Функции управления, их классификация, непрерывная связь и взаимосвязь
Итак, многие лица в организации занимаются управлением. Управлять — значит предвидеть. Под управлением понимается особый вид деятельности, определённый тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых при этом находится в положении субъекта управления, а второй — в положении объекта управления.
Как процесс управление — это совокупность действий (выполнение функций, использование методов и др.), ведущих к образованию и усовершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Механизм управления включает цели, функции, принципы, методы, а также технические средства управления. Содержание управления раскрывается в его функциях, возникающих в результате разделения и специализации труда в сфере управления, как особого вида деятельности.
Слово функция происходит от латинского Гипспо, что значит исполнение, осуществление. Таким образом, функции управления это исполнение, осуществление управления.
Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы:
— производственные;
— управления производством;
— управления управленческой деятельностью.
К производственным (функциям относятся функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства.
К функциям управления относятся функции по планированию, прогнозированию, организации, координации, стимулированию и контролю деятельности работников, занятых в основном, вспомогательном и обслуживающем производствах. Это функции управления производством, персоналом, инновационной, внешнеэкономической деятельно-
1?стью, бухгалтерским учётом и т.п.
? К функции управления управленческой деятельностью относится функции стратегического управления, аудит системы управления и консультационная деятельность.
Производственные функции выполняют рабочие, техники, инженеры, секретари, референты, конструкторы, технологи, инспекторы, бухгалтеры и др., именуемые специалистами. Эти функции изучаются дисциплиной «Менеджмент операций».
Функции управления производственными функциями выполняют менеджеры. Это мастера участков, бригадиры, руководители групп или проектов, другие работники, имеющие в своём подчинении специалистов, действия которых они направляют своими решениями.
Функции управления управленческой деятельностью выполняют руководители. Они имеют в своём распоряжении менеджеров и направляют их деятельность в соответствии с целями и миссией организации. В маленьких организациях руководители могут дополнительно выполнять функции и менеджеров, и специалистов.
Функции управления производством и управления управленческой деятельностью объединяются и называются функциями управления. Дать исчерпывающий перечень функций управления затруднительно. Полезность, необходимость функции должна быть критерием для её дальнейшего рассмотрения. Среди наиболее полезных легко можно выделить основные, главные функции управления: планирование, организация, мотивация, ; координация и контроль. Рассмотрим отдельно каждую из них.
Планирование — функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности, необходимые для
этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Сам процесс планирования в целом основывается на понимании менеджером сущности предстоящей деятельности. Аристотель писал по этому поводу: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечных целей и 2) отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели». Нужно иметь в виду, что
1) планирование является деятельностью высшего порядка, которое всегда приводит к улучшению состояния организации;
2) постоянное принятие разного рода решений не заменяет собой планирования;
3) каждому члену организации должна быть предоставлена возможность внести свой вклад в разработку плана, особенно стратегического.
Функция планирования в современных организациях осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегический уровень планирования оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации. Оперативное (годичное, квартальное и т.п.) планирование исходит из стратегического, но строится достаточно детально и точно. Среди оперативных планов выделяется годовой план. Это оперативный документ, согласно которому по каждому направлению деятельности организации определяется планируемый объём деятельности, сумма капитальных вложений, разрабатываются графики выпуска и реализации видов продукции и т.п. Годовой план детализируется поквартально и помесячно.
Начальным элементом планирования является определение общей цели существования организации, или миссии организации. Это вопрос может показаться до такой степени очевидным, что выглядит наивным. Действительно, у всех опрошенных автором руководителей российского бизнеса этот вопрос вызвал неподдельное удивление, улыбку и одинаковый ответ: «Для получения прибыли». Но прибыльэтополностью внутренняя проблема организации или предпринимателя без образования юридического лица, а выжить организация или предприниматель может только удовлетворяя какую-то потребность общества, т.е. потребность, находящуюся вне организации. Чтобы получить прибыль, необходимую для выживания, организация должна анализировать среду, в которой функционирует. Такой анализ пред-. полагает ответы, по меньшей мере, на два вопроса.
1) Кто является клиентами организации?
2) Какие потребности наших клиентов организация может удовлетворить?
Концепция миссии это нечто другое. Генри Форд определял миссию своей фирмы как представление среднему классу дешёвого транспорта и отмечал, что если кто-то удовлетворяет эту потребность, то прибыль появится сама собой. Неправильный выбор миссии любой организации может привести к губительным последствиям. Например, определение миссии Министерства по налогам и сборам Рое-: сии как сбор максимального количества средств привело к тому, что в настоящее время пошить штаны в Турции, привезти их в Россию и продать в Ростове выгоднее, чем сшить их же и продать в Ростове. Умозаключения о том, что русские не желают заниматься бизнесом — просто разглагольствования людей, не знающих истории своей страны (в лучшем случае). Не прошло и ста лет с того времени, когда русские представляли преимущественно торгово-промышленный класс, или дух предприимчивости по всей России. Сегодня же многие вынуждены сдавать лицензии и переносить свой бизнес в тень, обманывая тем самым самих себя, или обращаться с протянутой рукой в органы социальной защиты. А дух предпринимательством в России сегодня заняты часто нерусские.
Другой пример касается авиаперевозок. Многие транспортные авиакомпании пришли в упадок т.к. считали, что их миссия состоит в том, чтобы быстрее доставить груз клиента. На самом деле стремление клиента состоит в желании снизить затраты на перевозку товара.
Схематичная модель представления миссии организации, получившая название Эшриджской модели, рассматривает миссию организации по четырём параметрам: цели, Стратегии, ценности и стандарты поведения (методы управления, обычаи).
Рис.1
Рассмотрим миссии двух компаний: Hanson и Hewlett-Packard. Hanson верит, что нужно заботится о доходах акционеров, а ценности Hewlett-Packard совсем другие.
