Соединенные Штаты Америки, Канада и Мексика
В Соединенных Штатах Америки туризм в основном сосредоточен в трех регионах - Флориде, Калифорнии и штатах северовосточной части. Приблизительно 40% населения США проживает в этой части страны, куда входят штаты Нью-Йорк, Пенсильвания, Виргиния, Мэн, Нью-Хэмпшир, Вермонт, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, Нью-Джерси, Делавэр, Мэриленд и Западная Виргиния. Население здесь сосредоточено в длинной цепочке прибрежных городов с центром в Нью-Йорке. Регион популярен для туризма благодаря разнообразным туристским ресурсам. Его климат способствует организации летнего приморского отдыха и занятиям зимними видами спорта. Хотя Северная Америка не богата историческими памятниками, большая их часть находится именно в этом регионе. Пилигримы из Европы высадились в этих местах вблизи Бостона в 1620 г. и до сих пор сохранилось их первое поселение с несколькими домами. В некоторых старинных городах в первозданном виде сохраняются и улицы XVIII в. Однако регион в первую очередь знаменит как крупный центр современной культуры и бизнеса во главе с Нью-Йорком.
Полоса пляжей начинается в Кейп-Коде на севере и простирается на юг вплоть до Кейп-Хаттерас. Берега представляют собой песчаные дюны. Между городами Норфолк и Лонг-Айленд ткнется цепь песчаных пляжей и курортных городов, таких как Вирджиния-Бич, Ошн-Сити, Уилдуд и Атлантик-Сити.
Берега севернее Лонг-Айленда очень разнообразные, поэтому удобны для занятий парусным спортом, например, в районе Ньюпорт, где сосредоточены дорогие и элитные вторичные дома с собственными пляжами многих состоятельных жителей Нью-Йорка. Берег шт. Мэн довольно каменистый и относительно меньше развит для туризма. Находящийся здесь Национальный парк Аркадия является вторым по популярности национальным парком страны и принимает около 4 млн посетителей в год.
Туризм во Флориде начал развиваться в 70-е годы прошлого века как зона зимнего отдыха. Многие богатые американцы строили здесь дома, чтобы приезжать сюда зимой. Однако в 20-е годы нашего столетия многое в штате изменилось и регион стал крупным туристским центром. Так, в 1987 г. он принял 34 млн гостей. Поступления от туризма в бюджет штата составили 40,2 млрд долл., при этом было обеспечено 1,28 млн рабочих мест, т. е. 23% всех рабочих мест в штате.
На атлантическом берегу Флориды от Майами-Бич до Дейтон-Бич расположены многочисленные курорты. Майами-Бич, известный как крупный центр отдыха и развлечений, оснащен большим числом многоэтажных современных отелей. Однако в городе развит и конгрессный бизнес. В последнее время он пользуется особой популярностью у европейцев, которые предпочитают приезжать сюда через покедж-туры. Севернее расположен Палм-Бич, застроенный элитными виллами. На западном побережье между Фортом Майерсом и Санкт-Петербургом находятся отличные пляжи, покрытые белым мелким песком. Главными достопримечательностями штата являются Диснейленд около Орландо, Центр космических исследований на мысе Канаверал.
В шт. Флорида имеется хорошая система автомобильных дорог, соединенных с межштатовской системой скоростных трасс и благодаря этому в штат приезжает большое количество автотуристов, которые предпочитают останавливаться в северной части. Туристы же, прилетающие на самолетах, концентрируются около аэропортов, в Голд-Кост на юге, между Майами и Палм-Бич.
Транзитный туризм во Флориде небольшой, хотя и занимает важное место в ее туристской модели. Порт Майами служит воротами для круизных пассажиров со всей Америки и пропускает около 1 млн туристов в год.
Среди штатов США по количеству прибытий и объему расходов лидирует шт. Калифорния с населением 28 млн человек.
Более 90% населения проживает в городах, большинство из которых расположены берегу Тихого океана. Хотя здесь в основном преобладает внутренний однодневный туризм и туризм на выходные, Калифорния остается одним из важных центров международного туризма США.
Берега Калифорнии очень разнообразны: есть здесь и песчаные пляжи, и скалы, и утесы. Однако есть и превосходные места для отдыха и путешествий в глубине штата. Например, Национальный Йосемитский парк - один из старейших националь-'ных парков страны, который принимает около 3 млн гостей в год.
Главным туристским центром штата является Лос-Анджелес (49,3 млн посещений в 1987 г.), который представляет крупный конгломерат отдельных городов, соединенных между собой скоростными автодорогами. В нем находятся такие достопримечательности, как Голливуд, где проводятся экскурсии по знаменитым киностудиям, Диснейлэнд, расположенный рядом с г. Ана-хейм. К другим крупным туристским городам Калифорнии относятся: Сан-Диего, находящийся южнее Лос-Анджелеса у самой мексиканской границы (32 млн гостей в 1987 г.) и Сан-Франциско, расположенный на севере штата (12,8 млн гостей).
Рядом с Калифорнией находятся другие важные туристские центры США - г. Лас-Вегас на территории соседнего шт. Невада, знаменитый своим игорным бизнесом, и Гранд-Каньон в шт. Аризона. Лас-Вегас сегодня - один из бурно развивающихся городов США. Так, в 1987 г. его посетили 16,2 млн гостей, которые оставили в городе 8,6 млрд долл. Огромные средства вкладываются в развитие гостиничного хозяйства города, здесь находятся самые крупные отели мира, такие, как отель "Нью-Йорк" и отель "MGM". Гранд-Каньон расположен в долине р. Колорадо, которая пересекает 1,5-тысячеметровое ущелье в пустыне Аризона и является популярным национальным парком. Ежегодно здесь бывает 3,5 млн гостей.
Другие штаты США также богаты туристскими достопримечательностями. Например, в Техасе есть прекрасные пляжи, в Хьюстоне - Центр космических исследовании; горные штаты Вайоминг, Колорадо, Монтана, Юта и другие располагают богатыми рекреационными ресурсами.
Зарубежные гости делятся на две основные группы: гости из соседних стран - Мексики и Канады, и гости из-за океана. Первая группа обеспечивает 62% общих прибытий в страну. Большинство канадцев привлекает Флорида, однако, Нью-Йорк, Гавайские острова и Калифорния также являются для них важными туристскими центрами. Большинство канадских и мексиканских туристов приезжают в США наземным транспортом (77% канадцев приезжают на автомобилях).
Большая часть межконтинентальных гостей приезжает в США из Европы (47%), и Азии (31%). Из европейцев путешествиям в США отдают предпочтение британцы - 2,49 млн человек в год, а из Азии - японцы, 3,3 млн человек в год. Две трети японских гостей посещают тихоокеанские острова США - Гавайи или Гуам. Межконтинентальные гости посещают в среднем два штата за время своего путешествия по стране.
Основными воротами для США являются города Нью-Йорк (29 % всех межконтинентальных гостей, в основном из Европы), Майами (11%), Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Последние два города Калифорнии принимают вместе 20% межконтинентальных гостей страны, особенно из Азии. Район, находящийся вблизи Сан-Франциско, - Силиконовая долина является главным центром развития высоких технологий и активно привлекает туристов из Японии.
return false">ссылка скрытаРегиональное распределение прибытия зарубежных гостей показывает, что основная их часть сосредоточена в районе Нью-Йорка (штаты Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд и округ Вашингтон) и составляет 17,9% всех прибытий. Далее идут Тихоокеанский берег (19,5%) и Флорида вместе с ближайшими прибрежными штатами (18,5%).
