Качественный контент-анализ

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он ещё называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.[8]

Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.[8]

С другой стороны, могут браться в расчет и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений. При ответе на подобные вопросы внимание исследователя фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания. В результате такого анализа часто получаются куда более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимые.[8]

Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного контент-анализа, поверхностно затрагивают само содержание каждого сообщения в отличие от детального и внимательного обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными.

Тема 6. Особенности применения метода контент-анализа в социологии журналистики Вопросы: 1. Техника и процедуры контент-аналитического исследования средств массовой информации. 2. Этапы контент-анализа СМИ и их содержание. 3. Практические особенности инструментария контент-анализа газетных СМИ, описания и анализа результатов. Краткие тезисы по теме, основное содержание В качестве объекта контент-аналитического исследования могут выступать: СМИ в целом; печатные СМИ; аудиовизуальные СМИ; отдельные газеты, журналы, радиостанции, телеканалы; отдельные материалы печатных СМИ, отдельные теле- и радиопрограммы. Предметом контент-аналитического исследования могут быть: социальная и политическая направленность СМИ; объективность СМИ; независимость СМИ; эффективность СМИ; влияние СМИ; место СМИ среди социальных институтов; роль СМИ в формировании общественного мнения. Существуют 2 типа единиц анализа в контент-аналитическом исследовании СМИ. Во-первых, единицей анализа может быть признак материала, который характеризует его в целом. Например, функциональная принадлежность материала. Во-вторых, единицей анализа может быть слово, персонаж, суждение, абзац, тематическая часть текста. Правила контент-анализа СМИ: - необходимо четко уяснить в чем состоит проблема, прежде чем исследовать ее, т.е. определить категорию анализа; - для отбора единиц наблюдения не могут использоваться квотные выборки, т.е. должен использоваться тип вероятностных выборок; - выборка репрезентативна для всего выбранного временного интервала, но не для отдельного периода внутри этого интервала; - необходимо строго учитывать реальную периодичность, цикличность и ритмичность в деятельности анализируемых каналов и источников массовой информации; - если мы интересуемся какой-либо одной характеристикой в деятельности газеты, журнала, телеканала, радиостанции, то следует получить количественное распределение массива информации по этой характеристике, т.е. провести типологическое контент-аналитическое исследование. Например, если нас интересует география какой-либо характеристики в СМИ, то следует наращивать число материалов анализа до того уровня, пока не станет повторяться наименее часто употребляемое географическое название. Обычно выделяют 4 этапа контент-аналитичеких исследований СМИ – подготовительный, полевой, обработка информации, заключительный этап: анализ и интерпретация данных. Главной особенностью компьютерного контент-аналза СМИ является то, что исходным материалом для обработки являются не числовые данные, а текстовые документы. Одна из наиболее распространенных программ компьютерного контент-анализа – KWALITAN. На практике контент-анализ газет и журналов тесно переплетается с методом социологического опроса. Тексты в этом случае выступают как респонденты, а в качестве инструментария используется анкета, с помощью которой печатные СМИ и опубликованные в них материалы «опрашиваются».

 

 

Й вопрос

Рэйтынгавыя вымярэнні ў сацыялогіі журналістыкі.

Особенности рейтинговых измерений в социологии журналистики

Вопросы:

1. Понятие рейтинга и рейтингового замера в социологии.

2. Основные типы и методики рейтинговых замеров.

3. Рейтинговые измерения аудитории средств массовой информации.

Краткие тезисы по теме, основное содержание Термин «рейтинг» не следует отождествлять с терминами «ранг» и «ранжир». В широком смысле слова рейтинг – это качественно-количественный индикатор, который прямо или опосредованно выражает субъективную общественно значимую оценку того или иного события, факта, явления, личности, политического или экономического института, полученную с использованием определенной научно обоснованной и надежной методики в ходе массового или экспертного социологического опроса, или полученную с использованием методов «качественной» социологии. Таким образом, рейтинг в политической социологии и социологии журналистики есть результат социологического измерения. Существуют 2 основных подхода к применению рейтинговых измерений в социологии. Первый – рассмотрение рейтингового замера как статистической процедуры косвенных социальных измерений, т.е. представление отдельных характеристик социальных объектов в виде числовых значений. В основе этой процедуры лежит метод шкалирования. Второй подход заключается в отношении к рейтинговому замеру как специфической методике изучения социологией отдельного класса социальных явлений, событий и фактов. Социологический инструментарий рейтинговых измерений должен обладать релевантностью, нейтральностью, доступностью, однозначностью, абсолютной совместимостью вопроса и альтернатив, а также определенных вариантов ответов друг с другом. Не следует отождествлять экспертные рейтинговые измерения и рейтинговые опросы лидеров мнений, так как лидер мнений может не быть (и очень часто и не бывает) специалистом в исследуемой проблеме и области знаний и не способен представить объективное мотивированное заключение по предмету экспертизы. Существует типологизация рейтинговых замеров. Они могут быть простые и сложные, мягкие и жесткие, качественные и количественные. Основные методики (технологии) рейтинговых замеров: - методика «укол зонтиком»; - методика «весы»; - методика «из прошлого – в будущее»; - методика «сито»; - методика «рейтинг-балл»; - методика «баланс сил». В отличие от политической социологии, в том числе электоральной социологии, под рейтингом в социологии журналистики подразумевается величина (объем) аудитории СМИ. Кроме того, для определения рейтинга СМИ в социологии журналистики используются дополнительно технические средства измерения. Также дифференцируются понятия рейтинга для печатных изданий, радио и телевидения: Рейтинг для газет и журналов – усредненное количество читателей одного номера издания.Рейтинг для радио – аудитория временного интервала, чаще всего 15-минутного, количество человек, слушавших данную радиостанцию хотя бы 5 минут в течение этого интервала. Рейтинг телевизионной передачи рассчитывается по вероятностной модели и выражается в процентах от целевой группы.Соответственно различаются показатели «охвата» при измерении аудитории печатных изданий и телевидения.

