Правовые основы информационного обеспечения бизнеса

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Право на информацию - нормативный определенный порядок реализации полномочий различных субъектов в области производства (создания, получения, доступа, сбора, хранения, использования и распространения) информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам личности, общества и государства. Права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Цель ограничений - сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности. Гарантии и одновременно пределы осуществления информационных прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 24 Конституции РФ, которая устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Данное конституционное положение является одной из гарантий закрепленного в ст. 23 Конституции права на неприкосновенность частной жизни. Оно призвано защитить частную жизнь, личную и семейную тайну от проникновения в нее со стороны, как государственных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных структур, отдельных граждан. Существует понятие информации с ограниченным доступом, т.е. такой информации, которая не предназначена для широкого распространения и в связи с этим подлежит правовой охране от несанкционированного доступа. Основаниями для ограничения информационных прав могут служить:

1) защита основ конституционного строя;

2) защита нравственности;

3) защита здоровья;

4) защита прав и законных интересов других лиц;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Виды доступа информации:

1. Обязательное доведение информации до всеобщего сведения.

2. Свободный доступ сообщения информации для всеобщего сведения.

3. Предоставление информации по запросу (может быть платным).

Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальными. Информация в философии определяется как отраженное разнообразие, а именно разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом. Выделяются четыре вида отражения: в неживой естественной природе (элементарное отражение), в живой природе (биологическое отражение), в обществе (социальное отражение) и в искусственной природе. Основным формам отражения соответствуют четыре вида информации:

- элементарная (в неживой природе);

- биологическая (в объектах живой природы);

- социальная (в обществе);

- технико-кибернетическая (в автоматизированных устройствах).

Развитие информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную базу, вводит в юридическую сферу понятия, ранее применявшиеся в кибернетике и информатике. Кроме того, для того чтобы информацию можно было подвергнуть правовому регулированию, она должна обладать соответствующими так называемыми юридическими свойствами. К юридическим свойствам информации относятся следующие:

1. Физическая неотчуждаемость - информацию невозможно отделить от материального носителя. Например, если человек сочинил стихотворение или написал рассказ и хочет его продать, эта информации не исчезнет у него после совершения сделки, как если бы он продал машину или шкаф; таким образом, отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность - информация для включения в гражданский оборот используется в виде символов, знаков, таким образом обособляется от производителя и существует отдельно.

3. Двуединство информации и носителя - заключается в том, что информация - это вещь на материальном носителе.

4. Распространяемость (тиражируемость) - возможность распространения неограниченного количества экземпляров без изменения содержания информации.

5. Организационная форма информации - документ.

6. Экземплярность - существование информации на отдельном материальном носителе, отсюда учет количества экземпляров через учет количества носителей.

Федеральный закон N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в ст. 2 трактует понятие "информация" следующим образом: "Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В приведенном контексте термин "информация" универсален, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой - быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей.

Документированная и недокументированная информация. Существует множество критериев классификации информации. Выделяют четыре основных вида информации: контрольно-измерительную, учетно-статистическую, научно-техническую и общественно-политическую. Контрольно-измерительная информация - та, которая связана с постоянным техническим контролем на производстве, и та, которая добывается в естественно-научных исследованиях. Она фиксируется приборами и первичными учетными документами (таблицами, перфокартами и т.п.) и используется в целях регуляции процессов. Учетно-статистическая информация включает в себя данные, которые поступают главным образом в цифровом виде и отражают развитие экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. Так, например, при решении комплексных задач государственного и хозяйственного управления в сфере природопользования находят широкое применение разного рода кадастры, реестры и регистры в области водного, лесного и рыбного хозяйства, геодезии и картографии, геологии и экологии, гидрометеорологии, землеустройства и землепользования, стройиндустрии, а также данные государственного учета ресурсов животного и растительного мира. Наиболее полное отражение статистическая информация находит в специфических отчетах, используемых в сфере управления. Научно-техническая информация включает в себя разнообразные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технические достижения. Эта информация отражается обычно в массе специальной литературы по разным отраслям науки, промышленного и сельскохозяйственного производства и используется в основном узким кругом специалистов этих отраслей. Общественно-политическая информация - сведения, рождаемые в повседневной экономической, политической и культурной жизни общества.

По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную. В трех федеральных законах дается понятие документированной информации. В одном случае (в узком смысле слова) документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Закона об информации). В другом (широком смысле слова) - под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле").

