Иерархия факторов, влияющих на выбор методов

Фактор   Влияние   Место  
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть........................................................   0,90    
Уровень мотивация обучения.............................................   0,86    
Реализация принципов, закономерностей   0,84    
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать......................................................   0,80    
Количество и сложность учебного материала ..................   0,78    
Уровень подготовленности учащихся................................   0,70    
    0,65    
Возраст. Работоспособность учащихся..............................   0,62    
Сформированность учебных навыков. Учебная   0,60    
    0,55    
Материально-технические, организационные условия обучения.................................................................   0,50    
Применение методов на предыдущих уроках ..................   0,40    
Тип и структура занятия .....................................................   0,38    
Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность) ...............................   0,37    
Количество учащихся в классе...........................................   0,36    
Уровень подготовленности учителя...................................   0,35    
           

 

Можно выделить шесть общих условий, которые определя­ют выбор метода обучения:

1. Закономерности и принципы обучения, которые вытека­ют из них.

2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения)'.

Как практически выбирают оптимальные методы обучения? С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Опираясь на теоретико-множе­ственный подход, размышляем так. Имеется некоторое мно­жество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя преду­смотреть заранее. В первом приближении их влиянием прихо­дится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации ме­тодов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспе­чивают наивысшую эффективность обучения по принятым

критериям.

Сегодня надежным помощником учителя при выборе опти­мальных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно «профильтрует» методы сквозь сито конкрет­ных условий обучения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обуслов­ленным критериям.

VI. Из перечисленных утверждений выберите факторы, | определяющие выбор методов обучения:

1) цель обучения; 2) уровень, которого необходимо до­стигнуть; 3) уровень мотивации обучения; 4) реализация принципов, закономерностей обучения; 5) объем требова­ний и содержания, который необходимо реализовать; 6) ко­личество и сложность учебного материала; 7) уровень под­готовленности учащихся; 8) активность, интерес учащихся;

9) возраст; 10) работоспособность учащихся: 11) Сформиро­ванность учебных навыков; 12) учебная тренированность и выносливость; 13) время обучения; 14) материально-техни­ческие условия обучения: 15) организационные условия

' См.: Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабан-ского. — М.: Педагогика, 1981. — С. 35—36.


обучения; 16) применение методов на предыдущих уроках;

17) тип и структура занятия; 18) взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда; 19) количество учащихся в классе; 20) уровень подго­товленности педагога.