Задание на домашнюю контрольную работу по дисциплине «Основы инженерной графики»

 

Контрольную работу выполняют на трех листах чертежной бумаги формата А4 и двух листах формата А3, рисунок 1 по индивидуальным вариантам задания.

 

 

Рисунок 1 – Размеры форматов

 

Каждый чертеж должен иметь рамку и основную надпись. Образец заполнения основной надписи представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Образец заполнения основной надписи

В учебных заведениях заполняют следующие графы (графы обозначены числами в скобках):

графа 1 – наименование чертежа, изображенного на чертеже;

графа 2 –обозначение (номер) чертежа;

 

 

Рисунок 3 – Образец обозначения чертежа

 

графа 3 – обозначение материала детали (графу заполняют только на чертежах деталей);

графа 4 – литера, присвоенная документу (литера «У» – для учебных чертежей);

графа 5 – масса изделия в килограммах;

графа 6 – масштаб изображения;

графа 7 – наименование учебного заведения (МГПК) и группы;

графа 8 – фамилии учащегося и преподавателя;

графа 9 – подписи учащегося и преподавателя;

графа 10 – дата подписания чертежа;

В графе с размерами 14×70 записывают то же обозначение чертежа, что и в графе 2, только повернутое на 180° для горизонтальных форматов и форматов А4, и на 90° для вертикальных форматов.

Перечень листов:

лист 1-1 «Титульный лист»;

лист 1-2 «Линии чертежа»;

лист 1-3 «Нанесение размеров»;

лист 1-4 «Геометрические тела»;

лист 1-5- «Простые разрезы».

Все листы выполняются карандашом. Контрольная работа является отчетом учащегося о проделанной работе по изучению программного материала.

Контрольная работа должна быть выполнена красиво и графически правильно, отличаться выразительностью, четкостью и опрятностью.

 


Лист 1-1

 

Содержание листа. Оформить титульный лист к альбому чертежей. Шрифт принять типа Б с наклоном. Формат A4.

Рекомендации по выполнению. Познакомиться с содержанием ГОСТ 2.304-81 "Шрифты чертежные". Тонкими линиями (S/3) начертить упрощенную вспомогательную сетку и написать текст, учитывая размеры всех букв и цифр. Проверить конструкцию шрифта и выполнить его обводку карандашом. Основные числовые значения относительных размеров шрифта типа Б с углом наклона 75° приведены в таблице 1.

Перед началом работы предлагается выполнить тренировочные упражнения.

Чтобы научиться красиво и правильно писать чертежным шрифтом, вначале его пишут с помощью сетки с шагом 0,lhx0,lh, рисунок 3. После овладения навыками написания шрифта используют уже упрощенную сетку, рисунок 4. Затем, когда появится опыт, можно проводить только верхнюю и нижнюю границы строки, рисунок 5.

Начертание букв русского алфавита, цифр и знаков по ГОСТ 2.304-81 для шрифта типа Б с наклоном 75° показано на рисунок 6.

На рисунке 7 приведен образец титульного листа и все необходимые данные для его выполнения. Размеры не проставлять!

 

Рисунок 3 –Построение сетки


Рисунок 4 – Написание шрифта по упрощенной сетке

 

Рисунок 5 – Написание шрифта с использованием

верхней и нижней границ сетки

 

Таблица 1- Параметры шрифта типа Б

Параметры шрифта относит. размер размеры в мм
Размер шрифта - высота прописных букв,/h/ h 3,5 5,0 7,0 10,0 14,0
Высота строчных букв, / с / Расстояние между буквами, /а/ Минимальный шаг строк, / b / Минимальное расстояние между словами, / е / Толщина линий шрифта, / d / 7/10h 2/10h 17/10h 6/10h   l/10h 2,5 0,7 6,0 2,1   0,35 3,5 1,0 8,5 3,0   0,5 5,0 1,4 12,0 4,2   0,7 7,0 2,0 17,0 6,0   1,0 10,0 2,8 24,0 8,4   1,4
Ширина прописных букв: - Г, Е, 3, С и цифр; - А, Д, М, X, Ц, Ы, Ю; - Ж, Ф, Ш, Ъ; -Щ; - остальные буквы и цифра 4; - ширина цифры 1   5/10h 7/10h 8/10h 9/10h 6/10h 3/10h   1,8 2,5 2,8 3,2 2,1 1,1   2,5 3,5 4,0 4,5 3,0 1,5   3,5 5,0 5,6 6,3 4,2 2,1   5,0 7,0 8,0 9,0 6,0 3,0   7,0 10,0 11,2 12,6 8,4 4,2
Ширина строчных букв: -з, с; - а, м, ц, ъ, ы, ю; - ж, т, ф, ш; - щ; - остальные буквы 4/10h 6/10h 7/10h 8/10h 5/10h 1,4 2,1 2,5 2,8 1,8 2,0 3,0 3,5 4,0 2,5 2,8 4,2 4,9 5,6 3,5 4,0 6,0 7,0 8,1 5,0 5,6 8,4 9,8 11,2 7,0

