Рынок делового туризма
Деловой туризм оказывает положительное воздействие на те страны, где он осуществляется. В основном это воздействие аналогично тому, которое оказывают другие виды туризма, однако есть и отличия.
Во-первых, деловой туризм стоит дорого и, следовательно, является доходным. Большую часть деловых путешественников составляют менеджеры высшего и среднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеют наибольшую выгоду (например, это отели класса "три звезды" и выше, транспортные компании с первоклассным обслуживанием и т. д.). Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. Если большие мероприятия, например конференции, выставки и другие, сопровождаются культурно-развлекательной программой, то выигрывают также рестораны, местные туристические достопримечательности, транспорт, сувенирные магазины и др.
Во-вторых, многие деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристского центра период, поэтому там всегда рассчитывают на бизнес-гостей независимо от сезонности.
В-третьих, путешественники, совершающие деловые поездки, меньше других туристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени они проводят на заседаниях, обсуждениях различных вопросов, поэтому у них остается мало времени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и др. Деловые гости не занимают много места в местном транспорте и не создают лишних очередей в магазинах или на почте.
В-четвертых, гости, посещающие туристский центр для участия в конференциях или выставках, а также совершающие ин-сентив-путешествия, являются хорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно. Часто это очень известные люди, чье мнение может существенно повлиять на формирование имиджа туристского центра у них на родине. Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества деловых гостей в свой город или район.
Активное участие местных властей может принимать различные формы:
o вступительная речь мэра города при открытии конференции или выставки;
o демонстрация познавательного фильма о местных достопримечательностях;
o банкет с участием местных руководителей, бизнесменов, деятелей культуры и других активистов;
o познавательное путешествие по городу и окрестностям.
Осуществляя такие мероприятия, местные власти надеются на то, что их деловые гости расскажут об их городе, районе и стране своим родственникам, друзьям и коллегам по работе, а также на то, что они приедут еще раз уже в качестве отдыхающих или откроют здесь филиал своего бизнеса.
Туристы, посетившие страну с деловыми целями, являются активными поставщиками иностранной валюты, поэтому туристские организации разных стран придают огромное значение привлечению иностранных гостей к себе. Например, каждый четвертый гость Великобритании посещает ее с деловыми целями и тратит в стране около 500 фунтов стерлингов за каждую поездку (в 2 раза больше, чем остальные туристы). Всего же гости тратят около 1,5 млрд фунтов стерлингов в год (приложение 4).
Бурное развитие делового туризма началось в 80-е годы, когда была признана его особая доходность. Однако политические конфликты (например, "Буря в пустыне") и экономический спад несколько замедлили темпы роста делового туризма. С оздоровлением же мирового хозяйства развитие этого вида туризма продолжилось. Большое влияние на него оказало открытие восточноевропейских стран. Одновременно традиционное первенство Европы в этой сфере туризма (европейский рынок конференций оценивался в 90 млрд долл. и восемь из 10 первых стран и городов мира в конце 80-х и начале 90-х годов, как правило, были европейскими) постепенно стало переходить к странам Юго-Восточной Азии, где были открыты новые центры делового туризма.
В этот период уровень инвестиций в новые средства проведения встреч и конференций в Юго-Восточной Азии был очень высок. Например, Сингапур инвестировал 700 млн фунтов стерлингов в проект Синтек Сити и 210 млн фунтов в строительство нового выставочного центра искусств, Гонконг - 211 млн фунтов на увеличение вдвое размера своего конгрессного центра и центра выставок (ожидаемый доход оценивается в 600 млн фунтов стерлингов в год). По мере введения в эксплуатацию новых средств в регионе активно создавались мощные региональные организации делового туризма.
Меняются также модели потребления. Клиенты индустрии деловых путешествий стараются сокращать расходы и использовать средства, выделенные на путешествия, более эффективно. Кроме того, развитие транспорта и телекоммуникационных средств для проведения конференций создают новые предпосылки быстрого и эффективного улучшения деятельности сектора делового туризма. Внедрение компьютерных систем бронирования оказало решающее влияние на систему продаж, а усовершенствование транспортных средств повысило комфортность путешествий. При проведении конференций применяют технологию телеконференций для установления связи с отсутствующими участниками с помощью телевизионного монитора.
Влияние экономического спада, имевшего место в начале 90-х годов, на другую сферу делового туризма, а именно на ин-сентив-путешествия, заключалось в том, что расходы стали определяющим критерием для покупателей таких туров. В связи с этим они начали приобретать заранее разработанные покедж-туры для того, чтобы получить дополнительные услуги по более низким тарифам. Продавцы услуг приняли вызов конкурировать в этом смысле для поддержания своего бизнеса. Так, крупные международные гостиничные компании, такие, как "Хаят", "Мариотт", "Меридиан", внедрили покедж-туры (с включением тематических туров и ужинов, развлекательных и других программ) для некоторых своих отелей и вместе с местными компаниями разработали различные программы для удовлетворения требований клиентов. Многие из этих покедж-туров использовались для продвижения на рынке новых отелей или увеличения загруженности тех отелей, которые загружались ниже своих возможностей.
Вместе с тем изменение экономического климата повлияло на создание так называемых инсентивизированных встреч, т. е. включение как минимум полдневных семинаров или встреч в программы инсентив-путешествий для маскировки реальной природы их и сокращения налогов.
Другим показателем, который может быть использован для сокращения расходов, является продолжительность путешествия. Средняя продолжительность зарубежных инсентив-путешествий, проводимых европейскими компаниями, по разным оценкам, сократилась с 5 дней в 1990 г. до 3 - 4 дней в последующие годы. Кроме того, существуют и продолжительные инсен-тив-туры в среднем на 8 дней, но внутренние инсентив-туры длятся всего 2 дня и осуществляются в выходные дни.
Европейские специалисты, исследовав европейский рынок инсентив-путешествий, пришли к заключению, что среди европейских центров проведения таких путешествий популярность переходит от средиземноморских курортов к туристским центрам Восточной Европы, особенно в такие значимые города, как Прага и Будапешт, а также в скандинавские страны. "Скандинавия определяется как растущий туристский центр, в частности, зимой, когда она предлагает, например, экзотические путешествия на северных оленях, ужин у костра и лыжные походы"3.
return false">ссылка скрытаВ начале 90-х годов значительно возрастает количество путешествий на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию. Особенно популярными центрами продолжительных инсентив-путешествий становятся Гонконг, Сингапур и Таиланд. Поездки в эти центры, так же как и в Америку, относительно дешевле, чем в Европу. Такие крупные и известные европейские города-центры инсентив-путешествий, как Париж и Лондон, все больше ис-
3 Economist Intelligence Unit's (EIU) report on the European incentive market study // Travel & Tourism Analyst. - 1991. - No. 4.
пытывают на себе влияние конкуренции со стороны вышеназванных центров.
Последнее время в компаниях наблюдаются определенные изменения в политике применения инсентив-путешествии. Например, в Великобритании и Германии подобные путешествия используются в качестве регулярных средств стимулирования повышения производительности труда и разработки новых предложений больше, чем премия или награда. Регулярное включение таких поощрительных поездок в бизнес- и маркетинговые планы все большего числа компаний означает, что рынок окончательно созрел. Однако то, что поощрительные путешествия, организуемые компанией, повысят производительность труда, должны понимать не только менеджеры высшего звена управления компанией, но и все работники компании, а также ее акционеры.
В будущем рынок конференций может характеризоваться следующими основными трендами:
1. Рынок станет все больше сегментированным по видам организаций, размерам, целям, бюджету и профилю делегатов.
