Деловая игра 3: «Поведение потребителя»
Цели и задачи.
Данная игра позволит студентам:
1. Усвоить понятия «полезность», «функция полезности», «предельная полезность», «таблица Менгера», «бюджет потребителя», «равновесие потребителя», «ликвидность», «бартер» и др.
2. Понять способ представления функции полезности в виде таблицы Менгера.
3. Научиться определять оптимальный (равновесный) набор продуктов при заданных функции полезности и бюджете потребителя в частном случае, когда функция полезности представлена в виде таблицы Менгера.
4. Приобрести элементарные навыки активного поиска торгового партнера, обсуждения условий сделки, бартерного обмена и т. д.
Понятия
- Полезность (U) — удовлетворение, полученное человеком в результате потребления некоторого набора продуктов.
- Функция полезности — зависимость полезности от объемов потребления продуктов (число независимых переменных этой функции равно числу разных продуктов в наборе).
- Предельная полезность i-й единицы продукта (MUi) — прирост полезности набора, достигнутый в результате добавления в него i-й единицы данного продукта при неизменном количестве в наборе всех других продуктов.
- Бюджет потребителя — сумма, которую человек может расходовать на приобретение набора продуктов.
- Равновесие потребителя — ситуация, когда при заданном бюджете потребитель получает максимальную полезность.
- Ликвидность — способность товара быстро обмениваться на другие товары в соответствии со сложившимися рыночными ценами. Деньги — товар с наивысшей ликвидностью.
- Бартер — обмен товарами, которые не являются деньгами.
Таблица Менгера — специфическая форма записи функции полезности. Она применяется, когда продукты дискретны (яблоки, конфеты), а предельная полезность одного продукта не зависит от объема потребления других продуктов.
Например, если добавочное «удовольствие», доставленное потреблением дополнительного куска хлеба, не зависит от того, сколько при этом потребляется молока, то в этом случае функцию полезности можно записать в виде таблицы Менгера.
Для набора из двух продуктов X и У таблица Менгера имеет вид:
Таблица Менгера
X | Y |
MU1x MU2x ........ | MU1y MU2y ........ |
Полезность набора, состоящего из т единиц продукта Y, равна сумме первых т элементов первого столбца, сложенной с суммой первых п элементов второго столбца:
Umin=( MU1x +... + MUmx) + (MU1y... + MUny).
Пример, Бюджет Федора составляет 4 рубля. Набор состоит из яблок, груш, тортов и кексов. Яблоко и груша стоят по 1 рублю, а торт и кекс — по 2 рубля. Предельные полезности этих продуктов указаны в таблице “Предпочтения Федора”.
Найдем равновесный набор. Заметим, что из четырех продуктов отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене больше у яблок (7/1 против 5/1,9/2 и 11/2). Поэтому в равновесный набор надо включить яблоко.
Представим, что Федор уже съел первое яблоко, и продолжим наши рассуждения. Отношение предельной полезности следующего (второго по счету) яблока к цене по-прежнему превосходит отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене для остальных продуктов (эти продукты еще не потребляли, поэтому мы рассматриваем предельную полезность их первых единиц — самых «вкусных»).
Предпочтения Федора
Яблоко | Груша | Торт | Кекс | |
MU1 | ||||
MU2 | ||||
MU3 | ||||
MU4 | ||||
Цена |
Представим, что Федор съел и второе яблоко. Теперь наибольшее отношение предельной полезности к цене будет у кекса (11/2 против 5/1, 5/1 и 9/2). Итак, равновесный набор состоит из двух яблок и одного кекса. Формально он записывается так: (2; 0; 0; 1). Максимальная полезность равна (7 + 6) + 11 = 24. Любой другой набор стоимостью 4 рубля даст меньшую полезность.
Правила игры
1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассматриваются животные, — как у К. Менгера). Каждая из птиц изображается карточкой:
* гусь — красной;
*утка — синей;
* курица — коричневой;
* фазан — зеленой.
2. Цена гуся, утки и курицы — $1, фазана — $2 (фазан — дичь, поэтому он дороже).
3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец выходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя):
* у продавца гусей — 3 гуся и $ 1;
* у продавца уток — 3 утки и $1;
* у продавца кур — 3 курицы и $1;
* у продавца фазанов — 1 фазан и $2.
4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс доллары). Роль доллара у нас выполняет любая монета, вышедшая из обращения.
5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера. Используя ее и учитывая заданный бюджет потребителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, аналогичную рассмотренной выше.
6. Конечная цель потребителя-продавца — получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъявить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов. Таким образом, роль доллара в этой игре похожа на роль джокера в картах, который может «превратиться» в любую карту.
