Глава 19 Ценообразование на рынке информационных услуг
Прежде чем тратить деньги, не пожалейте 10% своего бюджета на максимально компетентную профессиональный совет
Х Маккей
191 Особенности ценообразования на рынке информационных услуг
Среди особенностей, отличающих информацию от других товаров, нужно выделить следующие:
- неразрушающий характер потребления ее;
- в процессе использования не теряет своей потребительской стоимости, хотя впоследствии актуальность ее снижается;
- невозможность оценить реальную стоимость информации;
- возможность использования одной и той же информации несколькими потребителями;
- покупатель не является исключительным владельцем информации (кроме лицензий, патентов и ноу-хау)
Наряду с этим информацию стали повсеместно рассматривать как экономическую ценность, что привело к образованию рынка информации, где действуют центры создания баз данных и управления ими, посредники, предоставляющие информ формационные продукцию и услуги, а также потребители информации, закупают эти услуги и продукцию Анализируются способы формирования цен на информационные услуги, их уровень, доходы от продажи и тенденции й развития в этой сфері.
Действующие правила платной предоставления информации отличаются от законов торговли классическими товарами Объясняется это, с одной стороны, приведенным выше специфическими свойствами информационных продуктов и по ослуг, а с другой - необходимостью обеспечения широкого доступа общества к информационным ценной.
Уровень оплаты услуг зависит от нескольких факторов, в том числе и таких:
- объема предоставленной информации;
- участия государства в финансировании информации;
- политики цен на рынке информации
Относительно первого фактора известно, что во многих странах не подлежит продаже (полностью или в значительной степени) информация в таких областях, как медицина или образование, экономические эффекты в каких - неизмеримо, а социальные и - очевидно.
Товарный характер информации не исключает, однако, трактовка ее как фактора, стимулирующего экономико-социальное развитие, а значит, такого, что нуждается в финансовой поддержке государства В высокоразвитых странах существует мнение, что государственные учреждения, реализующих информационную политику, обязаны помогать информационным службам в организации больших систем и в приобретении необходимого оборудовая.
Однако субсидирование действующих информационных центров и библиотек постоянно ограничивается, а в информационной сфере формируются рыночные отношения
Основными источниками финансирования служб являются:
- государственный бюджет (или федеральные бюджеты);
- средства научно-исследовательских центров, полученные для финансирования правительственных программ;
- средства обществ;
- местные бюджеты;
- ведомственные дотации;
- фонды международных организаций
Однако эти источники оказываются недостаточными для совершенствования деятельности и доступа к мировым базам данных, поэтому для получения больших прибылей необходимо развивать информационный рынок В связи с этим м увеличивается количество коммерческих информационных центров, производителей баз данных и посреднических фирм; повышаются темпы роста продаж услуг в сфере фактографической информации и предоставления полных т ЭКСТИМ; развивается продажа библиографической информации, используемой в основном в сфере науки В некоторых странах (например Великобритании) введено оплату услуг публичных библиотек Проблематикой ц др. на информационную продукцию все больше интересуются международные организацииії.
Существует два метода установления рыночных цен на информационные услуги и продукты:
- назначаются высокие цены для покрытия затрат на поиск информации, а затем их снижают для увеличения спроса и выживания в конкуренции - нисходящие цены;
- устанавливаются низкие цены, позволяющие быстро доминировать на рынке (в случае очень большого спроса)
На практике обычно применяются промежуточные варианты в зависимости от категории потребителей, специфики информации и рыночной ситуации Во время экономического спада уменьшились капиталовложения в научно-техни ичную и экономическую информацию Это привело к ограничению действий или к ликвидации многих информационных центреів.
В этой ситуации многие стали брать плату за такие услуги:
- издательские;
- переводчика;
- тематические подборки документации;
- патентная информация;
- ксерокопирования
Продажа информационных услуг вызвал большое сопротивление, с одной стороны, потребителей, привыкших к бесплатным услугам, с другой - центров, вынужденных ввести многочисленные изменения в бухгалтерский учет Кроме того, при ибуток от продажи не оставался в распоряжении центров и не влиял на повышение уровня капиталовложений, выделенных на них Напротив, в центрах, финансируемых из государственного бюджета, уменьшался уровень дотаций из министерств Все это лишало информационные центры стимулов развития отраузі.
Во многих случаях ситуация осложнялась отсутствием определенных законом положений о платных услугах Чтобы не потерять клиентов, многие центры устанавливали цены на услуги гораздо ниже их соб бивартисть Другие применяли различные методы калькуляции в зависимости от вида услуг Например, переводы и тематические подборки продавались обычно по ценам, которые соответствуют только расходам (без учета необходимости прибыли и наценки на общие расходы), а издательские услуги и документационные разработки - по договорным ценам, которые покрывают только часть себестоимостисті.