Таким образом, документированная информация - это особая организационная форма выражения информации. Информационные ресурсы составляют определенные документы или массивы документов, имеющие реквизиты. Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

По категориям доступа информация делится на:

1) информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на:

- информацию, существующую в виде государственной тайны;

- информацию, существующую в виде конфиденциальной информации;

2) открытую (общедоступную) информацию.

Следует подчеркнуть, что исходя из подхода, предполагающего обязательное наличиесубъекта, воспринимающего информацию, закрытой информации не бывает; так, это означало бы, что существует информация не известная никому, т.е. информация без субъекта, ее воспринимающего.

К открытой информации относится: вся неправовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация.

Статья 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, конкретизируется в утвержденном Указом Президента РФ Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне.

К сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается и запрещается.

Информация делится по роли в системе права на правовую и неправовую. Определение сущностной характеристики и содержание термина "правовая информация" даны как в широком, так и в узком смысле. Иногда под правовой информацией понимается только информация, которая содержится в нормах права. Более широкое понимание предполагает понимание правовой информации как совокупности сведений о праве, всех процессах и явлениях, с ним связанных. Наблюдается тенденция использовать этот термин в еще более широком значении. Им наряду с имеющимся информационным фондом обозначается также и совокупность норм, знаний и информации, определяющих поведение личности и различных социальных групп в правовой сфере. Здесь уже правовая информация рассматривается под углом социального механизма действия права, который зависит от многих факторов.

Таким образом, уровень доступности правовой информации, в частности законодательства, - один из важнейших показателей правовой культуры любого общества, способный влиять на функционирование всех элементов механизма социального действия права. Он определяется не только состоянием правовых норм, их систематизированностью и т.д., но и факторами, находящимися в сфере правовой культуры личности, функционирования каналов правового информирования граждан, в том числе Интернета.

Понятие доступности правовой информации может быть охарактеризовано и в широком смысле. В этом случае в его содержании следует различать два аспекта: предпосылки знания личностью содержания юридических норм и результат реализации этих предпосылок, определенный уровень знания права, достигнутый в обществе. Обеспечение доступности правовой информации, контроль за ее состоянием – это обязанность государства. К этому его обязывает необходимость формирования статуса гражданина демократического общества, предполагающего информированность по всем важнейшим вопросам общественной жизни. К числу факторов, влияющих на качество информации можно отнести следующие:

- научность и объективность. Научность предполагает ее соответствие требованиям объективных закономерностей развития общества, обобщенности, систематичности, скоординированности ее потоков и каналов. Научность, объективность правовой информации должна быть неразрывно связана с жизнью, практикой создания гражданского общества, реализацией современных задач;

- достоверность. Данное качество воспитывает чувство ответственности. Условиями достоверности являются плюрализм мнений, критика правовой реальности устаревших законов. Достоверность - предпосылка доверия личности к государству, необходимое средство формирования правовой культуры, повышения социальной активности членов общества;

- конкретность (информация должна иметь конкретного адресата);

- полнота (сведения должны отличаться разнообразием);

- достаточность - возможность из данного информационного сообщения уяснить суть, сформировать определенные навыки, неоднократно воспроизвести некоторые положения для лучшего усвоения, разъяснить термины;

- актуальность и новизна. Своевременное поступление к гражданам информации позволяет быстро и эффективно решать необходимые задачи, формировать общественное мнение. Ее отсутствие влечет невозможность в полной мере реализовать права граждан. Эффективному управлению правовыми процессами может служить только систематизированная, комплексная правовая информация, которая сочетает в себе различные сведения, исторически и логически увязанные, поступающие в определенном порядке и последовательности. Соблюдение этого требования позволит личности видеть явление во всей его сложности и многообразии, в общей системе права, корригировать его функционирование и развитие соответственно каждой конкретной ситуации;

- оптимальность, точность, лаконичность.

Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она делится на:

а) нормативную, т.е. содержащую нормы права (например, закон);

б) ненормативную, т.е. не содержащую норму права (например, приговор суда).

Неправовая информация создается не как результат правотворческой деятельности, обращается в обществе с предписанием правовых норм. Неправовая информация делится на:

а) массовую информацию (содержится в СМИ, например);

б) информацию, являющуюся объектом гражданских прав.

