ТАТТВЫ КАК ФОРМЫ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ

 

«Человек должен стать таттва-дарши, созерцателем элементов».

X. Джохари

 

Ранее упоминался термин таттвы. Оста­новимся на этом понятии подробнее. Существу­ют четыре элемента: огонь, земля, воздух и вода. Эти элементы проявляют свои качества как тонкие таттвы запаха, вкуса, формы, контакта и звука. Таттвы — это существенные элементы, или фундаментальные принципы. Слово тат-тва происходит от комбинации слов тат (это; Божество) и твам (ты; индивидуальность). Та­ким образом, таттва есть сущность, реальное существование чего-либо. «Это (Вселенная) есть ты». Само деление физической Вселенной на пять таттв возникло в индийской философс­кой школе примерно в 700 г. до н.э. От пяти таттв произошли все формы физической Все­ленной. Формы основных таттв: точка, круг, треугольник, полумесяц, квадрат. Они соответ­ствуют циклу пяти элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. На санскрите таттвы назы­ваются так:

1) акаша

2) вайю

3) теджас (агни)

4) апас

5) притхиви

 

Таттвы

 

Несмотря на кажущуюся простоту по сравнению с приведен­ными в самом начале книги фигурами (тренинг-образцами), тат­твы как объект для медитации предполагают довольно высокий уровень духовного сознания. Это происходит вследствие того, что для таттв традиционно берутся первоначальные образы, об­ладающие огромной мистической силой — квадрат, круг, треу­гольник и так далее.

Пять таттв соответствуют пяти низшим энергетическим цен­трам в теле человека (чакрам) и пяти тонким элементам. Таттвы

 

 

вызывают различные состояния под­сознания. Их формы как янтры (см. ниже) рассчитаны на зрительное вос­приятие. Они также являются про­межуточной категорией между нео­сязаемым (уровни сознания и чувств) и осязаемым (органы чувств и действий).

Система Кундалини чакра-таттва была впервые записана примерно в 500 г. н. э. в пособиях по медитации, однако она намного старше и рань­ше передавалась изустно по цепи уче­нической преемственности. В соответ-

 

 

Панебхута (диаграмма единства тонких элементов)

 

 

ствии с этой системой тело человека делится на семь составляю­щих, понимаемых как энергетические центры, чакры, располо­женные вдоль позвоночного столба. Пять таттв соответствуют пер­вым пяти чакрам. В системе Кундалини чакра-таттва пять таттв обозначаются пятью тантрическими формами; которые соотно­сятся, таким образом, и с пятью чакрами:

 

Татгва

Чакра

Геометрическая форма

 

 

акаша

вишуддха

точка в точке (акаша акаши)

 

 

вайю

анахата

круг с вписанной в него гексаграммой

 

 

агни (теджас)

манипура

треугольник с вершиной, направлен­ной вниз

 

 

апас

свадхиштхана

полумесяц, обращенный вверх

 

 

притхиви

муладхара

квадрат, в центре которого треуголь­ник с вершиной, направленной вниз. Вокруг центра треугольника обвива­ются 3.5 кольца кундалини

 

Тантризм ознаменовал одну из наиболее характерных и револю­ционных фаз индийской религиозной истории, синтезировав многие элементы разных традиций. Один из признаков, который отличает тантрические предания от нетантрических традиций, есть интенсив­ное использование священных формул и геометрической символики. Тантризм в своей основе — система, ориентированная на ритуал. Тантрическая ритуальная практика (садхана) требует использо­вания йогических техник визуализации, а композиции сакраль­ных изображений (янтр) как раз и предназначены для использо­вания в медитативных процедурах. Эти диаграммы идеально под­ходят для серии внутренних визуализаций, выступающих как вехи,

 

которые отмечают определенное состояние сознания. Все течения тантризма используют абстрактные символы и янтры как часть ритуальных инициационных церемоний и ежедневного служе­ния, ведущего адепта к духовной цели. Каждая чакра имеет опре­деленный набор символов, которые в этом аспекте можно рас­сматривать как символическое выражение пяти таттв. На рисунке показаны первичные формы янтры в аспекте таттв (из трактата Ганита Каумуди, 1356 г.). На таттвы можно проводить медитацию — как на выход в высшие миры. Для проведения этой медитации нужно выбрать одну определенную таттву. После этого, контро­лируя свое дыхание, следует пристально созерцать ее геометри­ческую форму. Закройте теперь глаза и визуализируйте таттву мыс­ленным взором (она будет окрашена в соответствующий цвет — см. табл.). Таттва начинает увеличиваться в размерах и постепенно вырастает настолько, что через нее становится возможным про­ход в высшие миры.

