Благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире.
Основные свойства восприятия:
Выделяют следующие свойства восприятия:
- избирательность,
- константность,
- апперцепция (осмысленность),
- целостность (предметность),
1. избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.
Избирательность выражается в выделении объекта из фона.
Объектом восприятия принято считать то, что находится в центpe внимания, а все, что его окружает, - это фон.
В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов.
При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, которая и определяет избирательность восприятия.
2. константность, т.е. относительное постоянство в восприятии.
Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе развития личности, и имеет огромное практическое значение.
Например:
- Если человек высокого роста будет находиться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким.
Если бы человек не владел этим качеством , то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкивались с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее и наша ориентировка в пространстве была бы невозможна.
3. апперцепция (осмысленность)- зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личностных особенностей.
Например,
Люди по-разному воспринимают лес в зависимости от профессии:
- лесовод - как предмет заботы и охраны,
- охотник - как место для охоты,
- туристы - как место отдыха,
- работник лесной промышленности - как объект для производства.
Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все определенным, заранее, заданным образом.
В жизни человека роль установок очень существенна.
4. целостность (предметность)- целостный образ предмета.
Предметность выражается в том, что человек способен
объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской,
Например:
- из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, человеческую речь, шум мотора и т. д.
Факторы, влияющие на восприятие:
- Это ограничения, связанные с органами чувств;
- состояния сознания;
- предшествующий опыт;
- менталитет.
Нарушения восприятия.
Восприятие предметов может быть и ошибочным.
К нарушению восприятия относятся иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.
Иллюзии бывают и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожидания, при утомлении.
Иллюзии- это искаженное восприятие.
В практической жизни наше восприятие иногда не отражает точной картины происходящего.
Например:
весло, погруженное в воду, кажется преломленным.
Много иллюзий связано с восприятием пространства:
- находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими,
- параллельно идущие рельсы - сходящимися и т. п.
Распространены также иллюзии контраста:
- белое на черном кажется еще белее;
- человек будет казаться выше, если рядом находится человек маленького роста и наоборот;
- звезды кaжyтся более яркими в безлунную ночь.
При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, восприятие может нарушаться.
Например,
- нарушение восприятия времени - невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени.
- нарушения восприятия пространства - трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.
Агнозия - нарушение различных видов восприятия.
Возникает при определенных поражениях мозга.
Различают:
1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;
2) тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь - астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела - соматоагнозия;
3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.
Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях.
Например,
Ø больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет.
Ø большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями.
Ø при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов - расположение улиц в городе.
Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д.
Галлюцинации-восприятие без объекта, ложные восприятия.
Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств.
Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.
Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками.
Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий
Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача.
Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.
Ритмы в деятельности медсестры.
Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену.
Люди по-разному приспосабливаются к подобной работе.
Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда.
Наиболее серьезные проблемы у работаюших в разные смены возникают вследствие:
- неадекватного (как количественно, так и качественно) сна,
- неудовлетворительного питания (по составу и времени приема пиши),
- а также отрыва от семьи.
Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночныесмены увеличено:
- количество ошибок,
- несчастных случаев,
- снижена работоспособность,
- происходят различные нарушения сна.
Сменная работа у медсестёр приводит к
- неудовлетворенностью своей работой,
- стрессами,
- синдромом «психического выгорания».
Для снижения выраженности этих реакций предложено:
1. пересмотреть графики работы;
2. стремиться как можно реже вносить изменения в график работы;
3. сохранять график постоянным, насколько это возможно;
4. обучить персонал самопланированию в соответствии с ритмами;
5. выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные
6. смены;
7. привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены;
8. побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнениями для снижения негативных последствий при сменой работе;
9. увеличивать искусственное освещение;
10. увеличивать естественное освещение в помещениях как для пациентов, так и для персонала;
11. обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечернее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, заниматься самообразованием и развитием личности;
12. поддерживать все усилия персонала, направленные на адаптацию к сменной работе.
Сенсорный голод. Сенсорная адаптация.
Вся информация от органов чувств поступает в мозг.
Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода.
Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послущать, пощупать.
Сенсорный голод (сенсорная депривация) - это недостаток или отсутствие внешних раздражителей.
Он особенно опасен в детском возрасте.
Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах.
Слух и зрениефункционируют уже у семимесячного плода.
Сенсорный голод испытывают и животные.
Широко известен опыт с 3 группами крысят:
Все они содержались в одинаковых условиях, но крысят
1. l-й группы ежедневно поглаживали,
2. крысят 2-й группы не поглаживали,
3. а крысят З-й группы ежедневно подвергали болезненному удару электрическим током.
К концу эксперимента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными.
Сенсорная адаптация -этоприспособления органа чувств к внешнему раздражителю.
Напимер:
- Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи,
- так и неприятные запахи урологического отделения.
- Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот.
Существует эмоциональная адаптация.
Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью.
В последние годы заговорили и о социально-психологической адаптации.
Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться.
От этого зависит, как сложатся межличностные взаимоотношения.
Представления
Представление (вторичный образ) - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия - это не его копия.
Сущность представления состоит в том, что это обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира.
Различают
- представления памяти
- и представления воображения.
1. Представления являются образами памяти, если:
· в образе воспроизводится прежде воспринятое
· и если субъект осознает взаимосвязь образа и прошлого.
2. Если представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, то представление является образом воображения.
Представления всегда в достаточной степени индивидуальны, во многом зависят от особенностей личности:
- ее установок,
- прошлого опыта,
- степени развития интеллектуальных способностей.
И поэтому
- с одной стороны представления - это итог познания человеком окружающего мира,
- а с другой - это исходная точка развития и развертывания психической жизни личности.
Способность действовать по представлениям, т.е. свободно оперировать ими, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями.
Например:
- сестринскому персоналу необходимо в первую очередь формировать адекватное представление о себе и о своей профессии
- осознавать особенности своего обобщенного представления о пациентах,
- а также достаточно легко оперировать единичными представлениями о том, как конкретный пациент воспринимает себя и свое заболевание, медицинских работников, назначенное лечение, прогноз.
ВЫВОДЫ
1. Ощущение- отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения бывают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
2. Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Свойства восприятия: избирательность, константность, апперцепция, целостность, илюзии.
3. На восприятие влиияют развитие органов чувств, состояние сознания, предшествующий опыт, менталитет.
4. На восприятие влияет цикличность нашей жизни. Одним из таких циклов может быть график работы. Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Сменная работа связана с неудовлетворенностью медсестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Существуют приемы, которые помогают снизить негативные последствия сменной работы.
5. Как недостаток, так и избытоксенсорных раздражителей может быть опасен.
6. Представления - это воспроизведенный субъектом образ предета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий без воздействия предмета на органы чувств. Представление- обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. Способность действовать по представлению одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями.
7. Представления, сложившиеся у пациента о своей болезни, являются составной частью ВКБ. Неадекватно сформированная ВКБ может косвенно отрицательно влиять на течениеиисход заболевания, создавать серьезные трудности в семейной и общественной жизни.
8.К нарушениям ощущений можно отнести гиперестезию, гипостезию, анестезию, парестезии, сенестопатии, кожный зуд.
9. Наиболее часто сестринский персонал встречается с болью. Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное цереживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей, а также состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению. Восприятие боли субъективно. Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли. Существует лекарственные и нелекарственные методы лечения боли.
10. К нарушениям восприятия относятся галлюцинации.
Внимание
Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека.
Внимание можно рассматривать как:
- процесс или сторону процесса - сенсорное, интеллектуальное внимание,
- как состояние - состояние сосредоточенности,
- как свойство личности - внимательность.
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.
Виды внимания
Одна из классификаций внимания основана на зависимости внимания от уровней психической регуляции.
Выделяют:
1. непроизвольное (пассивное),
2. произвольное (активное)
3. и послепроизвольноевнимание.
1. При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения.
Основная функция непроизвольного внимания заключается:
- в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды,
- в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл.
Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов:
- внешние факторы сила, интенсивность, неожиданность раздражителя.
Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя и особенно контраст между раздражителями.
