II. Русская Православная церковь в XXI веке.
Архиерейские соборы.
1. Архиерейский собор 3 октября - 8 октября 2004 года.
Заседания проходили под руководством Святейшего Патриарха Алексия II в храме Христа Спасителя (3-6 октября) и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (7-8 октября). Собором были приняты следующие документы:
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
В документе отмечалось, что остались прошлом годы тоталитарного атеизма, прямые, откровенные гонения на веру Христову. Испытание насилием сменилось искушением свободой, которое не выдерживает. Выявились новые недруги, не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, «виртуальной» реальности, азартных и «интеллектуальных» игр. Это межнациональные, социальные, политические и даже внутрицерковные распри. Особенную тревогу вызывает распространение секуляризма в обществе, желающем строить жизнь без Бога.
Разрушение моральных устоев народа во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение. Попытки законодательного регулирования в этой области встречают серьёзное противодействие. Положение может измениться с принятием журналистами нравственных обязательств перед обществом за содержание своей работы. Участие православных священнослужителей в теле- и радиопрограммах, публикация в средствах массовой информации материалов, выражающих церковную позицию по актуальным вопросам современности, должны стать регулярными.
Для того чтобы противостоять безбожному натиску, помочь миру, стремительно движущемуся к самоуничтожению, православные люди должны жить по заповедям Христовым, делами свидетельствовать свою веру, оставаться светом миру и солью земли.
Его Превосходительству Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину
В Послании отмечается, что в стране в последние годы многое сделано для развития добрых церковно-государственных отношений. Церковью накоплен немалый опыт социальной и другой общественно значимой работы. Выражается надежда на то, что трудности, с которыми сталкивается общественно значимая деятельность Церкви, будут преодолены.
Прежде всего, это касается различных юридических и бюрократических препятствий, блокирования передачи в собственность имущества, незаконно изъятого у Церкви. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы. Необходимо усилить взаимодействие Церкви с государственными образовательными учреждениями в области подготовки педагогических кадров и разработки образовательных программ, направленных на получение учащимися объективных знаний о Православии, о роли православной культуры в становлении России.
Его Превосходительству Президенту Украины Леониду Даниловичу Кучме
В документе выражается обеспокоенность проблемой церковного раскола на Украине, который подчас пытаются использовать в политических целях. История убедительно показывает: церковные разделения ослабляют, разрушают общество и государство. В стране с сильными религиозными чувствами народа, а именно такой страной, бесспорно, является Украина, это особенно опасно. Здесь раскол может многократно усугубить политическое противостояние и поставить под вопрос единство народа.
Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко
В послании отмечается достойное, отвечающее потребностям времени развитие церковно-государственных отношений в Республике Беларусь. Выражается надежда на то, что совместные труды Церкви и государства ещё сильнее укрепят мир и процветание страны, духовное и материальное благополучие её народа.
Определение Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви
Собор с удовлетворением отметил общую тенденцию к развитию всех составляющих епархиальной и приходской жизни и утвердил решения Священного Синода об образовании Биробиджанской, Воронежской и Липецкой епархий.
Выразив тревогу по поводу духовного состояния молодого поколения, Собор указал на то, что работа с молодёжью должна быть приоритетом в деятельности всех церковных структур и каждого члена Церкви в отдельности.
Собор с удовлетворением констатировал, что в последние годы продолжало динамично развиваться православное книгоиздание. Вместе с тем, качество редакционной подготовки и полиграфический уровень изданий в некоторых издательствах остаётся неудовлетворительным. Нередко на таких изданиях стоит благословение архиерея другой епархии. В связи с этим Собор отмечает, что официальную экспертизу изданий с предоставлением соответствующего грифа осуществляет Экспертный совет при Издательском Совете Русской Православной Церкви.
Собор посчитал необходимым уделять большее внимание социальному служению на местах. В проводимых епархиями воспитательных и социальных программах рекомендовано участвовать монастырям. Монастырское служение милосердия должно проявляться в открытии богаделен для немощных и престарелых, в бесплатной медицинской помощи, в содействии при покупке необходимых пожилым людям лекарств. Монастыри, имеющие подсобные хозяйства, в меру своих сил должны оказывать людям, нуждающимся в работе, помощь в трудоустройстве. Собор обратил внимание на необходимость заботы о заштатном духовенстве, а также вдовах священнослужителей и неимущих членах их семей.
Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по вопросам демографии
Члены Архиерейского Собора констатировали: народы наших стран переживают демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении их численности. Такая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего - духовными причинами. В первую очередь это отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной.