2. Размеры и продолжительность мероприятий будут сокращаться (особенно небольших конференций по инициативе заказчиков), а из-за растущей специализации необходимо вводить небольшие специализированные организации.
3. Техническая спецификация все больше зависит от аудиовизуальных средств и информационных технологий (телефон, факс, электронная почта, спутниковое телевидение).
4. Продавцы услуг (например, гостиничные компании) станут более активно выбирать потенциальных клиентов и устанавливать тарифы.
5. Конференции становятся насыщенными, и делегаты работают более интенсивно. Это требует от организаторов обеспечения достаточного количества хорошо оборудованных и комфортабельных комнат для проведения перерывов.
6. Возрастает спрос на разные выставки во время проведения конференций.
7. При организации и проведении конференций все больше внимания обращается на вопросы защиты окружающей среды. Организаторы конференций для их проведения выбирают места в экологически чистых зонах, например, на прибрежных чистых курортах и в гостиницах, строго соблюдающих правила сохранения окружающей среды.
Большинство европейских специалистов сходятся во мнении, что в ближайшие несколько лет Восточная Европа станет бурно развивающимся рынком инсентив-путешествии в Европе. Это объясняется тем, что, несмотря на происходящие там политические и экономические события, регион богат:
o старинными городами, богатыми культурными и историческими достопримечательностями;
o красивыми пейзажами и туристскими местами для экскурсий;
o национальными кухнями и в некоторых случаях хорошо знакомыми сортами вин и пива;
o фольклором и обычаями;
o хорошо оборудованными спортивными сооружениями;
o хорошо оснащенными оздоровительными курортами.
Тем не менее перед странами Восточной Европы стоят проблемы, связанные с политической нестабильностью, а также неразвитой инфраструктурой. Решением некоторых этих проблем могли бы стать инвестиции в новые гостиницы и терминалы в аэропортах, а также учреждение новых подразделений в национальных туристских организациях, специализирующихся на инее нтив- путешествиях.
По прогнозам тех же европейских специалистов, в краткосрочной и среднесрочной перспективе европейские центры, специализирующиеся на непродолжительных инсентив-путе-шествиях, будут более популярны, чем те, которые организуют продолжительные экзотические инсентив-путешествия. Это происходит, в основном, по соображениям дешевизны у покупающих эти туры компаний. В долгосрочной перспективе будет нарастать конкуренция между новыми и традиционными туристскими центрами. Например, Испания будет страдать в большей степени, так как компании будут стараться покупать туры в более молодые, уникальные и непривычные центры.
Доминирующее положение США как крупного центра продолжительных инсентив-путешествии на американском континенте в будущем будет поколеблено другими туристскими центрами, такими как Канада, Бразилия и Мексика. Если Канада предлагает хорошо оснащенные курорты для занятия летними и зимними видами спорта, то последние две страны известны своей экзотикой.
Для дальнейшего развития центров инсентив-путешествии основное внимание будет уделяться сегменту рынка, сосредоточенному на экотуризме, - это когда туристы предпочитают прогулки на свежем воздухе и приключения на свой вкус перелетам на самолетах большими группами в определенные туристские центры и комфортабельным отелям.
ГЛАВА 5
Модели туризма в ведущих туристских странах и регионах мира
Швейцария
Начиная с XIX в. зарубежная аристократия, в основном из Великобритании, отдыхала на живописных берегах многочисленных озер Швейцарии. Первую туристскую группу к Женевскому озеру организовала компания Томаса Кука в 1863 г. Англичане также популяризовали отдых на горных курортах, например, в Цер-матте, который первоначально был построен как центр альпинизма. С проведением в Альпы железной дороги в 1870 г. туризм получил дальнейшее развитие: были построены известные альпийские оздоровительные курорты - Санкт-Мориц в Швейцарии и Бад Ишл в Австрии. Летний туризм в Альпах доминировал вплоть до 20-х годов нашего столетия, когда в 1924 г. в Шамони (Франция) впервые были проведены зимние Олимпийские игры. В этот период в Швейцарии активно начали прокладывать трассы для горнолыжного спорта. До второй мировой войны большинство туристов приезжали с Британских островов.
Экономический кризис и вторая мировая война с ее последствиями нанесли большой урон туристскому бизнесу Швейцарии, но, несмотря на это, она начала строить новые центры туризма и до начала 50-х годов занимала первое место в альпийском туризме, но в 1955 г. другая альпийская страна - Австрия - ее обошла.
В 80-е годы туризм в Швейцарии испытывал определенный застой, так как отрасль модернизировала свой номерной фонд в гостиницах и других местах проживания. Однако модернизация проводилась медленными темпами и не успевала за требованиями клиентов в современных условиях. Кроме того, теплые зимы с поздним и небольшим снежным покровом создали ряд новых проблем. Тем не менее зимние виды спорта имели определенную тенденцию роста, что давало возможность гостиничному сектору сохранять устойчивость бизнеса, размещая гостей в течение всего года и принимая около 3 млн человек в месяц. Однако сектор самообслуживания загружался только в сезоны "пик".
В начале 90-х годов, несмотря на то, что летний туризм в Швейцарии теряет свою популярность, наиболее загруженным периодом года по-прежнему остается лето - 57% всего количества дней пребывания туристов (и международных и внутренних) приходилось на летние месяцы.
Статистика швейцарского туризма базируется на информации, собранной в различных местах размещения туристов, так как Швейцария не собирает статистические данные о прибытиях на границе (это связано с тем, что туристы могут въезжать в страну многими наземными путями), тем самым осложняя оценку размеров различных рынков. Почти 60% размещений иностранных гостей (13 млн человек) приходится на гостиничный сектор, в то время как 62% внутреннего туризма (примерно 2 млн человек) размещается в секторе самообслуживания (квартиры в частных домах, шале, лагеря).
Гостиничный сектор также имеет большое значение для размещения туристов, однако количество турдней, приходящихся на этот сектор, распределяется неравномерно по туристским зонам, например, наиболее популярны горные курорты, затем следуют озера, крупные города и т. д.
Швейцария принимает гостей как из северных, так и из южных стран, благодаря своим специфическим туристским ресурсам и географическому положению. Крупнейшим генерирующим рынком для страны является Германия. Далее идут Нидерланды, Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, США, Япония, Испания, Австрия и др.
Швейцария имеет большой рынок однодневных и транзитных гостей. Приблизительно одну треть составляют гости из Германии, другую треть - из Италии и одну пятую часть - из Франции.
С середины 80-х годов иностранные гости Швейцарии сократили продолжительность своего пребывания в стране из-за усиления положения швейцарского франка по отношению к другим валютам, а также из-за относительно высоких цен на товары и услуги.
Некоторый спад в международном туризме Швейцарии связан также с конкуренцией со стороны стран средиземноморского бассейна, предлагающих отличный летний отдых на пляжах.
Международный туризм занимает важное место в экономике Швейцарии: ежегодно он приносит почти 13 млрд швейцарских франков дохода, который составляет 8% всего национального дохода страны, и одновременно предоставляет работу около 14% населения страны. Швейцарцы сами любят путешествовать - приблизительно 60% путешествий осуществляется в стране средиземноморского бассейна, при этом туристы тратят около 10 млрд швейцарских франков за границей. Таким образом, доход от международного туризма составляет около 3 млрд швейцарских франков.