Несмотря на большую численность населения США, из страны выезжает относительно немного туристов, например, в 1992 г. отправились за рубеж 52,8 млн человек, из них большая часть поехала в соседние Мексику и Канаду (16 млн и 12 млн человек соответственно). Количество однодневных туристов в эти страны еще больше: в Мексику - 50 млн человек и в Канаду - 23 млн человек в год. В 1992 г. 25% выездного туризма пришлось на долю Европы, 17% - на Дальний Восток и 10% - на Карибский бассейн.
Внутренний туристский рынок США очень велик, несмотря на непродолжительный отпуск американцев (две недели). Он отражает огромные размеры страны и его населения. Большой внутренний рынок туризма обеспечивается в основном за счет путешествий, которые американцы любят совершать по стране в выходные дни. Так, в 1990 г. 51% проведенных в своей стране отпусков имели продолжительность три или меньше ночей. Большинство этих поездок совершаются на автомобилях (80%) на расстояние более 1,5 тыс. км и только 15% на самолетах. В последнее время среди американцев растет популярность прибрежных курортов и зон отдыха около озер, меньше стали посещать горные курорты и крупные города.
Канада - соседняя с США страна, которая имеет такую же географию регионов и почти аналогичное распределение населения по стране. Однако численность населения этой страны значительно уступает численности населения США - 26,5 млн человек. Канадская модель внутреннего туризма напоминает модель внутреннего туризма США с концентрацией, в первую очередь, в популярных туристских центрах восточных провинций Онтарио и Квебек, а также на Тихоокеанском побережье (Альберта и Британская Колумбия). Канадцы являются крупным генерирующим рынком для США - 18,9 млн прибытий в 1991 г., особенно в приграничные штаты, а также в Калифорнию и Флориду. Большую долю в выездном туризме составляют путешествия на теплые летние и зимние курорты юга США, Мексики и Карибского бассейна (40%). В Европу, в основном в Великобританию, канадцы выезжают, чтобы навестить родственников и друзей (более 38%).
Въездной туризм в Канаду в начале 90-х годов испытывал относительный застой и колебался между 14,8 и 15,4 млн человек, а с 1993 г. начался его спад. Количество туристов из США значительно сократилось с 12,7 млн человек в 1987 г. до 11,8 млн человек в 1992 г. Рост рынка Юго-Восточной Азии (преимущественно Японии и Гонконга) обеспечивал высокий уровень прибытий в страну, однако начиная с 1990 г. и этот рынок сократился.
Международный туризм в Канаду нацелен на те же регионы страны, что и внутренний туризм (в 1988 г. 82% гостей приезжали из США). Другими генерирующими рынками для страны являются Великобритания и Франция, в которые большинство туристов приезжает, чтобы посетить родственников и друзей. Западная Германия и Япония (3,4, 1,5, 1,7 и 2,1% соответственно в 1988 г.).
Мексика имеет множество экономических проблем: огромный иностранный долг и низкий уровень ВНП. Несмотря на большую численность населения (81 млн человек), внутренний и внешний туризм в стране развит слабо. Так, в 1992 г. в стране насчитывалось 4,3 млн иностранных прибытий и 38 млн внутренних туристов. Однако страна обладает огромными туристскими ресурсами и большим потенциалом для развития своей туристской отрасли.
Туризм в Мексике значительно зависит от внутреннего североамериканского рынка, особенно от рынка США, который обеспечивает около 90% гостей Мексики. Примерно 4% гостей приезжают из Канады, а остальные - из европейских стран. Туристы, совершающие однодневные экскурсии по стране, в основном концентрируются в приграничных городах, которые специализируются на производстве и продаже сувениров, игорном бизнесе. Наглядный пример этого - граничащий с Калифорнией г. Тиуана. Туристы, посещающие Мексику на более продолжительный период, - это или отдыхающие у моря, или ценители культурного наследия страны.
Туризм играет значительную роль для экономики Мексики и занимает второе место по привлечению иностранной валюты в казну страны, а также является крупным работодателем для рынка труда. Больше американцев тратят здесь валюты канадцы и европейцы, которые остаются в стране дольше, чем американцы. Поэтому власти страны, сознавая значение туризма для поступления иностранной валюты, прилагают все усилия, чтобы привлечь в страну как можно больше европейцев. До недавнего времени это им отчасти удавалось благодаря относительной дешевизне мексиканской валюты по отношению к валютам других известных туристских центров мира с аналогичными туристскими ресурсами, например, по отношению к Таиланду.
Китай
Китай является основной туристской страной на Тихоокеанском побережье. Однако до недавнего времени большинство туристов - 25,6 из 27,46 млн человек в 1990 г. составляли этнические китайцы (в Китае их называют "компатриоты"), приезжающие из Гонконга, Макао и Тайваня. По оценкам Национальной администрации Китая по путешествиям, в 1990 г. количество приезжавших с Тайваня гостей составило 1 млн человек. Только 1,7 млн туристов приезжают в основном из Японии, США, Великобритании, стран СНГ и др.
Сложившаяся модель туризма Китая обусловлена политической историей страны и ее взаимоотношениями с перечисленными выше странами. Китай является одной из древнейших цивилизаций мира, однако его новейшая история начинается с 1840 г. после войны с Британией и другими европейскими странами. Последствием этой войны стал переход на долгое время острова Гонконг (сейчас Сянган) к Британии, который развивался как торговая база и финансовый центр. В 1898 г. часть территории Китая (Гонконг - "Новые территории") была сдана в аренду Великобритании сроком на 99 лет, а Макао в тот же период стал португальской колонией. Политическое развитие Китая в первой половине XX столетия характеризовалось нестабильностью, которая привела к гражданской войне после второй мировой войны и завершилось победой коммунистов в 1949 г. Побежденные китайские националисты убежали на Тайвань и создали свое государство Республику Китай как альтернативу коммунистической Китайской Народной Республике (КНР). Далее КНР постоянно пыталась присоединить к себе утраченные территории. Это обстоятельство и охлаждение отношений с соседним Советским Союзом послужили причиной политической изоляции КНР от остального мира в 60 - 70-е годы. Естественно, путешествия в КНР и из нее были незначительны. Однако в 70-е годы политика страны начала меняться с проведением экономических и политических реформ.
В 1978 г. Китай после долгой изоляции начал проводить политику "открытых дверей". С началом модернизации китайской экономики в страну хлынул поток зарубежных гостей (за 2 года их количество увеличилось на 500 тыс. человек). Большинство туристов интересовалось древней культурой страны. Конечно, одной из важных причин такой политики являлась необходимость притока в страну иностранной валюты. Так в 1983 - 1989 гг. от туризма в стране поступила иностранная валюта.
