ТАТТВЫ КАК ФОРМЫ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ
«Человек должен стать таттва-дарши, созерцателем элементов».
X. Джохари
Ранее упоминался термин таттвы. Остановимся на этом понятии подробнее. Существуют четыре элемента: огонь, земля, воздух и вода. Эти элементы проявляют свои качества как тонкие таттвы запаха, вкуса, формы, контакта и звука. Таттвы — это существенные элементы, или фундаментальные принципы. Слово тат-тва происходит от комбинации слов тат (это; Божество) и твам (ты; индивидуальность). Таким образом, таттва есть сущность, реальное существование чего-либо. «Это (Вселенная) есть ты». Само деление физической Вселенной на пять таттв возникло в индийской философской школе примерно в 700 г. до н.э. От пяти таттв произошли все формы физической Вселенной. Формы основных таттв: точка, круг, треугольник, полумесяц, квадрат. Они соответствуют циклу пяти элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. На санскрите таттвы называются так:
1) акаша
2) вайю
3) теджас (агни)
4) апас
5) притхиви
Таттвы
Несмотря на кажущуюся простоту по сравнению с приведенными в самом начале книги фигурами (тренинг-образцами), таттвы как объект для медитации предполагают довольно высокий уровень духовного сознания. Это происходит вследствие того, что для таттв традиционно берутся первоначальные образы, обладающие огромной мистической силой — квадрат, круг, треугольник и так далее.
Пять таттв соответствуют пяти низшим энергетическим центрам в теле человека (чакрам) и пяти тонким элементам. Таттвы
вызывают различные состояния подсознания. Их формы как янтры (см. ниже) рассчитаны на зрительное восприятие. Они также являются промежуточной категорией между неосязаемым (уровни сознания и чувств) и осязаемым (органы чувств и действий).
Система Кундалини чакра-таттва была впервые записана примерно в 500 г. н. э. в пособиях по медитации, однако она намного старше и раньше передавалась изустно по цепи ученической преемственности. В соответ-
Панебхута (диаграмма единства тонких элементов)
ствии с этой системой тело человека делится на семь составляющих, понимаемых как энергетические центры, чакры, расположенные вдоль позвоночного столба. Пять таттв соответствуют первым пяти чакрам. В системе Кундалини чакра-таттва пять таттв обозначаются пятью тантрическими формами; которые соотносятся, таким образом, и с пятью чакрами:
Татгва
Чакра
Геометрическая форма
акаша
вишуддха
точка в точке (акаша акаши)
вайю
анахата
круг с вписанной в него гексаграммой
агни (теджас)
манипура
треугольник с вершиной, направленной вниз
апас
свадхиштхана
полумесяц, обращенный вверх
притхиви
муладхара
квадрат, в центре которого треугольник с вершиной, направленной вниз. Вокруг центра треугольника обвиваются 3.5 кольца кундалини
Тантризм ознаменовал одну из наиболее характерных и революционных фаз индийской религиозной истории, синтезировав многие элементы разных традиций. Один из признаков, который отличает тантрические предания от нетантрических традиций, есть интенсивное использование священных формул и геометрической символики. Тантризм в своей основе — система, ориентированная на ритуал. Тантрическая ритуальная практика (садхана) требует использования йогических техник визуализации, а композиции сакральных изображений (янтр) как раз и предназначены для использования в медитативных процедурах. Эти диаграммы идеально подходят для серии внутренних визуализаций, выступающих как вехи,
которые отмечают определенное состояние сознания. Все течения тантризма используют абстрактные символы и янтры как часть ритуальных инициационных церемоний и ежедневного служения, ведущего адепта к духовной цели. Каждая чакра имеет определенный набор символов, которые в этом аспекте можно рассматривать как символическое выражение пяти таттв. На рисунке показаны первичные формы янтры в аспекте таттв (из трактата Ганита Каумуди, 1356 г.). На таттвы можно проводить медитацию — как на выход в высшие миры. Для проведения этой медитации нужно выбрать одну определенную таттву. После этого, контролируя свое дыхание, следует пристально созерцать ее геометрическую форму. Закройте теперь глаза и визуализируйте таттву мысленным взором (она будет окрашена в соответствующий цвет — см. табл.). Таттва начинает увеличиваться в размерах и постепенно вырастает настолько, что через нее становится возможным проход в высшие миры.