Либеральный подход, который сегодня усиленно насаждается в нашем обществе, вступает в противоречие с взглядами Церкви на добрачные и внебрачные половые связи, аборты, контрацепцию. Пропагандируемое «планирование семьи», которое заключается в отказе от рождения детей и поощрении абортов, является пагубной практикой, ведущая не только к уменьшению численности населения страны, но и к его нравственной деградации.
Православная Церковь не признает каких-либо иных форм сожительства мужчины и женщины, кроме брака. Народ, решивший, что многодетность ведёт к нищете, а отказ от рождения детей - к материальной обеспеченности, рано или поздно не сможет более сохранять свою самобытность и культуру, эффективно хозяйствовать на своей территории и защищать её, обеспечивать нужды детей и стариков. Архиерейский Собор призвал государственную власть приложить серьёзные усилия для повышения уровня жизни молодых семей, которые с рождением детей иногда оказываются на грани выживания.
Демографический кризис усугубляется тем, что средняя продолжительность жизни у нас упала до недопустимо низкого уровня. Помимо экономических, политических и социальных факторов, ухудшения качества медицинского обслуживания и загрязнения окружающей среды, причины этого - в греховных страстях: нравственной распущенности, алкоголизме, наркомании и других пороках, которые лишают человека сил и приводят к преждевременной смерти. Грешники «не доживут и до половины дней своих», - сказал пророк Давид (Пс. 54, 24). Следует помнить, что забота о телесном здравии неотделима от нравственного возрождения.
Определение Освященного Архиерейского Собора о вопросах внешней деятельности Церкви
Собор одобрил внешнюю деятельность Русской Православной Церкви, предпринятую за межсоборный период.
В области межправославных отношений Русская Православная Церковь, твёрдо следуя данной Господом заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремиться укреплять связи с Автокефальными Православными Церквами в духе братолюбия и соборности.
Участие Московского Патриархата в межхристианских взаимосвязях основывается на понимании того, что «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим… Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, … «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15)…
Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, 1.1, 3.1).
Собор признал полезным сотрудничество с христианами иных исповеданий для совместного свидетельства о христианских ценностях перед лицом секулярного общества, отстаивания прав верующих, помощи нуждающимся и обездоленным. Наших партнёров мы призываем строить межхристианские отношения на основе взаимного уважения и братской любви, исключающей конкуренцию и прозелитизм.
Собор выразил удовлетворение развитием межрелигиозных связей нашей Церкви, включая сотрудничество в рамках Межрелигиозного совета России и создание Межрелигиозного совета СНГ.
Пристальное внимание должно быть обращено на положение чад нашей Церкви в ряде стран, где они страдают из-за общих экономических и социальных трудностей, а также вследствие предвзятого отношения по национальному или религиозному признаку. Всемерная помощь православным христианам, переживающим лишения и притеснения, должна быть правилом для всех пастырей и чад нашей Церкви, живущих в благополучных странах и регионах.
Заявление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о противодействии экстремизму и терроризму
Собор отметил, что террористические акты, потрясшие людей на всех континентах в течение последних четырёх лет, изменили мир. Русская Православная Церковь молится и скорбит о всех невинных жертвах терроризма, погибших и пострадавших в разных странах, а также искренне сострадает их родным и близким.
Питательной средой экстремизма, паразитирующего на религиозных и национальных чувствах, является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Под видом древних учений эмиссары экстремизма обычно проповедуют новые идеи, придуманные для оправдания насилия по отношению к людям другой веры. В то же время опыт религиозной жизни, опыт добрососедства и соработничества, накопленный верующими, остаётся невостребованным в национальных системах образования, воспитания и массовой информации.
Для устранения духовного и нравственного вакуума, образовавшегося в жизни народов, недостаточно только церковной проповеди. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Ответственность за это лежит на государстве, духовный смысл существования которого – в ограничении зла и поддержке добра. Настало время, когда народы наши должны вернуться к мировоззрению, основанному на твёрдых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур. Это будет лучшей прививкой, убивающей смертельный вирус экстремизма.
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви.
Собор указал на необходимость осуществлять реализацию ранее принятых решений Священноначалия Русской Православной Церкви в отношении старых обрядов. Особенно отмечена важность Деяния Поместного Собора 1971 года «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», где старые русские обряды признаются спасительными, как и новые, и равночестными им.
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью за границей.
Собор признал делом исключительной важности шаги, направленные к преодолению разделения, в течение многих десятилетий существующего в теле Русской Православной Церкви. Отмечена успешная совместная работа Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Православной Церкви за границей по переговорам с Московским Патриархатом, одобрено содержание подготовленных Комиссиями документов, представленных на рассмотрение Собора.
