Основные правила анализа росписи (по методике проф. Зазыкина В.Г.)

1. Подпись неразборчивая, сложная, с обилием волнистых и запутанных линий. Это наглядное свидетельство переменчивости, стремлении жить для себя, возможно, ненадежности и эгоистичности. Бывает, что это проявление завышенной самооценки, подчеркивание своего статуса, «государственности».

2. Простая, но не без эффекта - человек знает себе цену, он целеустремленный, с немалыми способностями, у него взвешенные самооценка и самоотношение, оказывать на него влияние непросто.

3. Очень простая - скорее всего это недооценка своей значимости, хотя для этого может и не быть достаточных оснований, открытость. Такие люди - хорошие и добросовестные исполнители, не претендующие на многое. Правда, это может быть свидетельством и демонстративное поведения, особенно когда сильно выписана начальная буква. Бывает, что автограф сильно упрощается, если за день приходится расписываться много раз. При этом, кстати, снижается и самооценка.

4. Если в подписи есть точка и характерный штрих в конце фамилии, это свидетельство осторожности, недоверчивости и даже подозрительности. Если же две точки, то это очень высокая подозрительность, такой человек редко кому верит на слово (например, у И.В.Сталина в автографе было две точки).

5. Подпись по диагонали вверх - стремление изменить свое положение в обществе, повысить свой статус. Чем больше угол «атаки», тем сильнее выражена амбициозность.

6. Подпись размашистая, занимающая много места - стремление подчеркнуть свой статус, свои возможности, даже расширить их. Такие люди не могут мириться с обыденными «средними» условиями жизни и незначительным положением.

7. Если в автографе содержится начальная буква имени - стремление подчеркнуть свою значимость, несколько завышенная самооценка, что, в общем, неплохо. Если же имеются начальные буквы имени и отчества, самооценка, скорее всего, неадекватная.

8. Если почерк имеет наклон в одну сторону, а человек при этом пишет с наклоном в другую (чаще всего влево) - это признак упрямства.

9. Наличие в конце подписи подчеркивающих дуг, штрихов, злоупотребление ими, говорит о желании выделиться, обратить на себя внимание, нарочитости поведения. Волнистость в начертании характерна для людей, отличающихся изворотливостью.

10. Автограф в деловом письме «наезжает» на должность или фамилию, то это свидетельствует о недостаточном самоконтроле, склонности действовать импульсивно.

11. Близость автографа к должности говорит о том, что она, что называется, «греет». Близость же к фамилии может свидетельствовать об обратном.

12. Если автограф начинается с букв больших размеров, а заканчивается очень маленькими буквами, то это признак неуверенности со стремлением контролировать ситуацию.

13. Очень маленькие буквы автографа говорят об осторожности или скупости.

14. Раздельное написание букв свидетельствует о рассудительности.

15. То, что человек просто пишет свою фамилию полностью и разборчиво, говорит о высокой нормативности поведения - ничего лишнего, что могло бы как-то его скомпрометировать, он себе не позволит.

16. Наличие резких энергичных вертикальных линий - признак доминантности.

17. Если подпись напоминает «заборчик» (ровный ряд угловатых и одинаковых знаков) - педантичность и конфликтность.

18. Маленький автограф свидетельствует об осторожности или скупости, большой - о стремлении продемонстрировать свой статус.

19. Росчерк. Многое зависит от его вида. Волнистый, запутанный, сложный - нескромность, самодовольство. Прямой и энергичный - решительность и целеустремленность. Росчерк, закрывающий фамилию или ее часть, действительно говорит о скрытности. Росчерк, перечеркивающий фамилию, - индикатор внутриличностного конфликта, некоторого самоотрицания.

Джеймс Раскинвыделяет для анализа подписи более сорока признаков. Ниже приведены основные признаки.

1. Размер подписи:

а) размашистая – глобальное системное мышление;

б) компактная – конкретное мышление.

2. Длина подписи:

а) длинная – способность глубоко вникать в суть проблем; усидчивость, излишняя придирчивость и занудство;

б) короткая – способность быстро схватывать суть событий; неспособность к монотонной работе.

3. Тип подписи:

а) округлая – мягкость, доброта, уравновешенность:

б) угловатая – нетерпимость, раздражительность, резкость, независимость, честолюбие, упрямство.

4. Расстояние между буквами:

а) значительное – щедрость, транжирство;

б) «плотная» подпись – экономность, скупость (особенно, если буквы мелкие).

5. Присутствие я надписи различных элементов:

а) круг – зацикленность на проблемах и идеях;

б) петельки – осторожность, упрямство;

в) рисунки – творческое мышление;

г) комбинирование элементов – стремление оптимизировать свою деятельность.

6. Наклон подписи:

а) влево – своенравность, ярко выраженный индивидуализм;

6) вправо – сбалансированность характера, способность к пониманию;

в) прямой наклон – сдержанность, прямолинейность, ум;

г) разнотипный наклон – скрытность, неискренность;

д) «лежащие» буквы – наличие серьезных психологических проблем.

7. Направление заключительного штриха:

а) вверх – оптимизм;

б) вниз – склонность к пессимизму;

в) прямо – сбалансированный характер.