ГАРМОНИЯ И ПРОПОРЦИЯ
«Растущая Вселенная как бутон расцветает из центра Земли, который несет в себе вечность».
У. Блейк
Пропорция в пределах геометрической фигуры, музыкальной шкалы или математической последовательности понимается как гармоничные отношения между частями и между отдельными частями и целым.
Пространство Вселенной является ярким примером Божественной гармонии мироустроения, поэтому для осознанной жизни в этом сакральном пространстве очень полезно знать принципы, управляющие гармонией и пропорцией.
Леон Батиста Алберти в 1452 году начинал определять естественную красоту формы, которая понимается как среднее между двумя крайностями, следующим образом: «Некоторые восхищаются женщиной, видя в ней существо чрезвычайно стройное и прекрасное по своей форме. Однако известны молодые люди, предпочитающие пухлых и мясистых. Вы, возможно, придерживаетесь середины между этими двумя крайностями. Разумно видеть женщину не столь тонкой, чтобы казалось, что она тяжело больна, но и не настолько сильной и здоровой, как будто она молодой пахарь и занимается боксом. Короче говоря, стремитесь внимать средней красоте, видя в женщине истинное совершенство». Основной закон природы требует, чтобы все природные проявления мира духа были гармоничны. Корреляция по Божественному совершенству происходит на столь тонком, неуловимом уровне, что нам остается лишь восхищаться мудростью Творца.
Закон природы свидетельствует о том, как Логос Всевышнего работает в нашем мире форм, чисел и фигур. Под фигурой следует понимать некоторую взаимную корреспонденцию нескольких линий, которые определяют ее размеры: длину, ширину и высоту.
Наиболее яркие пропорции и соотношения этих линий можно видеть в фигурах и телах, «придуманных» самой природой. Найдя одну такую идеальную фигуру, вы сможете на основании ее очень быстро отыскать похожую (под похожестью подразумевается одинаковость пропорций). Творческий характер Божественного таков, что силы, с помошью которых оно действует, последова-
тельно развивают аналогию в создаваемых вещах. Те же самые формы, посредством которых звуковые вибрации воздействуют на уши, оказывают влияние на глаза и ум. Платон, описывая гармонию всего сущего, говорил, что Бог старался сотворить Вселенную совершенной во всех ее мелочах. Идея творения состоит в том, что гармонично взаимозависимые отношения частей в пределах целого, и по отношению к целому, отображают в символической форме все отношения во Вселенной, места и времени, формируя таким образом метафизическую действительность. Помимо присущей ей красоты и очарования форма сакрального искусства имеет глубокое символическое значение. В символах содержится знание различных уровней; они образованы благодаря сгущению, концентрации различных энергий и потому могут высвобождать эти энергии. Связанный набор символов создает символическую систему. Эти системы часто представляются в привычных глазу геометрических формах, так как они стремятся обозначить процессы природы в виде совокупности взаимоотношений, объединенных в оформленное целое.
Наваграха — символическое представление 9 планет в индуизме
Гармоничное творение — архитектурное, артистическое, музыкальное или даже сельскохозяйственное есть естественное последствие понимания наших гармоничных отношений с Богом.
Красота связана с формой. Между концепцией красоты и концепцией полноценности нет никаких различий. Красота как естественная форма существования вещей является функциональным аспектом действительности. Творение, Вселенная, является кра-
сивым, потому что оно совершенно отражает красоту Бога. Совершенство какой-либо вещи и его красота — одно и то же. Эри-угена отмечал, что Вселенная есть откровение Бога в Своей невыразимой красоте. В формах вещей Бог отразил идею идеальной красоты, распространяя ее на все творение.
Дионисий Ареопагит в работе «De Divinis Nominibus» указывал: «Сущность естественного есть красота — из-за качеств, которые передаются всем вещам согласно их природе. Красота — причина гармонии и сверкания вещей, она изливается на них подобно свету. Она сближает все вещи в состоянии взаимного глубокого проникновения».
Душа человека является синтезом всех геометрических форм, воплощающих Божественный замысел, и посредником между сущностью Вселенной и самой Вселенной.