По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов Священному Синоду поручалось совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство двух частей разделённой Церкви.
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в отношении «Положения о Наградах Русской Православной Церкви».
Собор определил принять «Положение о наградах Русской Православной Церкви», постановил руководствоваться им всем епархиальным архиереям Русской Православной Церкви при награждении клириков и мирян.
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной Комиссии по Канонизации Святых
Собор определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена:
- Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+ 1395, память 12/25 сентября);
- Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719-1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая);
- Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября);
- Преподобного Василиска Сибирского (+ 1824, память 29 декабря/11 января);
- Преподобного Зосимы (Верховского (1768-1833, память 24 октября/6 ноября);
- Блаженного Андрея Симбирского (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря);
- Преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810-1880; память 17/30 августа);
- Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня);
- Преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября);
- Преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня);
- Блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой; 1809-1884; память 30 января/12 февраля);
- Блаженной Параскевы Дивеевской (+1915; 22 сентября/5 октября);
- Блаженной Марии Дивеевской (Фединой; +1931; 26 августа/8 сентября);
- Блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952; память 19 апреля/2 мая)
2. Архиерейский собор 24 июня - 29 июня 2008 года
Заседания Собора проходили в Храме Христа Спасителя под руководством Святейшего Патриарха Алексия II. В его деяниях впервые принимали участие епископы Русской Зарубежной Церкви (МП). Это стало возможным благодаря подписанию в Храме Христа Спасителя 17 мая 2007, в день праздника Вознесения Господня, Патриархом Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром «Акта о каноническом общении».
Пункт первый его гласил, что «Русская православная церковь Заграницей…пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви». 27 июня 2008 года Архиерейский Собор РПЦ принял поправки к Уставу РПЦ 2000 года, которые определяют РПЦЗ как одну из самоуправляемых Церквей Московского Патриархата.
Вход в Зал церковных соборов пикетировали как сторонники, так и противники епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), который с февраля 2007 года выступал с публичными осуждениями того, что он полагал отступлением «от чистоты православного вероучения». Его «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви», опубликованное в интернете и содержащее критику руководства Московского Патриархата, вызвало интенсивное обсуждение в церковной и общественно-политической среде.
Определение по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
Собор определил прославить в лике общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена:
святителя Воронежского Антония (Смирницкого; 1773–1846), установив днём его памяти 20 декабря (2 января);
святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; 1896–1966), установив днём его памяти 19 июня (2 июля);
преподобных жён игумении Иулиании (1300-1393) и монахини Евпраксии (1302-1394) Московских, установив днём их памяти 3 (16) мая.
Определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского»
Определение гласило: «За совершение канонических преступлений … епископ Диомид извергается из священного сана…. Собор призывает епископа Диомида к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния за содеянное перед всей Церковной Полнотой в лице Священного Синода на его ближайшем заседании».
На состоявшемся на следующий день заседании Священный Синод постановил уволить епископа Диомида, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор. от управления Анадырской епархией с запрещением в священнослужении.
Определение «О церковном суде»
Собор утвердил «Положение о церковном суде» и состав Общецерковного суда:
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор – председатель;
Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий – заместитель председателя;
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий;
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий;
Епископ Дмитровский Александр – секретарь.
Определение «О единстве Церкви»
Собор благодарит Господа за милость, которая была явлена к нашему народу по молитвам святых Новомучеников и всех святых земли Российской – восстановление канонического общения между двумя частями Русской Церкви. Собор выразил благодарность всем потрудившихся в великом деле воссоединения, всем, кто своей молитвой поддерживал их на пути к достижению цели.
Архиерейский Собор поддержал предложение Святейшего Патриарха учредить в Москве подворье древнейшей монашеской обители на Руси - Киево-Печерской лавры, а в Киеве - Патриаршее подворье. Были одобрены усилия, предпринимаемые Украинской Православной Церковью для преодоления раскола посредством диалога с теми, кто отпал от общения с нею.
Собор выразил солидарность с православными верующими в Молдове и Эстонии, где действиями внутренних и внешних сил нарушен церковный мир посредством создания параллельных юрисдикций Константинопольского и Румынского Патриархатов. Собор призвал эти Патриархаты «к братскому соработничеству с нашей Церковью на пути преодоления сложившихся канонических аномалий в Эстонии и Молдове, ослабляющих православное свидетельство в этих странах».
