Административное принуждение в таможенной сфере.

Административное принуждение— с одной стороны, особый вид государственного принуждения, а с другой — совокупность способов воздействия органов государственного управления на управляемые объекты (например, введение запретов и ограничений, установление конкретных обязанностей и т.п.). В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного принуждения, с помощью которых и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц. Особенности административного принуждения в области таможенного дела:

1) основанием для принудительного воздействия на участников таможенных правоотношений выступают нормы ТК РФ и КоАП РФ;

2) меры административного принуждения в области регулирования таможенного законодательства обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений;

3) меры административного принуждения в таможенной сфере применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности;

4) административное принуждение в таможенной сфере имеет широкий диапазон: предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности;

5) в результате применения большинства мер административного принуждения должностное лицо таможенного органа составляет правовой акт управления индивидуального характера. Так, например, в результате применения таможенного досмотра составляется акт, а в результате применения мер, обеспечивающих производство по делу, — протокол;

6) меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, так и юридических лиц;

7) рассматриваемые меры в таможенно-правовой сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных за совершение НТП;

8) большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке.

Административная ответственностькак часть административного принуждения проявляется в применении уполномоченными на то органами в установленном порядке административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Для административной ответственности в области таможенного дела характерны:

1) неразрывная связь с государственным принуждением;

2) основания и меры административной ответственности за нарушение таможенных правил установлены в КоАП РФ;

3) фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение — противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица. Содеянное признается правонарушением лишь в том случае, если его признаки содержатся в нормах права. Состав правонарушения образует совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как правонарушения и применения мер ответственности;

4) административная ответственность за нарушение таможенных правил — это реакция государства на отрицательное отношение субъекта к охраняемым правам и интересам в таможенной сфере;

5) виновность правонарушителя в содеянном является обязательным условием административной ответственности;

6) административная ответственность за НТП возлагается в определенной КоАП РФ процессуальной форме уполномоченными на то органами (должностными лицами);

7) признаком административной ответственности является также наказание правонарушителя, т.е. причинение виновному лицу невыгодных, неблагоприятных последствий личного (физического либо психического) или имущественного характера;

8) административное наказание назначается от имени государства.

Юридическим основанием применения мер административной ответственности в таможенной сфере является КоАП РФ. Фактическим основанием для применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП РФ признает лишь состав административного правонарушения.

Административная ответственность выполняет репрессивную (карательную), превентивную (предупредительную), компенсационную (восстановительную) и сигнализационную (информационную) функции. Следует различать установление административной ответственности и ее применение. Установить административную ответственность — значит возвести норму в правило, за нарушение которого определить административную ответственность в виде наказания. Применить административную ответственность — значит в установленной законом процессуальной форме зафиксировать правонарушение, конкретного правонарушителя и назначить ему определенный вид административного наказания. Процессуальным основанием административной ответственности является постановление таможенного органа или должностного лица (в некоторых случаях — суда) о назначении административного наказания за совершенное правонарушение.

Меры административной ответственности и правила их назначения.В системе мер административного принуждения меры административной ответственности (административные наказания) выполняют все присущие мерам принудительного характера функции, а также преследуют цель наказания правонарушителя.

Административные наказания за нарушения таможенных правил— установленные государством санкции (меры административной ответственности), применяемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судьями к лицу, совершившему административное правонарушение в области таможенного дела.

Меры административной ответственности устанавливаются в целях частной и общей превенции (ст. 3.1 КоАП РФ). Статья 3.2. КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень мер административной ответственности, который может быть изменен только путем внесения дополнений в данную статью.

Нарушениям таможенных правил посвящена глава 16 КоАП РФ. За совершение НТП законодатель устанавливает лишь три вида мер административной ответственности: предупреждение, административный штраф, конфискацию.

В целом меры административной ответственности подразделяются на основные и дополнительные. К числу основных мер административной ответственности, назначаемых за совершение НТП, относятся предупреждение и административный штраф. Конфискация орудия совершения или предмета НТП может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Согласно части 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно НТП может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из мер ответственности, указанных в санкциях статей главы 16 Особенной части КоАП РФ.