Туризм в стране активно исследуется. Так, еще в годы второй мировой войны были основаны крупные учебно-исследовательские центры, такие как Институт исследования туризма Бернского университета и Санкт-Галленская школа экономики. Кроме того, развитие туризма поддерживается правительственными и общественными организациями страны, так как он является единственной экономической альтернативной сельскому хозяйству в горных районах. Вместе с тем, он создает и проблемы для руководства страны, так как отрицательно влияет на чувствительную окружающую среду Альп и причиняет неудобства местному населению.
Австрия
В Австрии, так же как и в Швейцарии, не собирают статистические данные о туристах на границе и о состоянии туризма судят по показателям прибытия в разные места размещения и по количеству проведенных там турдней. Географическое положение страны - на пересечении трасс, соединяющих север Европы с югом, Западной Европы с Восточной, а также ее превосходные автомобильные трассы обусловливают большое количество транзитных туристов (основная часть их из североевропейских стран направляется на средиземноморское побережье) и однодневных туристов. Количество последних значительно возросло после снятия "железного занавеса" между социалистическим лагерем и Западом в конце 80-х. В начале 90-х годов страну начали активно посещать туристы из соседних Венгрии, Чехии, и Словакии, а также из Польши. Как правило, это были шоп-туры.
В 1992 г. иностранные туристы в Австрии провели в общей сложности 99,7 млн турдней, а внутренние туристы (в основном жители столицы, отдыхающие в восточной части страны) - 30,6 млн турдней. В отличие от швейцарцев, австрийцы не очень охотно путешествуют по стране и за ее пределами - 2,6 млн путешествий за рубеж в 1990 г., половина из них - в Средиземноморье. Это обстоятельство не может не влиять отрицательно на структуру мест размещения. До недавнего времени австрийцы снимали комнаты в частном секторе. Однако в начале 90-х годов в стране начало расти количество мест размещения в секторе самообслуживания: с 7% во всех местах размещения в 1985 г. до 11,8% в 1991 г. благодаря возросшему спросу со стороны иностранцев.
В настоящее время Австрия является лидирующим туристским центром зимних видов спорта. Соответственно международный туризм в основном сосредоточен в западной, горной части страны. В 1992 г. 70% гостей Австрии провели свой отдых в трех провинциях - Ворарльберг, Тироль и Зальцбург.
Основными генерирующими странами для Австрии являются Германия, Нидерланды и Великобритания. Вместе взятые они обеспечивают почти 80% турдней, проведенных иностранцами в стране, а половина всех прибытий приходится на Германию. Далее следуют Нидерланды, Италия, Великобритания, Швейцария, Франция, США, Бельгия, Швеция, страны Восточной Европы и др.
Австрия находится в большей зависимости от немецкого рынка, чем Швейцария: в 1992 г. 64,8% турдней во всех местах проживания против 43,6%. Итальянский рынок для австрийцев в последнее время претерпел резкий скачок с 1,6 млн турдней в 1987 г. до 3,6 млн турдней в 1992 г.
Туризм в Австрии, как и в Швейцарии, имеет два наиболее загруженных периода, однако сезоны "пик" в Австрии более точно определены, а именно летом "пик" приходится на август, а зимой - на февраль.
По мере роста популярности зимнего туризма в Австрии перед ней, так же как и перед другими альпийскими государствами - Швейцарией, Италией, Францией, Германией и Словенией, возникает проблема регулирования возросшего роста влияния зимних видов спорта на экосистему. Кроме того, во всех этих странах снижается популярность летнего туризма.
Италия
История развития индустрии туризма в Италии насчитывает более 100 лет, за которые страна превратилась в один из ведущих туристских центров мира. В 1991 г. 36% всех туристских прибытий в средиземноморский бассейн приходилось на Италию.
В 1983 г. с целью развития сферы туризма и гостиничной индустрии в стране принят Основной закон по развитию и совершенствованию туризма. В этом законе определяются органы управления туризмом на региональном уровне и порядок их функционирования; дается определение и классификация гостиничного хозяйства страны; условия, на которых разрешается заниматься туристской деятельностью транспортным и туристским бюро, общественным ассоциациям; регулируется деятельность профессионалов в туристской сфере; определяются меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и т. д.
Основные туристские ресурсы Италии - горы, озера и культурные ценности в первую очередь привлекают иностранцев, а не местных туристов. Среди главных мотивов прибытия в страну 45% иностранных гостей отмечают ее культурно-исторические ценности, 43% - климат, 27% - природу и около 30% - комбинацию всех предыдущих.
Международный туризм Италии в основном сосредоточен на севере страны. Например, в 1990 г. доля проведенных здесь иностранцами дней составила 57% от общего числа турдней по стране. Первое же место по приему иностранных гостей занимает город Венетто - 20% всех прибытий в страну, далее идут Тоскано и Альто-Адидже, каждый имеет по 13% всех прибытий.
Внутренние туристы (около 39 млн человек) стараются провести отдых, в основном, на курортах своей области. Одной из причин этого является отсутствие развитой сети автомобильных дорог, как, например, в соседней Франции. Так, население северных областей Италии отдыхает на ближайшем морском берегу, где хороший летний климат. Таким образом, густонаселенные области Италии, такие как Эмилия-Романья, Венето и Тоскана, имеющие выход к морю, а также область Ломбардия, где развиты зимние виды спорта, принимают в среднем около 10% внутренних туристов каждая.
Наплыв туристов, особенно домашних, приходится, в основном, на два летних месяца - июль и август (в сезон "пик" загруженность мест размещения в некоторых областях превышает 40%). Это обстоятельство создает проблемы как для городов, так и для прибрежных курортов, а также для индустрии гостеприимства страны в целом, поскольку ее номерной фонд невелик. Большая часть гостиниц страны сосредоточена в северо-восточной части: 46,1% всех гостиниц и 40,8% всех гостиничных мест. Наибольшее число гостиниц сконцентрировано в области Трен-тино-Альто-Адидже, 18,5 и 13,7% гостиниц и гостиничных мест соответственно.
В прибрежных районах центральной части Италии в основном распространены лагерные городки, а на юге при нехватке гостиничных мест - сдаваемые в аренду помещения. Однако неспланированное и бесконтрольное развитие мест размещения туристов, вторичных домов оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду. Кроме того, туристский сектор развивается в непосредственной близости от промышленных зон с тем, чтобы присоединить его к относительно развитой инфраструктуре этих зон.
В 80-х годах Европейское сообщество начало осуществлять дорогостоящий проект по развитию туристской инфраструктуры южного региона Италии - Медзоджорно (полуденная страна) на общую сумму 34,9 млн экю. Цель этого проекта - развитие индустрии туризма, создание рабочих мест и прекращение иммиграции, а также возможность инвестиций в относительно отсталую местную экономику. В результате осуществления этого проекта было создано 65 тыс. дополнительных гостиничных номеров.
Ежегодно в итальянских гостиницах и в других местах проживания останавливается почти 60 млн туристов, из которых, как правило, 35% составляют иностранцы. Около 85% отечественных и иностранных туристов также останавливаются в гостиницах, на которые приходятся почти 75% проводимых ими турдней. Наибольшее число турдней отечественные и зарубежные туристы проводят в трехзвездных гостиницах (в 1996 г. - 85,2 млн турдней).
В Италии гостиницы распределяются по категориям, которые определяются числом звезд: от одной до пяти звезд "люкс". Другие предприятия размещения туристов образуют сеть дополнительных средств, включающих кемпинги, туристские деревни, дома отдыха, молодежные дома, частные квартиры, сдаваемые в аренду, альпийские приюты и др.