 

Й вопрос

Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучасных СМІ.

 

Глобализация СМИ, с одной стороны, развитие индивидуальных форм информационного обслуживания, базирующегося на применении компьютерной техники, с другой. Коммерциализация эфира, широкая приватизация радиотелевещания, усиленное внедрение коммерческого вещания в практику большинства стран (Франция, Португалия, Испания, Греция).

Концентрация и монополизация капитала, появление коммуникационных магнатов (Р. Мэрдок в Англии, С. Берлусконе в Италии, Т. Тернер в США и др.) и создание глобальных электронных империй. Одновременное усиление позиций государственных каналов, возрастание интереса к государственным программам в Англии, Франции, Италии, США.

Серьезные изменения в телевещании: снижение роли эфирного телевещания и национальных телесетей в пользу кабельного и спутникового вещания, прямое вещание («НТВ») вошло в практику. Обострение борьбы в сфере новостей на глобальном рынке.

 

Телевидение в системе СМИ: основные тенденции развития в современных экономических условиях.

Главная ---> Вторая часть - Ответы к ГОС-у специальность журналистика ---> Телевидение в системе СМИ: основные тенденции развития в современных экономических условиях.

 

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной и невербальной. Характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Соц.-пед. или управленческая функция предполагает пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким явлением, как гос.полит. цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ потребовало значительно более сложной классификации: 1. По способу трансляции:– эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); – спутниковое (НТВ плюс); – кабельное (ТВ ВАЗа). 2. По типу деятельности: – вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); – программопроизводящие (продюсерские фирмы); – дистрибьюторы. 3. По охвату аудитории: – общероссийские; – региональные («Скиф»); – местные . 4. По форме собственности: – государственные; – негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью. – смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория приобщается к общемировому информационному телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов: – по тематическому признаку (зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы); – по аудиторному (адресному) признаку (для детей, молодежи, женщин, пенсионеров); – по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов; – по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований; – по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир»); – наконец, по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой; общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

Процесс проникновения через государственные и культурные границы, глобальная унификация телевещания неизбежно будет происходить и дальше, какие бы барьеры – политические, юридические, технические – ни возникали на его пути. Однако не следует этого бояться, ибо именно такой процесс стимулировал развитие регионального вещания по всей Европе, в том числе и создание чисто национальных программ. Сложность юридической регламентации связана с рядом причин. Главная из них в противоречивости сочетания принципов свободы информации и невмешательства во внутренние дела государств. Возникает проблема юридической квалификации так называемого «перелива вещания», т. е. непреднамеренного распространения спутникового сигнала за пределами того государства, на территории которого разрешено вещание. Противоречивый вопрос политического аспекта – определение сути понятия «пропаганда», которое так и не получило приемлемой международной квалификации (трудно однозначно ответить на вопрос, что такое «вредная пропаганда», «противоправная пропаганда», тем более что возможны различные трактовки этих понятий в зависимости от идеологических установок государства). В экономическом плане наиболее сложен вопрос о «рекламной пропаганде», хотя бы уже потому, что реклама может создавать потребность в товарах, которыми это государство не располагает. Естественно, что перед лицом глобальных преобразований информационного рынка с новой силой возникает проблема правового регулирования. Единого мнения по этому вопросу в Европе нет. Одни считают, что конвергенция будет стирать существенные различия между отдельными видами услуг, и все сети в будущем будут предоставлять каждой технологической платформе любые услуги. Значит, рынок приобретет глобальный характер по образцу Интернет и его будет очень сложно регулировать. Другие, напротив, утверждают, что независимо от технологии политика в области СМИ должна быть активно направлена на поддержание социальных, культурных и этических ценностей. Именно этот подход диктует существование двух отдельных пакетов законодательных актов – один в отношении экономических аспектов, другой – в отношении содержания услуг. Можно и дальше перечислять причины сложности правовой регламентации «новейших» информационных технологий. Но даже беглый обзор со всей очевидностью показывает, сколь противоречивы эти проблемы, как непросто практическому международному праву успевать за техническим прогрессом в области распространения информационных услуг и предусмотреть его возможные последствия.