Вместе с экономическими реформами в 1978 - 1988 гг. в Китае и в его взаимоотношениях с соседями происходили значительные политические изменения. В 1984 г. КНР и Великобритания пришли к соглашению, что с 1 июля 1997 г. по окончании срока аренды Гонконга к КНР перейдут не только арендованные земли, но и вся колония. (Гонконг помимо одноименного острова состоит из 235 островов, части материковой земли под названием п-ов Коулун и "Новых территорий".) По мере интеграции КНР в мировую политическую и экономическую систему международная поддержка Тайваня сокращалась, однако его взаимоотношения с Китаем значительно улучшились. Если взаимные путешествия до 1987 г. практически были невозможны, то теперь Тайвань разрешил своим гражданам навешать родственников в КНР. Однако прямого сообщения между ними по-прежнему нет, и все эти поездки совершаются через Гонконг. Поэтому общее количество гостей, пересекших границу этого города с КНР, в 1990 г. составило 20 млн человек при том, что население Гонконга в том же году насчитывало всего 5,8 млн человек.
В середине 80-х годов в КНР наблюдалась вторая волна быстрого роста туризма, однако темпы роста к концу десятилетия немного замедлились, возможно из-за слабой туристской индустрии страны и ее менеджмента, а также из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Это обстоятельство дало толчок строительству новых отелей среднего и высшего классов с участием зарубежного капитала. Однако многие отели, особенно в Пекине и Шанхае, уже в начале 90-х годов начали испытывать финансовые трудности из-за неправильного выбора местности и ценовой политики, т. е. не смогли в полной мере использовать возможности нарастающего рынка "компатриотов". Что касается развития инфраструктуры, то строительство новых аэропортов отстает от строительства новых отелей, а железнодорожное сообщение развито слабо и практически не используется зарубежными туристами.
Основным генерирующим рынком для Китая в 1979 - 1988 гг. была Япония, за ней следовали США, Великобритания и Австралия. В 1989 г. благодаря политике "перестройки" и соглашению между СССР и КНР об открытии границ для торговли и коммерческой деятельности Советский Союз опередил Австралию и поделил третье и четвертое место с Великобританией.
Проводимая политика "открытых дверей" и увеличение контактов с Западом стали причиной студенческих выступлений с требованием большей демократии, которые были подавлены на площади Тяньаньмынь 4 июня 1989 г. После этого события западные туристы, в частности из США, Австралии и других стран Юго-Восточной Азии, бойкотировали Китай. Однако через некоторое время возобновились посещения туристов из Европы.
Политические и экономические реформы, проводимые в КНР, начали положительно влиять на внутренний туристский рынок, и уже в 1987 г. в стране насчитывалось 290 млн внутренних туристов. Причины, по которым Китай стал крупным генератором для международного туризма и крупным туристским центром в мире, кроются в его политической эволюции. Благодаря реформам количество туристских зон, доступных для иностранцев, увеличилось со 122 городов в 1982 г. до 274 городов в 1986 г. и более 500 городов в 1990 г. Богатые туристские ресурсы (основные исторические памятники находятся в северо-восточной и центральной провинциях, где начала свою историю древняя цивилизация Китая, а южные и прибрежные провинции расположены в живописных местностях, где много красивых городов, а также самое большое население в мире позволили радикально изменить модель туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе в целом.
В 1997 г. Гонконг перешел к Китаю, который начал проводить политику "Одна страна - две системы". В течение предыдущих ста лет Гонконг развивался как крупный порт, торговый, финансовый и туристский центр, и вошел в состав новых индустриальных стран Тихоокеанского региона. Туризм для него является третьим крупным генератором иностранной валюты.
До присоединения к КНР Гонконг вкладывал большие инвестиции в соседнюю провинцию Китая Гуандонг, с которой был связан торговыми и производственными связями. Вследствие этого уровень взаимных путешествий между жителями обоих регионов очень высок. После изменения внутренней политики КНР и ее отношений с соседними странами модель въездного туризма Гонконга также изменилась. Кроме своих гостей, страна начала принимать транзитных путешественников, посещающих КНР, и стала своеобразными воротами Китая: между Гонконгом и более десятью китайскими городами совершаются регулярные рейсы, а также проложены современные автомобильные и железные дороги до города Гуанчжоу. Основными генерирующими рынками для Гонконга являются Япония, далее следуют США и Канада, Австралия и Новая Зеландия, Великобритания.
В Гонконге туризм основан на шопинге, разнообразной ночной жизни, посещении достопримечательностей китайской культуры (опера, театры), тематических парков (Ошн-парк аква-нариум, деревня времен династии Сун), спорте (конный спорт) и ежегодно проводящихся фестивалях. Гонконг знаменит также как крупный центр конференций и ярмарок, так, в 1990 г. 18 - 29% западных гостей прибыли в страну именно с этими целями. В 80-е годы Гонконг был крупным генератором для других азиатских стран (от 1 млн человек в 1981 г. до 2,04 млн человек в 1990 г.). Основные поездки совершались в соседние страны и были краткосрочными. Жители Гонконга в основном проводят отпуск в Таиланде (90% всех отпусков), а бизнес-путешествия совершают на Филиппины, в Индонезию, Сингапур и Японию (51, 26, 21 и 20% соответственно).
До событий на площади Тяньаньмынь 28% жителей Гонконга, выезжающих за рубеж, посещали Китай, а после 1989 г. их доля сократилась до 13%.
Другая китайская территория - Макао (Аомынь), являвшаяся португальской колонией, в 1999 г. перешла к Китайской Народной Республике. Макао, в ее состав также входят п-ов Аомынь, о-ва Тайпа, Колоане и другие, расположен в дельте Жемчужной реки вблизи Гонконга и занимает территорию общей площадью 16,92 км2. Большинство туристов приезжают сюда на катерах из Гонконга. Например, в 1992 г. количество гостей в целом составило 7,85 человек, из них доля гостей из Гонконга - 78,7%. Половина гостей приезжают, чтобы провести здесь свой отпуск, а другая половина - для игры в казино.
Япония и Южная Корея
У японцев нет традиции совершать дальние заграничные путешествия. До 1964 г. такие путешествия для отдыха или с познавательной целью были незначительны. В конце 60-х годов выездной туризм в Японии начал быстро развиваться и в 1973 г. достиг 2,2 млн путешествий. Однако этот показатель сохранялся до конца 70-х и удвоился только в начале 80-х годов, в 1984 г. он составлял 4,6 млн путешествий. Одной из причин этого стал нефтяной кризис, охвативший весь мир в 1974 г. Несмотря на быстрый рост, количество путешествий составляло небольшую долю от всего населения страны - 3,8%. Учитывая это обстоятельство, правительство Японии в 1987 г. приняло программу "десяти миллионов", по которой планировалось к 1991 г. увеличить количество зарубежных туристов до 10 млн человек. Для этого предполагалось содействовать экономическому росту других стран, а также устранить платежный дисбаланс между Японией и ее торговыми партнерами.
Поставленная задача была выполнена уже в 1990 г., когда было зафиксировано 10,99 млн зарубежных путешествий (рост составил в среднем около 20% по сравнению с 1986 г.). В 1992 г. количество путешествий составило 11,79 млн. Относительное замедление темпов роста обусловлено войной "Буря в пустыне". Расходы, осуществляемые японскими туристами, также резко возросли с 10,76 млрд долл. в 1987 г. до 35,39 млрд долл. в 1992 г.
Основными зарубежными туристскими центрами, куда направлялись японские туристы, были страны Тихоокеанского бассейна - США, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, каждая из которых принимала около 1 млн японских туристов в год. Другие страны региона, такие как Австралия, Китай, Тайвань, Таиланд и Гуам принимали около 500 тыс. японцев.