Информационное общество размывает государственные границы, следовательно, правовое регулирование информационных отношений обладает международной составляющей. Это проявляется в появлении большого количества межнациональных правовых норм. Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г. Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В его п. 1012 зафиксировано, что электросвязь - это "любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам". Устав Международного союза электросвязи предусматривает следующие положения:

1. Государство обязано обеспечить передачу сообщений от населения при помощи международной службы общественной корреспонденции с предоставлением по каждой категории корреспонденции одинаковых условий обслуживания, тарифов и гарантий без предоставления какого-либо приоритета или предпочтений (ст. 33 Устава).

2. Государство вправе прервать любую "частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия" (ст. 34 Устава).

3. Государство вправе прекращать службу международной электросвязи вообще или для отдельных видов электросвязи либо корреспонденций с немедленным уведомлением других членов Союза международной электросвязи (ст. 35 Устава).

4. Не принимается никакая ответственность "по отношению к пользованию службами международной электросвязи, в частности в отношении претензий по возмещению убытков" (ст. 36 Устава).

5. Принимаются меры для сохранения тайны международных сообщений, с резервированием за государством права передавать эти сообщения компетентным властям во исполнение внутреннего законодательства либо международных соглашений (ст. 37 Устава).

Данные положения являются базовыми при изучении правового статуса общедоступных сетей электросвязи, в том числе международной сети Интернет.

Другим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов информатизации, среди которых ведущим следует признать процесс расширения доступности и информационной наполненности сети Интернет, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран "восьмерки" 22 июля 2000 г. Участники данного договора подтверждают приверженность принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. Данная Хартия провозглашает также принцип содействия развитию конкуренции в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развития трансграничной электронной торговли в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО, развитие механизма защиты частной жизни потребителя, а также электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Рядом международных соглашений предусматривается информационный обмен путем передачи данных. Это, в частности, заключенное в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г., Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г., Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе, подписанная в городе Стамбуле 6 марта 1993 г., и др.

Глобальное информационное сообщество основано на фундаментальном компромиссе: с одной стороны, его существование требует передачи огромных массивов информации, с другой стороны, если не обеспечивается соответствующий контроль, могут быть существенно нарушены частные права. Защита частных интересов должна основываться на следующих принципах:

- тот, кто собирает информацию, должен поставить в известность потребителя о том, какая информация собирается и как с ней предполагается поступить;

- тот, кто собирает информацию, должен обеспечить возможность для потребителя ограничить использование персональной информации.

Информационное законодательство имеет свою систематизацию в государственном классификаторе. Различают следующие классификации.

1. Законодательство, регулирующее общие положения.

2. Управление в сфере информации и информатизации.

3. Информационные ресурсы пользования.

4. Информатизация, использование информационных технологий.

5. Средства массовой информации.

6. Реклама.

7. Информационная безопасность.

Подавляющая часть источников информационного права - это нормативные акты других отраслей права. Поэтому информационное законодательство логично разделить на следующие группы:

1. Об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного права).

2. О гражданском обороте информации.

3. О формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении информационных услуг.

4. О создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения.

5. Об информационной безопасности.

6. О средствах массовой информации.

7. О библиотечном деле.

8. Об архивах.

9. О государственной тайне.

10. О коммерческой, служебной тайне.

11. О персональных данных.

Не подлежат засекречиванию следующие сведения:

1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.

3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам.

4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов.

6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц.

7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.

Степени секретности:

1. Особая важность - сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Особая важность", устанавливается компенсация в размере 30% надбавки к заработной плате).

2. Совершенно секретно - сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Совершенно секретно", устанавливается компенсация в размере 25% к заработной плате).

3. Секретно - ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Секретно", устанавливается компенсация в размере 10% к заработной плате). Следует отметить, что до 1991 г. такого рода сведения относились к служебной тайне.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне; ограничения могут касаться:

- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;

3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне;

5) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну;

7) социальные гарантии:

- процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

- преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне.

Объекты служебной тайны:

1. Военная тайна.

2. Тайна следствия.

3. Судебная тайна.

4. Налоговая тайна.

5. Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни.

Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим нет. В силу этого понятие служебной тайны по-разному трактуется в научной литературе. Большинство ученых склонно придерживаться мнения, что к служебной тайне относятся те сведения о физических и юридических лицах, которые становятся известными различным должностным лицам по роду их служебной деятельности, однако в силу своего особого характера не могут свободно распространяться. В силу этого к служебной тайне относят тайну следствия, врачебную тайну, налоговую тайну, адвокатскую тайну и др.