 

 

 

ГАРМОНИЯ И ПРОПОРЦИЯ

 

«Растущая Вселенная как бутон расцве­тает из центра Земли, который несет в себе вечность».

У. Блейк

Пропорция в пределах геометрической фигуры, музыкальной шкалы или математической последовательности понимается как гар­моничные отношения между частями и между отдельными частями и целым.

Пространство Вселенной является ярким примером Божествен­ной гармонии мироустроения, поэтому для осознанной жизни в этом сакральном пространстве очень полезно знать принципы, управляю­щие гармонией и пропорцией.

Леон Батиста Алберти в 1452 году начинал определять естествен­ную красоту формы, которая понимается как среднее между двумя крайностями, следующим образом: «Некоторые восхищаются жен­щиной, видя в ней существо чрезвычайно стройное и прекрасное по своей форме. Однако известны молодые люди, предпочитающие пух­лых и мясистых. Вы, возможно, придерживаетесь середины между этими двумя крайностями. Разумно видеть женщину не столь тон­кой, чтобы казалось, что она тяжело больна, но и не настолько сильной и здоровой, как будто она молодой пахарь и занимается боксом. Короче говоря, стремитесь внимать средней красоте, видя в женщине истинное совершенство». Основной закон природы требует, чтобы все природные проявления мира духа были гармоничны. Кор­реляция по Божественному совершенству происходит на столь тон­ком, неуловимом уровне, что нам остается лишь восхищаться муд­ростью Творца.

Закон природы свидетельствует о том, как Логос Всевышнего работает в нашем мире форм, чисел и фигур. Под фигурой следует понимать некоторую взаимную корреспонденцию нескольких ли­ний, которые определяют ее размеры: длину, ширину и высоту.

Наиболее яркие пропорции и соотношения этих линий можно видеть в фигурах и телах, «придуманных» самой природой. Найдя одну такую идеальную фигуру, вы сможете на основании ее очень быстро отыскать похожую (под похожестью подразумевается оди­наковость пропорций). Творческий характер Божественного та­ков, что силы, с помошью которых оно действует, последова-

 

 

тельно развивают аналогию в создаваемых вещах. Те же самые формы, посредством которых звуковые вибрации воздействуют на уши, оказывают влияние на глаза и ум. Платон, описывая гармонию всего сущего, говорил, что Бог старался сотворить Вселенную совершенной во всех ее мелочах. Идея творения состо­ит в том, что гармонично взаимозависимые отношения частей в пределах целого, и по отношению к целому, отображают в сим­волической форме все отношения во Вселенной, места и време­ни, формируя таким образом метафизическую действительность. Помимо присущей ей красоты и очарования форма сакраль­ного искусства имеет глубокое символическое значение. В симво­лах содержится знание различных уровней; они образованы бла­годаря сгущению, концентрации различных энергий и потому могут высвобождать эти энергии. Связанный набор символов со­здает символическую систему. Эти системы часто представляются в привычных глазу геометрических формах, так как они стремят­ся обозначить процессы природы в виде совокупности взаимоот­ношений, объединенных в оформленное целое.

 

 

Наваграха — символическое представление 9 планет в индуизме

Гармоничное творение — архитектурное, артистическое, музы­кальное или даже сельскохозяйственное есть естественное послед­ствие понимания наших гармоничных отношений с Богом.

Красота связана с формой. Между концепцией красоты и кон­цепцией полноценности нет никаких различий. Красота как есте­ственная форма существования вещей является функциональным аспектом действительности. Творение, Вселенная, является кра-

 

 

сивым, потому что оно совершенно отражает красоту Бога. Со­вершенство какой-либо вещи и его красота — одно и то же. Эри-угена отмечал, что Вселенная есть откровение Бога в Своей невы­разимой красоте. В формах вещей Бог отразил идею идеальной красоты, распространяя ее на все творение.

Дионисий Ареопагит в работе «De Divinis Nominibus» указы­вал: «Сущность естественного есть красота — из-за качеств, кото­рые передаются всем вещам согласно их природе. Красота — при­чина гармонии и сверкания вещей, она изливается на них подоб­но свету. Она сближает все вещи в состоянии взаимного глубокого проникновения».

Душа человека является синтезом всех геометрических форм, воплощающих Божественный замысел, и посредником между сущ­ностью Вселенной и самой Вселенной.

Платон описывает душу как промежуточное звено, синтез, ко­торый связывает и объединяет сущность с миром. Именно эта душа как промежуточное существование идей разделяется на гармоничные формы, воплощенные в лямбда-конфигурации (см. ниже). Пифагор подвел итог сущности гармонии. Пифагорейцы полагали, что бог Дионис в основу мировой организации положил число. Число отра­жает единство мира, его начало, а сам мир предстает как состоящее из противоположностей множество.