Например:
Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание медсестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем.
Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущееся.
На этих закономерностях построена реклама.
- внутренние факторы - постоянная или временная значимость раздражителя.
Направление непроизвольного внимания человека связано с общей направленностью личности.
Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям.
Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.
Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки.
Пример:
Если медсестре ее работа не нравится, то она может не заметить усиления отечности лица у пациента или запаха ацетона в палате.
2. Произвольное внимание возникает по нашему собственному желанию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли.
Произвольное внимание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (изучение малоинтересного предмета).
Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует.
Уровень развития такого внимания характеризует:
- направленность интересов человека,
- его личностные, волевые качества.
Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольноro внимания является сам человек:
- «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».
Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания.
Пример:
- Трудно заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей.
Лучше работается там, где
- есть четкий режим,
- рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего),
- устранены сильные посторонние раздражители.
Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины.
Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга.
Но решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит
произвольному вниманию.
3. Послепроизвольное внимание - это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего интереса.
Свойства внимания
Основные свойства внимания человека - это
Интенсивность,
Устойчивость,
Переключаемость,
Распределение,
5. объем.
1. Под интенсивностью внимания понимается повышенная сосредоточенность сознания на определенном объекте, на конкретной деятельности, что не позволяет отвлекаться на посторонние раздражители.
2. Устойчивость - это способность к длительной концентрации внимания на определенном объекте.
Причины, влияющие на устойчивость внимания, могут быть связаны
- со свойствами нервной системы человека:
сильный-слабый,
уравновешенный - неуравновешенный,
подвижный - инертный типы;
- с общим состоянием организма в данный момент;
- с мотивацией -наличием или отсутствием интереса к деятельности, ее
значимостью для человека;
- или с внешними обстоятельствами.
3. Переключаемость - это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую.
У здорового человека этот процесс должен происходить без замедления и ущерба для сосредоточенности внимания.
Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание.
Такой перевод может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о неустойчивости внимания, но такая неустойчивость - не всегда отрицательное качество.
Нередко она способствует краткому отдыху.
Способность к переключению внимания индивидуальна и зависит от типа нервной системы, поддается тренировке с помошью упражнений.
4. Распределение внимания - способность одновременного успешного выполнения (совмешения) двух различных видов деятельности или более.
Распределение внимания между различными видами деятельности вовсе не означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно.
Такое бывает редко, а впечатление создается способностью человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвратиться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий медицинского труда.
Исследования показывают, что трудность представляет совмешение двух однородных видов деятельности
- двух видов умственной активности,
- двух видов двигательной активности.
Например:
На лекции разумнее слушать преподавателя, а не читать параллельно интересную книгу, так как после занятий останется неудовлетворенность и объяснением, и книгой, а не радость понимания того или другого.
Внимание распределяется более эффективно между умственной и двигательной активностью, но при их совмешении снижается продуктивность умственной деятельности.
В этих случаях условием упешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осушествляемых видов деятельности.
5. Объем внимания - это среднее количество предметов или их деталей, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания человека.
Объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5-7 элементам.
Объем внимания можно увеличить путем тренировок.
Это очень важно для многих сестринских специальностей.
Невнимательность
Свойство противоположное внимательности, считается невнимательность.
Она бывает разной.
1. Невнимательность первого типа - это рассеянность со слабой интенсивностью внимания и его легким непроизвольным переключением.
Подобное внимание свойственно маленьким детям,
а у взрослых может быть результатом
- плохого состояния здоровья,
- чрезмерного утомления или возбуждения,
- и плохого воспитания.
Постоянная рассеянность может говорить о легкомыслии и поверхностном отношении к жизни.
2. Невнимательность второго типа часто называют «профессорской» - это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудное переключение и распределение внимания.
Классический пример герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»
- Жак Паганель.
Нарушения внимания
Наиболее частыми нарушениями внимания являются:
1. uстощаемость,
Отвлекаемость
3. и патологическая прикованность.
1. Истощаемость внимания проявляется тем, что человек в процессе беседы или при выполнении мыслительных операций быстро устает, теряет нить разговора, качество ответов снижается.