Профессиональная тайна определяется тремя признаками.

1. Профессиональная принадлежность.

2. Конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации.

3. У лица, к которому поступает такая информация, возникает обязанность обеспечить ее сохранность.

Профессиональная тайна - защищаемая законом информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой.

Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной коммерческой тайной.

Критерии охраноспособности:

1. Информация стала известной в силу профессиональных обязанностей.

2. Держатель не состоит на государственной, муниципальной службе.

3. Запрет на распространение установлен законом.

4. Не относится к государственной, коммерческой тайне.

Объекты информации, составляющей профессиональную тайну:

1. Врачебная тайна.

2. Тайна связи.

3. Нотариальная тайна.

4. Адвокатская тайна.

5. Тайна усыновления.

6. Тайна страхования.

7. Тайна исповеди.

Субъекты профессиональной тайны:

1) доверитель;

2) держатель;

3) пользователь (государственные органы, которым становится известна государственная тайна в связи с использованием служебных обязанностей).

Тайна частной жизни - составной элемент права на неприкосновенность частной жизни, но тайна частной жизни включает в себя личную, семейную тайну и охрану персональных данных. Правовая охрана права на неприкосновенность частной жизни осуществляется установлением конституционных гарантий. Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться в режиме профессиональной или служебной тайны.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Эти сведения не могут быть использованы без письменного согласия субъекта персональных данных. Критерий охраноспособности: распространение этих сведений может нанести вред чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени или другим нематериальным благам и имущественным интересам. К объектам персональных данных относятся следующие:

1. Биографические и опознавательные данные.

2. Личные характеристики.

3. Семейное положение.

4. Имущественное, финансовое положение.

5. Состояние здоровья.

Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении комулибо своих персональных данных. Обработка персональных данных может проводиться только с согласия субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Информационные технологии - это комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы. Правовое регулирование информационных технологий охватывает следующие аспекты:

1. Вид продукции.

2. Автор продукции.

3. Функциональная сфера применения продукта.

4. Его назначение.

5. Опытное, случайное или массовое изготовление.

6. Включение в сферу обмена.

7. Использование.

Выделяют два блока правового регулирования:

1) правовое регулирование создания информационных технологий (авторское право);

2) правовое регулирование применения информационных технологий в социальной, культурной, экономической жизни.

Виды информационных технологий:

1. Высокие интеллектуальные информационные технологии - генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды.

2. Вспомогательные информационные технологии - ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.).

3. Коммуникационные информационные технологии - призваны обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем.

Порядок создания информационных технологий регламентируется главой 38 ГК "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ", а также частично регулируется Законом от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

Доктрина информационной безопасности (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) включила информационные технологии как третью составляющую (информационные ресурсы) национальных интересов в России в информационной сфере. Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Информационная война - это любое действие по использованию, разрушению, искажению вражеской информации и ее функций; защите нашей информации против подобных действий и использованию наших собственных военных информационных функций. Это определение является основой для следующих утверждений. Информационная война - это любая атака против информационной функции независимо от применяемых средств. Бомбардировка АТС – операция информационной войны. То же самое можно сказать и про вывод из строя программного обеспечения компьютера АТС. Информационная война - это любое действие по защите наших собственных информационных функций независимо от применяемых средств. Укрепление и оборона здания АТС против бомбардировок - тоже часть информационной войны. То же самое можно сказать и про антивирусную программу, которая защищает программное обеспечение АТС.

Информационная война - только средство, а не конечная цель аналогично тому, как бомбардировка - средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия.

Современные средства выполнения информационных функций сделали информацию уязвимой к прямому доступу и манипуляциям с ней. Современные технологии позволяют противнику изменить или создать информацию без предварительного получения фактов и их интерпретации. Вот краткий список характеристик современных информационных систем, приводящих к появлению подобной уязвимости: концентрированное хранение информации, скорость доступа, повсеместная передача информации и большие возможности информационных систем выполнять свои функции автономно. Механизмы защиты могут уменьшить (но не до нуля) эту уязвимость.

Составные части информационной войны:

1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага;

2) электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию;

3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях;

4) физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем;

5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях;

6) прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Существуют три цели информационной войны:

- контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация);

- использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага;

- повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Информационная война - действия, направленные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственника информации.