Предупреждение — мера административной ответственности, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение следует отличать от устного замечания, которое не является мерой наказания. В отличие от него предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) имущественная санкция, денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается в фиксированной сумме: для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб.; для должностных лиц — 50 тыс. руб.; для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (имеется в виду рыночная цена на день обнаружения правонарушения);

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных платежей.

Согласно части 2 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемый в фиксированной сумме, не может быть менее 100 руб. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета НТП, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости (ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ). Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Штраф является основным видом наказания и в качестве замены других мер административной ответственности применяться не может. Закон предусматривает также основания для упрощенного порядка производства по делу о НТП, а следовательно, исполнения предупреждения либо взыскания административного штрафа на месте совершения правонарушения (ст. 28.6, 32.2, 32.3 КоАП РФ).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в сфере таможенного дела — это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). Конфискация назначается только в судебном порядке. Указанный вид наказания следует отличать от такой меры процессуального обеспечения производства по делу о НТП, как изъятие вещей и документов (ст. 27.10, 27.11 КоАП РФ), а также от изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения (см. ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ).

Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в главе 32 КоАП. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административное правонарушение, от административной ответственности.

Существует два обязательных условия, при которых лицо не подлежит административной ответственности: совершение противоправного деяния в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), а также невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ). По своему содержанию и юридическим последствиям для лиц, совершивших административные правонарушения, основания освобождения от административной ответственности схожи с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Однако круг оснований для освобождения от административной ответственности более широк.

В качестве оснований для освобождения от административной ответственности можно выделить также и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения (в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения соответствующего возраста, невменяемость физического лица); действие лица в состоянии крайней необходимости; издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административной ответственности; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение срока давности привлечения к административной ответственности (см. ст. 4.5 КоАП РФ); смерть физического лица (п. 1—6, 8 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Отдельные лица, являющиеся субъектами НТП, в силу законодательно установленных условий реально не становятся субъектами ответственности, например, в случае признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ). Законодатель освобождает отдельных лиц от административной ответственности в силу особенностей их правового статуса: Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и др. — за деяния, совершенные им в период исполнения своих полномочий.

В случае замены административного наказания уголовным одному и тому же физическому лицу (при обнаружении в НТП признаков преступного посягательства), такое лицо административной ответственности не подлежит. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного дела признается КоАП обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 7 ч. 1 ст. 24.5). Данное правило не исключает двухсубъектности административной ответственности: при одновременном возбуждении дела о НТП в отношении руководителя организации и юридического лица при обнаружении в ходе административного расследования в деянии должностного лица признаков преступления (и, как следствие, — привлечение его к уголовной ответственности), не исключает административной ответственности самой организации.

Кодекс устанавливает также ограничения административной ответственности, связанные с личностью правонарушителя: например, административный штраф не может применяться к солдатам и другим лицам (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ).

Административное законодательство устанавливает основные принципы и правила назначения мер административной ответственности. К основным принципам применения наказаний за нарушение административного законодательства относятся: принцип равенства перед законом, презумпция невиновности, законность, индивидуализация наказания. Принцип законности применяется как в процессе применения мер, обеспечивающих производство по делу, так и на всех его стадиях.

Кодекс об административных правонарушениях содержит важное правило: административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ). Законность обеспечивается посредством ведомственного контроля, прокурорского надзора, а также обжалования действий таможенных органов и их должностных лиц в административном и судебном порядке. Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физическим лицам административные наказания назначаются независимо от пола, расы, национальной и религиозной принадлежности, убеждений и других обстоятельств. Должностные лица привлекаются к административной ответственности независимо от их подчиненности или объема властных полномочий, если иное прямо не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от их местонахождения, организационно-правовых форм и т.п. (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ).

Презумпция невиновности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу такого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).

