. Основная функция непроизвольного внимания заключается в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наи­более важный жизненный или личностный смысл.

3. Направленность непроизвольного внимания медсестры может свидетельствовать о степени ее профессионализма.

4. Уровень развития произвольного внимания характеризует воле­вые качества человека.

5. Тихая музыка, рабочий шум, обычные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

6. Основные свойства внимания - это интенсивность, устойчи­вость, переключаемость, распределение и объем.

7. На устойчивость внимания влияют свойства нервной систе­мы, состояние организма в данный момент, мотивация, внешние обстоятельства.

8. Высокий уровень распределения внимания - одно из обяза­тельных условий медицинского труда. Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активнос­тью.

9. Невнимательность взрослых может быть результатом плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, пло­хого воспитания.

10. Наиболее частыми нарушениями внимания являются исто­щаемость, отвлекаемость и патологическая прикованность.

 

ПАМЯТЬ

Память - запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение индивидом его опыта.

Память - одна из самых популярных психических особенностей человека.

Физиологической основой памяти является образование, сохра­нение и актуализация вpeмeнныx нервных связей в мозге.

Времен­ные связи и их системы образуются при смежном во времени дей­ствии раздражителей на органы чувств при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.

 

Виды и особенности памяти

Человек пользуется в жизни различными видами памяти.

Суще­ствуют 3основных критерия классификации памяти

I. по времени сохранения материала.

Выделяют

- сенсорную - непосредственную,

- кратковре­менную- срок хранения информации 15-30 с

- и долговременную - ин­формация может храниться сколько угодно долго, от повторного об­ращения улучшается.

- Также выделяют генетическую память, которая хранит информацию в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Через нее передается психологическое и поведенческое сходство родственников (эмоциональность, чувствительность, тем­перамент).

Генетическая память - единственная, которую мы не можем развивать с помощью обучения и воспитания.

1. Сенсорная память. Это процесс, осуществляемый на уровне ре­епторов. Исследования показывают, что следы в ней сохраняются очень короткое время.

За это время ретикулярная формация, кото­рая выполняет роль фильтра, «решает вопрос» о важности для организма поступающей информации и необходимости обращения к высшим отделам головного мозга.

2. Кратковременная память. Если информация привлекла внима­ние, она может короткое время сохраняться.

При этом «решается вопрос» о необходимости ее долговременного хранения.

3. Долговременная память -ин­формация может храниться сколько угодно долго, от повторного об­ращения улучшается.

В работах Эббингауза (1885), Миллера(1956) показано, что па­мять в среднем не может одновременно хранить более 7 элементов.

В зависимости от сложности элементов это число может колебать­ся от 5 до 9 (7±2) – формула памяти.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более 7 составляющих, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого.

На переход информации из кратковременной памяти в долго­временную влияют:

1. Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно запоминается легче и на более длительный срок: - до­рога к дому, - таблица умножения, - любимая песня или детский стишок;

2. контекст. Один и тот же материал легче усваивается у одного преподавателя, чем у другого.

Сохранение в памяти часто связа­но с ситуацией, в которой происходило запоминание, поэтому извлекать из памяти необходимую информацию важно в том контексте, в котором произошло запоминание.

Некоторые сильно окрашенные события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются;

3. мотивация. Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем не интересные нам сведения.

Мотивация играет в запоминании и другую роль.

Как показала Б. Зейгарник, мы дольше помним незавер­шенное нами дело, чем работу, выполненную до конца;

4. углубление в изучаемый предмет.

Материал запоминается очень хорошо, если студент:

- самостоятельно работает над предметом,

- пытается установить межпредметные и внутрипредметные связи

- и привести примеры из повседневной жизни.

Хочется еще раз напомнить, что зубрежка перед самым экзаме­ном - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний.

Очень многие студенты садятся за учебники только в сес­сию и исключительно для того, чтобы получить хорошую отметку.

II.

Классификация памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности.

Выделяют:

- образную,

- двигательную,

- эмоциональную

- и словесно-логическую память.

1. Образная память - запоминание и воспроизведение чувствен­ных образов предметов и явлений.

Образная память действует в зависимости от ведущего анализатора и бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

2. Двигательная память - запоминание и воспроизведение движе­ний, двигательных умений и навыков.