В 1997 г. в Италии насчитывалось 35 870 гостиниц, в каждой из которых было в среднем 49 мест, 27 только жилых комнат и 25 с ванными. Однозвездные составляли 30,6% всех гостиниц в стране (на них приходилось 15,1% жилых комнат и 14,2% мест). Для остальных гостиниц соответствующие показатели (в %): двухзвездные - 32,4 (25 и 24,4); трехзвездные - 30 (42,3 и 44); че-тырехзвездные - 6,2 (16,3 и 16,4); пятизвездные - 0,3 (0,8 и 0,8).
В Италии стоимость проживания в гостинице и питания зависят от географической зоны, сезона, класса отеля и других факторов, при этом она составляет 60 - 65% общей стоимости турпродукта.
Большинство туристов, приезжающих в Италию, - граждане соседних стран: Германии, Франции, Австрии и Швейцарии, однако более половины из них - это однодневные гости или транзитные пассажиры.
Немцы лидируют не только по количеству, но и по продолжительности пребывания в стране. Однако следует учитывать, что туристы из других стран, например из США и Японии, в стране проводят в общей сложности неделю, но курсируют между тремя культурными центрами - Римом, Флоренцией и Венецией, что осложняет учет общей продолжительности их пребывания. Что касается предпочтений иностранных гостей, то более половины туристов из Австрии, например, отдыхают на Адриатическом побережье, четверть - в городах и только 10% - в горах. Французы, например, посещают города (50%), а 25% из них отдыхает у моря и т. д.
Большую роль в развитии международного туризма в стране играет Национальное управление по туризму (ЭНИТ), имеющее широкую сеть представительств за границей. В отдельных странах оно осуществляет свою деятельность через государственную авиакомпанию "Алиталия" и другие фирмы. Задачей ЭНИТ является исследование конъюнктуры международного туристского рынка, проведение рекламных мероприятий и увеличение потока туристов из-за границы в страну.
В последние годы международный туризм Италии испытывает определенный спад, однако резко увеличился поток туристов из стран Восточной Европы.
Итальянцы редко проводят отпуск за пределами своей страны. Разнообразие туристских ресурсов Италии позволяет им удовлетворять свои потребности у себя дома. Тем не менее рост экономики и упрощение валютного контроля в последние годы дали толчок развитию выездного туризма, например, в 1991 г. за рубежом побывали 14,7 млн итальянцев. В основном они путешествуют в ближние страны.
Наметившийся в последнее время рост выездного туризма снимает нагрузку с итальянских курортов, этому же способствует небольшой наплыв иностранных любителей пляжного туризма из-за конкуренции со стороны других средиземноморских стран. Вместе с тем уникальный характер историко-культурных памятников Италии еще долго будет притягивать иностранных гостей, и поэтому особо актуальны сохранение их и управление туристскими потоками в туристские центры.
Германия
В 1990 г. в Германии насчитывалось около 255 млн турдней, проведенных внутренними (этот рынок составляет 220 млн турдней, или 86%), и международными туристами (эти данные по Западной Германии). Однако рост внутреннего туризма в последние годы замедлился в связи с тем, что увеличилось количество путешествующих за границу.
Немцы предпочитают останавливаться в отелях или других помещениях гостиничного типа. До недавнего времени места размещения в секторе самообслуживания также пользовались определенной популярностью. Большая их часть сосредоточена в Баварии. В 90-х годах начала ощущаться нехватка отелей международного стандарта в Восточной Германии, поэтому туризм там не мог развиваться должным образом.
Западная Германия до объединения принимала большое количество туристов из многих стран, посещавших ее с разными целями.
Доля отдыхающих была небольшой, что свидетельствует об относительно высокой стоимости путешествия по стране из-за высокого курса национальной валюты (марки) и высокого уровня жизни. Что касается относительно большой доли посещений родственников и друзей, особенно из США и Великобритании, то это связано с присутствием войск НАТО на территории страны. Особенно много деловых посещений было из таких стран, как Великобритания, Франция, Швейцария и Япония. В этом большую роль играют многочисленные международные торговые выставки и конференции, проводимые в городах Ганновер, Гамбург, Дюссельдорф, Штутгарт, Мюнхен и др.
Германия является стратегическим перекрестком по направлению к Альпам, Франции и Средиземноморскому побережью. Поэтому в стране бывает много транзитных путешественников, некоторые из которых даже не остаются ночевать. Германию посещает много однодневных гостей из стран Восточной Европы, совершающих шоп-туры, особенно из соседней Польши.
Что касается выездного туризма Западной Германии, то он устойчиво растет (доля немцев, проводящих отпуск за границей, постоянно увеличивается) Возрастает также количество туристов, совершающих покедж-туры и путешествия в отдаленные местности.
Немцы - самые расточительные во время отпуска люди после американцев. Их расходы в 1991 г. составили 13% всех расходов туристов во всем мире. Туристские сферы многих европейских стран тесно связаны с немецким рынком.
Самым популярным местом проведения отпуска для немцев остается Средиземноморье.
В конце 80-х годов они стали отдавать предпочтение отдыху в Испании, в то время как Италия потеряла свою былую популярность из-за ухудшения экологической обстановки в стране (за 1985 - 1989 гг. уменьшился приток немцев на 20%). Количество посещений немцами других альпийских стран - Швейцарии и Австрии - составило 18,4% немецкого рынка, а скандинавских стран - только 5,1%.
Объединение Германии, развал бывшей Югославии, война "Буря в пустыне" и другие политические события, а также экономические кризисы, конечно, повлияли на установившуюся модель выездного туризма страны. Увеличилось количество поездок в такие страны, как Испания, Португалия, Турция (после 1991 г.) и Кипр. Число дальних путешествий также возросло, и рост их сохранялся даже в период экономического кризиса 1990 - 1991 гг. Большинство этих путешествий приходится на США, хотя и с флуктуациями, связанными с постоянным изменением соотношения курсов национальных валют. Дальний Восток является вторым по привлекательности регионом для немецкого рынка. Особенно развивается бизнес-туризм в такие страны, как Япония, Сингапур, Гонконг. Многие немцы отдыхают в Таиланде. Другими дальними туристскими центрами для немцев являются Мальдивские острова, Шри-Ланка, Кения др.
До начала 90-х годов Западная и Восточная части Германии функционировали как разные туристские зоны. Восточная Германия, как и другие страны Восточной Европы, имела хорошо организованный внутренний туристский рынок, но ее международный туризм был ограничен за исключением прибытий из других стран социалистического лагеря и путешествий немцев туда же, особенно в приморские районы (например, поселок Пицунда на черноморским побережье бывшего СССР). Если в 1990 г. только 25% восточных немцев путешествовали за границу, то уже в 1991 г. их доля составила 45%. Западная Германия за весь послевоенный период была интегрирована в туристские потоки Западной Европы. Однако в начале 90-х годов выездной туризм Западной Германии немного сократился из-за небольшого спада в экономике. С другой стороны, сокращение выездного туризма из западной части объединенной Германии компенсируется увеличением его в восточной части страны. Благодаря мощной экономике Германии она остается одним из главных генераторов туризма во всем мире.
Открывающиеся возможности туристских потоков между Западом и Востоком могут создать новую модель туризма для европейских стран в целом и для объединенной Германии в частности. Новая модель внутреннего туризма, развивающегося внутри объединенной Германии, в дальнейшем может отражаться в изменениях моделей международного туризма.
