Методические указания к выполнению самостоятельной работы

 

Далее приведены разъяснения по каждому виду самостоятельной работы и даны рекомен­дации по ее выполнению, а также требования к подготовке и сдаче отчета и сроки сдачи отчета.

 

1 Аналитическая обработка текста

План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения мате­риала.

Возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разрабо­тать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.

Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего со­вершенствования его. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывком давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен поворота содержания, уточните формулировки. Стреми­тесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последователь­но прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее лег­ко можно было охватить одним взглядом.

Выписки. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источ­ников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких гак тезисы, конспекты.

Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изме­нение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Не старай­тесь «обильно» автоматически выписывать цитаты взамен творческого освоения и анализа тек­ста.

Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора, слагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, ста­райтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и тоге же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, ч icto теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.

Тезисы - краткое изложение содержания главы, раздела книги, статьи и т.д. Тезисы по­зволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует ею понимание.

Тезисы принято подразделять на: основные, простые, сложные.

Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначаль­ном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направ­ленности источника в целом.

Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и ис­ключения как второстепенных.

Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответ­ствовать основные тезисы, подпунктам - простые тезисы.

При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобыт­ную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять докумен­тальность и убедительность. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы. Полезно свя­зывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки ни страницы или шифры вкладных листов). По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источ­ника, затем перепишите и пронумеруйте.

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует оп­ределенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие вы­писки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по несколь­ким источникам).

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и парагра­фы, выделите информационно значимые места текста. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала. Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения группировать материал. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», (раскрыва­ет...»). Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц. В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных с занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизи­ровать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привле­кается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учеб­ных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и яв­ляются зачетной работой.

Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоя­тельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

При написании реферата рекомендуется обратить особое внимание на его структуру, ко­торая должна раскрывать логическую последовательность рассматриваемых вопросов (от об­щего к частному) и их четкое изложение. Каждый раздел реферата сопровождается необходи­мыми рисунками, схемами, таблицами и содержит в заключении краткие выводы.

Структурно реферат должен включать следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основную часть

5. Заключение

6. Список используемой литературы

7. Приложение (если необходимо)

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номера на­чальной страницы.

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, оп­ределяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характе­ристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предла­гаются рекомендации).

Список литературы должен содержать расположенный по алфавиту перечень использо­ванных в процессе работы источников. Следует давать полные сведения об источнике. Пере­чень используемых источников может включать ссылки на электронные адреса Internet, а также нормативные документы и отчетность предприятий.

 

 

Требования к оформлению реферата:

1 реферат следует оформлять на листах писчей бумаги формата А4 (210x297 мм) с одной стороны, а затем сшитых или сброшюрованных для каждого студента или бригады.

2 реферат выполняется рукописным способом пастой синего цвета, четко и аккуратно (в соответствии с СТП 1) или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ПК)

3 объем реферата может колебаться в пределах 15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем.

4 Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

5 Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Критерии оценки реферата:

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источников.

Соответствие оформления реферата стандартам.

Сроки сдачи

Реферат должен быть сдан не позже последнего занятия по дисциплине. В случае, если реферат не зачтен, необходимо устранить замечания. Исправления следует выполнять на от­дельных листах. Исправленный вариант реферата сдается повторно вместе с первоначальным и списком замечаний преподавателя.

 

2 Отчет по лабораторным и практическим занятиям

 

Прежде чем приступить к выполнению лабораторного и практического занятия, необхо­димо: тщательно изучить содержание работы и порядок ее выполнения; повторить теоретиче­ский материал; подготовить таблицы для занесения результатов наблюдений и вычислений.

Работы выполняются в лабораториях кафедры в часы занятий по расписанию.

Лабораторные работы выполняются бригадами, обычно из 5 человек. В процессе работы каждый член бригады выполняет определенные обязанности. В последующих работах эти обя­занности должны меняться так, чтобы каждый член бригады смог приобрести навыки по раз­личным видам работ лабораторного исследования. При завершении работы студенты составляют письменный отчет о выполнении работы.

Требования к отчетам по лабораторным и практическим занятиям

1 Отчеты по лабораторным и практическим занятиям следует оформлять на листах писчей бумаги формата А4 (210x297 мм) с одной стороны, а затем сшитых или сброшюрованных для каждого студента или бригады.

2 Отчет выполняется рукописным способом пастой синего цвета, четко и аккуратно (в со­ответствии с СТО) или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ПК).

3 Чертежи, схемы, рисунки и таблицы следует выполнять карандашом, по линейке (при ручном вычерчивании) в соответствии с СТО.

4 Ответы на контрольные вопросы прописываются в отчете и могут быть оформлены как на занятии, аудиторно, так и дома, внеаудиторно.

5 Отчет по каждой работе должен содержать:

- наименование работы;

- цель работы;

- основное оборудование (приборы);

- схемы (чертежи, рисунки);

- таблицы измерений, расчетов;

- расчеты;

- графический материал (графики, характеристики, диаграммы);

- анализ полученных данных и выводы по работе;

- ответы на контрольные вопросы.

Критерии оценки

Наличие отчета с правильно и аккуратно выполненными записями, таблицами, рисунками, чертежами, графиками, вычислениями и выводами.

Степень самостоятельности студента при выполнении работы.

Четкость проведения опыта в условиях и режимах, обеспечивающих получение результа­тов и выводов с наибольшей точностью;

Соблюдение требований безопасности труда. Соответствие оформления реферата стандартам. Знание студентом ответов на контрольные вопросы.

Лабораторная работа засчитывается, если отчет соответствует предъявляемым требовани­ям, и если студент ответил на вопросы преподавателя. При этом студент должен знать устройст­во и принцип работы объекта исследования, назначение всех элементов схемы и понимать фи­зические процессы, объясняющие полученные результаты, а также уметь объяснить порядок действий при выполнении любого эксперимента в лабораторной работе.

Сроки сдачи

Отчет должен быть сдан не позже последнего занятия по соответствующему разделу.

 

3 Компьютерная презентация

 

Сегодня с учетом требований ФГОС современный специалист должен:

1. самостоятельно осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного разви­тия;

2.использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной дея­тельности;

3.самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития; зани­маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Таким образом, возрастает роль самостоятельной работы студентов, связанное с получе­нием знаний с использованием информационных технологий.

Информационные технологии в образовании - это не просто средства обучения, а качест­венно новые технологии в профессиональной подготовке будущих конкурентоспособных спе­циалистов. Они позволяют существенно увеличить творческий потенциал студентов, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины

Правила оформления компьютерных презентаций

Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, реко­мендации, приемы.

Правила шрифтового оформления:

1.Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

3.Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.