Определение календарной продолжительности строительного сезона

Главный метод организации работ по строительству автомобильной дороги - поточный, основой которого является комплексный поток, где выполнение линейных и сосредоточенных работ по трассе должно быть увязано во времени и в пространстве с таким расчетом, чтобы линейные работы выполнялись без перерывов, т.е. выполнение сосредоточенных работ должно опережать выполнение линейных работ.

При этом методе все виды работ выполняются специализированными механизированными подразделениями, перемещающимися по трассе в строгой технологической последовательности, как правило, с одинаковой скоростью перемещения. В равные промежутки времени (смена, день) заканчивается строительство равных по длине участков автомобильной дороги.

Специализированные потоки включают в себя несколько частных потоков, например, при устройстве дорожной одежды частные потоки будут предназначены для устройства конструктивных слоев дорожной одежды.

Каждый частный поток состоит из отдельных участков, на которых специализированные звенья выполняют определенные рабочие операции. Такие участки называются захватками. Длину захватки, как правило, принимают равной сменной производительности потока; иногда захватки бывают двух-, трех- или четырехсменными.

Между частными и специализированными потоками, а иногда и между отдельными захватками устраивают разрывы (технологические, организационные), измеряемые количеством смен.

В зависимости от характера и объемов строительных работ рекомендуется работы по строительству дороги назначать в следующей последователь­ности: в зимний период прорубку просеки вы­полняет специализированная комплексная бригада, основные работы производятся комплекс­ным потоком, в составе которого отдельные его звенья выполняют линей­ные и сосредоточенные работы:

- линейные работы по подготовке дорожной полосы (восстановление трассы, очистка трассы от камней, кустарника, спиливание и корчевка пней, снятие растительного слоя);

- сосредоточенные работы по устройству искусственных сооружений;

-сосредоточенные земляные работы в местах устройства искусственных со­оружений, высоких насыпей и глубоких выемок;

- линейное устройство искусственных со­оружений;

- линейные земляные работы по возведению земляного полотна из привозно­го грунта, рекультивация нарушенных земель;

- линейное устройство дорожной одежды отдельными звеньями по укладке конструктивных слоев;

- обустройство дороги в составе комплексного потока.

С целью максимального использования светового дня целесообразно принимать следующую сменность работ: прорубку просеки и устройство искусственных сооружений – в 1 смену, остальные работы – в 2 смены.

Календарные сроки продолжительности строительного сезона устанавливаются на основе средних многолетних данных СНиП 1.04.03-85 (Приложение 1). Следует отметить одну закономерность, связанную с началом строительного сезона. Вне зависимости от вида работ дата начала сезона в одной какой-либо области одна и та же, что объясняется фактором проезжаемости колесных машин и отсутствием прилипания грунта к рабочим органам дорожно-строительных машин. Даты окончания строительного сезона для отдельных видов дорожно-строительных работ различны из-за неодинаковых технологических свойств применяемых дорожно-строительных материалов.

Используя данные климатических характеристик и данные справочной литературы, составляют ведомость продолжительности строительного сезона для различных работ, намечаемых при строительстве автомобильной дороги, табл. 4.

 

Сроки производства работ назначаются исходя из построенного дорожно-климатического графика и Приложения 9.

Таблица 4. Ведомость продолжительности строительного сезона

Поток по устройству слоя     Группа работ     Минимальная температура, при которой возможно производство работ, °С     Календарные сроки производства работ с учетом климатических характеристик Количество нерабочих дней     Коли- чество раб. смен  
        выход, празд.   ТВЫХ из-за метелей, ливней ТКЛ   из-за ремонта маш. ТРЕМ ТР.СМ  
        весной   осенью весной   осенью Календарная продолжитель-ность. строительного сезона А          
Строительство искусственных сооружений                    
Нижнего слоя основания                      
Верхнего слоя основания                      
Покрытия                      

 

Специализированный поток (отряд) может состоять из трёх и более частных потоков. Например, из частного потока по исправлению земляного полотна и строительству песчаного дополнительного слоя основания, частного потока по строительству щебёночного основания, укреплённого цементом и частного потока по строительству асфальтобетонного покрытия.

Продолжительность действия каждого частного потока в сменах ТР.СМ. может быть определена по формуле

ТР.СМ = (А - ТВЫХ - ТКЛ - ТРЕМ ) * KСМ , (5)

где А – число календарных дней в строительном сезоне для выполнения работ данной группы; ТВЫХ – число выходных и праздничных дней за период А; ТКЛ – количество нерабочих дней (простоев) по климатическим условиям (дожди и т.п.); ТРЕМ – простои по техническим причинам (ремонт, профилактика машин, организационные и технологические причины) дни, для Сибири Ттех = 13 дней; KСМ – коэффициент сменности, соответствующий среднему числу смен работы в день. Количество смен принимается равным 1 в период при температуре воздуха ниже +5°С и 2 - при более высокой температуре.

Данные по выходным дням выписываются из календаря на год строительства. В зимний период одна суббота в месяце должна быть рабочей, а в летний сезон обычно все субботние дни бывают рабочими.

Количество нерабочих дней (простоев) по климатическим условиям (дожди и т.п.) ТКЛ определяется по формуле:

(А - ТВЫХ ) * П

ТКЛ = 100 (6)

где - количество дождливых дней в зависимости от дорожно-климатической зоны (ДКЗ), % (табл.5);

 

 

Таблица 5