Пример. Равновесный набор продавца состоит из двух гусей и двух кур. Он получит максимум полезности, если предъявит преподавателю один из следующих наборов:
* 2 гуся, 1 курицу и $1;
* 2 гуся и $2;
* 2 курицы и $2;
* 1 гуся и $3 и т. д.
7. Для того чтобы «добыть» равновесный набор, студент вынужден меняться продуктами с другими студентами. Обычно успеха добиваются студенты, которые громко объявляют о том, какие продукты им нужны и какие продукты они предлагают для обмена. Понятно, что обменять птицу на доллар сложнее, чем доллар на птицу. Это связано с тем, что доллар обладает большей ликвидностью, а поэтому он ценнее гуся или курицы.
8. В игре особо выделяется случай, когда студент предъявляет преподавателю $4. Этот студент — абсолютный победитель игры, потому что он добился сложной цели, — получил максимально возможный объем ликвидных средств. Для этого, несомненно, нужен предпринимательский талант (возможность рэкета мы исключаем). Мы даже «прощаем» этим студентам ошибки в определении равновесного набора.
9. Баллы присуждаются по следующим правилам:
* пять баллов. Предъявлены $4;
* четыре балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, причем равновесный набор предъявлен преподавателю (если помимо птиц сдаются доллары, то необходимо объяснить, какую птицу «заменяет» каждый доллар);
* три балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, но студенту не удалось совершить нужный обмен и сданный набор не является равновесным (продавец обладает экономическими знаниями, но ему не хватило предпринимательских способностей);
* два балла. Равновесный набор определен неверно, предъявлен набор стоимостью $4 (продавцу не хватает экономических знаний, и он не продемонстрировал предпринимательского таланта);
* один балл. Предъявлен набор стоимостью меньше $4 (продавца обманули партнеры по сделке, или товар, попросту, украден).
10. Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количество баллов.
Подготовка игры
1. Подготовить карточки четырех цветов и монеты. Число карточек каждого цвета должно быть приблизительно равно числу студентов в группе. Число монет должно на 25% превосходить число студентов в группе.
2. Подготовить карточки с таблицами Менгера (по числу студентов группы). На каждой карточке надо указать, каких птиц продает данный потребитель (табл. 2.3).
3. Определить равновесный набор и максимальную полезность для каждой таблицы Менгера, учитывая заданные цены продуктов и ограничения бюджета (табл. 2.4).
4. Подготовить таблицу для регистрации преподавателем результатов игры (табл. 2.5).
Порядок проведения игры
1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для поведения игры.
Предпочтения участников игры
1. Гусь | 2. Гусь | 3. Гусь | |||||||||
. 33 | |||||||||||
4. Утка | 5. Утка | 6. Утка | |||||||||
7. Курица | 8. Курица | 9. Курица | |||||||||
10. Фазан | 11. Фазан | 12. Фазан | |||||||||
2. Решить на доске задачу на определение равновесного набора.
3. Объяснить студентам цели и правила игры.
4. Выдать каждому студенту:
* карточку с таблицей Менгера, задающей индивидуальные потребительские предпочтения;
* карточки, заменяющих в игре птиц: для продавцов гусей, уток и кур — три, для продавцов фазанов — одну. Эти карточки должны соответствовать виду птиц, указанному над таблицей Менгера;
* монеты: для продавцов гусей, уток и кур — одну, для продавцов фазанов — две.
Равновесные наборы участников игры
Вариант | Набор | Полезность | |||
Г | У | К | Ф | ||
5. Предоставить студентам 20-30 минут, за которые они должны успеть:
* определить равновесный набор и соответствующие максимальные значения полезности;
* обменять «ненужных» птиц на «нужные» птицы или монеты и получить равновесный (оптимальный) набор;
* предъявить преподавателю равновесный набор и сообщить ему значение максимальной полезности; либо сдать $4; либо сообщить состав равновесного набора и сдать неравновесный набор. Одновременно сдать преподавателю карточки с таблицами Менгера.
6. Подвести итоги игры, используя таблицу 2.4. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту его равновесный набор и максимальную полезность, используя ту же таблицу. Проанализировать ошибки, допущенные при решении задачи равновесия потребителя и обмен! продуктов. Объявить победителя (победителей) игры.
Пример игры
1. Исходные данные:
• студентов — 12;
• карточек «Гусь», «Утка» и «Курица» — по 9;
• карточек «Фазан» — 3;
• монет — 15.
