Затраты и потери рабочего времени

Касаясь затрат и потерь рабочего времени нельзя не вспомнить удивительные слова русской поэтессы А.Ахматовой:

Но как нам быть с тем ужасом, который

Был бегом времени когда-то наречен...

Менеджеру необходимо постоянно следить за своим вре­менем, но не за стрелками на часах; не тратить время да­ром: это тот материал из которого создана жизнь (из фильма «Унесённые ветром»).

Соотношение стратегических, тактических и оператив­ных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего зве­на рекомендуется [16] принимать равным 6:2:2, а в структу­ре менеджера низшего звена — 1:2:7, т.е. руководитель дол­жен больше заниматься формированием стратегий, а мас­тер — их исполнением.

Первые пять дней недели, с понедельника по пятницу включительно, менеджеру следует работать, чтобы не от­стать от конкурентов. А по субботам и воскресеньям ему надо стараться их обойти.

Это как должно быть. На практике всё выглядит несколь­ко иначе. По наблюдениям Г.Минцберга, менеджер в сред­нем лишь один раз в два дня может на полчаса заняться зап­ланированной работой, так чтобы никто его при этом не от­влекал. Остальное время он находится в вихре событий и потоков информации, ему приходится постоянно переклю­чаться на новые вопросы, изворачиваться и принимать на ходу решения, полагаясь на непроверенную информацию (слухи и сплетни) больше, чем на отчёты и доклады. Таким образом, резервы для приведения в соответствие своей ра­боты с требованиями менеджмента есть. Надо только иначе организовать свою работу. Недооценка роли организации рабочего дня, рабочей не­дели, рабочего места руководителя привела к тому, что в управленческой деятельности производительность труда за последние полвека возросла только в 2-3 раза, в то время как на производстве она выросла в 30 раз.

Главной задачей оптимальной организации рабочего дня, недели, рабочего места является повышение производитель­ности труда руководителя, экономия его физической и ум­ственной энергии.

На рабочем месте должно быть предусмотрено естествен­ное боковое освещение. Если окно находится с южной сто­роны, необходимо предусмотреть жалюзи или шторы.

Умственный труд допускает шумовые нагрузки не более 40дБ (тихий разговор), поэтому должны быть предусмотре­ны двойные двери и окна. Ковёр на полу, комната отдыха — не излишество, а необходимость.

.Повышению производительности труда способствует рациональное цветовое оформление. Цветовой интерьер в психике человека вызывает множество разных чувств, не исследованных до конца. Известно, что светло-голубые тона кажутся холодными, зелёный цвет относится к оптималь­ному для глаз, действует успокаивающе, благотворно влия­ет на психику. Шум в таких помещениях не воспринимает­ся так остро, как, например, в помещениях с красной окрас­кой. Помещение, окрашенное в светлые тона, кажется шире, создаётся зрительное впечатление большой площади.

Благоприятные климатические условия обеспечиваются применением систем кондиционирования.

Работать менеджер должен не с утра до ночи, а с умом.

Хорошо если менеджер обладает так называемым каче­ством вертолёта. Это способность приподняться над мело­чами жизни, суметь посмотреть со стороны, что же проис­ходит с организацией, а затем вернуться к каждодневным заботам руководителя. Надо отметить, что это очень редкое качество. Большинство умеющих заглянуть вперёд менед­жеров оказываются плохими руководителями в рутинных, каждодневных ситуациях. С другой стороны, есть много менеджеров, великолепно решающих практические вопро­сы, но страдающих «близорукостью». Потому-то группаизтрёх (двух) руководителей лучше, чем один начальник.

Т.Питерс предложил 45 правил для менеджеров. Некото­рые из них следующие:

• специализация (создание ниш), дифференциация;

• высокое качество;

• одержимость сервисом;

• поддержка тех, кто потерпел неудачу, поощрение тех, кто хорошо разобрался в своих ошибках;

• инновации как стиль жизни каждого сотрудника орга­низации;

• постоянное уменьшение числа уровней управления организацией;

• предоставление гарантий трудоустройства ключевым работникам;

• последовательность во всех делах как внутри органи­зации, так и за её пределами.

Известный американский специалист по менеджменту П.Друкер, анализируя работу менеджеров, определил основ­ные причины их неудач, которые вполне подходят и для рос­сийских менеджеров. Ниже приведены основные из них.

1. Стремление получения материальных выгод в ущерб интересам дела или сотрудников.

2. Стремление к внешним атрибутам, символам власти (шикарный дом или дача в престижном районе, каби­нет, обставленный как дворец султана, дорогой авто­мобиль).

3. Забота о собственной карьере, положении в ущерб интересам дела или сотрудников. Присвоение себе зас­луг подчинённых.

4. Сокрытие своих чувств, эмоций от сотрудников.

Умение стать искусным слушателем — одно из самых важных требований, предъявляемых к менеджеру.

 

Организация взаимоотношений с сотрудниками

При организации взаимоотношений с сотрудниками хо­рошо помнить наставление Екклесиаста: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время? Хорошо, если ты будешь дер­жаться одного и не отнимать руки от другого; потому что, кто боится Бога, тот избежит всего того. Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе». [Еккл., 7,16-19].