Классификация биологических ритмов.

Класс ритмов:

1) Высокой частоты (период менее 0,5 ч.) (микроритмы)

Название ритмов: Специальных названий пока нет.

Пример: Ритмы электроэнцефалограммы (альфа-, бета и др.)

Минутные волны. Секундные волны

Период: От тысячной до сотой доли мкрсек. От 30 мс до 2 мс

Минутные волны; до 30 мин

Секундные волны: от 1с до 1мин

Функции, которые присущи данным ритмам: осцилляции на молекулярном уровне, ЭЭГ, дыхание, перистальтика кишечника, ЭКГ.

 

 

Рисунок 1. Схематическое изображение ритма и его показателей. Период (Т) - время между повторениями событий или время, требуемое для завершения цикла. Обратная величина периода, в единицах циклов в единицу времени - частота ритма. МЕЗОР (М) - средний уровень показателя. Амплитуда (А) - расстояние от МЕЗОРа до пика, максимума показателя (наибольшее отклонение полезного сигнала от МЕЗОРа). Акрофаза - момент времени, соответствующий регистрации максимального значения полезного сигнала (когда ритм описывается косинусоидой, пик кривой обозначается термином акрофаза, 0).

 

Цель изучения модуля:Ознакомить студентов с задачами и методами экологии, дать понятие о роли экологических факторов в биосфере. Изучить взаимосвязь человека и окружающей среды. Ознакомиться с основными характеристиками популяции. Освоить основные понятия хронобиологии.

Задачи модуля:Научить студентов применять закон Харди-Вайнберга для человеческих популяций. Ознакомить студентов с основными понятиями хронобиологии.

 

Изучение данного учебного модуля направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлениям подготовки – 060201 «лечебное дело» и 060103 «педиатрия»:

а) общекультурные (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б) профессиональные(ПК)

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонения в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков развития (ПК-26).

В результате освоения модуля студент должен:

Знать:

- основные принципы и эволюционные механизмы, действующие в человеческих популяциях.;

- сущность, математическое выражение и практическое использование закона Харди-Вайнберга.;

- цели и задачи современной хронобиологии, базовые термины хронобиологии, классификацию ритмов и их основные параметры;

- главные механизмы регуляции суточной ритмичности.

Уметь:

- применить полученные знания для расчета генетической структуры популяции по имеющимся данным о частоте встречаемости признака;

- самостоятельно обосновать значение хронобиологии для медицины.;

- получить ориентировочные расчеты основных параметров ритма (мезора, амплитуды, периода и акрофазы) по нескольким точкам во временном ряду.

Владеть:

- подходами к решению популяционно-генетических задач;

- навыками построения биоритмов в виде графика.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2.5.1.