Франция
Французский внутренний рынок туризма отличен от внутреннего рынка туризма остальной Западной Европы. Во-первых, очень небольшое количество французов проводят свой отпуск за рубежом (примерно 18% в году). Во-вторых, здесь существуют выраженные пики отпускных периодов: школьные каникулы в июле и августе, короткие рождественские каникулы, каникулы в феврале и во время пасхи. В-третьих, французы предпочитают путешествовать на автомобилях (81% всех внутренних туристов). В-четвертых, большинство путешественников - это городские жители.
Французы во время своего отпуска предпочитают останавливаться не в гостиницах, а в других местах размещения. Например, в 1990 г. в стране было 2,8 млн "вторичных" домов. Отели пользуются относительно небольшой популярностью у отдыхающих зимой.
Около 50% французов проводят отпуск летом на побережье, 25% - в сельской местности, 17% предпочитают горные курорты. Зимой картина меняется, и на побережье отдыхают лишь 17% французов, 28% - в сельской местности и 40% уезжают в горы.
Что касается выездного туризма, то только 5% французов путешествуют по покедж-турам и 6% - авиатранспортом. В летний период особой популярностью пользуются соседние Испания и Италия (вместе 40% летних путешествий). В 1991 г. Испания приняла 8 млн туристов из Франции, а Италия - 7,29 млн туристов. В последнее время французы выбирают путешествия в такие отдаленные регионы, как СТА, Азия, Французские острова Карибского бассейна и Французская Полинезия. Наибольшее число деловых путешествий приходится на Германию и Великобританию.
Количество иностранных туристов во Франции за 1980 - 1991 гг. значительно возросло, с 29 до 55 млн человек. Одним из основных генерирующих рынков для Франции является Германия, откуда прибывает около 25% гостей, а их количество за то же десятилетие увеличилось с 8,4 до 13,4 млн человек. За ней следуют Великобритания, Бельгия, Италия, Швейцария, Ни-дерлады, Испания и др.
Туристы, прибывающие во Францию, предпочитают отдыхать на Французской Ривьере: 35 млн турдней в отелях и туристских лагерях в год. Далее идут Париж (15,5 млн турдней в отелях), Альпы, Аквитания и Лангедок-Руссильон (каждый по 6 млн турдней в отелях и туристских лагерях).
Французская экономика, активно применяющая государственное регулирование с целью развития региональных экономик, систематически развивала сельскую местность для приема гостей, например, в Аквитании, части Центрального массива и в Лангедок-Руссильон. Однако эти проекты должны были служить, в первую очередь, развитию внутреннего туризма, а не въездного.
В 1967 г. правительством Франции был принят план совместного развития сельской местности и туризма в Аквитании. Финансирование плана осуществлялось частным сектором, а координация развития возлагалась на правительственную комиссию. По этому плану прибрежный район разделялся на 16 секторов, из которых девять должны были развиваться для туризма, т. е. оборудовались пляжи, зоны отдыха на озерах и места размещения для водных видов спорта. В остальных семи секторах, так называемых зеленых зонах, предполагалось сохранить ландшафт и дикую природу. По этому плану предусматривались: сохранение уже существующих курортов, таких как Аркашон и Биариц, обновление и расширение существующих поселений, например, Лакано, и, наконец, построение новых курортов, например Молиец. Планировка и строительство новых средств размещения производились с целью удовлетворения потребностей внутреннего туризма страны. До 1982 г. 28% мест для ночевок находилось в лагерях отдыха, а доля гостиниц и гостевых домов составляла всего 13%, в то время как 46% составляли "вторичные" дома. С началом реализации проекта туризм начал значительно развиваться, даже в годы экономического спада в 80-х годах.
Берег Лангедок-Руссильон до 60-х годов нашего столетия не был развит для туризма и отдыха. Песчаные дюны берега отделены от основных земель болотами и мелководными лагунами, богатыми москитами. В 1964 г. французское правительство с целью поощрения развития туристского сектора региона разработало программу развития региона. Согласно этой программе предусматривалось строительство пяти туристских поселений, соединенных скоростными дорогами и автомобильными трассами. Северная группа курортов занимает морской песчаный берег протяженностью 20 км южнее и западнее исторического города Ажуа-Морте. В 1990 г. на его освоение было выделено 24% всех средств, предназначенных для развития туризма всего региона. Из курортов, построенных раньше, среди туристов популярны Сарнон и Палава, а курорты Камарг и Ла-Гранд-Мот построены относительно недавно. Последний является крупным курортом со своим знаменитым яхт-клубом. Другая группа курортов под общим названием Ту располагается на песчаном берегу длиной 30 км и включает такие относительно старые курорты, как Сет, Мезе и Марсель, и молодой курорт Кап д'Адг. На озере Ту развиты водные виды спорта. Эта группа имеет четверть койко-мест всего региона. Далее идут группы Вальрас-Груссан, Люка-Баркарес (22% койко-мест всего региона и хороший яхт-клуб вблизи города Баркарес), Кане-Аржелес (13% койко-мест всего региона и яхт-клуб вблизи основного центра группы Сен-Сиприен).
Улучшение автомобильных дорог, по мнению разработчиков программы, должно было стимулировать рост туризма. Программа постоянно модифицировалась (в 1969 и 1972 гг.) и ее осуществление привело к заметному росту количества проведенных турдней в регионе с 16 млн в 1968 г. до 39 млн в 1979 г., а общее количество прибытий увеличилось с 30 тыс. человек в 1960 г. до 5 млн человек в 1990 г. Правительство Франции, признав приоритетность развития туризма для экономики региона, сделало рискованные капиталовложения в развитие сети автомобильных дорог и экологию. Однако не всегда такая схема дает положительный результат. Например, попытка итальянского правительства в свое время развивать туризм на юге Италии путем улучшения автомобильных дорог завершилась неудачей.
Регион Лангедок-Руссильон в целом обслуживает внутренних туристов. Так, в 1986 г. 88% всех гостей составили французы, в 1992 г. на регион пришлось 54,1 млн турдней внутреннего рынка. Зарубежные гости приезжали, в основном, из Бельгии, Германии и Нидерландов. В 1988 г. 63% всех мест размещения составили "вторичные" дома, а 26% - лагерные городки.
Существуют предпосылки, что в ближайшие годы Франция может изменить модель своего внутреннего туризма и увеличить спрос на места размещения в более продолжительный летний период. Открытие тоннеля через пролив Ла-Манш несомненно увеличит поток туристов из Великобритании и изменит существующую модель въездного туризма.
Испания и Португалия
Испания специализируется в основном на массовом пляжном туризме и является одним из главных туристских центров мира. Бурный рост туризма в стране наблюдался после второй мировой войны. Так, количество туристов увеличилось с 3 млн человек в 1950 г. до 34,3 млн человек в 1990 г. Развитие туризма сосредоточено на средиземноморском побережье страны и Ба-леарских островах. Атлантическое побережье Испании относительно мало развито для туризма. Принадлежащие Испании Канарские острова расположены значительно южнее и поэтому многие туристы приезжают сюда зимой, чтобы провести отпуск на пляжах.
В период между первой и второй мировыми войнами Испания не привлекала туристов, так как страна была бедная, с разрушенной после гражданской войны 1936 - 1939 гг. экономикой. В это время основными туристскими центрами были Италия, Лазурный берег Франции и Альпы. В начале 50-х годов первая волна автомобильных туристов прибыла из Франции на берег Коста-Брава. Туризм начал развиваться ускоренными темпами, и количество туристов в 1959 г. составило 4,19 млн человек. В этот период испанское правительство признало ту роль, которую мог бы сыграть туристский сектор в развитии национальной экономики, и начало проводить политику его поощрения разными способами, например, выдавать ссуду для строительства отелей.