2. В результате проведенных студентами расчетов и обменов получены следующие данные:
Результаты игры «Поведение потребителя»
№ п/п | Студент | Вариант | Сдан набор | Полезн. | Опт. | Балл |
Григорьев | 0, 0, 0, 2 | + | ||||
Петрова | 1,1,0,1 | + | ||||
Антонов | 0, 3, 1, 0 | + | ||||
Сергеева | 0,1,3,0 | - | ||||
Дмитриев | Неопт. | + | ||||
Борисов | 2,1,1,0 | - | ||||
Глебова | 0, 1, 1, 1 | + | ||||
Иванова | 2, 2, 0, 0 | + | ||||
Яковлев | $4 | $4 | $4 | |||
Маринин | Неопт. | + | ||||
Алексеева | 3, 0, 0, 0 | + | ||||
Федотов | 1, 1,0,1 | - |
Примечания:
- в первом столбце таблицы указывается порядковый номер студента в соответствии с последовательностью предъявления преподавателю наборов продуктов;
- в третьем столбце указывается номер карточки с таблицей Менгера (номер варианта);
- в четвертом столбце записывается: сданный набор продуктов, если студент считает его оптимальным; либо, в противном случае, сокращение «неопт.»;
- в пятом столбце указывается полезность равновесного набора (по мнению студента). Студенты, полагающие, что сданный ими набор не оптимален, указывают максимальную полезность рассчитанного, но не «добытого» ими равновесного набора;
- в шестом столбце ставится знак «плюс» студентам, правильно определившим равновесный набор, независимо от того, «добыли» они его или нет. Студентам, не определившим равновесный набор, ставится знак «минус»;
- для студента, сдавшего 4 доллара, в столбцах 4-6 записывается знак «$4».
3. Итоги игры:
• абсолютным победителем игры стал Яковлев, сдавший $4 (5 баллов);
• пять студентов также можно признать победителями. Каждый из них верно определил и с помощью обмена «добыл» равновесный набор: Григорьев, Петрова, Антонов, Глебова, Иванова (4 балла);
• два студента верно определили равновесный набор, но не смогли произвести необходимый обмен: Дмитриев, Маринин (3 балла);
• три студента не смогли правильно определить равновесный набор: Сергеева, Борисов, Федотов. Это грубая ошибка (2 балла);
• студентка Алексеева верно определила равновесный набор, но в ходе обмена потеряла одну птицу (или доллар). Этот серьезный просчет на практике приводит к снижению полезности на большую величину, чем ошибка в определении равновесного набора (1 балл).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
III. Творческие задания
Задание 1: “Организация маркетинга”
Три фирмы продвигали свой товар на рынок. Первая фирма, благодаря своему уникальному товару, оказалась монополистом. Вторая фирма действовала в условиях конкуренции, но товар, продвигаемый на рынок большой емкости, пользовался значительным спросом и дуктов, если студент считает его оптимальным; либо, в противном случае, сокращение «неопт.»;
- в пятом столбце указывается полезность равновесного набора (по мнению студента). Студенты, полагающие, что сданный ими набор не оптимален, указывают максимальную полезность рассчитанного, но не «добытого» ими равновесного набора;
- в шестом столбце ставится знак «плюс» студентам, правильно определившим равновесный набор, независимо от того, «добыли» они его или нет. Студентам, не определившим равновесный набор, ставится знак «минус»;
- для студента, сдавшего 4 доллара, в столбцах 4-6 записывается знак «$4».
3. Итоги игры:
• абсолютным победителем игры стал Яковлев, сдавший $4 (5 баллов);
• пять студентов также можно признать победителями. Каждый из них верно определил и с помощью обмена «добыл» равновесный набор: Григорьев, Петрова, Антонов, Глебова, Иванова (4 балла);
• два студента верно определили равновесный набор, но не смогли произвести необходимый обмен: Дмитриев, Маринин (3 балла);
• три студента не смогли правильно определить равновесный набор: Сергеева, Борисов, Федотов. Это грубая ошибка (2 балла);
• студентка Алексеева верно определила равновесный набор, но в ходе обмена потеряла одну птицу (или доллар). Этот серьезный просчет на практике приводит к снижению полезности на большую величину, чем ошибка в определении равновесного набора (1 балл).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
III. Творческие задания
Задание 1: “Организация маркетинга”
Три фирмы продвигали свой товар на рынок. Первая фирма, благодаря своему уникальному товару, оказалась монополистом. Вторая фирма действовала в условиях конкуренции, но товар, продвигаемый на рынок большой емкости, пользовался значительным спросом и беспрепятственно продавался. Третья фирма попала в условия ожесточенной конкуренции на рынке покупателя.
В какой степени нужна маркетинговая служба на этих фирмах, и какие функции маркетинг мог бы выполнять на каждой из фирм?
Задание 2: “Организация маркетинга”
Назовите 5 наиболее важных факторов, способствующих внедрению на фирме комплексного маркетинга.
No п/п | Факторы | Комментарий |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Задание 3: “Организация маркетинга”
Назовите 5 отличий маркетинга крупных и мелких компаний.
Отличительная черта | Крупная компания | Мелкая компания |
Задание 4: “Маркетинговая среда”
Крупная фирма собирается открыть ресторан. Какие факторы макросреды она должна учесть?