Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года.

В год празднования 2000-летия Рождества Христова 13-16 августа в зале церковных Соборов храма Христа Спас состоялся Юбилейный Архиерейский Собор. В соборных деяниях приняло участие 144 архипастыря. В первый день, 13 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков».

В докладе была дана ха­рактеристика состояния Русской Церкви на исходе второго ты­сячелетия, приведена соответствующая статистика. Число приходов ко времени открытия Соборасоставило 19 417, число монастырей - 545. Это коли­чествоособенно впечатляет, если учесть, что в 1988 году Русская Церковьимела только21 обитель.

В докладе Первосвятителя подробно освещались такие стороны церковной деятельнос­ти, как высшее и епархиальное церковное управление, пробле­мыприходской жизни, монастыри и монашество, состояние духовных школ и всей системы религиозного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Церкви, церковная печать, церковное служение молодёжи, церковная благотворительность, социальное служением, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Русской Церкви с армией и правоохранительными учреждениями.

Значительное место в докладе Святейшего Патриарха было уделено внешней деятельности Русской Церкви, её взаимоотношениям с другими поместными Православными и инославными Церквами, с иноверными религиозными общинами.

Свой доклад Святейший Патриарх Алексий II завершил представлением тех задач, которые должен был решить Собор:

- оценить состояние жизни и деятельности Русской Церкви на рубеже тысячелетий;

- совершить канонизацию Собора святых мучеников, исповедников и иных угодников Божиих;

- принять новую редакцию «Устава Русской Православной Церкви»;

- рассмотреть проект «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»;

- обсудить проект документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами и принять по нему решение.

На следующий день, 14 августа, участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание было уделено состоянию церковной жизни на Украине, омрачённой расколами, а также вопросу о статусе Украинской Православной Церкви, соответствующим аспектам межправославных, православно-католических и церковно-государственных отношений.

К моменту открытия Архиерейского Собора ситуация на Украине продолжала осложняться. В феврале 2000 года умер глава УАПЦ Димитрий (Ярема). Согласно его завещанию, обязанности главы УАПЦ должны были перейти к принятому в 1995 году в юрисдикцию Константинополя митрополиту Константину (Баган), главе Украинской православной церкви в США.

Осуществление на практике такого шага означало бы переход УАПЦ под омофор Константинопольской Патриархии. Свою озабоченность таким ходом событий высказала РПЦ. Она предупредила Константинопольский Патриархат, что возможные лишённые канонического основания меры Константинополя по принятию в свою юрисдикцию украинских раскольников неизбежно повлекут за собой возмущение со стороны верующих канонической юрисдикции УПЦ.

Во время переговоров представителей Московского и Константинопольского Патриархатов в июне 2000 года в Цюрихе представители Константинопольского Патриархата предложили провести переговоры с участием представителей УПЦ, раскольнических группировок, а также представителей государственных структур Украины.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой Константинополь и Москва заняли относительно переговорного процесса разные позиции. Если Константинопольская Патриархия считает приемлемым активное участие украинских властей в разрешении церковного украинского вопроса, то Московская Патриархия стоит на позиции, что это -вопрос внутрицерковный, а поэтому и разрешиться должен без влияния извне.

1 июня 2000 года состоялись переговоры делегации правительства Украины во главе с вице-премьером Михаилом Жулинским с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Жулинский передал устное приветствие от Президента Украины, просил Патриарха Варфоломея оказать содействие украинскому Православию в объединении и получении им автокефалии.

Святейший Варфоломей ответил, что Вселенская Патриархия однозначно заинтересована в скорейшем получении украинским Православием канонической автокефалии, которую может дать только Церковь-Мать, то есть Вселенский Патриархат, ибо, как заявил он, «Московский Патриархат такого права не имеет».

В подтверждение своего тезиса Варфоломей напомнил, что Православная Церковь в Америке, получившая статус автокефалии от РПЦ в 1970 году, Константинополем в таковом статусе до сих пор не признана. В такой же ситуации находится и Автономная Церковь Японии.

На соборном заседании 14 августа был заслушан доклад председателя сино­дальной Комиссии по канонизации святых митрополита Кру­тицкого Ювеналия. Доклад состоял из трёх частей. В первой речь шла о соборном прославлении новых мучеников и исповедников для общероссийского почитания. Вторая часть доклада была посвящена прославлению императора Николая II и других Царственных мучеников. Наконец, третья часть - канонизации дру­гих святых, живших в разные исторические эпохи.