Платон описывает душу как промежуточное звено, синтез, который связывает и объединяет сущность с миром. Именно эта душа как промежуточное существование идей разделяется на гармоничные формы, воплощенные в лямбда-конфигурации (см. ниже). Пифагор подвел итог сущности гармонии. Пифагорейцы полагали, что бог Дионис в основу мировой организации положил число. Число отражает единство мира, его начало, а сам мир предстает как состоящее из противоположностей множество.
Бог создал душу раньше тела и дал ей возможность существования — временную и ценностную. Из неделимой, вечно неизменной сущности, и делимого, изменяющегося существования физического мира, Он вывел третье положение бытия: некий вид промежуточного звена существования между первыми двумя категориями. Эта третья категория стала промежуточным звеном между неделимым и делимым элементами. Далее Он взял эти три компонента и смешал их.
Сотворив таким образом единую сущность, Господь продолжил делать соответствующие деления по принципу:
Леон Баттиста Алберти писал: «Музыка с арифметикой, геометрией и астрономией составляет четыре пути развития», или свободные искусства, в средневековье считавшиеся необходимыми для образования человека (вкупе с их проявлением в грамматике, риторике и логике).
Образованный человек не только овладевал игрой на музыкальном инструменте, он считал своим долгом постичь математические и пропорциональные аспекты музыки.
Пример идеальной гармонии — зодиакальный круг. Сакральные символы для двенадцати знаков Зодиака сами по себе несут определенную геометрическую информацию, которая считыва-ется подсознанием. Принятые пиктограммы сопрягаются с типичным опытом постижения Божественного, связаны с самыми глубокими впечатлениями души от созерцания Вселенной и влияния Космоса на человеческую душу.
Знак Зодиака
Овен
Телец
Близнецы
Рак
Лев
Дева
Весы
Скорпион
Стрелец
Козерог
Водолей
Рыбы
Толкование
Творение, первоидея, прорыв, проявление
Различие, эманация, инаковость
Магнетизм электричество привлекательность, взаимодействие
Танец, ритуал, соединение, единство противоположностей
Семя, индивидуальность, мужество
Лоно девственность, материнство, женственность
Равновесие, равенство, горизонт, солнце, рассвет или сумрак
Сексуальность, индивидуальность и
уникальность, желание, творческий
потенциал
Духовность, воля, поиск себя
Защита, отступление, борьба между эго и самостью
Наводнение, поток, переход
Апокалипсис, столкновение двух небесных тел, возрождение
Гексаграмма семи планет
Если на мгновение представить, что все веши нашего мира суть некоторая форма вибрации или излучения, то из этого следует, что существуют корреляции или соответствия между различными группами вещей. Это сходно с тем, как воспринимаемые на слух звуковой, видимый световой и временной спектры связаны с циклами времени и годовым, зодиакальным и григорианским календарями, а также с астрономическими телами и их циклами и движениями. Цвета, тона, времена года и символы оказывают на разных людей разное влияние: разница между такими влияниями особенно четко прослеживается в стихах поэтов, родившихся под разными знаками и которым свойственны разные числа жизни (см. главу о нумерологии). Таблица ниже представляет соотношение спектров бытия и групп проявления элементов мироздания.
Круг бесконечности (У. Блейк)
Цвет
Темно-желтый
Лимонный
Желтый
Желто-зеленый
Зеленый
Голубой
Синий
Фиолетовый
Бордовый
Малиновый
Красный
Оранжевый
Нота
Месяц
Камень
Психологический модус
Уровень
Проявления
Божественного
С
Март
Бриллиант
Экстраверт
Физический
G
Апрель
Изумруд
Экстраверт
Физический
D
Май
Жемчуг
Экстраверт
Физический
А
Июнь
Рубин
Интроверт
Духовный
Е
Июль
Оникс
Интроверт
Духовный
В
Август
Сапфир
Интроверт
Духовный
Gb
Сентябрь
Опал
Интроверт
Духовный
Db
Октябрь
Топаз
Интроверт
Духовный
Ab
Ноябрь
Бирюза
Интроверт
Духовный
Eb
Декабрь
Гранат
Экстраверт
Физический
Bb
Январь
Аметист
Экстраверт
Физический
F
Февраль
Гелиотроп
Экстраверт
Физический