Бог создал душу раньше тела и дал ей возможность существова­ния — временную и ценностную. Из неделимой, вечно неизменной сущности, и делимого, изменяющегося существования физического мира, Он вывел третье положение бытия: некий вид промежуточно­го звена существования между первыми двумя категориями. Эта тре­тья категория стала промежуточным звеном между неделимым и де­лимым элементами. Далее Он взял эти три компонента и смешал их.

Сотворив таким образом единую сущность, Господь продолжил делать соответствующие деления по принципу:

 

 

Леон Баттиста Алберти писал: «Музыка с арифметикой, гео­метрией и астрономией составляет четыре пути развития», или свободные искусства, в средневековье считавшиеся необходимы­ми для образования человека (вкупе с их проявлением в грамма­тике, риторике и логике).

 

 

Образованный человек не только овладевал игрой на музы­кальном инструменте, он считал своим долгом постичь матема­тические и пропорциональные аспекты музыки.

Пример идеальной гармонии — зодиакальный круг. Сакраль­ные символы для двенадцати знаков Зодиака сами по себе несут определенную геометрическую информацию, которая считыва-ется подсознанием. Принятые пиктограммы сопрягаются с ти­пичным опытом постижения Божественного, связаны с самыми глубокими впечатлениями души от созерцания Вселенной и вли­яния Космоса на человеческую душу.

 

 

Знак Зодиака

 

Овен

 

Телец

 

Близнецы

 

Рак

 

Лев

 

Дева

 

Весы

 

Скорпион

 

Стрелец

 

Козерог

 

Водолей

 

Рыбы

 

 

 

Толкование

 

 

Творение, первоидея, прорыв, проявление

 

 

Различие, эманация, инаковость

 

 

Магнетизм электричество привлекательность, взаимодействие

 

 

Танец, ритуал, соединение, единство противоположностей

 

 

Семя, индивидуальность, мужество

 

 

Лоно девственность, материнство, женственность

 

 

Равновесие, равенство, горизонт, солнце, рассвет или сумрак

 

 

Сексуальность, индивидуальность и

уникальность, желание, творческий

потенциал

 

 

Духовность, воля, поиск себя

 

 

Защита, отступление, борьба между эго и самостью

 

 

Наводнение, поток, переход

 

 

Апокалипсис, столкновение двух небесных тел, возрождение

 

 

 

Гексаграмма семи планет

 

 

Если на мгновение представить, что все веши нашего мира суть некоторая форма вибрации или излучения, то из этого сле­дует, что существуют корреляции или соответствия между раз­личными группами вещей. Это сходно с тем, как воспринимае­мые на слух звуковой, видимый световой и временной спектры связаны с циклами времени и годовым, зодиакальным и григо­рианским календарями, а также с астрономическими телами и их циклами и движениями. Цвета, тона, времена года и символы оказывают на разных людей разное влияние: разница между та­кими влияниями особенно четко прослеживается в стихах по­этов, родившихся под разными знаками и которым свойственны разные числа жизни (см. главу о нумерологии). Таблица ниже пред­ставляет соотношение спектров бытия и групп проявления элемен­тов мироздания.

 

 

Круг бесконечности (У. Блейк)

 

Цвет

 

Темно-желтый

 

Лимонный

 

Желтый

 

Желто-зеленый

 

Зеленый

 

Голубой

 

Синий

 

Фиолетовый

 

Бордовый

 

Малиновый

 

Красный

 

Оранжевый

 

 

Нота

Месяц

Камень

Психологический модус

Уровень

Проявления

Божественного

 

 

С

Март

Бриллиант

Экстраверт

Физический

 

 

G

Апрель

Изумруд

Экстраверт

Физический

 

 

D

Май

Жемчуг

Экстраверт

Физический

 

 

А

Июнь

Рубин

Интроверт

Духовный

 

 

Е

Июль

Оникс

Интроверт

Духовный

 

 

В

Август

Сапфир

Интроверт

Духовный

 

 

Gb

Сентябрь

Опал

Интроверт

Духовный

 

 

Db

Октябрь

Топаз

Интроверт

Духовный

 

 

Ab

Ноябрь

Бирюза

Интроверт

Духовный

 

 

Eb

Декабрь

Гранат

Экстраверт

Физический

 

 

Bb

Январь

Аметист

Экстраверт

Физический

 

 

F

Февраль

Гелиотроп

Экстраверт

Физический