Особенности информационной войны:

1. Объект воздействия - все виды информации и информационной системы.

2. Объект воздействия может выступать как оружие и как объект защиты.

3. Расширяются территория и пространство ведения войны.

4. Информационная война ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях.

5. Информационная война ведется как военными, так и гражданскими структурами.

Концепция информационной войны:

1) подавление элементов инфраструктуры государственного, военного управления;

2) радиоэлектронная борьба (электронно-магнитное воздействие);

3) радиоэлектронная разведка;

4) хакерная война;

5) формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации (тенденциозной информации для воздействия на оценку намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решение). Оно может осуществляться путем применения следующих мер информационного воздействия:

- реструктуризация - перевод события из одной зоны восприятия в другую;

- умолчание;

- тиражирование;

- утечка;

- периферийный ввод информации в обиход;

- неадекватное форматирование;

6) получение интересующей информации путем перехвата и обработки открытой информации.

Информационное оружие - это средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничение, воспроизведение доступа к ним заказных пользователей, дезорганизация работы технических устройств, вывода из строя телекоммуникационных сетей и средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и государства.

Отличие информационного оружия от обычных средств:

1) скрытность (возможность применения без видимой подготовки);

2) масштабность (применение без учета географических и геополитических границ);

3) универсальность (применяется как военными, так и гражданскими организациями).

Виды информационного оружия:

1) обычное оружие, направляемое по целеуказаниям средств радиотехнической разведки с частичным самонаведением на конечном участке на уничтожение информационных центров, объектов;

2) высокоинтеллектуальное - самонаводящиеся боеприпасы;

3) радиочастотные маскирующие помехи;

4) большие уровни электромагнитных или ионизирующих излучений;

5) воздействие импульсом высокого напряжения через электрическую сеть;

6) воздействие систем связи на ЭВМ;

7) средства генерации естественной речи конкретного человека (изменение голоса).

Поражающие свойства информационного оружия направлены в первую очередь на человека. Особенно опасно, если воздействие осуществляется на мозг человека (трансформируется матрица памяти - искусственная амнезия на определенный период). Подобные изменения могут осуществляться программными закладками: речь в речи (акростих); изображение в изображении. Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания.

1. Поражение нейромозгового субстрата, снижающее уровень функционирования сознания, может происходить на основе действия химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий.

2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет" сознание.

3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения.

4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено как психотропное оружие).

5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации.

Для информационного воздействия необходима невербальная поддержка (частые повторы, системный подход). Защита от подобных вторжений в психическую деятельность человека:

1) эстетичные фильтры;

2) необходимы защитные фильтры от дезорганизации общественного информационного сознания путем замены ценностных ориентаций (информационные войны, интерпретация свободы через что-то).

Практические мероприятия программного характера по защите от информационного оружия.

1. Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других структур в различных видах информационного обмена через международные сети. Возможно создание специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в том числе посредством Интернета; координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях; организация международного сотрудничества.

2. Разработка государственной программы совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов.

3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых информационных сетях.

4. Разработка национального законодательства в части правил обращения с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации. Активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования мировых открытых сетей.

Интернет как информационно-телекоммуникационная сеть - это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку). Интернет с технической точки зрения представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения более десяти тысяч пятисот телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP, играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями.

Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных соответствующим Федеральным законом.

Получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В процессе правового регулирования Интернета возникают новые предметы отношений:

- сайт - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных тематически, связанных ссылками навигационно и физически находящихся на веб-сервере локальной сети или Интернета по одному адресу (доменному имени);

- веб-страница - электронный документ, выполненный на основе языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) и входящий как единица представления информации в состав набора страниц с взаимными гиперссылками - веб-сайт в локальной сети или Интернете;

- домен - каждому компьютеру, подключенному к сети Интернет, выделяется уникальный идентификационный номер, называемый IP-адресом. IP означает Internet Protocol, т.е. протокол, посредством которого происходит взаимодействие компьютеров в сети Интернет. IP-адрес представляет собой последовательность из четырех чисел, разделенных точками, и выглядит следующим образом: 82.116.44.1. Представленный в таком виде IP-адрес сложен для запоминания человеком. В связи с этим для удобства запоминания и восприятия была создана доменная система имен (Domain name System - DNS). С помощью данной системы стало возможным сопоставить каждому IP-адресу уникальное символьное имя, называемое доменным именем;

- электронная почта - разновидность электросвязи, осуществляемая посредством интернет-технологий.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах. Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления. Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками.