Другим важным туристским регионом для японцев является Европа, которую они осваивали в течение длительного времени. Из европейских стран в настоящее время миллионный рубеж перешагнула только Франция, а Великобритания, Германия и Италия принимают по 500 тыс. туристов из Японии каждая.
В 1991 г. правительство Японии начало реализовывать новую программу "Туризм по двум направлениям XXI", которая направлена на продвижение выездного и въездного туризма в XXI в.
В последние годы из-за экономического спада некоторые регионы Японии нуждаются в дополнительных инвестициях для проведения структурных изменений. В то же время правительство разработало проекты по развитию туризма в этих регионах как для удовлетворения внутреннего спроса, так и для привлечения зарубежных туристов.
Одновременно Япония активно участвует в проектах развития туризма многих стран и инвестирует большие суммы как в виде государственной помощи, так и в виде займов для развития инфраструктуры отдыха (например, в таких странах как Австралия, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Др.). При этом 15,6% частных японских компаний направили инвестиции на покупку недвижимости, из которых 25% сделаны в гостиничный бизнес.
Въездной туризм Японии развивался слабо из-за большого обменного курса национальной валюты по отношению к валютам других стран и первоначально был связан в основном с американским рынком (25 - 30%). Однако в 80-е годы благодаря бурному развитию новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии, въездной туризм страны начал увеличиваться и достиг 3,58 млн человек в 1992 г. против 2 млн в 1984 г. В настоящее время две трети зарубежных гостей прибывают из азиатских стран, а такие страны, как Тайвань и Южная Корея, обогнали США.
Туристы из азиатских стран и США посещают Японию для того, чтобы провести здесь отпуск. Европейцы в основном совершают бизнес-путешествия.
В Южной Корее до недавнего времени туризм был слабо развит, и только в 1989 г. начал очень быстро развиваться; при этом количество корейских туристов, выезжающих за рубеж, увеличилось сразу на 67%. Политические изменения, произошедшие в стране (в 1988 г. прошли первые выборы на многопартийной основе), и Олимпийские игры, проводившиеся в столице страны Сеуле в том же году способствовали росту количества прибывавших зарубежных гостей на 25%. В дальнейшем, пока выездной туризм продолжал расти, и расходы корейцев за рубежом увеличивались, рост въездного туризма вместе с расходами зарубежных гостей замедлился. Это обстоятельство привело к возникновению дефицита в балансе международного туризма страны, и правительство было вынуждено пересмотреть свои расходы на поощрение выездного туризма.
Самым крупным партнером Южной Кореи по обмену туристами является соседняя Япония. Японские туристы приезжают для того, чтобы провести здесь отпуск, а корейцы едут в Японию как для отдыха, так и с деловыми целями, а также для того, чтобы навестить своих родственников и друзей. Другим крупным рынком для выездного и въездного туризма являются США, однако путешествия носят деловой характер или совершаются для встреч с друзьями и родственниками.
Юго-Восточная Азия
Туризм в регионе в целом развивался быстрыми темпами и повысился с 8,3 млн прибытий в 1980 г. до 20 млн в 1991 г. Тем не менее разные страны, входящие в состав региона, имеют различные модели туризма. Скорее всего это связано частично с различием в их туристских ресурсах, а частично с их историческим и политическим развитием.
Самой крупной страной региона является Индонезия, в которой насчитываются 366 разных этнических групп, здесь предлагают этнический и культурный отдых.
Сингапур - ультрасовременная страна с многочисленными бизнес-центрами, оснащенными современными коммуникационными средствами, поэтому страна предлагает не только отдых, но и деловой туризм. Обе эти страны являются значимыми туристскими центрами не только в регионе, но и в мире, ведь половина туристского рынка обеих стран находится вне региона. Кроме того, Сингапур является вторым после Таиланда популярным у европейцев туристским центром Азии.
Туризм в Сингапуре начал устойчиво развиваться в 1965 - 1982 гг., достигнув уровня 3 млн прибытий в год. В конце 80-х годов годовой прирост составлял 14 - 15%. После небольшого затишья в 1991 г. туризм в Сингапуре так же, как и в других азиатских странах, продолжал свое быстрое развитие (10,6%) и достиг почти 6 млн прибытий.
Большую часть зарубежных гостей составляют выходцы из стран Азии (в 1992 г. их доля составила 60 - 65%), далее идут европейцы (15 - 19%), затем туристы из Австралии и Новой Зеландии (12%) и, наконец, из США (6%).
Быстро растущими рынками для Сингапура являются такие страны, как Китай, Тайвань и Южная Корея.
Сингапур проводил политику активного продвижения страны как лучшего центра отдыха, в результате чего в 1989 г. в среднем 66,5% составляли люди, проводившие здесь свой отпуск. На долю деловых путешествий приходилось 12,8%, а на долю транзитных туристов - 15,5%. Охотнее приезжают отдыхать туристы из Японии, Тайваня и Германии, а туристы из Гонконга и США предпочитают деловой туризм.
В Сингапуре самое высокое благосостояние населения, поэтому жители могут активно путешествовать, а страна является крупным рынком для других государств. Например, в 1991 г. было осуществлено 4,8 млн путешествий за пределы страны (3,2 млн путешествий совершались только в Малайзию).
Самым крупным туристским центром для жителей Сингапура после Малайзии является Индонезия, далее идут Таиланд и Гонконг.
Индонезия - другая крупная туристская страна региона также проводила политику активного продвижения своего туристского продукта, преследуя в основном две цели: обеспечение рабочими местами (в стране проживает около 180 млн человек и численность их растет большими темпами) и привлечение иностранной валюты, особенно после падения цен на нефть в 80-х годах. (Туризм является пятым крупным генератором иностранной валюты для страны после нефти, газа, леса и текстиля.)
Въездной туризм начал развиваться в 1987 г. после усиления продвижения страны на генерирующих рынках и достиг уровня 20 - 34% в 1987 - 1990 гг. Этот рост был обусловлен увеличением прибытий из стран Южной и Юго-Восточной Азии (в частности, из Южной Кореи и Тайваня). В 1992 г. общее количество зарубежных гостей в Индонезии достигло 3 млн человек, большая часть (82%) из которых были отдыхающие. Самым крупным рынком для Индонезии долгое время оставался Сингапур, однако большинство туристов осуществляли повторные, краткосрочные визиты. Далее идут Япония, Малайзия, Австралия, Тайвань, США, Германия, Великобритания, Нидерланды, Корея.
Жители Индонезии путешествуют сравнительно мало. Так, в 1991 г. около 450 тыс. человек совершили заграничные поездки, однако они израсходовали много денег во время этих поездок. Такая картина характерна обычно для стран, где внутренний и выездной туризм находятся в начальной стадии развития.
Таиланд пользуется особой популярностью у европейцев благодаря своей независимости и политической стабильности в отличие от соседних государств региона. По этой причине страна смогла создать набор разных туристских продуктов, включая исторический, культурный и этнический туризм, а также пляжный туризм. Важным генератором иностранной валюты для страны является туризм.
Таиланд в основном посещают жители соседней Малайзии, причем визиты их непродолжительны (в среднем 4,4 дня), и денег они тратят мало. Затем следуют Япония и Тайвань, туристы из которых приезжают на более продолжительное время и тратят значительно больше. После 1990 г. азиатский и австралийский рынки сократились, а европейский, наоборот, начал расти. При этом Великобритания заняла пятую позицию среди основных туристских рынков Таиланда. Туристы из Европы пребывают относительно долго (9 - 14 дней), но тратят мало денег.
