ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРИ МОНО- И ДИГИБРИДНОМ СКРЕЩИВАНИИ. МНОЖЕСТВЕННЫЕ АЛЛЕЛИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ И НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ.
Цель занятия:изучить основные генетические понятия и термины; освоить правила составления генетических схем скрещиваний; изучить закономерности моно- и дигибридного скрещиваний; изучить закономерность наследования аллельных и неаллельных генов аутосом и признаков, контролируемых их действием.
Практические навыки и умения:уметь правильно использовать основные понятия генетики; уметь применять закономерности наследования аллельных и неаллельных генов аутосом и признаков, контролируемых их действием, для определения генотипов и фенотипов родителей и потомков; уметь решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание при разных формах взаимодействия генов и правильно анализировать полученные результаты.
Материалы и оборудование: учебные таблицы (); мультимедийная установка, презентация.
Вопросы для самоподготовки:
1. Основные понятия генетики (генотип, феонотип, гомо- и гетерозигота, доминантность и рецессивность, гомологичные и негомологичные хромосомы, локус, ген, аллельные и неаллельные гены, пенетрантность, эксперссивность).
2. Основные типы скрещиваний и их характеристика.
3. I и II законы Г. Менделя (опишите эксперименты Г. Менделя по скрещиванию гороха, различающегося по цвету семян).
4. III закон Г. Менделя (опишите эксперименты Г. Менделя по скрещиванию гороха, различающегося по цвету и форме семян).
5. Каковы закономерности наследования аллельных генов аутосом и их цитологические основы.
6. Каковы закономерности наследования неаллельных генов аутосом и их цитологические основы.
7. Как происходит наследование групп крови у человека.
РАБОТА В АУДИТОРИИ
Работа 1. Образование гамет.
Задача 1. Сколько типов гамет и какие образует организм: а) гомозиготный по рецессивному гену; б) гетерозиготный; в) гомозиготный по доминантному гену?
Задача 2. Сколько типов гамет и какие продуцирует человек с III группой крови?
Задача 3. Сколько и какие типы гамет продуцирует гетерозиготный организм, если гены взаимодействуют по типу неполного доминирования?
Работа 2. Решение задач на моногибридные скрещивания.