3. Эмоциональная память - это память на переживания.

Она уча­ствует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в че­ловеческих отношениях.

На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала:

- то, что вызывает эмо­циональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный срок.

4. Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, на его логику.

Человек, обладающий словесно-логической памя­тью,

- быстро и точно запоминает смысл событий, читаемого текста,

- логику рассуждений,

- какое-либо доказательство.

Этот смысл он мо­жет передать собственными словами, причем достаточно точно.

III.

Классификация памяти по целям деятельности.

Выделяют память

- непроизвольную

- и произвольную.

1. Непроизвольная память -запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без особых усилий со стороны человека, без специальной

мнемичес­кой задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.

2. произвольнуая память -запоминание и воспроизведение происходят с помощью особых волевых усилий со стороны человека, ставяться задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.

 

Забывание

Память- это способность не только к запоминанию, но и к забыванию информации.

На забывание влияют следующие факто­ры:

1. Возраст. Пожилые люди склонны забывать недавние события или то, что им предстоит сделать.

Они могут поражать способностью вспоминать прошлое.

На са­мом деле они рассказывают, как правило, о достопримечательных событиях.

Такие события столько раз пересказываются самим че­ловеком или его близкими, что навсегда остаются в памяти.

Когда пожилые люди сталкиваются с новыми обстоятельствами, с непривычными действиями,

например

- в случае госпитализации, им нужно время, чтобы освоить новое.

Большую помощь им могут оказать памятки:

- «Как и когда принимать лекарство»,

- «Как пользо­ваться ингалятором»,

- «Как измерить артериальное давление» и т.д.

2. И н т е р ф е р е н ц и я. Сохранению информации в памяти могут мешать предшествующие (проактив­ная интерференция) или последующие(ретроактивная интерферен­ция) события.

Пример:

- Если перед тем как студент начинает готовиться к экзамену, он получит дурные вести, то усвоение материала будет ослаблено.

Ретроактивная интерференция (последующие события) происходит тогда, когда новые знания блокируют воспроизведение старых.

- если после усвоения материала мы сразу приступаем к новой деятельности (изучаем другой предмет, идем на дискотеку и т.д.), то с воспроиз­ведением старого материала могут быть трудности.

3. Вытеснение информации. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний.

Например:

- Дети, постра­давшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случив­шемся.

Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно всплывают вновь уже у взрослого человека.

4. Подавление. В отличие от вытеснения, подавление - это со­знательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком­-либо событии.

Например:

- Мы можем «забыть» заплатить долг,

- «забыть» о не­приятном нам свидании,

- и несданном экзамене,

- глупом поступке.

5. Л е к а р с т в е н н ы е с р е д с т в а. От большинства лекарств память, может ухудшаться.

- Сильное отрицательное действие на па­мять оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследо­вания показали, что диазепам (синонимы: реланиум: седуксен, си­базон, валиум) блокирует работу памяти в течение 6 ч после приема.

- Способствуют ухудшению памяти препараты, применяемые при лечении паркинсонизма,

- антиаритмическийпрепарат мексилетин (си­нонимы: мекситил, мекситилен, мексилен и др.),

- гипотензивноесред­ство метuлдофа(синонимы: допегит, метилдопа и др.) и др.

 

Медсестре необходимо обратить внимание на пациентов, полу­чаюших эти препараты,и напоминать им о

- распорядке дня,

- пред­стоящих процедурах устно или письменно.

 

Нарушения памяти

Наиболее часто встречаемые расстройства:

1. гипомнезия - снижение памяти,

Гuпомнезии бывают при:

- переутомлении,

- возбуждении,

- в результа­те перенесенных тяжелых заболеваний,

- в пожилом возрасте.

2. амнезия- выпадение (отсутствие памяти)

У человека бывает полная амнезия - выпадение из памяти событии, происходивших в какие-либо отрезки времени:

- при старческих психозах,

- тяжелых травмах мозга,

- отравлении оки­сью углерода.

Различают

- ретроградную(лат. retrogradus - идущий назад) амнезию, при которой утрачивается память на события, пред­шествовавшие заболеванию,

- и антероградную, при которой забыва­ется то, что было после начала заболевания.