Филиппины. Культурное наследие, оставшееся от испанских колонизаторов, открывают большие перспективы для развития культурного туризма, а естественные туристские ресурсы - для такого актуального сегодня вида туризма, как экологический. Основными странами, откуда приезжают туристы, являются США и Япония.
Туризм другой страны региона - Малайзии - зависит от рынка региона, особенно от Сингапура. Так, в 1991 г. 58,3% зарубежных гостей приехали именно оттуда. Другими важными рынками являются Таиланд (9,3%), Япония (7,1%) и европейские страны (7%). Быстро увеличивается количество туристов из Китая и Тайваня.
Благодаря высокому уровню экономического развития Малайзии жители этой страны много путешествуют. Наибольшее число поездок приходится на Сингапур (например, в 1991 г. туда было совершено 9,5 млн поездок с целью покупок и развлечений), затем следуют Таиланд и Индонезия.
приложение 1
Формирование целевых рынков в США
В туристской индустрии США в последнее время постепенно отказываются от рискованной тенденции, которая была популярна в 80-е годы. Она предусматривала предложение всех видов услуг сразу всем клиентам, при этом предполагалось, что один и тот же клиент одновременно может стать участником нескольких целевых рынков. Вместо нее предлагается следующая тенденция - определять сегменты клиентов, которых стараются наилучшим образом обслужить, предлагая им услуги высшего качества, соответствующие их сегменту.
Корпоративные путешественники, участвующие в конференциях и других деловых встречах, через некоторое время могут стать клиентами, проводящими отпуск со своей семьей. Это означает, что один и тот же клиент может иметь различные потребности в разные периоды времени. Например, быстрое оформление въезда и выезда гостя из отеля, которое очень важно для делового путешественника, но не актуально для гостя, проводящего в том же отеле свой отпуск.
По мнению американских ученых, организация маркетинга заключается в том, чтобы правильно определить совместные целевые рынки и предложить соответствующий продукт по приемлемой цене и в нужное время. Например, отель "Шератон Аэропорт" в Филадельфии был ориентирован на конгрессный рынок. Однако маркетологи отеля разработали продукт, ориентированный на городской бейсбольный стадион "Филлиес". После определенной рекламной кампании продукт начали активно покупать многие семьи, которые приезжали в город на выходные дни на бейсбол. Состав гостей менялся каждую пятницу, когда бизнесмены уезжали утром, а их место вечером занимали семьи, приезжавшие на выходные.
В отличие от отеля, который в результате был загружен полностью в течение всей недели, его рестораны посещались мало, так как цены в них в основном были ориентированы на относительно малочувствительных к ценам корпоративных клиентов.
Поэтому было разработано специальное меню для гостей выходных дней, которое и активизировало посещение ресторанов. А в воскресенье вечером меню меняли.
Одним из активно применяемых методов привлечения гостей в туристской индустрии США, особенно в периоды низкого спроса, является так называемый покедж-продукт. В рубрике "Путешествия" воскресного номера "Нью-Йорк Тайме" многие отели Нью-Йорка от фешенебельного "Рид Карлтон" в Центральном парке до конгрессного отеля "Милфорд Плаза" на Бродвее предлагают покедж-продукты на выходные дни (этот метод активно применяется и в других городах мира).
Покедж-продукт представляет собой комбинацию из номера в отеле и других услуг на основе инклюзив (все включено). С точки зрения участников этого рынка покедж-продукт имеет следующие преимущества.
o Во-первых, это цена, по которой набор услуг в целом обходится дешевле, чем отдельные его части. Это верно, но не всегда, и зависит от качества составных частей продукта. Например, номер низшей категории и недорогое шампанское можно получить дешевле по отдельности, но многие клиенты этого не знают или не хотят знать, чтобы не утруждать себя поисками.
o Во-вторых, покедж-продукт предлагает то, что люди хотят, но не могут себе позволить, например, завтрак в постель. Многим клиентам импонирует то, что покедж-продукт может включать дорогие удовольствия. Он устраняет лишние неудобства, связанные с необходимостью просить об услуге, и поэтому делает ее для клиента доступной.
o В-третьих, покедж-продукт может освободить клиента от забот. Клиент часто не хочет (иногда и не знает как) задумываться о месте питания, развлечениях и других вещах, а также о способах достижения их. Особенно это важно для неопытного путешественника. Покедж-продукт решает большинство проблем клиента, который платит за все услуги сразу и при этом убежден, что все обходится ему дешево. Этот продукт упрощает процесс совершения многократных покупок.
o В-четвертых, клиенты могут вместе с покедж-продуктом приобрести то, что они не стали бы покупать отдельно. Например, покедж "неделя убийства", который был изобретен в Великобритании, а потом успешно применялся на американском рынке, покупают пары, которые в течение недели погружаются в процесс разгадки убийства, разыгранного буквально у них на глазах (естественно, продукт включает проживание, питание и напитки). Одной из наиболее удачливых компаний в мире, работающих на рынке покеджей, является французская компания "Клаб Мед". Она предлагает покедж недельного отдыха на своих курортах, разбросанных по всему миру, который включает авиаперелет, перевозку на наземном транспорте, питание, спортивные игры и т. д. За все это клиенты платят накануне отъезда.
Другая преуспевающая компания "Сандале" функционирует на американском континенте на Ямайке. Кроме авиаперевозок эта концепция включает все остальное, необходимое для нормального отдыха, вплоть до напитков и сигарет.
В США путешественники, проводящие свой отпуск, осуществляющие покупки, навещающие друзей и родственников, посещающие театры и музеи, и другие, формируют огромный целевой рынок с разнообразными потребностями. Некоторые вышеназванные путешественники предпочитают останавливаться в лучших отелях и посещать лучшие рестораны. Однако в последние годы наблюдается тенденция увеличения числа коротких путешествий и питания в недорогих ресторанах со стороны людей среднего достатка. Это обстоятельство получило должное подтверждение со стороны индустрии туризма страны.
До недавнего времени авиакомпании США имели ограниченный рынок. Только после введения в стране дерегулирования авиаперевозок и установления соответствующих тарифов количество перелетов удвоилось по отношению к уровню пятнадцатилетней давности.
Аналогично развивался и рынок для отелей страны. Первоначально этот рынок обеспечивал только 10% гостиничного бизнеса. Индустрия была сконцентрирована на постоянных клиентах, которые составляли относительно небольшую долю рынка, но представляли значительное большинство для бизнеса. Однако рост предложения гостиничных номеров не сопровождался ростом рынка путешествий для удовольствия. Потенциальные клиенты считали тарифы гостиничных номеров очень высокими и предпочитали оставаться дома.
Ситуация резко изменилась недавно. В таких городах, как Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско образовались новые маленькие, относительно скромные отели, нацеленные на вышеназванных путешественников для удовольствия (хороший пример таких отелей - это сеть "Слип Инне"). В других странах эти тенденции начали развиваться позднее.
Другим важным растущим сегментом рынка и для отелей, и для ресторанов является рынок пожилых людей. Более 30% всего взрослого населения США находятся в возрасте 55 лет и больше и составляют рынок пожилых. Эти люди много путешествуют и на 50% больше времени проводят вне своего дома, чем молодежь, путешествующая для своего удовольствия.
