Требования к менеджменту XXI века

Виханский Олег Самуилович и Наумов Александр Иванович в книге «Практикум по курсу менеджмент» выделяют четыре фактора, определяющих развитие управления.

Первый фактор связан с пониманием и описанием управления.

Первоначально под управлением понималась рационализация деятельности людей в организации. Однако нормирование труда, его обезличивание породило проблему мотивирования, установления отношений между работниками. Эти проблемы пыталась решить школа человеческих отношений. Далее появляется системный подход, позволяющий определить вход выход организации, взаимозависимость элементов при принятии управленческих решений и упр. воздействий. Однако в дальнейшем возникли проблемы, связанные с ситуационностью, непредсказуемостью поведения среды и соответственно входа и выхода. Это определило ситуационный подход в менеджменте. Далее изучали проблемы сравнения - определение кто лучше (развитие бенчмаркинга).

В настоящее время актуализируется дифференциация. То есть встает вопрос как быть другим, уйти от стандартов, принятых систем, отличаться от других.

Второй фактор связан с тем как человек соединяется со средствами труда.

Цеховое производство , в его основе человек – мастер. Ученик, подмастерье. Здесь было важно отношение людей друг к другу.

С появлением мануфактур принижается индивидуальность человека на первый план выходят операции. Далее фабрики, где человек подчинен машине. Крайняя форма конвейер. Управление строится исходя из логики, задаваемой машинами.

В 60-е и 70-е происходит роботизация. Человек начинает управлять машинами. Возникают проблемы использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда, проблемы творчества в труде

В 80-90 распространение информационных систем. В этом случае встает проблема информационной совместимости

Как сделать, чтобы не пропадала нужная информация и чтобы не появлялась ненужная

Также возможно изменение баланса интересов стейкхолдеров

Стейкхолдеры - это группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит.

· собственники; клиенты; сотрудники;

· бизнес-партнеры по производственной цепочке.

власть (местная и государственная); конкуренты; другие компании; инвесторы; местные сообщества, куда входят:

средства массовой информации; некоммерческие организации, в том числе общественные и благотворительные; местные активисты, формирующие общественное мнение.

Раньше основным стейкхолдером был собственник и управлял в соответствии со своими интересами. Затем появились акционеры и менеджеры, усилилось влияние работников организации.На западе влияние приобретают «зеленые».

Третий факторпродукт

Увеличение количества предприятий, развитие производства привело к усиленной борьбе за клиента, на первый план выдвигается функция маркетинга.

В 90-е годы одним из основных продуктов становится информация. Информационные продукты занимают ведущее место на рынке.

В 21 веке основным продуктом станет здоровье человека, продление его жизни. Устранение болезней

Четвертый факторкультура

Сейчас разворачивается процесс глобализации. Бизнес становится интернациональным, насущной проявится потребность в сохранении национальных культурных черт. Управление будет развиваться по пути сохранения разнообразия и использования его преимуществ.