Основные правила анализа росписи (по методике проф. Зазыкина В.Г.)
1. Подпись неразборчивая, сложная, с обилием волнистых и запутанных линий. Это наглядное свидетельство переменчивости, стремлении жить для себя, возможно, ненадежности и эгоистичности. Бывает, что это проявление завышенной самооценки, подчеркивание своего статуса, «государственности».
2. Простая, но не без эффекта - человек знает себе цену, он целеустремленный, с немалыми способностями, у него взвешенные самооценка и самоотношение, оказывать на него влияние непросто.
3. Очень простая - скорее всего это недооценка своей значимости, хотя для этого может и не быть достаточных оснований, открытость. Такие люди - хорошие и добросовестные исполнители, не претендующие на многое. Правда, это может быть свидетельством и демонстративное поведения, особенно когда сильно выписана начальная буква. Бывает, что автограф сильно упрощается, если за день приходится расписываться много раз. При этом, кстати, снижается и самооценка.
4. Если в подписи есть точка и характерный штрих в конце фамилии, это свидетельство осторожности, недоверчивости и даже подозрительности. Если же две точки, то это очень высокая подозрительность, такой человек редко кому верит на слово (например, у И.В.Сталина в автографе было две точки).
5. Подпись по диагонали вверх - стремление изменить свое положение в обществе, повысить свой статус. Чем больше угол «атаки», тем сильнее выражена амбициозность.
6. Подпись размашистая, занимающая много места - стремление подчеркнуть свой статус, свои возможности, даже расширить их. Такие люди не могут мириться с обыденными «средними» условиями жизни и незначительным положением.
7. Если в автографе содержится начальная буква имени - стремление подчеркнуть свою значимость, несколько завышенная самооценка, что, в общем, неплохо. Если же имеются начальные буквы имени и отчества, самооценка, скорее всего, неадекватная.
8. Если почерк имеет наклон в одну сторону, а человек при этом пишет с наклоном в другую (чаще всего влево) - это признак упрямства.
9. Наличие в конце подписи подчеркивающих дуг, штрихов, злоупотребление ими, говорит о желании выделиться, обратить на себя внимание, нарочитости поведения. Волнистость в начертании характерна для людей, отличающихся изворотливостью.
10. Автограф в деловом письме «наезжает» на должность или фамилию, то это свидетельствует о недостаточном самоконтроле, склонности действовать импульсивно.
11. Близость автографа к должности говорит о том, что она, что называется, «греет». Близость же к фамилии может свидетельствовать об обратном.
12. Если автограф начинается с букв больших размеров, а заканчивается очень маленькими буквами, то это признак неуверенности со стремлением контролировать ситуацию.
13. Очень маленькие буквы автографа говорят об осторожности или скупости.
14. Раздельное написание букв свидетельствует о рассудительности.
15. То, что человек просто пишет свою фамилию полностью и разборчиво, говорит о высокой нормативности поведения - ничего лишнего, что могло бы как-то его скомпрометировать, он себе не позволит.
16. Наличие резких энергичных вертикальных линий - признак доминантности.
17. Если подпись напоминает «заборчик» (ровный ряд угловатых и одинаковых знаков) - педантичность и конфликтность.
18. Маленький автограф свидетельствует об осторожности или скупости, большой - о стремлении продемонстрировать свой статус.
19. Росчерк. Многое зависит от его вида. Волнистый, запутанный, сложный - нескромность, самодовольство. Прямой и энергичный - решительность и целеустремленность. Росчерк, закрывающий фамилию или ее часть, действительно говорит о скрытности. Росчерк, перечеркивающий фамилию, - индикатор внутриличностного конфликта, некоторого самоотрицания.
Джеймс Раскинвыделяет для анализа подписи более сорока признаков. Ниже приведены основные признаки.
1. Размер подписи:
а) размашистая – глобальное системное мышление;
б) компактная – конкретное мышление.
2. Длина подписи:
а) длинная – способность глубоко вникать в суть проблем; усидчивость, излишняя придирчивость и занудство;
б) короткая – способность быстро схватывать суть событий; неспособность к монотонной работе.
3. Тип подписи:
а) округлая – мягкость, доброта, уравновешенность:
б) угловатая – нетерпимость, раздражительность, резкость, независимость, честолюбие, упрямство.
4. Расстояние между буквами:
а) значительное – щедрость, транжирство;
б) «плотная» подпись – экономность, скупость (особенно, если буквы мелкие).
5. Присутствие я надписи различных элементов:
а) круг – зацикленность на проблемах и идеях;
б) петельки – осторожность, упрямство;
в) рисунки – творческое мышление;
г) комбинирование элементов – стремление оптимизировать свою деятельность.
6. Наклон подписи:
а) влево – своенравность, ярко выраженный индивидуализм;
6) вправо – сбалансированность характера, способность к пониманию;
в) прямой наклон – сдержанность, прямолинейность, ум;
г) разнотипный наклон – скрытность, неискренность;
д) «лежащие» буквы – наличие серьезных психологических проблем.
7. Направление заключительного штриха:
а) вверх – оптимизм;
б) вниз – склонность к пессимизму;
в) прямо – сбалансированный характер.