Владелец информационных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Владелец информационных ресурсов при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Государственная практика в сфере формирования информационных ресурсов направлена на создание эффективной и качественной информации, обеспечение решения стратегических военных задач. Правовая основа формирования информационных ресурсов – институт обязательного экземпляра документа. Обязательный экземпляр документа - ресурсная база национальной информационной инфраструктуры. Не подлежат обязательному предоставлению документы личного характера (письма), документы секретного характера, документы, содержащиеся в единичном исполнении, архивные документы и управленческая информация. Обязательному представлению подлежат:

1) издания С;

2) издания для слепых;

3) официальные документы, подлежащие опубликованию;

4) аудиовизуальная продукция;

5) электронные издания;

6) неопубликованные издания (диссертации, научные исследования).

Информационные услуги:

- бесплатное опубликование библиографической информации;

- хранение производственных документов;

- включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных;

- бесплатное предоставление по запросам хранимой информации;

- использование телерадиопроизводителями документов, созданных физическими, юридическими лицами, в собственном эфире и т.д.

Согласно Федеральному закону о библиотечном деле (СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607) библиотекой называется информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Архивный фонд РФ – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Архивным делом называется деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, представляющих собой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, имеющий реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежащий хранению в силу значимости указанной на носителе, для граждан, общества, государства.

Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Существуют государственные (создаваемые Правительством РФ или субъектом РФ) и муниципальные архивы (структурные подразделения органа местного самоуправления муниципального района, городского округа либо муниципальное учреждение, создаваемое этим органом).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архивное агентство (Положение о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2572), которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и субъектов Федерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественными объединениями.

Электронный документ - документ, созданный при помощи электронных аппаратно-технических (ЭВМ) и программных средств, фиксируемый в цифровом коде в форме идентифицируемого именного файла(ов) или записи в файле(ах) базы данных, доступный для последующей обработки в информационных системах, использования, воспроизведения (отображения) и визуального восприятия, а также для передачи и получения по телекоммуникационным каналам связи". Электронные цифровые документы в качестве объекта права следует рассматривать как обособленные или выделенные объекты и в тех же формах, в которых эти документы реально существуют как объекты деятельности и оборота в конкретных правоотношениях. При этом файл как форма электронного документа должен выступать в качестве главного объекта правового регулирования. Три элемента электронного документа:

1) само содержание информации;

2) форма предоставления содержания;

3) носитель информации.

Хэш-функция - контрольная характеристика файла, позволяющая определить факт внесения в документ несанкционированных изменений.

В России нет закона об электронном документе и не решена проблема долгосрочного хранения электронного документа.

Электронно-цифровая подпись - реквизит электронного документа, полученный в результате преобразования информации с использованием закрытого ключа электронно-цифровой подписи и позволяющий установить подлинность и целостность содержащейся в электронном документе информации, а также обладателя электронно-цифровой подписи. Электронно-цифровая подпись в электронном документе становится равнозначной собственноручной подписи при следующих условиях (одновременно).

1. Сертификат ключа электронно-цифровой подписи не утратил силу.

2. Подтверждена подлинность электронно-цифровой подписи в электронном документе.

3. Электронно-цифровая подпись используется в отношениях, имеющих юридическое значение.

Субъекты электронно-цифровой подписи:

- пользователи информационной системы;

- обладатели электронно-цифровой подписи;

- удостоверяющие центры;

- уполномоченные ФОИВ.

Электронная цифровая подпись - это современный, надежный юридический инструмент, позволяющий практически мгновенно, вне зависимости от времени суток и расстояний, заключить юридически полноценную сделку, а также в случае необходимости однозначно и без сомнений решить самые разнообразные споры, в том числе и в судебном порядке.

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

13 декабря 2001 г. в третьем чтении Госдумой РФ был принят Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", который регулирует правовые условия использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Помимо основных понятий и целей, Закон содержит нормы применения ЭЦП.