Истощаемость внимания сопровождает астенические состояния.
2. Отвлекаемость внимания - внимание непрерывно переключается с одного на другое, фиксируя малейшие детали происходящего, но более или менее длительное сосредоточение внимания на объекте затруднено, человек неусидчив.
· Отвлекаемость свойственна – гипертимикам.
· Неспособность удерживать внимание на предмете у детей младшего школьного возраста может приводить к неспособности к научению.
Многие такие дети еще и гиперактивны.
Такая комбинация носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
3. Патологическая прикованность внимания к определенному кругу представлений наблюдается у людей в состоянии депрессии.
Они не могут отвлечься от тягостных переживаний, не могут читать, смотреть телевизор, все время думая о безысходности своего положения.
ВЫВОДЫ
1. Одной из наиболее популярных классификаций внимания является разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
2. Основная функция непроизвольного внимания заключается в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл.
3. Направленность непроизвольного внимания медсестры может свидетельствовать о степени ее профессионализма.
4. Уровень развития произвольного внимания характеризует волевые качества человека.
5. Тихая музыка, рабочий шум, обычные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.
6. Основные свойства внимания - это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение и объем.
7. На устойчивость внимания влияют свойства нервной системы, состояние организма в данный момент, мотивация, внешние обстоятельства.
8. Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий медицинского труда. Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активностью.
9. Невнимательность взрослых может быть результатом плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, плохого воспитания.
10. Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощаемость, отвлекаемость и патологическая прикованность.
ПАМЯТЬ
Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Память - одна из самых популярных психических особенностей человека.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация вpeмeнныx нервных связей в мозге.
Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.
Виды и особенности памяти
Человек пользуется в жизни различными видами памяти.
Существуют 3основных критерия классификации памяти
I. по времени сохранения материала.
Выделяют
- сенсорную - непосредственную,
- кратковременную- срок хранения информации 15-30 с
- и долговременную - информация может храниться сколько угодно долго, от повторного обращения улучшается.
- Также выделяют генетическую память, которая хранит информацию в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Через нее передается психологическое и поведенческое сходство родственников (эмоциональность, чувствительность, темперамент).
Генетическая память - единственная, которую мы не можем развивать с помощью обучения и воспитания.
1. Сенсорная память. Это процесс, осуществляемый на уровне реепторов. Исследования показывают, что следы в ней сохраняются очень короткое время.
За это время ретикулярная формация, которая выполняет роль фильтра, «решает вопрос» о важности для организма поступающей информации и необходимости обращения к высшим отделам головного мозга.
2. Кратковременная память. Если информация привлекла внимание, она может короткое время сохраняться.
При этом «решается вопрос» о необходимости ее долговременного хранения.
3. Долговременная память -информация может храниться сколько угодно долго, от повторного обращения улучшается.
В работах Эббингауза (1885), Миллера(1956) показано, что память в среднем не может одновременно хранить более 7 элементов.
В зависимости от сложности элементов это число может колебаться от 5 до 9 (7±2) – формула памяти.
Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более 7 составляющих, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого.
На переход информации из кратковременной памяти в долговременную влияют:
1. Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно запоминается легче и на более длительный срок: - дорога к дому, - таблица умножения, - любимая песня или детский стишок;
2. контекст. Один и тот же материал легче усваивается у одного преподавателя, чем у другого.
Сохранение в памяти часто связано с ситуацией, в которой происходило запоминание, поэтому извлекать из памяти необходимую информацию важно в том контексте, в котором произошло запоминание.
Некоторые сильно окрашенные события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются;
3. мотивация. Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем не интересные нам сведения.
Мотивация играет в запоминании и другую роль.
Как показала Б. Зейгарник, мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца;
4. углубление в изучаемый предмет.
Материал запоминается очень хорошо, если студент:
- самостоятельно работает над предметом,
- пытается установить межпредметные и внутрипредметные связи
- и привести примеры из повседневной жизни.
Хочется еще раз напомнить, что зубрежка перед самым экзаменом - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний.
Очень многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую отметку.
II.