После обстоятельной дискуссии Собор единогласно принял решение прославить для общего церковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. К Собору был причислен и ряд ранее местночтимых святых мучеников и исповедников, общим числом более 1200. В результате этой соборной канонизации сонм новопрославленных святых, по меньшей мере, троекратно превзошёл число канонизированных ранее за всю историю Церкви.

Архиерейским Собором в сонме новомучеников и исповедников Российских были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 4 (17) июля 1918 года. Архиерейским Собором было также канонизировано ещё 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды.

Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Православной Церкви к инославию». В нем, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой - признается относительная церковность и инославных Церквей настолько, насколько они сохранили наследие Древней Церкви.

15 августа участники Со­бора одобрили «Основы социальной концепции», ставшие уникальным явлением в истории Православия. Ни одна другая поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором столь целостно и пол­но была бы выражена принципиальная позиция по значимым общест­венным проблемам.

На утреннем заседании 16 августа Архиерейский Собор заслушал и обсудил доклад председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева)о деятельности в межсоборный период возглавляемого им отдела. Основными темами дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. Епископ Владивостокский Вениамин (Пушкарь) в своём выступлении подверг резкой критике дея­тельность ОВЦС, назвав при этом экуменизм «всеересью», Это вызвало возражения со стороны докладчика, а также ряда дру­гих выступивших в ходе дискуссии архипастырей.

return false">ссылка скрыта

В выступлениях, посвящённых церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Ук­раинской Церкви. Епископ Тульчинский Ипполит высказался за возвращение ей статуса экзархата. Архиепископ Черкасский Софроний предложил предо­ставить Украинской Церкви полную автономию. Её предстоятель блаженнейший митрополит Ки­евский и всея Украины Владимир (Сабодан), отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии.

Затем митрополит Смоленский Кирилл выступил с ещё одним докладом, в котором представил проект новой редак­ции «Устава Русской Православной Церкви». После детального рассмотрения документ был принят Собором с ря­дом поправок, предложенных в ходе дискуссии. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен начала 1990-х гг. Русская Православная Церковь оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде.

Она обрела свободу, но одновременно её каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах нескольких государств. Церковная жизнь в 90-е годы обнаружила, что некоторые положения прежнего Устава нецелесообразны практически, либо требовали модификации по принципиальным вопросам канонического характера. Изменено было и название документа - не «Устав управления...», а просто «Устав Русской Православной Церкви».

Главные новации Устава 2000 года заключаются в перераспределении компетенции Поместного и Архиерейского Соборов в сторону расширения полномочий последнего. Новый Устав уже не предусматривал периодичность в созыве Поместных Соборов, декларированную Уставом 1988 года, но оказавшуюся нереализованной. Устав определял различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к Русской Церкви.

Согласно ныне действующему Уставу, «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии». При этом она руководствуется в своей жизни и внутреннем управлении «Томосом патриарха Московского и всея Руси 1990 г. и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается её предстоятелем и одобряется патриархом Московским и всея Руси».

Статусом самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата в настоящее время пользуются также Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы и Эстонская Православная Церковь. В состав Русской Православной Церкви входит единственный экзархат - Белорусский, другое официальное наименование которого - «Белорусская Православная Церковь».

Собор принял также «Послание боголю­бивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам русской Православной Церкви», «Определение об Украинской Православной Церкви», «Определение о положении Православной Церкви в Эстонии» и «Определе­ние о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Рус­скойПравославной Церкви». Участники Собора направили пре­зиденту Российской Федерации В. В. Путину письмо, в котором был поставлен вопрос о возврате церковной собственности. Работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Пра­вославной Церкви завершилась вечером 16 августа.

Материалы Архиерейского собора 2000 года.

 

Через два дня, 18 августа, в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялся торже­ственный акт, посвящённый 2000-летию Рождества Христова в составе участников Собора, духовенства и мирян Москвы, вы­соких гостей, представлявших поместные Православные Церк­ви, в том числе католикоса-патриарха всей Грузии Илии II, патриарха Румынского Феоктиста, патриарха Болгарского Мак­сима.

С докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Характеризуя состояние Русской Церкви на исходе второго тысяче­летия христианской истории, предстоятель Русской Церкви сказал: «Духовное возрождение, переживаемое нашим наро­дом, очевидно для всех. Русская Церковь сумела восстановить тысячи разрушенных и осквернённых храмов, возродить сис­тему общедоступного православного образования, развернуть программу социального служения, занять подобающее ей место в системе общественных отношений. Но главное совер­шающееся на наших глазах чудо Божие состоит в обретении веры и обращении ко Христу Спасителю миллионов наших соотечественников».