Было подчёркнуто, что угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. «Дорожа единством со всеми Поместными Православными Церквами и в особенности с Матерью-Церковью Константинопольского Патриархата, с которым многовековыми историческими узами неразрывно связано наследие Святой Руси, Собор выражает глубокую озабоченность в связи с тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и действиях некоторых представителей Святой Константинопольской Церкви».
Отталкиваясь от не разделяемого всей полнотой Православной Церкви понимания 28 правила IV Вселенского Собора («определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима»), они «развивают новую экклезиологическую концепцию, которая становится вызовом для общеправославного единства. Согласно этой концепции:
а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом;
б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния;
в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью;
г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты…;
д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию (как это произошло в Эстонии);
е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях….
Собор призывает Святейшую Константинопольскую Церковь впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство».
Определение «О внесении поправок в Устав Русской Православной Церкви»
Собор внёс в «Устав Русской Православной Церкви» поправки, связанные с подписанием «Акта о каноническом общении» и принятием «Положения о церковном суде».
Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»
Архиерейский Собор выразил удовлетворение продолжающимся возрождением церковной жизни на всей канонической территории Московского Патриархата, а также в диаспоре. Отмечая достижения, Собор одновременно считает необходимым скорректировать направления и приоритеты церковного возрождения таким образом, чтобы больше внимания уделялось духовному измерению церковной жизни, просвещению и воспитанию народа Божия, православному свидетельству в современном мире.
Собором утвердил решения Священного Синода Русской Православной Церкви и Священного Синода Украинской Православной Церкви о создании Александрийской, Бобруйской, Бельцкой, Бердянской, Кременчугской, Нежинской, Новокаховской, Северодонецкой, Уманской, Унгенской, Шепетовской епархий.
В связи с серьёзным разрывом в материальном положении различных монастырей и приходов, Собор полагает полезным создание механизмов помощи более обеспеченных монашеских и приходских общин менее обеспеченным.
Развитие церковной жизни серьёзно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности. Собор одобряет принятую Священным Синодом «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви».
Особое внимание в документе уделялось Украинской православной церкви. По данным, приведённым митрополитом Владимиром, на время работы Архиерейского собора «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10 900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несёт послушание 8 962 священнослужителя (из них 8 517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. 4 650 монашествующих подвизается в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских».
Собор высоко оценил жертвенное служение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также епископата и духовенства и констатировал факт неукоснительного роста и развития Украинской Православной Церкви, объединяющей во Христе Иисусе православных людей независимо от их политических и идеологических настроений и взглядов. Обращаясь к тем, кто вне православной церковной ограды, Собор заявил, что «Мать Церковь со скорбью, терпеливо ждёт всех оставивших её спасительное лоно. Нет греха, которого не просил бы Господь, нет вины, которую Церковь не покрыла бы своей материнской любовью».
Сознавая важность единого православного свидетельства перед лицом современного мира, Русская Православная Церковь заявляет о решимости неустанно заботиться о развитии братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами. Вместе с тем, Собор вынужден признать нынешний уровень общеправославного взаимодействия несоответствующим потребностям времени. Русская Православная Церковь подтверждает свою готовность терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие проблемы и призывает всех к неуклонному следованию по пути канонической правды.
Собор констатировал совпадение позиций с Римско-Католической Церковью по таким вопросам, как роль в обществе традиционных христианских ценностей, защита семьи, утверждение нравственности в личной и общественной жизни. В то же время Собор считает необходимым преодоление трудностей, существующих в отношениях с Католической Церковью. Среди них - ущемление прав верующих канонической Православной Церкви на западе Украины, где большинство власть предержащих составляют греко-католики, и многочисленные попытки искусственного расширения униатского присутствия во многих регионах.
Было указано, что у православных людей вызывает озабоченность и тревогу перенесение в Киев, столицу Украины, кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви, что выражает необоснованную претензию на общенациональный статус, которого уния на Украине никогда не имела. Ещё одной проблемой является миссионерская активность отдельных католических священнослужителей и монашествующих среди лиц, принадлежащих к Православию по Крещению, национальной и семейной традиции.
Немало примеров доброго сотрудничества дают контакты с протестантским миром. В то же время, будущее отношений со многими протестантскими общинами зависит от их верности нормам евангельской и апостольской нравственности, на протяжении многих веков хранимым христианами.
Собор отметил полезным для мира и согласия в обществе взаимодействие Русской Православной Церкви с общинами традиционных нехристианских религий. При этом лидеры данных общин призываются к уважению прав и свобод православных христиан и их стремления созидать личную и общественную жизнь в согласии со своей верой.