Классификация памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности.
Выделяют:
- образную,
- двигательную,
- эмоциональную
- и словесно-логическую память.
1. Образная память - запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов и явлений.
Образная память действует в зависимости от ведущего анализатора и бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
2. Двигательная память - запоминание и воспроизведение движений, двигательных умений и навыков.
3. Эмоциональная память - это память на переживания.
Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала:
- то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный срок.
4. Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, на его логику.
Человек, обладающий словесно-логической памятью,
- быстро и точно запоминает смысл событий, читаемого текста,
- логику рассуждений,
- какое-либо доказательство.
Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.
III.
Классификация памяти по целям деятельности.
Выделяют память
- непроизвольную
- и произвольную.
1. Непроизвольная память -запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без особых усилий со стороны человека, без специальной
мнемической задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.
2. произвольнуая память -запоминание и воспроизведение происходят с помощью особых волевых усилий со стороны человека, ставяться задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.
Забывание
Память- это способность не только к запоминанию, но и к забыванию информации.
На забывание влияют следующие факторы:
1. Возраст. Пожилые люди склонны забывать недавние события или то, что им предстоит сделать.
Они могут поражать способностью вспоминать прошлое.
На самом деле они рассказывают, как правило, о достопримечательных событиях.
Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда остаются в памяти.
Когда пожилые люди сталкиваются с новыми обстоятельствами, с непривычными действиями,
например
- в случае госпитализации, им нужно время, чтобы освоить новое.
Большую помощь им могут оказать памятки:
- «Как и когда принимать лекарство»,
- «Как пользоваться ингалятором»,
- «Как измерить артериальное давление» и т.д.
2. И н т е р ф е р е н ц и я. Сохранению информации в памяти могут мешать предшествующие (проактивная интерференция) или последующие(ретроактивная интерференция) события.
Пример:
- Если перед тем как студент начинает готовиться к экзамену, он получит дурные вести, то усвоение материала будет ослаблено.
Ретроактивная интерференция (последующие события) происходит тогда, когда новые знания блокируют воспроизведение старых.
- если после усвоения материала мы сразу приступаем к новой деятельности (изучаем другой предмет, идем на дискотеку и т.д.), то с воспроизведением старого материала могут быть трудности.
3. Вытеснение информации. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний.
Например:
- Дети, пострадавшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случившемся.
Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно всплывают вновь уже у взрослого человека.
4. Подавление. В отличие от вытеснения, подавление - это сознательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком-либо событии.
Например:
- Мы можем «забыть» заплатить долг,
- «забыть» о неприятном нам свидании,
- и несданном экзамене,
- глупом поступке.
5. Л е к а р с т в е н н ы е с р е д с т в а. От большинства лекарств память, может ухудшаться.
- Сильное отрицательное действие на память оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследования показали, что диазепам (синонимы: реланиум: седуксен, сибазон, валиум) блокирует работу памяти в течение 6 ч после приема.
- Способствуют ухудшению памяти препараты, применяемые при лечении паркинсонизма,
- антиаритмическийпрепарат мексилетин (синонимы: мекситил, мекситилен, мексилен и др.),
- гипотензивноесредство метuлдофа(синонимы: допегит, метилдопа и др.) и др.
Медсестре необходимо обратить внимание на пациентов, получаюших эти препараты,и напоминать им о
- распорядке дня,
- предстоящих процедурах устно или письменно.
Нарушения памяти
Наиболее часто встречаемые расстройства:
1. гипомнезия - снижение памяти,
Гuпомнезии бывают при:
- переутомлении,
- возбуждении,
- в результате перенесенных тяжелых заболеваний,
- в пожилом возрасте.
2. амнезия- выпадение (отсутствие памяти)
У человека бывает полная амнезия - выпадение из памяти событии, происходивших в какие-либо отрезки времени:
- при старческих психозах,
- тяжелых травмах мозга,
- отравлении окисью углерода.
Различают
- ретроградную(лат. retrogradus - идущий назад) амнезию, при которой утрачивается память на события, предшествовавшие заболеванию,
- и антероградную, при которой забывается то, что было после начала заболевания.