В 1959 г. одновременно была открыта экономика страны для иностранных инвестиций и девальвирована национальная валюта (песета), в результате чего Испания стала более привлекательным туристским центром, чем берега Италии и Франции. А частный сектор испанской экономики откликнулся быстро, и в начале 60-х годов на средиземноморском побережье были построены новые отели, апартаменты и виллы без каких-либо общих планов и координационных политик. В результате этого количество туристов за 10 последующих лет возросло почти в 4 раза и достигло 24 млн человек в 1970 г. В дальнейшем этот рост ускорили экспансия воздушного транспорта и открытие страны для североевропейских рынков, в частности, для Великобритании. Туризм сыграл значительную роль для экономики Испании, создав новые рабочие места для 500 тыс. человек в середине 60-х годов и 1 млн в 1975 г. и генерируя для страны иностранную валюту (туризм составлял четвертую часть испанского экспорта в 1975 г.). Не удивительно, что испанское правительство и в дальнейшем продолжило активно поддерживать туристский сектор страны. Однако ускоренный и неконтролируемый рост стал причиной разрушения окружающей среды, а продолжающаяся концентрация развития туризма на средиземноморском побережье повлияла на демографию страны, способствовав наплыву населения в этот регион.
В серидине 70-х годов, в период бурного роста туризма, в Испании началось активное строительство крупных современных гостиниц для удовлетворения требований массового туризма.
В 80-х годах туризм продолжал играть активную роль в экономике Испании и обеспечил рабочими местами 11% потенциальной рабочей силы страны, а также составлял 33,4% всего испанского экспорта и 9% ВВП страны в 1989 г. Однако в течение 5 лет (1988 - 1992 гг.) общее количество иностранных туристов сохранялось на одном уровне - 34 - 35 млн человек в год. Основные генерирующие рынки Испании - Франция, Германия, Нидерланды и Италия, в 1988 - 1990 гг. сократились, но в 1991 - 1992 гг. вновь начался рост. Исключение составила Великобритания. Количество туристов из этой страны сократилось с 7,6 млн человек в 1988 г. до 6,1 млн человек в 1991 г. Это было связано и с конкуренцией со стороны других туристских центров и с экологическими проблемами многих старых испанских курортов, где происходило снижение жизненного цикла.
В ответ на эти негативные процессы во многих курортных районах, особенно связанных с британским рынком, особое внимание стали уделять улучшению окружающей среды. С этой целью сократили движение автомобильного транспорта, разбили новые парки, посадили деревья, очистили улицы и пляжи, а также построили новые зоны отдыха и др. Кроме того, открыли и продвигали новые места размещения туристов, а также средства развлечения и досуга. Например, курорты Бенидорм, Са-лоу, Торремолинос и Балеарские острова были переоборудованы. В 1992 г. в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а в Севилье состоялась Всемирная выставка "Экспо-92", кроме того, Мадрид был признан европейским городом культуры. Все это способствовало повышению имиджа Испании как крупной туристской страны мира.
В это время Испанское агентство туризма вложило 1,9 млн английских фунтов стерлингов для продвижения своих туристских центров в Великобритании. Это мероприятие несколько увеличило количество туристов, привлекая их новыми туристскими сегментами: значительно возросло количество независимых туристов по сравнению с приезжающими по покедж-турам.
В 70 и 80-е годы также активно развивался внутренний туризм Испании и граждане страны стали посещать прибрежные курорты, при этом доля отпускников увеличилась с 41% населения страны до 53,4%. В 1991 г. испанский внутренний рынок в целом обеспечил 22,7 млн посещений гостиниц и лагерных городков страны, которые в основном сконцентрированы на средиземноморском побережье. В том же году было зарегистрировано 12,48 млн испанцев, проживавших в различных местах размещения этого региона. Только курорт Бенидорм посетило 3,2% внутренних туристов, а Пальма-де-Мальорка - 3%. Провинция Валенсия в целом принимает 15,7% всех внутренних туристов и занимает первое место, на втором и третьем местах находятся Андалусия и Каталония.
Таким образом, средиземноморские курорты принимают и местных туристов, и иностранных, но они не так перегружены, как во Франции или в Италии, где международный и внутренний спрос совпадают. Это обусловлено тем, что внутренний рынок Испании невелик по западноевропейским меркам.
Ростом внутреннего туризма относительно компенсировалось сокращение количества туристов из Великобритании на такие курорты, как Коста-Брава, Коста-Бланка и Коста-дель-Соль.
Выездной туризм Испании развит довольно слабо, и это показывают характеристики незначительного, но тем не менее растущего рынка.
Во-первых, общее количество выезжающих из страны относительно мало, однако выездной туризм в соседние страны растет быстро: количество выезжающих в Португалию туристов увеличилось с 2,5 млн человек в 1986г. до 4,1 млн человек в 1991 г., а во Францию - с 1 млн человек до 2,8 млн человек за тот же период. Туризм в относительно отдаленные районы Европы развивался медленно, и с 1989 г. наблюдался спад.
Во-вторых, количество выезжающих в сравнительно дешевые туристские центры, такие как Греция, Марокко, Португалия, Тунис и Турция, быстро увеличивается и составляет 30 - 57%. Рост выездного туризма в относительно дорогие страны, например Францию, Италию и Великобританию, происходит медленными темпами.
В-третьих, количество испанцев, путешествующих воздушным транспортом, составляет всего 7,5% выездного туризма, 90% туристов выезжают из страны на автомобилях в соседние страны. Дальние перелеты в основном совершают бизнес-туристы, из которых 40,7% - в Канаду и 44,5% - в Японию.
Португалия значительно отличается от Испании размерами индустрии туризма, хотя между ними есть много и общего. Например, туристский сектор в обеих странах сосредоточен в небольших районах - в глубине страны и у южных берегов (самая большая концентрация туристов на атлантическом побережье п-ва Иберия приходится на южную часть Португалии - Альгар-ву), а северные атлантические берега у них - полупустые. Португалия, так же как и Испания, владеет территорией в Атлантическом океане у западных берегов Африки - это о. Мадейра, который из-за мягкого климата особенно привлекателен для зимнего отдыха (Португалия в прошлом была крупной колониальной страной). В обеих странах быстро развивается внутренний и выездной туризм.
Однако объем внутреннего туризма в Португалии пока небольшой - и только треть населения страны проводит отпуск в своей стране. У португальцев в отличие от иностранных гостей популярностью пользуются северные прибрежные районы. Что касается выездного туризма, то он также пока небольшой. Например, в 1986 г. только 8% населения выезжало за границу.
Португалия ежегодно принимает около 20 млн гостей, но большую часть из них составляют однодневные туристы из соседней Испании. Однако в начале 90-х годов только 4 млн туристов были зарегистрированы в различных местах размещения. Иностранный туризм в Португалии особенно сильно развивался в 80-е и 90-е годы, в среднем на 10 - 11%. Особенно крупными рынками для Португалии являются, кроме Испании, Великобритания (в 1991 г. ее доля составила 13,5%), Германия (9,1%), Франция (7,7%), Нидерланды (3,8%), Италия (2,9%) и США (1,7%).
Великобритания
Рост туристской индустрии Великобритании за все время ее развития зависел от изменения структуры населения и его привычек проведения отдыха, а не от его численности (население Великобритании составляет 57,2 млн человек). Британцы активно начали путешествовать после второй мировой войны. Нефтяной кризис, разразившийся в середине 70-х годов, а также экономический спад в 80-х годах существенно замедлили рост путешествий, и только с середины 80-х годов общее количество путешествий значительно превысило их уровень в начале 70-х годов. За этот период сильно изменился и баланс между внутренним туризмом и зарубежными путешествиями британцев.