Принцип non bis in idem — принцип «не дважды за одно же». Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Важным принципом при назначении меры административной ответственности признается индивидуализация наказания. Наказание назначается с учетом оценки всех обстоятельств дела, личности правонарушителя, степени вины, имущественного положения и т.п. Компетентные должностные лица, судья, рассматривающие дело о НТП, выбирают санкцию, предусмотренную статьей Особенной части КоАП РФ, при этом они не вправе как превысить, так и снизить установленные в ней верхний или нижний пределы наказания соответственно.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Важную роль при назначении административных наказаний за совершение НТП играют смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ). Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим: судья, должностное лицо таможенного органа, рассматривающие дело, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. Однако следует отличать малозначительные правонарушения (ст. 2.9) и правонарушения, совершенные при смягчающих обстоятельствах (ст. 4.2).

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Обстоятельства, названные в части 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не являются отягчающим, если они образуют объективную сторону деяния, административная ответственность за совершение которого установлена в Особенной части КоАП РФ.

Статья 4.4 КоАП РФ содержит правила назначения административных наказаний при совершении лицом двух и более НТП. Закон устанавливает также допустимое сочетание видов административных наказаний за административное правонарушение (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ). Так, за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ. Следовательно, в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

Срок давности привлечения к административной ответственности за НТП составляет один год со дня, следующего за днем совершения НТП (ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся НТП этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. К длящимся НТП можно отнести только недекларирование товара, которое заключается в незаявлении сведений о товаре (либо его части) таможенному органу.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения это срок начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности может быть приостановлен (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ). Согласно статье 4.6 КоАП РФ срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Производство по делам о НТП— правоохранительная деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов, судов общей юрисдикции и мировых судей по применению административных наказаний в установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях форме.

Срок рассмотрения делаоб административном правонарушении составляет 15 дней со дня получения судьей, таможенным органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола о НТП и других материалов дела. В отдельных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен уполномоченным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Дело о НТП, возбужденное в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения делаподробно регламентирует статья 29.7 КоАП РФ.

В случае рассмотрения дела о НТП таможенным органом в коллегиальном порядке составляется протокол о рассмотрении дела. Возможность составления подобного процессуального документа при единоличном рассмотрении дела (например, судьей) КоАП РФ не исключает.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного дела может быть вынесено постановление, решающее дело по существу:

- о назначении административного наказания;

- о прекращении производства по делу о НТП.

Последнее может быть вынесено в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; объявления устного замечания в силу малозначительности правонарушения; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановление по делу о НТПявляется основным процессуальным документом, которым завершается стадия рассмотрения дела. Требования к его содержанию устанавливает статья 29.10 КоАП РФ. В постановлении по делу о НТП обязательно должны быть также решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом следует руководствоваться положениями пунктов 1—4 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, а также разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В постановлении по делу о НТП или о его прекращении необходимо отразить принятое решение об издержках по делу (об издержках см. ч. 2 ст. 24.7 КоАП РФ).

При решении вопроса о назначении судьей административного наказания за правонарушение он вправе при отсутствии спора решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. По делам, рассматриваемым таможенными органами и их должностными лицами, этот вопрос разрешается в исковом порядке.

Постановление по делу о НТП объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу вручается под расписку физическому лицу, законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления. Копия вынесенного судьей постановления по делу о НТП, ином административном правонарушении направляется должностному лицу таможенного органа, составившему протокол по делу, в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.

По результатам рассмотрения дела о НТП может быть вынесено иное решение, не затрагивающее существо дела, но влияющее на ход и характер производства по делу, — определение (например, о передаче дела на рассмотрение по подведомственности); представление о принятии мер по устранению причин и условий совершения НТП (ст. 29.12, 29.13 КоАП РФ). На стадии обжалования постановление по делу о НТП может быть пересмотрено.

Право на обжалование постановления по делу о НТП закреплено статьей 30.1 КоАП РФ и принадлежит лицам, участвующим в производстве по делу: лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему, их законным представителям и адвокатам. Постановление по делу о НТП может быть обжаловано в следующие инстанции: вынесенное судьей — в вышестоящий суд; вынесенное должностным лицом таможенного органа — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу о НТП в соответствии со статьей 30.10 КоАП РФ.

