Работа с блоками и атрибутами
Если на чертеже встречаются фрагменты, которые часто повторяются, то удобно объединить составляющие их примитивы в единый блок, а затем вставлять в нужное место чертежа. Если записать блок как отдельный файл, то можно его использовать и для вставки в другие чертежи. Блок может содержать любое количество графических примитивов, а так же включать в себя и другие блоки. При объединении примитивов в блок и при вставке блока в чертеж их свойства (тип линий, цвет , толщина , слой) сохраняются. Если примитивы вычерчены в слое 0, то при вставке в другой слой чертежа они приобретают свойства текущего слоя. С каждым блокам можно связать текст – атрибут, который может быть изменен в процессе вставки блока в чертеж.
Вставка блока. Блоки представляют собой набор элементов сгруппированных в один сложный объект. Блок характеризуется именем и точкой вставки. Вызвать команду можно щелчком на пиктограмме или из падающего меню «Вставить» - «Блок». После запуска команды появляется диалоговое окно вставки блока. В диалоговом окне нужно выбрать имя блока (если блок создан внутри вашего чертежа) или найти нужный вам внешний блок, воспользовавшись кнопкой «Обзор», определить точку вставки, угол поворота и масштаб (рис.22).
Рис. 22 Диалоговое окно вставки блока
Создание блока. Запуск команды возможен щелчком на пиктограмме или из падающего меню «Черчение» - «Блок» - «Создать». После вызова команды появляется диалоговое окно «Описание блока» (рис.23). Создание блока начинается с присвоения ему имени, затем выбираем объекты из которых будет состоять блок, задаем базовую точку блока.
Рис. 23 Диалоговые окна вставки и создания блоков.
Атрибуты – специальные примитивы, содержащие текстовую информацию. Прежде чем начать работу с атрибутами, следует начертить отдельные объекты, из которых будет сформирован блок. После создания объектов нужно вызвать диалоговое окно «Значение атрибута» из падающего меню «Чертеж» - «Блок» - «Определить атрибуты». В разделе «Режим» устанавливаем параметры атрибута (рис.24):
Рис.24 Диалоговое окно определения атрибутов.
Невидимый – атрибут, созданный в таком режиме, не отображается при вставке в чертеж. Обычно используется для атрибутов, значения, которых необходимо извлекать в базу данных и не показывать на чертеже;
Постоянный –атрибут получает фиксированное значение, которое изменить нельзя;
Проверка – позволяет проверять атрибут во время вставки и изменять его значение;
Предварительные настройки –атрибут автоматически получает значение по умолчанию;
Метка –для идентификации каждого вхождения атрибута в рисунок;
Запрос –текст, который появляется в качестве подсказки при каждой вставке блока;
Значение – задается значение, которое будет присвоено атрибуту по умолчанию.
Параметры раздела «Опции текста» используются для формирования текста. Выбор точки позволяет разместить атрибут.
Изменить атрибуты блока можно через диалоговое окно «Изменение атрибутов». Запуск этого окна происходит из падающего меню «Изменение» - «Атрибут» - «Частный». Если вместо «Частный» выбрать «Общий», то редактирование атрибутов идет через командную строку.
Нанесение штриховки.
Штриховка используется в чертежах различного типа. В машиностроительных чертежах штриховка применяется для обозначения материала деталей при выполнении их разрезов и сечений. При штриховании заполняются области, ограниченные замкнутым контуром, состоящим из отрезков, дуг окружностей и т.д.
Для штриховки характерны два свойства:
· Штриховка является блоком
· Штриховка может быть ассоциативной т.е. связанной с объектом и автоматически подгоняющейся под форму объекта при его редактировании, и неассоциативной, т.е. не связанной с объектом.
Для выполнения штриховки следует щелкнуть на пиктограмме «Штриховка» панели инструментов «Черчение» или вызвать команду «Штриховка» из падающего меню «Черчение». После запуска команды появиться диалоговое соответствующее диалоговое окно в котором активизирована вкладка «Быстро» (рис.25).
Рис.25 Диалоговое окно «Штриховка»
Определить область для штриховки можно двумя способами: указать точку внутри области (щелкнуть мышью), или выбрать объекты, которые ограничивают область штриховки. В первом случае нужно нажать кнопку «Выбрать точки», во втором «выбрать объекты».
В данном диалоговом окне можно выбрать тип и структуру штриховки, задать параметры штриховки - масштаб и угол поворота, задать ассоциативность или неассоциативность штриховки, предварительно просмотреть штриховку перед ее выводом, используя одноименные клавиши диалогового окна.
Если в чертеже уже есть заштрихованные объекты, то можно воспользоваться наследованием свойств штриховки.
Закладка «Улучшенный» открывает окно, опции которого позволяют задавать дополнительные способы выбора контура штриховки и устанавливают стили штриховки (рис.26).
Удаляется штриховка как и любой другой примитив. Для ее выбора достаточно щелкнуть мышью на любой точке заштрихованой области.
Рис.26 Диалоговое окно «Штриховка» с открытой закладкой «Улучшенный»
Стили:
· Нормальный - штриховка идет от внешней границы внутрь. Когда штриховка доходит до внутреннего объекта, то она прерывается, пока не будет обнаружена новая граница внутри;
· Внешний – штриховка идет от внешней границы внутрь до пересечения с внутренним объектом, после чего штриховка выключается;
· Игнорировать - штриховка игнорирует все объекты находящиеся внутри контура.
Нанесение текста
В любом чертеже всегда есть какой-нибудь текст, необходимый для того, чтобы отметить объекты или дать к ним пояснения.
Надписи могут быть созданы с помощью команды «Текстовая строка» или «Параграф». Команда «Текстовая строка» создает простые надписи, ее можно вызвать из падающего меню «Формат» - «Текст» - «Текстовая строка».
Диалог