III. Заполните таблицу

 

Закономерность   Какие факторы включаются в сферу действия  
Цели обучения   1)...................., 2) потребности и возможности об­щества, 3) .......................................  
    1) Общественные потребности и цели обучения, 2)................................,3)....................................... 4)................................,5)......................................  
Методов обучения   1)................................, 2) цели обучения, 3)................................,4)....................................... 5)................................, 6)......................................, 7)................................  
    1) Интенсивность обратных связей в системе обу­чения, 2) .......................................  
Стимулирования обучения   1) Внутренние стимулы, 2)......................................  
    1) Продуктивность предыдущего этапа, 2)............, 3).................................., 4)....................................., 5) время обучения  

 

IV. Допишите формулировки закономерностей ' Содержательно-процессуальные

1. Результаты обучения ..................................... продолжи­тельности обучения.

2. Результаты обучения зависят от......................................

в учебную деятельность(Л.В. Занков).

• 3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений............................ количеству изучаемого материала

или требуемых действий.

4. Результаты обучения зависят от......................................

5. Обучение путем «делания» ..............................................

Гносеологические

1. Результаты обучения ............................ умению учиться.

2. Продуктивность обучения ................................... объему

учебной деятельности учащихся.

3. Умственное развитие учащихся .......................................

усвоению объема взаимосвязанных действий, опыта твор­ческой деятельности (И.Я. Лернер).

4. Продуктивность творческого мышления улучшается

....................................................................................................................................................................................

5. Результаты обучения зависят от......................................

Психологические

1. Обученность............................................... обучаемости.

2. Продуктивность обучения.................................................

познавательной активности учащихся.

3. Закон Йоста:.......................................................................

4. Продуктивность обучения.................................................

интенсивности тренировки.

5. Результаты обучения зависят от......................................

Кибернетические

1. Закономерность Воробьева:.............................................

2. Качество обучения.............................................................

качеству управления.

3. Закономерность Анохина:.................................................

4. Эффективность обучения.................................................

частоте и объему обратной связи.

Социологические

1. Эффективность обучения зависит от ..............................

Организационные

1. Результаты обучения ........................................................

отношению учащихся к учебному труду.

2. Результаты обучения .......................

работоспособности учащихся.

3. Закономерность Вагера—Блажека:.

4. Закономерность Антроповой: ..........

Контрольный тест

1. Что выражают понятия «закономерность» и «закон» ?

2. Что значит идентификация закономерной связи?

3. Влияет ли формулировка закономерностей на ее объектив­ность?

4. Какие закономерности были установлены в античной педаго­гике?

5. Какие закономерности установили Я.А.Коменский, Ф.А.В.Дис-тервег?

6. Сформулируйте закономерности Э. Торндайка, Э. Меймана.

7. Сформулируйте закономерности К. Холла.

8. Опишите модель, предложенную для классификации законо­мерностей.

9. Какие группы конкретных закономерностей выделяются в ди­дактике?

10. Приведите примеры общих закономерностей.

11. Приведите примеры конкретных закономерностей.

Литература для самообразования

БруннерДж. Процесс обучения. — М., 1962.

БруннерДж. Психология познания. — М., 1977.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М.,1960.

Дреер A.M. Преподавание в средней школе США. — М., 1983.

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М„ 1970.

Огонь В. Процесс обучения. — М., 1962.

Поилась/О И.П. Исследование закономерностей дидакти­ческого процесса. — Киев, 1991.

Сто/не Э. Психопедагогика. — М., 1984.

Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Л. Лернера. — М., 1989.