Если жалоба на постановление по делу о НТП поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. В целом порядок обжалования зависит от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Так, рассмотрение дел о НТП в первой инстанции в компетенцию арбитражных судов не входит (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Следовательно, в соответствии с положениями части 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу о НТП, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, можно обжаловать в арбитражный суд в порядке АПК только в том случае, если дело рассматривал таможенный орган. Статья 30.2 КоАП РФ устанавливает порядок подачи жалобы на постановление по делу: она подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3 суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Срок подачи жалобы на постановление по делу — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Срок может быть продлен по ходатайству заинтересованного лица. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение 3 суток. Глава 30 КоАП РФ устанавливает также требования к подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу (ст. 30.4). По сути, на этой стадии решаются вопросы, схожие с возникающими при подготовке дела к рассмотрению. Например, должностным лицом, судьей решается вопрос: относится ли рассмотрение жалобы к его компетенции и др.

Срок рассмотрения жалобы на постановление по делу о НТП — 10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, таможенный орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ). Рассматривается жалоба судьей, должностным лицом единолично. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает четкий порядок ее рассмотрения (ст. 30.6). Судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме и не связаны доводами жалобы.

В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу о НТПвыносится решение:

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу или при малозначительности НТП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в таможенный орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения нормы, влекущей назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, таможенным органом или должностным лицом.

К содержанию решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу о НТП предъявляются такие же требования, что и к постановлению по делу об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Если выяснится, что рассмотрение жалобы не относится к компетенции данного судьи, таможенного органа, должностного лица, выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности (ст. 30.7 КоАП РФ).

Решение по жалобе на постановление по делу оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до 3 суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Предусматривается возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). Постановление по делу о НТП, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Порядок подачи последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение аналогичны процедуре, предусмотренной в отношении первой жалобы на постановление по делу. Копии решений, принятых в результате пересмотра решений по жалобе на постановление по делу, направляются в трехдневный срок со дня вынесения решения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Однако процедура обжалования решения судебной инстанции не является бесконечной. Окончательным является решение второй судебной инстанции.

Постановление по делу о НТП вступает в законную силу, если оно не было обжаловано или если все возможности обжалования были исчерпаны. В дальнейшем такое постановление может быть опротестовано лишь прокурором в порядке надзора. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения осуществляется в порядке статьи 30.10 КоАП РФ. Закон предусматривает и возможность пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. 30.11 КоАП РФ).

Исполнение постановлений по делам о нарушениях таможенных правил Глава 31 КоАП РФ устанавливает общие правила исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Закон об исполнительном производстве применяется к данной группе правоотношений только в том случае, если в Кодексе есть ссылка на данный Закон.

Постановление подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, то есть:

— после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу о НТП, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

— после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;

— немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

С момента вступления в законную силу постановление обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. В соответствии с положениями статьи 31.9 КоАП РФ срок давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении составляет один год со дня вступления его в законную силу.

Постановление по делу о НТП приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. В Кодексе предусмотрена возможность, при наличии определенных обстоятельств, отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания; причины возврата неисполненного постановления по делу, а также порядок окончания исполнения постановления. При отсрочке или приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, таможенному органу, должностному лицу, вынесшим постановление. В тех случаях, когда исполнение по такому постановлению не производилось или произведено не полностью, оно возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, на основании специального акта судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний установлен в главе 32 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения за НТП приводит в исполнение уполномоченный субъект: судья, должностное лицо таможенного органа, которые вынесли постановление.

В случае взимания административного штрафа на месте совершения физическим лицом НТП такому лицу выдается постановление — квитанция установленного образца. В документе указываются сведения, аналогичные тем, что содержит постановление по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 32.3 КоАП РФ).

В случае неуплаты физическим лицом административного штрафа на месте совершения НТП производство по делу осуществляется в обычном порядке: составляется протокол об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил). Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней судья, таможенный орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставуисполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке и составляют в отношении лица, не уплатившего административный штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста».

Постановление по делу о НТП, устанавливающее наказание в виде конфискации, приводится в исполнение судебными приставами-исполнителями. Принятые в развитие положений КоАП РФ подзаконные акты предусматривают также порядок передачи в соответствующие ведомства и реализации конфискованного имущества, а в отдельных случаях — его уничтожения.