Величина внутреннего рынка в целом достигла своего докри-зисного уровня в 1987 г. Однако за этот период одновременно на 14% сократилось количество традиционных двухнедельных отпусков британцев на британские приморские курорты, а также более предпочтительным стал отдых в частном секторе самообслуживания. Только деловой туризм демонстрировал значительный рост - с 17 млн человек в 1978 г. до 20 млн человек в 1980 г., даже тогда, когда внутренний туризм переживал не самые лучшие времена. Конечно, эти изменения в структуре рынка не могли не повлиять на распределение средств в индустрии туризма страны. Например, сокращение спроса на отели в курортных зонах вынудили владельцев использовать гостиницы для бизнес-туризма в будние дни недели или как дома для престарелых и др. Начиная с 70-х годов и до настоящего времени количество поездок британцев за рубеж превосходит количество иностранцев, приезжающих в Великобританию, так как британцы по-прежнему предпочитают проводить свой отпуск на лучших курортах Испании, Франции, Греции, Кипра, Португалии, Туниса и Турции. Другим важным фактором является сильная национальная валюта, которая делает страну дорогой для иностранных гостей. В конце 80-х годов война "Буря в пустыне" и нестабильная национальная валюта стали причиной сокращения выездного туризма Великобритании с 31,03 млн человек в 1989 г. до 30,5 млн человек в 1990 г. Однако в 90-х выездной туризм вновь начал расти.
Значительное место в выездном туризме Великобритании занимают поездки в Северную Америку (43%), которые зависят от колебания соотношения курсов доллара и фунта стерлингов. Для британцев в летний период наиболее популярен американский курорт Майами. В остальное же время этот рынок остается большим из-за поездок для встречи с родственниками и друзьями. Британцы совершают также дальние перелеты по инклюзив-турам в экзотические страны - Таиланд, Гамбию и страны Карибского бассейна.
Количество иностранных туристов, прибывавших в Великобританию, в 70-е годы неуклонно возрастало, несмотря на нефтяной кризис, и достигло своего пика в 1977 - 1979 гг. - около 12,5 млн человек. Однако в начале 80-х годов количество прибытий зарубежных гостей сократилось и в 1981 г. достигло 11,4 млн человек. После этого показатель увеличился и в 1992 г. составил 18,1 млн человек. В этот период с колебаниями росли и поступления от туризма с 2797 фунтов стерлингов в 1979 г. до 7630 фунтов стерлингов в 1992 г., хотя средняя продолжительность пребывания зарубежных гостей сократилась.
Цели, с которыми туристы прибывают в Великобританию, самые разные: лидирует проведение отпуска (43%), далее деловые путешествия (21%) и посещение родственников и друзей (21%). Около 50% иностранных гостей приезжают из стран Европейского Союза, из них 40% составляют отпускники и 26% бизнес-туристы. Другим важным генерирующим рынком является Северная Америка.
Основную часть иностранных гостей Великобритании составляют бизнес-путешественники в крупные города, где таже сконцентрирован культурный туризм, например, в Лондоне (49% всех прибытий в страну и 63% поступлений).
Страны Бенилюкса
Три европейские страны - Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе Бенилюкс, являются популярными туристскими центрами.
В Бельгии рынок внутреннего туризма в 1990 г. составил 23,9 млн турдней. Основная его часть - 59% сосредоточена в прибрежных зонах страны, в традиционных курортах Остендле, Кноккле и Бланкенблргле. Бельгийцы предпочитают отдыхать в секторе самообслуживания (одна треть туристов проживает в лагерных городках, половина туристов предпочитает другие виды сектора самообслуживания - виллы, апартаменты и т. д.) После прибрежной зоны вторым популярным местом отдыха для бельгийцев являются горы Арденны, на долю которых приходится 6% летнего внутреннего туризма страны.
В 1991 г. в бельгийских местах размещения было зарегистрировано 12,17 млн ночевок. Гости, в основном, прибыли из Великобритании, Германии, Италии, Испании, Нидерландов, США и Франции. В 1992 г. страну посетило 3,2 млн туристов. Средняя продолжительность пребывания туристов в стране составляет всего 2 дня.
Основная часть туристов, посещающих Бельгию, - это деловые путешественники и чиновники разных общеевропейских организаций. Брюссель - не только столица Бельгии, но здесь находятся многие головные офисы Европейского Союза, НАТО и многих транснациональных компаний. Такие гости, как правило, останавливаются на непродолжительный срок в дорогих отелях.
Следующая категория туристов - это путешественники, которые хотят ознакомиться с историко-культурными достопримечательностями городов. В Бельгии насчитывается как минимум девять городов с хорошо сохранившимися средневековыми кварталами. Особой популярностью среди иностранных туристов пользуются Антверпен, Брюгге и Гент, на которые приходится 85% всех турдней пребывания в городах, кроме Брюсселя.
Брюгге - красивый средневековый город, построенный на многочисленных каналах. Чем-то он напоминает Венецию, благодаря своим узким улочкам, старинным мостам и зданиям. Например, в Брюгге находятся Белфи энд Клоз Холл, сооруженный в 1248 г., Тоун Холл - в 1376 г., а также многочисленные соборы XII - XIII вв. В городе много музеев, в том числе музей Гроенинг, богатый шедеврами мирового искусства.
Другой город средневековья, Гент, знаменит своими ярмарками цветов. В его центре возвышается церковь, сооруженная в 1180 г., Белфи энд Клоз Холл, построенный в 1300 г. и Сант Браво Кафедрал, построенный в XV в.
Антверпен не только известен средневековыми достопримечательностями, но и является крупным центром алмазного бизнеса. Поэтому в городе развит деловой туризм. Главная площадь города была построена в XVI в., а находящийся на ней гигантский готический собор выделяется среди многочисленных церквей и башен.
Брюссель также входит в число средневековых городов и помимо делового туризма является крупным центром историко-культурного туризма. Туристов особо привлекает его главная площадь - Гранд Палас, которая была реконструирована в 1696 г. На ней расположены городской дворец готического стиля, здания Мезон д'Рой и Галд Хаусез.
Почти треть иностранных гостей предпочитают отдыхать в прибрежной зоне Бельгии. В основном, это гости из соседних Великобритании, Германии, Нидерландов и Франции. В страну приезжают также многочисленные однодневные гости, например, в 1985 г. их число составляло 15 млн человек.
Бельгия расположена на стратегически важном пересечении многих европейских путей: между районом Парижа и северной Германией, между Великобританией и Европой через города Остендле и Зебрюгге и др. Вследствие этого границы страны пересекает огромное количество транзитных туристов, например в 1985 г. 7 млн человек.
Сами бельгийцы предпочитают отдыхать во Франции (в 1989 г. 6 млн человек), на средиземноморских курортах Италии и Испании, а также в альпийских странах.
Вторым государством, входящим в Бенилюкс, являются Нидерланды. Здесь очень развит внутренний рынок туризма. Так, в
1990 г. 14,6 млн человек провели отпуск в своей стране средней продолжительностью 7 дней. Большая часть из них останавливалась в секторе самообслуживания (в Нидерландах, особенно в западной их части, много лагерных городков).
