Методические указания к выполнению самостоятельной работы
Далее приведены разъяснения по каждому виду самостоятельной работы и даны рекомендации по ее выполнению, а также требования к подготовке и сдаче отчета и сроки сдачи отчета.
1 Аналитическая обработка текста
План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала.
Возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.
Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывком давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен поворота содержания, уточните формулировки. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Выписки. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких гак тезисы, конспекты.
Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.
Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Не старайтесь «обильно» автоматически выписывать цитаты взамен творческого освоения и анализа текста.
Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора, слагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и тоге же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, ч icto теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.
Тезисы - краткое изложение содержания главы, раздела книги, статьи и т.д. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует ею понимание.
Тезисы принято подразделять на: основные, простые, сложные.
Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом.
Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.
Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.
Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам - простые тезисы.
При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки ни страницы или шифры вкладных листов). По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.
Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала. Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения группировать материал. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», (раскрывает...»). Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц. В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.
Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных с занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой.
Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
При написании реферата рекомендуется обратить особое внимание на его структуру, которая должна раскрывать логическую последовательность рассматриваемых вопросов (от общего к частному) и их четкое изложение. Каждый раздел реферата сопровождается необходимыми рисунками, схемами, таблицами и содержит в заключении краткие выводы.
Структурно реферат должен включать следующие разделы:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Основную часть
5. Заключение
6. Список используемой литературы
7. Приложение (если необходимо)
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номера начальной страницы.
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
Список литературы должен содержать расположенный по алфавиту перечень использованных в процессе работы источников. Следует давать полные сведения об источнике. Перечень используемых источников может включать ссылки на электронные адреса Internet, а также нормативные документы и отчетность предприятий.
Требования к оформлению реферата:
1 реферат следует оформлять на листах писчей бумаги формата А4 (210x297 мм) с одной стороны, а затем сшитых или сброшюрованных для каждого студента или бригады.
2 реферат выполняется рукописным способом пастой синего цвета, четко и аккуратно (в соответствии с СТП 1) или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ПК)
3 объем реферата может колебаться в пределах 15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем.
4 Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
5 Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Критерии оценки реферата:
Актуальность темы исследования.
Соответствие содержания теме.
Глубина проработки материала.
Правильность и полнота использования источников.
Соответствие оформления реферата стандартам.
Сроки сдачи
Реферат должен быть сдан не позже последнего занятия по дисциплине. В случае, если реферат не зачтен, необходимо устранить замечания. Исправления следует выполнять на отдельных листах. Исправленный вариант реферата сдается повторно вместе с первоначальным и списком замечаний преподавателя.
2 Отчет по лабораторным и практическим занятиям
Прежде чем приступить к выполнению лабораторного и практического занятия, необходимо: тщательно изучить содержание работы и порядок ее выполнения; повторить теоретический материал; подготовить таблицы для занесения результатов наблюдений и вычислений.
Работы выполняются в лабораториях кафедры в часы занятий по расписанию.
Лабораторные работы выполняются бригадами, обычно из 5 человек. В процессе работы каждый член бригады выполняет определенные обязанности. В последующих работах эти обязанности должны меняться так, чтобы каждый член бригады смог приобрести навыки по различным видам работ лабораторного исследования. При завершении работы студенты составляют письменный отчет о выполнении работы.
Требования к отчетам по лабораторным и практическим занятиям
1 Отчеты по лабораторным и практическим занятиям следует оформлять на листах писчей бумаги формата А4 (210x297 мм) с одной стороны, а затем сшитых или сброшюрованных для каждого студента или бригады.
2 Отчет выполняется рукописным способом пастой синего цвета, четко и аккуратно (в соответствии с СТО) или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ПК).
3 Чертежи, схемы, рисунки и таблицы следует выполнять карандашом, по линейке (при ручном вычерчивании) в соответствии с СТО.
4 Ответы на контрольные вопросы прописываются в отчете и могут быть оформлены как на занятии, аудиторно, так и дома, внеаудиторно.
5 Отчет по каждой работе должен содержать:
- наименование работы;
- цель работы;
- основное оборудование (приборы);
- схемы (чертежи, рисунки);
- таблицы измерений, расчетов;
- расчеты;
- графический материал (графики, характеристики, диаграммы);
- анализ полученных данных и выводы по работе;
- ответы на контрольные вопросы.
Критерии оценки
Наличие отчета с правильно и аккуратно выполненными записями, таблицами, рисунками, чертежами, графиками, вычислениями и выводами.
Степень самостоятельности студента при выполнении работы.
Четкость проведения опыта в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
Соблюдение требований безопасности труда. Соответствие оформления реферата стандартам. Знание студентом ответов на контрольные вопросы.
Лабораторная работа засчитывается, если отчет соответствует предъявляемым требованиям, и если студент ответил на вопросы преподавателя. При этом студент должен знать устройство и принцип работы объекта исследования, назначение всех элементов схемы и понимать физические процессы, объясняющие полученные результаты, а также уметь объяснить порядок действий при выполнении любого эксперимента в лабораторной работе.
Сроки сдачи
Отчет должен быть сдан не позже последнего занятия по соответствующему разделу.
3 Компьютерная презентация
Сегодня с учетом требований ФГОС современный специалист должен:
1. самостоятельно осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
2.использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
3.самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Таким образом, возрастает роль самостоятельной работы студентов, связанное с получением знаний с использованием информационных технологий.
Информационные технологии в образовании - это не просто средства обучения, а качественно новые технологии в профессиональной подготовке будущих конкурентоспособных специалистов. Они позволяют существенно увеличить творческий потенциал студентов, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины
Правила оформления компьютерных презентаций
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы.
Правила шрифтового оформления:
1.Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
3.Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.