III. Заполните таблицу
Закономерность | Какие факторы включаются в сферу действия |
Цели обучения | 1)...................., 2) потребности и возможности общества, 3) ....................................... |
1) Общественные потребности и цели обучения, 2)................................,3)....................................... 4)................................,5)...................................... | |
Методов обучения | 1)................................, 2) цели обучения, 3)................................,4)....................................... 5)................................, 6)......................................, 7)................................ |
1) Интенсивность обратных связей в системе обучения, 2) ....................................... | |
Стимулирования обучения | 1) Внутренние стимулы, 2)...................................... |
1) Продуктивность предыдущего этапа, 2)............, 3).................................., 4)....................................., 5) время обучения |
IV. Допишите формулировки закономерностей ' Содержательно-процессуальные
1. Результаты обучения ..................................... продолжительности обучения.
2. Результаты обучения зависят от......................................
в учебную деятельность(Л.В. Занков).
• 3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений............................ количеству изучаемого материала
или требуемых действий.
4. Результаты обучения зависят от......................................
5. Обучение путем «делания» ..............................................
Гносеологические
1. Результаты обучения ............................ умению учиться.
2. Продуктивность обучения ................................... объему
учебной деятельности учащихся.
3. Умственное развитие учащихся .......................................
усвоению объема взаимосвязанных действий, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).
4. Продуктивность творческого мышления улучшается
....................................................................................................................................................................................
5. Результаты обучения зависят от......................................
Психологические
1. Обученность............................................... обучаемости.
2. Продуктивность обучения.................................................
познавательной активности учащихся.
3. Закон Йоста:.......................................................................
4. Продуктивность обучения.................................................
интенсивности тренировки.
5. Результаты обучения зависят от......................................
Кибернетические
1. Закономерность Воробьева:.............................................
2. Качество обучения.............................................................
качеству управления.
3. Закономерность Анохина:.................................................
4. Эффективность обучения.................................................
частоте и объему обратной связи.
Социологические
1. Эффективность обучения зависит от ..............................
Организационные
1. Результаты обучения ........................................................
отношению учащихся к учебному труду.
2. Результаты обучения .......................
работоспособности учащихся.
3. Закономерность Вагера—Блажека:.
4. Закономерность Антроповой: ..........
Контрольный тест
1. Что выражают понятия «закономерность» и «закон» ?
2. Что значит идентификация закономерной связи?
3. Влияет ли формулировка закономерностей на ее объективность?
4. Какие закономерности были установлены в античной педагогике?
5. Какие закономерности установили Я.А.Коменский, Ф.А.В.Дис-тервег?
6. Сформулируйте закономерности Э. Торндайка, Э. Меймана.
7. Сформулируйте закономерности К. Холла.
8. Опишите модель, предложенную для классификации закономерностей.
9. Какие группы конкретных закономерностей выделяются в дидактике?
10. Приведите примеры общих закономерностей.
11. Приведите примеры конкретных закономерностей.
Литература для самообразования
БруннерДж. Процесс обучения. — М., 1962.
БруннерДж. Психология познания. — М., 1977.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М.,1960.
Дреер A.M. Преподавание в средней школе США. — М., 1983.
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М„ 1970.
Огонь В. Процесс обучения. — М., 1962.
Поилась/О И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. — Киев, 1991.
Сто/не Э. Психопедагогика. — М., 1984.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Л. Лернера. — М., 1989.