ЭЦП - это программно-криптографическое (т.е. зашифрованное соответствующим образом) средство, которое позволяет подтвердить, что подпись, стоящая на том или ином электронном документе, поставлена именно его автором, а не каким-либо другим лицом. Для автора документа генерируется закрытый ключ - последовательность цифр определенной длины. Любой электронный документ с технической точки зрения также представляет последовательность цифр. ЭЦП представляет собой некое число, полученное в результате преобразования электронного документа как цифровой последовательности с помощью закрытого ключа автора. На базе закрытого ключа создается открытый ключ, доступный любому. Любой может проверить ЭЦП под документом при помощи соответствующих преобразований с использованием электронного образа документа, открытого ключа отправителя и собственно значения ЭЦП. Открытый и закрытый ключи однозначно связаны между собой, однако вычислить закрытый ключ по открытому практически невозможно; как минимум, это требует очень продолжительного периода времени.

Закрытый ключ, разумеется, содержится в тайне и известен только владельцу, чтобы никто, кроме владельца, не смог сформировать ЭЦП под документом. В то же время буквально любое заинтересованное лицо может проверить с помощью опубликованного открытого ключа, что документ подписал именно владелец, что документ не искажен (иначе меняется производная величина). Таким образом, подделать электронный документ, подписанный ЭЦП, существенно сложнее, чем документ на бумажном носителе. Защищенным оказывается и сам текст документа, причем не требуется помощи экспертов для выявления факта искажения документа. Проверка осуществляется строго математическим путем, причем автоматически, не нужно самому проделывать какие-либо вычисления. В результате запуска программы открытого ключа пользователь получает результаты проверки в наглядном виде как сообщение о том, что документ подписан таким-то лицом, возможно, некоторые другие дополнительные данные. Или получает отрицательный результат.

Средства массовой информации - юридическая фикция с точки зрения Гражданского кодекса РФ. Массовая информация - разновидность информации. Средства массовой информации - форма периодического распространения информации. Смешение СМИ с организацией, осуществляющей выпуск СМИ, т.е. смешение объекта с субъектом - достаточно типичная ошибка. Например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и организаций" (утратило силу) СМИ ошибочно отождествлялись с юридическим лицом, когда говорилось о предъявлении иска "к средству массовой информации" и о "возложении на средство массовой информации обязанности". Очевидно, что СМИ рассматривались здесь не как объект права, а как его субъект, что не соответствовало Закону о СМИ. В соответствии со ст. 128 ГК РФ вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации. Но СМИ - это не сама информация, а форма ее периодического распространения.

Наиболее адекватным правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации.

Элементы правового статуса СМИ включают в себя:

1) обязательную государственную регистрацию;

2) лицензирование (TВ и радиовещания);

3) порядок выпуска средств массовой информации;

4) обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица;

5) обеспечение государством редакционной самостоятельности;

6) экономическую государственную поддержку;

7) регулирование рекламы в средствах массовой информации.

Правовой статус журналиста - совокупность специальных прав и обязанностей. Закон о СМИ выделяет следующие категории:

- журналисты;

- приравненные к ним лица (работающие в штате редакции, но не собирающие информацию, внештатные работники).

Правовой статус журналиста включает в себя следующие элементы:

1. Трудовые отношения, иные договорные отношения лица с зарегистрированным СМИ.

2. Функции журналиста.

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о средствах массовой информации. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

3. Аккредитация.

Аккредитация журналистов регулируется ст. 48 Закона о СМИ и принимаемыми в соответствии с Законом правилами аккредитации конкретной аккредитующей организации. Статья 48 Закона дает общую характеристику содержанию прав и обязанностей журналистов и аккредитующих организаций, оставляя за рамками Закона детальную процедуру получения и основания лишения аккредитации, некоторые другие важные моменты.

4. Защита источника информации.

Журналист обязан сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Журналист не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Журналист не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Информационный рынок можно разделить в зависимости от направленности информационных услуг.

1. Для населения - интерактивное телевидение, видео, музыка по требованию, электронные покупки, банковские операции, управление домашними бытовыми приборами, охрана дома и др.

2. Для бизнеса - электронный обмен данными, телеконференции, корпоративное обучение, мультимедийные базы данных, презентации, настольные издательские системы, телеработы и т.д.

3. Для государства - разработка программ для обеспечения безопасности и суверенитета, данные в области статистики и образования, мультимедиа (объединение СМИ и интернет-технологий).

В зависимости от отраслей информационной индустрии:

1) массовое вещание;

2) коммуникации;

3) компьютинг.

В зависимости от области применения принципов электронной торговли:

1) корпоративные сети;

2) финансовые услуги;

3) транспортные агентства;

4) музыка, книги, автомобили, мелкая розничная торговля;

5) реклама, маркетинг.