Исследования показали, что рынок пожилых не является гомогенным. Люди в возрасте от 55 до 64 лет составляют половину рынка (по прогнозам Бюро переписи населения, этот рынок к концу столетия будет медленно сокращаться), люди от 65 до 74 лет составляют одну треть (прогнозируется рост к концу столетия). По уровню доходов лидирует относительно молодая часть этого рынка с уровнем, на 8% превышающим средний уровень доходов всех собственников. Этот рынок хорошо изучен индустрией туризма. Так, компания "Рамада" провела исследования рынка и разработала продукты специально для него.
Крупной организацией, представляющей интересы пожилых людей, является Американская ассоциация пенсионеров, которая имеет свое бюро путешествий. Последнее, в свою очередь, управляется компанией "Ольсен Тревелорд Лтд." и предлагает индивидуальные планы путешествий со значительными скидками.
приложение 2
Процесс составления бизнес-плана
Титульный лист включает в себя следующие составные элементы:
o официальное название компании и ее бизнеса;
o имена и должности людей, включенных в бизнес-план;
o адрес и телефон компании.
При раздаче нескольких экземпляров разным адресатам нужно нумеровать каждую копию (номер копии указывается на титульном листе).
Оглавление указывает название тем, включенных в бизнес-план, и их место в нем. Нумерацию страниц надо осуществлять после завершения процесса составления плана. Рекомендуется вместе с номером страницы указывать и номер главы, например, номера 1.1, 1.2, 1.3 и т. д. для первой главы. Для точности рекомендуется также начинать каждый новый раздел с новой страницы. Обычно бизнес-план состоит из 20 и более страниц.
Список задач детально описывает те задачи, которые пытается решить бизнес-план, и отвечает на вопросы:
o Кто просит кредит?
o Какая форма собственности (частная собственность, партнерство, корпорация и др.)?
o Какой размер необходимого кредита?
o Где будут использоваться заемные средства?
o Какой будет ожидаемая прибыль предприятия?
o Каким способом будут возвращаться займы (эта информация особо важна для кредиторов, а при внутреннем использовании бизнес-плана она важна и для владельцев, так как показывает им потенциальные возможности предприятия).
Часть первая. Бизнес.
В этой части описывается бизнес и объясняется, чем собирается заниматься Предприятие или что оно собирается продавать и как это будет делать.
Описание предприятия. Это описание отеля, ресторана, турагентства или другого предприятия туристской индустрии, обозначение даты начала деятельности, стиля обслуживания, дней и часов работы предприятия, описание имен инвесторов и их роли в бизнесе.
Сопроводительная информация сообщает о том, как у владельцев зародилась мысль создать предприятие, описывает предварительную исследовательскую работу и определение на ее основе подготовительного процесса.
Перечень задач включает задачи, стоящие перед предприятием в период его существования.
Уникальность концепции. Описание уникальности туристского предприятия, детальное отражение и обоснование способа его проникновения на рынок. Здесь для наглядности надо привести фотографии или другие иллюстрации, которые лучше разместить в конце (в приложении документа).
Размещение - обоснование выбора местности и перспективы. Тенденции туристской индустрии. Проведение прогнозирования состояния туристской индустрии на ближайший год или два. Информацию можно получить от разных профессиональных ассоциаций и организаций.
Другие ресурсы - это финансовые ресурсы, содержащие перечень поставщиков продуктов и оборудования и описание их финансовой состоятельности, а также профессиональные, которые характеризуют бухгалтера, юриста, финансового менеджера и консультанта предприятия.
Управление - описание управленческой команды, их личных дел, в частности, их образование и стаж работы в сфере туристского бизнеса, поощрения. Предполагаемая заработная плата должна быть обусловлена участием их в достижениях бизнеса.
Цели и финансовые ожидания. Анализ краткосрочных и долгосрочных задач о продаже и привлечении клиентов, а также роста и расширения. Планирование качества, прибыли и отдачи от вложенных инвестиций. Задачи владельцев предприятия должны быть понятны и реалистичны по отношению к ресурсам, имеющимся в наличии. Показать выгоду, на которую могут рассчитывать потенциальные инвесторы при выполнении как краткосрочных, так и долгосрочных задач, и убедить их в том, что все аспекты проекта четко определены и идея имеет смысл.
Продукт и обслуживание. Необходимо объяснить, чем будут отличаться предлагаемый продукт и обслуживание от продукта и обслуживания конкурентов. Надо пояснить также способы захвата ниши на рынке и определить спрос, как пользуется предлагаемое обслуживание на целевом рынке. Обозначить конкурентные преимущества, которыми обладает проектируемое предприятие. Если продукт или концепция предприятия базируются на определенных секретах и конфиденциальной информации, то нужно ее защитить, получив у потенциальных инвесторов письменное соглашение о неразглашении полученной информации.
Ценообразование и прибыль. Описание ценовой стратегии и ее потенциала в генерации прибыли. Указать способы установления цены и их зависимость от издержек. Прокомментировать конкурентоспособность цен. Указать потенциальные прибыли, на которые могут рассчитывать инвесторы и кредиторы.
Жизненный цикл продукта. Описать, какой жизненный цикл ожидается для предполагаемой концепции или продукта на целевом рынке. Если концепция обладает хорошим ростом, но имеет короткий жизненный цикл, то указать, что ожидается быстрый возврат заемных средств и высокий потенциал зарабатывания.
Анализ рынка. Этот сектор описывает существующий на данный момент рынок и четко его определяет. Описание не должно оставлять сомнений у инвесторов и кредиторов в успехе планируемого бизнеса на рынке. Обсудить все изменения экономических условий и рынка, которые могут быть. Описать их влияние на бизнес. Определить объемы маркетинга и его потенциал для будущего роста. Описать сильные стороны, ставя акценты на маркетинговый план, а также на продукт.
Определить слабые стороны и недостатки, которые может иметь предполагаемый бизнес и описать пути и средства, с помощью которых можно устранить недостатки и улучшить бизнес, а также справиться с требованиями инвесторов и кредиторов.
Конкуренция. Определить пять или шесть ближайших конкурентов. Описать процесс сбора необходимой информации о конкурентах, их рекламной кампании и средствах продвижения продукта. Указать, в чем отличие ваших методов от методов конкурентов. Определить их сильные и слабые стороны, а также способы предполагаемой борьбы маркетинговой стратегии против конкуренции.
Клиенты. Дать демографические характеристики целевого рынка. Описать личность клиентов, их образование, доходы и способы расходования денег, их требования и ожидания, их мотивацию в поддержке предприятия, какие выгоды они могут получить от предприятия и каким образом планируется их привлечь.
Стратегия маркетинга. Эта часть бизнес-плана должна помочь руководству компании адаптироваться к изменениям условий ведения бизнеса и в сторону доступных возможностей. Она также описывает ожидаемую позицию на рынке, т. е. почему и как могут прийти клиенты, а также каким образом можно репозиционировать конкурентов. Определяет сегмент рынка, захват которого предприятие предполагает провести.
Описывает тактику продаж и рекламы, с помощью которой можно достигнуть поставленной цели. Здесь приводится список внешних ресурсов, рекламных агентств и агентств паблик ри-лейшнз, печатных изданий, куда планируется поместить рекламу, и других средств продвижения. Указать сотрудников, которые будут отвечать за все это.