Следовательно, прибыль от продажи не был значительным источником финансирования информации Продажа информационных продуктов и услуг начал меняться при новой экономической политики, чему способствовали следующие обстоятельства:
- значительное повышение стоимости сбора и обработки информации;
- ограничения средств из государственного бюджета, предназначенных для финансирования деятельности государственных научно-исследовательских и информационных центров;
- внедрения принципов хозрасчета в центрах и необходимость получения прибыли;
- создания частных фирм, специализирующихся на информационном обслуживании, вполне коммерческих, основанных в значительной степени с участием зарубежного капитала
Развитие продажи информационных услуг связан с проблемой определения цен, особенно их рационального уровня как для производителя, так и для потребителя Много малых частных фирм, которым присуща нная динамика продаж, делает существенный вклад в борьбу с экономическим кризисом путем создания новых рабочих мест, развития рынка и экспорта Однако экономическая ситуация многих фирм осложняется чере с финансовой, юридической и рыночной нестабильности, рост себестоимости и недостатка кредитов С другой стороны, им необходима новейшая техника и технология для повышения конкурентоспособности по зарубежной х фирм, поэтому создается спрос на бизнес-информацию и стимулируется ее развитие Такие предприятия требуют высококачественной информации - актуальной, надежной, комплексной, оперативной и по доступной цен віною.
Существует много учреждений, как государственных, так и частных (информационные агентства, университетские и публичные библиотеки, различные общества), которые занимаются рекламой и предоставляют услуги представителям бизнеса Их количество в масштабах страны не определено Имея базы экономических данных и базы сведений о промышленных предприятий, они поставляют информацию об экономике производства, финансы, экономическое право, конъюнктуру на мировом рынке, предложения о сотрудничестве от других фирм и т.д.о.
Это часто связано с экономико-юридическими консультациями, экспертизами, организацией конференций, курсов и выставок, а также изданием специальных публикаций Услуги эти должны оплачиваться, но границы и уровень их различные На цены влияют не только себестоимость услуг, доступность, форма собственности информационных центров и методы финансирования деятельности Отдельные информационные органы разработали свои прейскур анты и соответственно их актуализируют, что в условиях хозяйственной трансформации является необходиним.
Однако в целом цены на информационные услуги не соответствуют действительным затратам, хотя подробный учет расходов не ведется Это связано с финансированием деятельности центров в значительной степени за счет средств мы инистерств, подлежащих лимитированию, и заставляет к снижению цен Соглашение, подписанное министерствами, касается реализации конкретных задач и распределения их среди конкретных пользователей баз данных и спо живачив информацииії.
Информационные службы, стремясь достичь своих стратегических целей, должны учитывать мнение потребителей о ценах на информационную продукцию и услуги Это обусловлено тем, что на ее основе можно Предположим ити размеры информационного спроса Исследования показали, что ряд предприятий отмечает высокие расходы на приобретение нужной им информации Около 40% малых и 28% средних промышленных фирм считают, ч в уровень оплаты услуг неоправданно высокий, некоторые из них не в состоянии купить необходимую информацию Особенно высокие цены установлены издательствами с бизнес тематики и законодательства Сюда же можно отне сти информацию об импорте сырья и экспорт продукции, о возможности получения средств, ведения маркетинга, о надежности партнеров, внедрение новых технологий, разработку бизнес-планов, источники приобретение оборудованя устаткування.
Чрезвычайно высокой считается плата за участие в ярмарках, товарных биржах, отечественных и зарубежных отраслевых выставках Практически между ценами, применяемыми в государственных и частных организациях,, нет разницы Вообще, в ценах на услуги и сведения фактические и потенциальные их потребители видят существенный экономический барьер на пути доступа к информацииії.
Некоторые информационные центры для своих баз данных получают данные бесплатно, а за свои услуги берут высокую плату без учета льгот для фирм, которые пополняют их информационные системы, также значительная д дифференциация оплаты информационных услуг и продукции.
Политика информационных служб в области оплаты услуг неоднородна: некоторые из них требуют полной оплаты своих услуг, а иные за аналогичные услуги платы не берут (например, за регистрацию в базе), или цены на них отвечают собственным затратам это частичное во связано с источниками финансирования некоторых государственных информационных организаций Практически цены на информационные услуги не соответствуют фактическим затратам соответствующих служб За услуги, не указанные в сделках, государственные организации берут плату на «конкурентном» уровне, применяемом в других центрах, без учета реальных затрат Это касается в основном опубликовування информации Другие виды действие ности (например, финансово-юридические консультации, помощь в реприватизации путем разработки бизнес-планов) калькулируются индивидуально с клиентом на основании принятой в организации почасовой с ки с учетом норм прибыли, налогов или договорной ставкетавки.
Дополнительные сложности в определении цен, соответствующих фактическим затратам на приобретение информации, часто связаны с отсутствием подробного их анализа Это приводит к установлению различных цен за анало огични услуги.
Существует общее убеждение, что информационные организации работают в основном для крупных предприятий, а получение информации и консультативных услуг - дорогостоящее мероприятие Многие предприятия не ориентируются ся в ценах на такие услуги, как заключение адресных сведений зарубежных фирм, информация о предложениях и надежность партнеров, другие предприятия не пользуются ими, так как считают цены очень высоки мы не заметна также разница в ценах, применяемых в частных и государственных информационных организациях.
Пользование информационными услугами зависит от экономического состояния фирмы С ростом финансовой стабилизации круг потребителей информационных услуг расширяться