3. парамнезия - ошибки памяти.
К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии –
- конфабуляции
- и псевдореминисценции.
Конфабуляции иногда называют галлюцинациями памяти.
При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит без желания пациента обмануть, ввести в заблуждение.
Этот вид патологии может наблюдаться у больных
- алкоголизмом при развитии корсаковского психоза,
- а также у больных старческим психозом.
Псевдореминисценции- это искаженные воспоминания, или иллюзии памяти.
Это ошибочные воспоминания о событиях, действительно происходивших, но искаженных, неверно соотнесенных во времени или месте.
Среди нарушений памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости.
Они могут обнаруживаться как у здоровых, например, при изменении настроения, так и у психически больных.
Выделяют
- симптом уже увиденного (deja vu - дежа вю)
- и симптом никогда не виденного (jamais уи - жамэ вю).
Суть симптома уже увиденного сводится к тому, что первое в жизни восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше.
При этом присутствует понимание ошибочности этого ощушения.
Например
- впервые приехав в город, человек ходит по его улицам с чувством, будто он уже бывал здесь.
- Чувство знакомости нередко подводит студентов. Перелистывая дома учебник или тетрадь с конспектами, они узнают то, о чем говорилось на лекции, и им кажется, что они все знают и учить не обязательно. Однако при ответе на следующий день оказывается, что они не знают, а узнают ответ среди другой информации, как узнают знакомого на улице.
Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хорошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, встреченное впервые.
В этом случае критикаостается сохранной, т.е. человек понимает, что это ему только кажется.
ВЫВОДЫ:
1. Память включает в себя процессы - запоминание, сохранение, воспроизведение.
2.По времени сохранения материала выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.
3. Сенсорная память - это механизм, позволяющий информации сохраняться несколько миллисекунд, чтобы мозг «решил», заслуживает ли она дальнейшего сохранения.
4. Кратковременная память - это механизм, сохраняющий информацию в течение
5. 15-30 с. Объем памяти (формула памяти) (7±2) т.е. 5-9 одновременно сохраняемых элементов.
6.Переходу информации из кратковременной памяти в долговременную способствуют привычность материала, контекст, мотивация, активная работа с материалом.
7. Непроизвольное запоминание не обязательно более слабое, чем произвольное.
8. Опыты Эббингауза показали, что основная часть (до 60%) бессмысленно запоминаемого материала забывается уже в l-й час после заучивания.
9. На забывание информации влияют возраст, неиспользование информации, интерференция, вытеснение информации, подавление, прием лекарственных препаратов.
10. Среди нарушений памяти выделяют амнезию, гипомнезию, парамнезию (конфабуляции и псевдореминисценции), нарушения чувства знакомости.
11. Существуют приемы, помогающие более эффективно организовать запоминание и извлечение информации.
Мышление
Ощущение и восприятие дают человеку знание об отдельных предметах и явлениях реального мира.
Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная.
Для того чтобы человек мог жить и нормально трудится, он должен:
- быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий.
Знание об отдельных предметах и явлениях реального мира не является достаточным основанием для предвидения.
Для того, чтобы предвидеть, надо:
- обобщать единичные предметы и факты
- и делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот переход от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.
Мышление –является высшим познавательным процессом, который заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.
1.(признак) обобщенное отражение действительности т.е. мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
2.опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
3.важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той тли иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.
4.Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.
5.Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.
6.Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью.
Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми.
Люди всегда думают словами, т.е. они не могут мыслить, не произнося слова.
Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.
Речь является орудием мышления:
- взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их в слух.
- И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.
Вместе с тем следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена – не одно и тоже.
Мыслить – это не значить говорить в слух или про себя.
Например:
- возможность высказывания одной и той же мысли разными словами,
- а так же то, что человек не всегда находит нужные слова, чтобы выразить свою мысль.
Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга.
Известно:
- что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности
- существуют зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностическое(познавательные) функции мышления
- речевые центры коры головного мозга так же участвуют в обеспечении мыслительного процесса.
Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Мышление – это особая деятельность, имеющая свою структуру и виды