В последнее время в стране особой популярностью пользуется новая концепция самообслуживания. Компания "Центр Парке" имеет спортивно-оздоровительные комплексы, расположенные в лесных массивах и на водных пространствах общей площадью 120 - 160 гектаров. По стране насчитывается семь комплексов, каждый из которых может принять 1,5 млн гостей в год, а также два дополнительных находятся на территории соседней Бельгии. В состав этих комплексов входят хорошо оснащенные бунгало, рестораны, магазины, плавательные бассейны, другие средства для занятия спортом (теннис, сквош, боулинг, сплав на каноэ, серфинг и др.).
В отличие от других европейских стран жители Нидерландов предпочитают проводить свой отпуск в зонах отдыха, находящихся в глубине страны. Например, на долю прибрежных зон севера и юга страны приходится только 15,5% ночевок, что объясняется двумя причинами.
Во-первых, прибрежные зоны густо заселены. Здесь проживает половина населения страны и, естественно, сами жители Нидерландов предпочитают провести свой отпуск в более спокойных и уединенных районах.
Во-вторых, проживающее рядом с прибрежной зоной население использует ее для совершения однодневных путешествий.
Среди стран, куда предпочитают выезжать жители Нидерландов, лидирует Германия. Однако для индивидуальных путешественников наиболее популярной страной является Франция, особенно ее центральный массив и Альпы, а также Австрия и Швейцария, на которые приходится 16% выездного рынка.
Основными факторами, привлекающими туристов из Нидерландов именно в эти страны, являются отличный от них ландшафт и возможности для занятия зимними видами спорта. На средиземноморские страны приходится только 26% рынка Нидерландов (немалую роль в этом играют относительно высокие цены в этих странах).
Нидерланды, из-за их малой территории, в основном посещают однодневные гости. Например, в 1985 г. с целью шопинга прибыли 21 млн иностранных гостей и еще 13 млн экскурсантов.
Продолжительность путешествий иностранных туристов в среднем составляет 2,8 дня (опять-таки из-за небольшой территории страны). В 1991 г. Нидерланды посетили 5,8 млн туристов, причем основным генерирующим рынком являлась Германия, далее с большим отрывом шла Великобритания, а затем США. Больше половины турдней, проведенных в гостиничном фонде, который сосредоточен на густонаселенном севере и на юге, а также в главных европейских морских портах Амстердаме, Роттердаме и Гааге, приходится на рынок деловых путешествий. Крупным центром международного туризма Нидерландов является столица - Амстердам, построенная вокруг системы многочисленных каналов. В городе много старых (XVII в.) и красивых зданий. Это космополитический город, широко известный своей ночной жизнью. Аэропорт города является крупным транспортным узлом.
Роттердам - самый крупный морской порт Европы, и неудивительно, что каждый год границы страны пересекают 5 млн транзитных пассажиров.
Люксембург - третья страна региона - принимает относительно меньше туристов, чем остальные две страны. Например, в 1988 г. она приняла 760 тыс. туристов и 2 млн однодневных гостей. Однако туризм является третьей важной отраслью экономики страны и сильно зависит от соседних Бельгии и Нидерландов. Эта зависимость объясняется тем, что именно они являются основными генерирующими странами для международного туризма Люксембурга и обеспечивают 70% ночевок иностранных гостей.
Большинство туристов, приезжающих в Люксембург, являются деловыми путешественниками, ведь здесь находится штаб-квартира Банка ЕС, а также многих других иностранных банков. Страну посещает много туристов для проведения отдыха в Арденнах.
Население Люксембурга небольшое, но страна каждый год отправляет за рубеж почти 250 тыс. туристов, которые предпочитают путешествовать в соседние страны.
Скандинавия
Численность населения этого региона относительно небольшая, однако страны, входящие в его состав, довольно известны среди туристогенерирующих стран мира.
Продолжительность отпусков граждан стран региона является большой и составляет пять недель и более. Многие потенциальные туристы предпочитают отдыхать во вторичных домах, размещенных в прибрежных зонах и в сельской местности недалеко от своих городов.
Что касается рынка выездного туризма, то предпочтение отдается активному отдыху. Например, 70% путешествующих шведов принимают участие в разных спортивных мероприятиях (плавание, заплывы на байдарках и каноэ, рыболовство, альпинизм и др.) и почти столько же осуществляют лыжные туры.
Начиная с 80-х годов, в странах Скандинавии быстро развивается деловой туризм. Почти треть зарубежных гостей составляют жители других стран Скандинавии. Это результат активной работы местных туристских организаций, продвигающих собственный скандинавский туристский продукт. Здесь, конечно, играют роль культурные различия между разными странами региона и унифицированные национальные законы.
Другим крупным генерирующим рынком для региона является Северная Америка, благодаря культурным связям между этими двумя регионами, установившимся в XIX в., когда произошла крупная эмиграция из Скандинавии в Северную Америку.
Швеция. Туристские центры этой страны разбросаны по всей стране. Безусловно, основным центром как для международного, так и внутреннего туризма является столица страны - Стокгольм и его пригороды. Регион включает в себя архипелаг из более чем 2000 островов, многие из которых доступны с помощью катеров. В 1990 г., например, этот регион вместе с г. Уп-сала принял 17% всех внутренних туристов и 24% зарубежных.
Другим наиболее популярным туристским регионом страны является Золотой Берег с общей протяженностью приморской зоны 400 км и богатый песчаными пляжами; на него приходится 14% внутреннего туризма и 13,7 международного. Далее идут регион шведских озер, страна Гласе (центр производства стекла) и Ночной Берег, на каждый из которых приходится по 10% внутреннего рынка.
Финляндия демонстрирует аналогичные со Швецией различия меду внутренним и международным туризмом. Прибытия зарубежных туристов в основном сконцентрированы в столице Хельсинки (в 1992 г. на долю столицы пришлось 38% всех тур-дней пребывания зарубежных гостей. Однако в тот же период в Хельсинки побывало всего 7,3% жителей своей страны. Большая часть их (одна треть) свой отдых проводит во внутренней части страны на финских озерах. Другая часть (одна треть) предпочитает северные территории, т. е. Лапландию и финский Ночной Берег.
В Норвегии основным туристским центром как для внутреннего, так и для международного туризма также является столица Осло - крупный центр культуры и искусства, богатый музеями мореплавания и викингов. Другой крупный туристский регион страны - это лесной район Восточной Долины, где сосредоточено около 30% всего номерного фонда гостиничного бизнеса Норвегии. Еще 10% номерного фонда сосредоточено в другом популярном туристском регионе - вокруг г. Берген. А в районе г. Трондхейм находится 7,4% номерного фонда страны.
Дания благодаря непосредственной близости с Германией свой рынок въездного туризма заполняет за счет последней: 37% всех турдней и 60% турдней в лагерных городках. Страна богата многими историческими памятниками и музеями викингов. Главным ее туристским центром является столица страны - Копенгаген, который в 1990 г. принял 28% всех зарубежных гостей. Помимо своих исторических памятников, город знаменит тематическим парком Тиволи Гарден, который ежегодно принимает около 4 млн гостей. Другой не менее знаменитый тематический парк страны - Леголэнд принимает 1 млн гостей и пользуется особой популярностью среди британцев.
Для жителей скандинавских стран наиболее популярны для туризма страны Европы, в основном Германия (самая популярная у датчан), Франция, Великобритания, а также Польша. Далее идут страны Средиземноморья. Например, в 1991 г. 18% скандинавских туристов отдыхали на приморских курортах Испании (особенно на Канарских островах), Италии, Греции, а также Кипра и Турции. (Последние две страны являются новыми для туристов региона туристскими центрами и количество путешествий в этом направлении в последние годы быстро растет.)
Восточная Европа