Персонал. Описать дни и часы работы предприятия. Определить, сколько и каких работников необходимо привлечь. Здесь должна приводиться организационная схема вместе со штатным расписанием.
Риск. Демонстрировать уверенность в том, что вы четко представляете долю риска, которая существует в туристском бизнесе, и имеете определенные планы по управлению им, которые могут включать страховую программу, контроль над издержками и специальную подготовку работников.
Требуемые кредиты и ожидаемые выгоды. Эта часть используется, когда необходимо привлечь внешние заемные средства. Она должна содержать сумму, разбитую постатейно на предполагаемые мероприятия, и декларировать преимущества, которые могут быть получены от исполнения этих мероприятий. Ресурсы и использование средств должны быть размещены во второй части "Финансового проекта".
Резюме первой части включает несколько параграфов, в которых приведено содержание первой части. В них содержатся сведения о владельцах, их намерениях и средствах достижения целей, о месте и времени, цене достижения, выгодах и сумме предполагаемого займа.
Часть вторая. Финансовый продукт.
Вторая часть бизнес-плана включает статьи, касающиеся стартовых требований, годовых продаж, списка оборудования и мебели, усовершенствования арендных отношений, ресурсов и использования фондов, отчетов о доходах за первый год деятельности, о запланированных доходах и наличности за каждый месяц, ежедневный анализ неудач, краткое описание второй части и выводы.
Часть третья. Сопроводительные документы.
В этой части приводятся данные об изучении рынка. Они должны включать все правовые и профессиональные документы, которые обеспечивают информацией об обеих частях бизнес-плана, а также отчеты, рекомендательные письма, письма о намерениях, документы об аренде, контракты, резюме руководящих работников и их персональные декларации о доходах и др.
приложение 3
Прогнозирование спроса в туризме
ln(Tijt / Nit)= ao + a1ln(Iit / Nit) a2lnPSit + a4lnPXijt+a5lnPAijt+a6lnPASijt + a7lnPSijt+a8lnPSSijt+a9Ukt+a10t+a11Ln(Tij(t-1)/Nj(t-1))+Bijt,
где t - количество лет;
a0, a1, a2, ..., а11 - параметры (неизвестные);
Тijt - количество прибытий туристов из страны происхождения i в место назначения (туристский центр)] в t-м году;
Nit, - численность населения страны происхождения туристов i в t-м году; Iit - доходы на душу населения в стране происхождения i в t-м году;
Pjt - цена проживания в туристском центре j в t-м году;
PSit - средневзвешенная цена проживания туристов в туристском центре заменителе для жителей страны происхождения i в t-м году; , - обменный курс между валютами страны происхождения
i и туристского центра] в t-м году; ц, - тариф авиаперелета из страны происхождения i в туристский центр] в t-м году;
PASiit - средневзвешенный тариф авиаперелета из страны происхождения i в туристский центр заменитель] в t-м году; PSijt - средневзвешенный тариф переезда на наземном транспорте из страны происхождения i в туристский центр] в t-м году;
PS|j, - средневзвешенный тариф переезда на наземном транспорте из страны происхождения i в туристский центр заменитель] в t-м году; Uk, - переменная события k, в t-м году; a10t - величина тренда ац1п(Ту(1_,) / М1(М)) - переменная, показывающая привязанность к туристскому центру, которая включается в модель для тех пар стран происхождения и мест назначения, для которых необходимость их включения была предопределена предварительными эмпирическими результатами; By, - случайная величина ошибки.
В некоторых случаях оцениваемые коэффициенты уравнения могут быть интерпретированы как показатели эластичности, которые измеряют отклик спроса на малые изменения определяющих факторов. Что касается переменных событий, то зависимость между ними и зависимыми переменными не совсем логарифмическая и соответственно их коэффициенты не идентичны показателям эластичности.
Модель решают для каждой пары стран происхождения - места назначения для всего ретроспективного периода 1985 - 1998 гг. Далее выбирают наилучшую модель для разных пар на основе таких критериев, как относительно высокий уровень коэффициента корреляции R2, отсутствие автокорреляции, относительно большое количество статистически значимых коэффициентов, корректные знаки параметров. В заключение проводят прогнозирование для периода 2000 - 2001 гг.
Данная модель в свое время была апробирована при изучении воздействий изменений разных экономических факторов на спрос международного выездного туризма для разных стран. Для некоторых из них были получены следующие результаты'.
Процесс прогнозирования спроса в туризме с помощью регрессионного анализа включает следующие этапы:
o отбор переменных, которые влияют на прогнозируемую переменную спроса, и установление математической формы взаимоотношений между ними;
o сбор информации, относящейся к модели;
o использование базы данных для установления меры воздействия влияющих переменных на прогнозируемые переменные в прошлом (оценка коэффициентов математического уравнения);
o проведение испытаний на установленной на предыдущем этапе модели для выяснения уровня его реалистичности;
o использование модели для прогнозирования, если испытания модели будут удовлетворительными.
Очень важно поводить оценку параметров (их знака и величины), получаемых с помощью регрессионной модели, для определения корректных (допустимых) теоретически (соответствующих требованиям экономической теории). В основном некорректные параметры появляются по причине несовершенства самой модели. Например, отдых за рубежом представляет собой стиль хорошей жизни и соответственно ожидается положительная эластичность спроса по доходам. Аналогично собственная эластичность спроса по цене должна быть отрицательной, а перекрестная эластичность спроса по цене для продуктов заменителей - положительной. При изменении вкусов потребителей может произойти перераспределение и, следовательно, коэффициент показателя тренда может поменять свой знак. Коэффициенты, расходы на продвижение туристского продукта, переменные привязанности к туристскому центру должны быть положительными.
Математическая модель прогнозирования спроса международного туризма имеет логарифмически линейную форму:
Великобритания
o Британцы относят путешествия по воздуху, морю и суше к роскоши.
o Спрос чувствителен к цене.
o Обменный курс играет определяющую роль.
o Заменяющие туристские центры и виды транспорта являются влияющими на туризм факторами.
o Психологическое воздействие кризисов ощутимо.
o Падение курса национальной валюты повлияло на поездки, особенно в дорогостоящие туристские центры.
o Относительно Франции и Италии тренд имеет наклонность вниз, а по отношению к Германии - вверх.
Германия
o Увеличение дохода вызывает рост туристского спроса, однако эффект отличается от страны к стране, например, особенно сильно влияние спроса на Испанию и Швейцарию.
o При увеличении цен Австрия, Испания, Франция, Швейцария теряют спрос, однако последние две страны, в частности, имеют эластичность по цене, абсолютное значение которой превышает единицу.
Немцы осведомлены о ценах путешествий. Они не только интересуются абсолютными ценами, но и ценами, связанными с другими заменяющими туристскими центрами. Они также готовы переключаться на альтернативные виды транспорта.
Одной из немногих стран, тренд по отношению к которой наклонен вниз, является Швейцария.
Франция
o Увеличение доходов приводит к значительному росту спроса.
o Абсолютные и относительные значения цен отдыха очень важны, в частности, при отправлении в Швейцарию и Италию.
o Психологическое воздействие кризисов на потенциальных путешественников через восприятие цены наземного путешествия очень значимо.
o Тренды для таких стран, как Италия, Испания и Швейцария, направлены вниз.