3. парамнезия ­- ошибки памяти.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии

- кон­фабуляции

- и псевдореминисценции.

Конфабуляции иногда называют галлюцинациями памяти.

При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит без желания пациента обмануть, ввести в заблуждение.

Этот вид патоло­гии может наблюдаться у больных

- алкоголизмом при развитии кор­саковского психоза,

- а также у больных старческим психозом.

Псевдореминисценции- это искаженные воспоминания, или ил­люзии памяти.

Это ошибочные воспоминания о событиях, действи­тельно происходивших, но искаженных, неверно соотнесенных во времени или месте.

Среди нарушений памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости.

Они могут обнаруживаться как у здоровых, на­пример, при изменении настроения, так и у психически больных.

Выделяют

- симптом уже увиденного (deja vu - дежа вю)

- и симп­том никогда не виденного (jamais уи - жамэ вю).

Суть симптома уже увиденного сводится к тому, что первое в жиз­ни восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше.

При этом присутствует понимание ошибочности этого ощушения.

Например

- впервые приехав в город, человек ходит по его ули­цам с чувством, будто он уже бывал здесь.

- Чувство знакомости нередко подводит студентов. Перелистывая дома учебник или тетрадь с конспектами, они узнают то, о чем говорилось на лекции, и им кажется, что они все знают и учить не обязательно. Однако при ответе на следующий день оказывается, что они не знают, а узнают ответ среди другой информации, как узнают знакомого на улице.

 

Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хо­рошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, встреченное впер­вые.

В этом случае критикаостается сохранной, т.е. человек понимает, что это ему только кажется.

 

ВЫВОДЫ:

1. Память включает в себя процессы - запоминание, сохранение, воспроизведение.

2.По времени сохранения материала выделяют сенсорную, крат­ковременную и долговременную память.

3. Сенсорная память - это механизм, позволяющий информа­ции сохраняться несколько миллисекунд, чтобы мозг «решил», зас­луживает ли она дальнейшего сохранения.

4. Кратковременная память - это механизм, сохраняющий ин­формацию в течение

5. 15-30 с. Объем памяти (формула памяти) (7±2) т.е. 5-9 одновременно сохраняемых элементов.

6.Переходу информации из кратковременной памяти в долго­временную способствуют привычность материала, контекст, мо­тивация, активная работа с материалом.

7. Непроизвольное запоминание не обязательно более слабое, чем произвольное.

8. Опыты Эббингауза показали, что основная часть (до 60%) бес­смысленно запоминаемого материала забывается уже в l-й час после заучивания.

9. На забывание информации влияют возраст, неиспользование информации, интерференция, вытеснение информации, подавление, прием лекарственных препаратов.

10. Среди нарушений памяти выделяют амнезию, гипомнезию, парамнезию (конфабуляции и псевдореминисценции), нарушения чувства знакомости.

11. Существуют приемы, помогающие более эффективно орга­низовать запоминание и извлечение информации.

Мышление

Ощущение и восприятие дают человеку знание об отдельных предметах и явлениях реального мира.

Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная.

Для того чтобы человек мог жить и нормально трудится, он должен:

- быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий.

Знание об отдельных предметах и явлениях реального мира не является достаточным основанием для предвидения.

Для того, чтобы предвидеть, надо:

- обобщать единичные предметы и факты

- и делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот переход от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессумышлению.

Мышление –является высшим познавательным процессом, который заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.

1.(признак) обобщенное отражение действительности т.е. мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

2.опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

3.важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той тли иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

4.Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.

5.Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.

6.Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью.

Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми.

Люди всегда думают словами, т.е. они не могут мыслить, не произнося слова.

Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

 

Речь является орудием мышления:

- взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их в слух.

- И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Вместе с тем следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена – не одно и тоже.

Мыслить – это не значить говорить в слух или про себя.

Например:

- возможность высказывания одной и той же мысли разными словами,

- а так же то, что человек не всегда находит нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга.

Известно:

- что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности

- существуют зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностическое(познавательные) функции мышления

- речевые центры коры головного мозга так же участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Мышление – это особая деятельность, имеющая свою структуру и виды