 


 
 

 


Рисунок 7 – Шрифт типа Б с наклоном

 

Рисунок 7 - Образец листа 1-1

 

Лист 1-2

 

Содержание листа.Вычертить линии, применяемые при обводке чертежа по ГОСТ 2.303-68. Формат А4.

Образец выполнения листа представлен на рисунке 8. Все варианты выполняются по этому рисунку. Размеры не проставлять!

Рекомендации по выполнению. Линии чертежа выполняют по ГОСТ 2.303-68. Наименование, начертание, толщина линий по отношению к толщине основной линии и основные назначения линий должны соответствовать указанным в таблице 2.

Толщина сплошной основной линии S должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа.

Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе.

Длина штрихов и промежутки между ними должны быть одинаковыми на всем чертеже.

Штрихпунктирные и штриховые линии должны заканчиваться и пересекаться штрихами. При начертании штрихпунктирной линии вместо точки можно наносить маленький штрих длиной около 1 мм.

Штрихпунктирные линии, применяемые в качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими, если диаметр окружности менее 12 мм.

 

Таблица 2 Линии чертежа

 

№ n/n Наименование и начертание Толщина линий по отношению к основной линии Основное назначение
Сплошная толстая основная (в дальнейшем основная)       S(0,5…1,4) Линии видимого контура; линии перехода видимые; линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза)

 


Продолжение таблицы 2

Сплошная тонкая     S/3…S/2 (0,4…0,7) Линии контура наложенного сечения; линии размерные, выносные; линии штриховки; линии-выноски, полки линий выносок; линии перехода воображаемые; линии для изображения пограничных деталей (обстановка); линии ограничения выносных элементов.
Сплошная волнистая     S/3…S/2 Линии обрыва; линии разграничения вида и разреза.
Штриховая S/3…S/2 Линии невидимого контура; линии перехода невидимого контура.
Штрих-пунктирная тонкая S/3…S/2 Линии осевые и центровые; линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
Разомкнутая       S…1,5S Линии сечения

 


Продолжение таблицы 2

Штрих-пунктирная тонкая с двумя точками       S/3…S/2 Линии сгиба на развертках; линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях; линии для изображения развертки, совмещенной с видом.
Сплошная тонкая с изломами     S/3…S/2 Длинные линии обрыва
Штрих-пунктирная утолщенная   S/2…2/3S Линии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию; линии для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью («наложенная проекция»)

 

Рисунок 8 – Образец листа 1-2

 

Лист 1-3

 

Содержание листа.Перечертить деталь, увеличив изображение в 2,5 раза. Проставить размеры. Формат А-4. Образец представлен на рисунке 9. Варианты заданий выбираются по рисунку 10 (по последней цифре шифра учащегося).

Рекомендации по выполнению.Приступая к нанесению размеров, внимательно изучите ГОСТ 2.307-68.

Рекомендуется наносить на чертеж размерные линии, когда изображения полностью закончены, обведены и, где нужно, заштрихованы.

Размеры — очень важный элемент всякого чертежа. Правильно расставленные, они облегчают чтение чертежа и предупреждают многие ошибки при изготовлении детали. По ходу выполнения работы следует изучить и применить общие правила нанесения размеров на чертеж. При этом нужно помнить следующее: на чертеже детали должны быть указаны все ее размеры, т. е. габаритные размеры, размеры всех ее элементов и «привязка» этих элементов к каким-либо плоскостям (базам) или осям детали.

Каждый размер указывается на чертеже только в одном месте.

Размеры (на машиностроительном чертеже — в миллиметрах) указываются вне зависимости от масштабов изображения.

Размерные линии и числа не должны затемнять изображение. Поэтому их предпочтительнее наносить вне контуров изображения.

Размерные и выносные линии не должны пересекаться. Допускается только пересечение выносных линий между собой. Размерные линии не должны быть продолжением какой-либо линии изображения (контурной, осевой и т. д.).

