Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии | |||
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента | Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. | ||
Самостоятельная работа: Тема: Школы менеджмента. Вид самостоятельной работы: изучение учебной литературы, составления хронологической таблицы. | |||
Раздел 2. Организация как система управления | |||
Тема 2.1 Организация и ее среда | Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации. | ||
Тема 2.2 Принципы построения организационных структур | Особенности построения организационных структур. Типы организационных структур (линейная, функциональная, матричная) | ||
Практическое занятие №1. Построение и анализ структуры предприятия. | |||
Самостоятельная работа: Тема: Организация и ее среда. Вид самостоятельной работы: изучение литературных и интернет источников, анализ деятельности успешных отечественных и зарубежных фирм и выявление факторов внешней и внутренней среды, конкурентных преимуществ. | |||
Раздел 3. Функции менеджмента | |||
Тема 3.1. Цикл менеджмента | Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Характеристика функций. Взаимосвязь составляющих цикла менеджмента. | ||
Тема 3.2 Планирование в организации | Роль планирования в организации. Виды планов. Основные этапы процесса планирования | ||
Тема 3.3 Стратегическое планирование | Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. стратегия и миссия предприятия. Анализ сильных и слабых сторон предприятия. Выбор и оценка стратегии. | ||
Тема 3.4 Мотивация и потребности | Роль мотивации в деятельности организации. Этапы мотивационного процесса. Первичные и вторичные потребности. Содержательные теории мотивации. | ||
Тема 3.5 Контроль в управлении | Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта. Виды контроля. Этапы процесса контроля | ||
Раздел 4. Эффективность управления | |||
Тема 4.1 Система методов управления | Методы управления – экономические, административные, социально-психологические. Необходимость сочетания методов. | ||
Практическое занятие №2. Решение ситуационных задач по выбору оптимального метода управления в конкретной ситуации | |||
Тема 4.2 Управленческие решения | Понятие и виды управленческих решений. Выявление и анализ проблем. Этапы и методы приятия управленческих решений. | ||
Практическое занятие №3 разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием системы методов управления | |||
Раздел 5. Коммуникации в управлении | |||
Тема 5.1 Коммуникации и деловое общение в управлении | Этапы коммуникационного процесса. Деловое и управленческое общение. Правила ведения деловых бесед, совещаний. | ||
Практическое занятие №4. Использование в профессиональной деятельности приемов делового общения, разбор ситуаций | |||
Тема 5.2 Управление конфликтами и стрессами | Сущность и классификация конфликтов. Причины и виды конфликтов. методы управления конфликтами. | ||
Практическое занятие №5 Решение ситуационных задач | |||
Самостоятельная работа: Природа и причина стрессов; Взаимосвязь конфликта и стресса; Позитивные и негативные стрессы; Методы снятия стресса. | |||
Раздел 6. Руководство и власть | |||
Тема 6.1 Влияние и власть. Стили руководства | Влияние и власть. Виды власти. Методы влияния, их содержание. Стили руководства | ||
Самостоятельная работа: провести сравнительный анализ понятий «лидер» и «руководитель» | |||
Практическое занятие №6 Деловая игра «Власть и руководство» | |||
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).