Иерархия факторов, влияющих на выбор методов
Фактор | Влияние | Место |
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть........................................................ | 0,90 | |
Уровень мотивация обучения............................................. | 0,86 | |
Реализация принципов, закономерностей | 0,84 | |
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать...................................................... | 0,80 | |
Количество и сложность учебного материала .................. | 0,78 | |
Уровень подготовленности учащихся................................ | 0,70 | |
0,65 | ||
Возраст. Работоспособность учащихся.............................. | 0,62 | |
Сформированность учебных навыков. Учебная | 0,60 | |
0,55 | ||
Материально-технические, организационные условия обучения................................................................. | 0,50 | |
Применение методов на предыдущих уроках .................. | 0,40 | |
Тип и структура занятия ..................................................... | 0,38 | |
Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность) ............................... | 0,37 | |
Количество учащихся в классе........................................... | 0,36 | |
Уровень подготовленности учителя................................... | 0,35 | |
Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:
1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
3. Цели и задачи обучения.
4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).
5. Внешние условия (географические, производственное окружение).
6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения)'.
Как практически выбирают оптимальные методы обучения? С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется некоторое множество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым
критериям.
Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптимальных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно «профильтрует» методы сквозь сито конкретных условий обучения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.
VI. Из перечисленных утверждений выберите факторы, | определяющие выбор методов обучения:
1) цель обучения; 2) уровень, которого необходимо достигнуть; 3) уровень мотивации обучения; 4) реализация принципов, закономерностей обучения; 5) объем требований и содержания, который необходимо реализовать; 6) количество и сложность учебного материала; 7) уровень подготовленности учащихся; 8) активность, интерес учащихся;
9) возраст; 10) работоспособность учащихся: 11) Сформированность учебных навыков; 12) учебная тренированность и выносливость; 13) время обучения; 14) материально-технические условия обучения: 15) организационные условия
' См.: Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабан-ского. — М.: Педагогика, 1981. — С. 35—36.
обучения; 16) применение методов на предыдущих уроках;
17) тип и структура занятия; 18) взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда; 19) количество учащихся в классе; 20) уровень подготовленности педагога.