Расстояние от размерных линий до параллельных им линий контура или между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7—10 мм.

Размерные числа наносятся над размерной линией параллельно ей и возможно ближе к ее середине.

При нескольких параллельных размерных линиях размерные числа не должны располагаться одно под другим.

Перед размером диаметра всегда ставится знак Ø, перед размером радиуса — буква R.


 

Рисунок 9 – Образец листа 1-3


 

       
   

 


Рисунок10 – (к листу1-3)

       
   
 

 

 


Рисунок 10 – (продолжение)

       
 
9
 
10

 


Рисунок 10 – (продолжение)

 

Лист 1-4

Содержание листа.Выполнить комплексные чертежи двух геометрических тел с нанесением на поверхностях данных тел точек. Формат А-3. Образец выполнения листа 1-4 показан на рисунке 11. Варианты выбрать по рисунку 12 (по последней цифре шифра учащегося).

Рекомендации по выполнению. Наиболее полное представление о предмете дает проецирование на три плоскости проекций – это комплексный чертеж. Предмет мысленно помещают в трехгранный угол, проецируют его на три плоскости (фронтальную, горизонтальную и профильную), а затем разворачивают угол до совмещения в одной плоскости.

Решение каждой задачи по проекционному черчению складывается из двух частей: решение ее в пространстве, когда мысленно проводят в пространстве линии, плоскости или другие поверхности, воображая при этом ход и результаты решения, и решение ее в проекциях. Приступать к решению задачи в проекциях можно только тогда, когда задача мысленно решена в пространстве.

Любую деталь, какой бы сложной формы она не была, можно мысленно расчленить на простые геометрические тела, поэтому необходимо знать, как выглядят проекции многогранников и тел вращения на комплексных чертежах.

Проекции точек, принадлежащих основным поверхностям, занимающих проецирующее положение (поверхности прямых призмы и цилиндра), строят с помощью линий связи. Так же определяют проекции точек, лежащих на ребрах многогранников или на очерковых образующих тел вращения. В остальных случаях построение проекций точек выполняется с помощью вспомогательных линий. Для точек, заданных на поверхности пирамиды или конуса, можно использовать вспомогательные прямые или образующие и линии, полученные при сечении этих тел плоскостями, параллельными их основаниям. Точки на поверхности шара строят при помощи окружностей, расположенных параллельно плоскостям проекций через рассматриваемую точку.


Рисунок 11 – Образец листа 1-4


 

Рисунок 12 – задание к листу 1-4

Рисунок 12 – (продолжение)

Рисунок 12 – (продолжение)

 

Лист 1-5

Содержание листа.По двум данным видам предмета построить его вид слева. На месте главного вида и вида слева выполнить необходимые простые разрезы. Нанести размеры. Формат А3.

Образец выполнения листа показан на рисунке 13. Варианты заданий приведены на рисунке 14 (по последней цифре шифра учащегося).

Рекомендации по выполнению.Для построения третьей проекции по двум заданным нужно сначала хорошо представить себе форму детали в целом. Для этого необходимо выяснить, какие элементарные геометрические тела составляют данную деталь, мысленно расчленить деталь на составляющие ее геометрические тела, представить себе, как эти тела будут изображаться в соответствующей третьей проекции. Для тогimage058.jpg" />

Рисунок 12 – задание к листу 1-4

Рисунок 12 – (продолжение)

Рисунок 12 – (продолжение)

 

Лист 1-5

Содержание листа.По двум данным видам предмета построить его вид слева. На месте главного вида и вида слева выполнить необходимые простые разрезы. Нанести размеры. Формат А3.

Образец выполнения листа показан на рисунке 13. Варианты заданий приведены на рисунке 14 (по последней цифре шифра учащегося).

Рекомендации по выполнению.Для построения третьей проекции по двум заданным нужно сначала хорошо представить себе форму детали в целом. Для этого необходимо выяснить, какие элементарные геометрические тела составляют данную деталь, мысленно расчленить деталь на составляющие ее геометрические тела, представить себе, как эти тела будут изображаться в соответствующей третьей проекции. Для того, чтобы правильно понять форму детали, необходимо две данные ее проекции рассматривать одновременно, т.е. найти какой-либо элемент на фронтальной проекции, посмотреть, как он проецируется на горизонтальной проекции.

В основе чтения чертежа лежит умение учащегося по двум проекциям предмета «видеть» его со всех сторон.