Следующим шагом является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемого, опять-таки, в тесном взаимодействии с окружающей средой. Они (прогнозы) дают возможность ответить на три жизненно важных для организации вопроса:
1) какую деятельность продолжить;
2) какую деятельность начать;
3) какую деятельность прекратить.
Ни одна организация не может вечно полагаться на своих нынешних клиентов, свой нынешний бизнес. В мире ничто не вечно, кроме перемен.
С помощью прогнозов на будущее и стратегических планов организуется работа предприятия.
Рис.2. Обобщенная модель фирмы Hanson
Рис.3. Модель миссии Hewlett-Packard
Планирование, даже формальное, сулит немало выгод. Во-первых, планирование поощряет менеджеров постоянно мыслить перспективно. Во-вторых, оно заставляет организацию четче определять свои задачи и политические установки. В-третьих, оно ведёт к установлению показателей деятельности для последующего контроля. И, в-четвёртых, делает организацию более подготовленной к внезапным переменам.
Организация— функция управления, задачей которой является формирование структуры объекта, а также обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Её цели — формирование субъекта и объекта управления, установление конкретных параметров, режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними.
Особенность этой функции управления по сравнению с другими состоит в том, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность действия всех других функций.
Посредством организации соединяются люди и подразделения в единый механизм. Однако это соединение не случайно, а подчинено целесообразности, подчинено минимизации затрат на управление при допустимой отдаче.
Средством, при помощи которого устанавливаются отношения между различными уровнями структуры объекта, является делегирование полномочий. Делегирование— передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них. Сущность управления, по замечанию классика менеджмента Ф.Мейо, состоит в умении добиться выполнения работы другими. Поэтому делегирование, по сути, это акт, который превращает человека в руководителя, в менеджера, а потому для управления имеет фундаментальное значение. Несмотря на это, делегирование полномочий является одной из наиболее неправильно применяемых и непонятых концепций управления.
У нас подчас, если человек может добиться выполнения работы другими — значит он уже может быть руководителем, менеджером. Но добиться при помощи приказа или под дулом — это совсем не менеджмент, да, вообще говоря, и не руководство. Такие способы называются иначе.
Полномочия есть ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять её сотрудников на выполнение определённых задач. Не следует путать полномочия с властью. Полномочия это только делегированные, ограниченные, присущие данной должности то или иное право. Власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть и полномочия, можно иметь власть, не имея полномочий, но нельзя иметь полномочия, не имея власти.
Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает должность. Кроме того, согласно принципу единоначалия, менеджер должен не только получать полномочия от одного начальника, но и отвечать только перед этим человеком. Вероятно, это старейшая установленная функция - управления, т.к. Библия утверждает, что человек должен иметь только одного хозяина («Да не будет у тебя других богов...», или более известное: двум богам служить нельзя).
Формы и методы реализации организации, как функции управления, весьма разнообразны. Прежде всего, следует отметить выдвинутую ещё Ф.Тейлором форму рационализации организационной деятельности, в основе которой лежало оптимальное распределение административных функций и ответственности между звеньями управленческого аппарата. Нарушение оптимального распределения функций и ответственности ведёт к возникновению сложных проблем. Впервые она была решена, вероятно, библейским Ифором, тестем Моисея, что нашло отражение в книге «Исход». Напомним эту поучительную историю. Моисей никому не делегировал судейские полномочия, но сам судил людей. И люди стояли перед Моисеем с утра до вечера, а Моисей тонул во второстепенных делах. Для высвобождения себя Моисей, по совету Ифора, высмотрел способных людей и поставил их десяти-, сто-, тысяче- начальниками. Они судили людей, а наиболее сложные и важные вопросы передавали вышестоящему начальнику.
Здесь сразу возникает вопрос, а сколько человек может быть у начальника при эффективном управлении, т.е. какова должна быть норма управляемости? Экспериментально установлено, что наилучшей является норма от 7 до 10 человек.
Существенный вклад в исследование проблем организации как функции управления внёс М.Вебер. По М.Веберу, организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединены в процессе работы, с распределением и закреплением за каждым членом определённых функций для наиболее эффективной деятельности всей организационной системы. У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации, кроме того, совпадение её целей с целями каждого его члена.
На сегодняшний день накоплен определенный опыт реализации этой функции управления. В ней выделены, например, такие направления, как рациональное разделение и изучение потоков информации, используемых при подготовке и принятии решений; механизм обоснования, принятия, изменения целей; механизм выявления расхождений между действительными и декларируемыми целями организаций;
мотивация деятельности управленческого персонала; разрешение внутрисистемных конфликтов и т.д.
Организация как функция управления предполагает сочетание методов убеждения и принуждения в процессе воздействия на отдельных сотрудников, социальные группы, хозяйственные организации:
Мотивация. Этот термин произошел от латинского moveo, что значит движение. В менеджменте под мотивацией понимают функцию управления, имеющей цель активизировать работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Другими словами мотивация это то, что заставляет человека действовать и вести себя нужным образом.
Человек делает то или не делает это по причине наличия мотивов. Датский учёный-психолог К.Б.Мадсен выделяет девятнадцать основных мотивов человека, которые он подразделяет на четыре группы.
I. Органические мотивы:
.1-) голод;
2) жажда;
3) половое влечение;
4) материнское чувство;
5) ощущение боли;
6) ощущение холода;
7) ощущение жары;
8) анальные потребности (выделения);
9) потребность дышать;
II. Эмоциональные мотивы:
10) страх или стремление к безопасности;
11) агрессивность или бойцовские.качества;
III. Социальные мотивы:
12) стремление к контактам;
13) жажда власти (отстаивание своих притязаний);
14) жажда деятельности;