Организация бухгалтерского учета
Под организацией бухгалтерского учетапонимается осуществление созданным аппаратом учетного процесса для достижения целенаправленной деятельности.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, который в зависимости от учетной работы может:
1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
2. Ввести в штат должность бухгалтера.
3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации или бухгалтеру – специалисту.
4. Вести бухгалтерский учет лично.
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм ее связи с отдельными частями предприятия решается вопрос о централизации или децентрализации учета.
При централизации учетный аппарат предприятия сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и др.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
При децентрализации учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям предприятия, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов и отделов. Главная бухгалтерия производит сведение цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации.
Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразно распределить труд между работниками. Поэтому децентрализация допускается лишь в очень крупных организациях.
В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой в производственных подразделениях кроме составления первичных документов предусмотрены аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, учет производственных затрат, исчисление фактической себестоимости изделий и др. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и не должна входить в состав другой службы предприятия.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий предприятия и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Она должна отражать специфические особенности организации и технологии производства; обеспечивать взаимодействие между структурными подразделениями и исполнителями; не допускать дублирования и параллелизма в работе структурных подразделений; быть максимально простой и компактной; обеспечивать руководство предприятия всей информацией, необходимой для контроля и управления производством при минимальных затратах на функционирование бухгалтерии.
В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штатная) и комбинированная (функциональная).
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура применяется на небольших предприятиях численностью аппарата бухгалтерии до 7-9 человек.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами.
Распоряжения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ.
В состав бухгалтерии входят следующие службы:
1. Материальная, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования.
2. Группа учета оплаты труда (расчетная), осуществляющая учет затрат труда работников, исчисление заработной платы, контроль за использованием Фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятия, бюджетом, фондом социального страхования и др. внебюджетными фондами.
3. Производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость, составляет отчетность о производстве.
4. Учета готовой продукции на складах и ее реализации.
5. Общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.
Кроме того, в состав бухгалтерии входят отделы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
При комбинированной организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям структурных подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетентности.
Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в особо крупных предприятиях и в производственных объединениях.
Важный этап разработки структуры бухгалтерии – формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.
Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю. При освобождении главного бухгалтера от работы производится сдача дел, в процессе которой проверяется состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем.
Главному бухгалтеру предоставляется право подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи ТМЦ и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.
За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.