1 Witt S. F. and Witt С. A. Modeling and Forecasting Demand in Tourism. -Acaddemic Press., 1992.
приложение 4
Продвижение делового туризма в Великобритании
В Великобритании расходы разных компаний различны и зависят от их характеристик (от 3 до 5 тыс. фунтов стерлингов). Тем не менее относительно небольшое число компаний производят очень крупные затраты на деловые путешествия; только надолго 10% компаний приходится две трети всех расходов. По секторам экономики лидируют компании, оказывающие разные бизнес-услуги, торговые компании, а также газовые и нефтяные компании. Например, в 1992 г. каждая компания из этих секторов экономики в среднем потратила 1466, 1362 и 1269 млн фунтов стерлингов соответственно. По доле общих расходов на путешествия лидировал производственный сектор (32%), далее шли финансовые услуги (19%), торговля (13%), бизнес-услуги (11%), добыча газа и нефти (10%), строительство (8%) и транспорт и коммуникации (7%)'.
Организация и проведение большинства конференций, ин-сентив-путешествий, торговых ярмарок и выставок в Великобритании координируются из Лондонской штаб-квартиры Британской туристской администрации (БТА) через департамент деловых путешествий. Эта команда тесно связана с продавцами услуг в самой Великобритании (конгресс-центрами, отелями, транспортными компаниями и др.) и с менеджерами по организации деловых путешествий, базирующимися в иностранных представительствах БТА. Другими партнерами являются британские консалтинговые компании, которые предлагают своих специалистов тем компаниям или организациям, которые хотят организовать конференции, инсентив-путеше-ствия или деловые обеды и нуждаются в услугах соответствующего специалиста.
Ежегодно БТА участвует в организации и проведении более 50 основных мероприятий по продвижению деловых путешест-
1 Business Travel & Expense Management Report 1992 // American Express Europe Ltd., 1992. вий Великобритании, проводимых организаторами конференций и выставок, а также конгрессными бюро. Финансовая поддержка со стороны БТА выражается в виде выпуска разных брошюр, проведении рекламных кампаний и др. Размер помощи, оказываемой БТА, зависит от договоренности с организаторами, но ограничивается суммой, составляющей около 20% общих расходов на продвижение.
Британская туристская администрация оказывает также бесплатные консультации при организации и проведении разных мероприятий, посвященных возможностям продвижения делового туризма Великобритании за рубежом. Она разработала ряд специализированных путеводителей и буклетов, нацеленных на международный рынок деловых путешествий. Продавцы услуг могут купить рекламное место в этих изданиях, которые печатаются на разных языках и распространяются международными представительствами БТА.
Ежегодно БТА организует выставки по деловым путешествиям в Великобритании и приглашает потенциальных зарубежных покупателей для встречи с местными продавцами и обсуждения с ними общих проблем. Потенциальных покупателей приглашают совершить различные ознакомительные путешествия по стране и знакомят с конгресс-центрами, выставочными залами, находящимися в разных городах Великобритании.
Каждый год за рубежом БТА проводит мини-ярмарки (миссии), которые полезны для продавцов, работающих с индивидуальными деловыми путешественниками. В Европе эти мероприятия обычно проходят в осенние месяцы, когда потенциальные покупатели планируют свои программы на будущий год. Размеры миссий различны для разных стран и зависят от размеров их рынков. Например, парижское представительство БТА организует мероприятия так, чтобы британские представители имели возможность встретиться с небольшими группами и представить свой продукт. Другие мероприятия включают семинары-завтраки, коктейль-презентации или семинары на целый день с заключительным ужином и др.
Британская туристская администрация разработала также базу данных по деловым путешествиям для обеспечения контактов с целевым рынком (персональный контакт, телемаркетинг, прямой контакт через почту). Один раз в год проводится исследование профиля делового туризма Великобритании, которое дает всеобщую картину путешествий, ночлегов и расходов.
Особое внимание БТА уделяет продвижению британских средств для проведения конференций. Например, благодаря ее усилиям в 1990 г. для участия в разных конференциях Великобританию посетило- 300 тыс. человек, которые потратили 180 тыс. фунтов стерлингов (600 фунтов стерлингов на каждое прибытие против 428 фунтов стерлингов в среднем от всех видов посещений). Еще одним преимуществом деловых путешествий для Великобритании является их равномерное распределение на целый год.
Для продвижения деловых конференций БТА издает два печатных органа: "Britain: Country Conference Venues" и "Britain: \\fere the Business World Meets".
Администрация оказывает активную финансовую поддержку Британскому совету по экспорту конгрессных и выставочных центров (ВСЕСЕС) по продвижению девяти крупных, специально построенных конгресс-центров Великобритании в городах Барбикан, Бирмингем, Борнмут, Брайтон, Кардифф, Ноттингем, Уэмбли и Харрогейт.
В Великобритании продвижением конгрессного бизнеса занимаются и другие профессиональные организации, например. Британская ассоциация городов, проводящих конфереции (ВАСТ). Эта организация создана в 1969 г. и объединяет местные власти, туристские ассоциации, маркетинговые организации, Национальный туристский совет, а также БТА. Основной ее целью является продвижение Великобритании как центра по проведению встреч среди потенциальных британских и международных клиентов.
ВАСТ разработала свою базу данных, где организаторы конференций могут найти исчерпывающую информацию по интересующим их вопросам (например, о количестве проведенных конференций в течение одного года, о видах конференций, среднем количестве участников, сроках проведения разных конференций, необходимых выставочных площадях и т. д.). Для членов организации предоставляются существенные скидки при пользовании этой базой данных. Например, конгрессный центр при организации мероприятия и подготовке приема гостей может воспользоваться базой данных и выбрать потенциальных покупателей.
Данная ассоциация выпускает официальный путеводитель "The British Conference Destinations Director" тиражом 11 тысяч, являющийся популярным среди участников конференций как в Великобритании, так и за ее пределами. Членам ВАСТ бесплатно предоставляется страничка для продвижения их продукта на рынке конференций. Ассоциация имеет и свою бесплатную страничку в каждом номере издания Британского туристского совета "Tourism Market Place".
Через свои зарубежные представительства БТА активно проводит ряд мероприятий по продвижению Великобритании как мирового центра инсентив-путешествий, а именно:
o выпускает годичный путеводитель британских центров ин-сентив- путе шествий;
o организует ознакомительные туры по центрам инсентив-путешествий и проводит там встречи с местными продавцами услуг;
o много лет работает с местными туристскими организациями и консультационными компаниями для проведения инспекций местности с участием потенциальных покупателей инсентив-путешествий. Это дает возможность покупателю больше узнать о продукте.
Великобритания годами создавала себе имидж главной страны мира по проведению торговых ярмарок и выставок. Многие организаторы из-за Атлантического океана и из других регионов земного шара предпочитают проводить выставки в Великобритании, а покупатели участвовать в них.
Более 10% гостей проводимых в Великобритании выставок составляют иностранцы (на долю стран ЕС приходится 50% гостей). Крупными рынками являются Германия (14%), Франция (13%) и США (9%).
С целью дальнейшего продвижения Великобритании на рынке деловых путешествий Федерация индустрии выставок этой страны совместно с Департаментом торговли и промышленности выпускают календарь "Trade Fairs in Britain", где дается описание всех основных выставок, проведенных в стране. Этот календарь издается на семи языках и распространяется зарубежными представительствами БТА и другими правительственными представительствами Великобритании. Эти организации в последние годы совместно организовали ряд тематических семинаров.