Классическая административная школа управления (1920 – 1950)

Авторы, которые считаются создателями классической административной школы управления, имели непосредс­твенный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль (1841— 1925), с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля.

Главной заботой представителей классической школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведёт к успеху. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Анри Файоля (1841 – 1925), Линдолла Урвика (1891 – 1983).

В СССР классическая школа управления также нашла свое продолжение и развитие. В 20-е годы XX в. идеи научного управления развивали такие ученые, как А.А. Богданов, Н.А. Витке, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев. Были созданы научные организации и институты научной организации труда,развернулась активная исследовательская деятельность в области управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Одна из важнейших разработок этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производствен­но-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственно-партийных органов.

Классическая административная школа управления (1920-1950):

А. Файоль «Общее и промышленное администри­рование» (1930).

Вильбуа и Ванюксан «Экспериментальное адми­нистрирование» (1931).

Вклад А. Файоля в развитие науки управления:

• рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных операций;

• предложил формализованное описание работы управляющих;

• сформулировал систематизированную теорию уп­равления всей организацией;

• создал систему универсальных принципов управле­ния;

• сформулировал общие функции управления.

Слабые стороны учения А. Файоля:

• невнимание к социальным аспектам управления;

• невнимание к человеческому фактору на предприятии;

• освоение новых видов работ на основе личного опы­та, а не с применением научных методов.

Целью классической административной школы было создание универсальных принципов управления. Многие из принципов управления, изложенных А. Файолем, до сих пор актуальны и практически полезны, несмотря на изме­нения в производстве и управлении, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Принципы управления Анри Файоля:

1. Разделение труда — специализация работ, необходи­мая для эффективного использования рабочей силы. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность — каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться услови­ям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4. Единоначалие - работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий — все действия, имеющие оди­наковую цель, должны объединяться в группы и осущест­вляться по единому плану.

6. Подчиненность личных интересов общим - интере­сы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы.

7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

8. Централизация - естественный порядок в органи­зации, имеющей управляющий центр. В настоящее время наиболее актуальным является вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации управления. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорци­онально ответственности.

9. Скалярная цепь«цепь начальников» — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровня­ми иерархии управления, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена.

10. Порядок — всё и все на своем месте, рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем ра­бочем месте.

11. Справедливость — установленные правила и со­глашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях иерархии управления, сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала — стабильность рабочего места для персонала, установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность ор­ганизации.

13. Инициатива — поощрение работающих к выработке творческих, инновационных суждений и предложений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

14. Корпоративный дух«в единении — сила» — гармо­ния интересов персонала и организации, единство усилий.

Основная направленность работ Гаррингтона Эмерсонапо­вышение производительности труда не рабочих, а управленцев. Он считал, что основной причиной, по которой расточаются при­родные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация. Он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эффективность – понятие, введённое им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.

Сформулированные Эмерсоном двенадцать принципов управления и сейчас не потеряли своей актуальности:

- Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентированные и согласо­ванные цели участников производственного процесса позволяют до­биться выдающихся результатов. Несогласованность целей приводит к большим потерям;

- Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за его объемом, не стремление вложить в дело больше капита­ла, а разумная организация производства, решение проблем органи­зации на основе здравого смысла;

- Компетентная консультация. Эмерсон предлагал организовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой ре­комендаций по совершенствованию управления во всех подразделе­ниях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию ро­ли менеджмента на современном предприятии;

- Дисциплина. Должны существовать инструкции, которые каждый ра­ботник должен знать и выполнять. Отклонение от них - шаг в сторо­ну анархии;

- Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспе­чены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации, хорошие отношения на производстве. Ра­ботники должны тщательно отбираться с учетом внутренних склонно­стей и способностей;

- Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон по­лагал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность, может достигнуть высокой производительности;

- Диспетчирование. Диспетчирование — часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже неспланированную рабо­ту, чем планировать работу и не диспетчировать ее;

- Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определе­ние рациональных трудовых норм должно производиться на основа­нии хронометража всех операций, эффективного планирования, уча­стия таких специалистов, как психологи, физиологи и т. д. Часто сдельная система оплаты, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не оправдывают себя.

- Нормализация условий. Она необходима для точного и полного учета, а также при планировании работ. Нормализация обеспечивает про­гнозирование будущего на основании знания настоящего;

- Нормирование операций. Способствует, с одной стороны, стандартиза­ции производственного процесса, что позволяет внедрять автоматиза­цию, а с другой — нормированию времени на выполнение операций;

- Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону, сборник стандартных письменных инструкций является кодификацией законов и деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно. Мнение, что стандартные инст­рукции убивают инициативу, ошибочно. Наоборот, выполнение ру­тинных операций самым быстрым и легким способом освобождает мозг работника для рационализаторства и разработки новых приемов работы;

- Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников, помимо опла­ты труда, целесообразно использовать и другие формы.

Большим вкладом школы научного управления ста­ла разработка новых прогрессивных систем оплаты труда работников, внедрение которых привело к существенному росту производительности труда.

В СССР, как уже указывалось, так же проводились исследо­вания которые можно отнести к административной школе управления. Так, А. А. Богданов, в своей работе «Всеобщая организационная наука» (1913 — 1917 гг.) считал, что все виды управления в природе, обществе, тех­нике — имеют общие черты. Он пытался создать «особую органи­зационную науку», определить ее предмет, законы, основные кате­гории. Ряд понятий, разработанных Богдановым, применяется для построения математических моделей экономических процессов и при решении планово-экономических задач.

Другой представитель отечественной школы — А. К. Гастев, под­черкивал, что «попытки создания так называемой организационной науки вне связи с конкретными тенденциями машинизированного массового производства неминуемо обрекаются на неудачу». Ос­новное внимание в своих работах он уделял рациональной органи­зации и культуре труда, заложил основу комплексного подхода к теории управления. П. М. Керженцев понимал научную организа­цию труда как изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы. Вместе с тем, он исследовал только управление людьми, коллективами, не­зависимо от сферы их деятельности.

В отечественной литературе уделяли немало внимания разработке принципов управления. Так, в монографии «Теория управления со­циалистическим производством» выделено 10 принципов:

1. Принцип демократического централизма;

2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства;

3. Принцип планового ведения хозяйства;

4. Принцип материального и морального стимулирования труда;

5. Принцип научности управления;

6. Принцип ответственности;

7. Принцип правильного подбора и расстановки кадров;

8. Принцип экономичности и эффективности;

9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориаль­ного управления;

10. Принцип преемственности хозяйственных решений.

Из приведенных принципов видно, что объективно теория управ­ления развивалась параллельно как в нашей стране, так и на Западе, естественно с учетом специфических условий — у нас в условияхкомандно-административной системы, на Западе в усло­виях рыночных отношений.