Какие из приведенных ниже действий называются «соотносящими», а какие «орудийными»?

Ответ студентки, которая наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни

 

Сережа (1 г.1мес), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.

Катя (2 г. 1мес), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу качает, машинку везет, карандашом рисует и т.д.

Как называются действия с игрушками Сережи и Кати?

В чем их различие?

Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

Ответ

Действия Сережи называются манипуляцией, при которой ребенок использует лишь внешние свойства предметов, независимо от их назначения.

У Кати отмечаются предметные действия, то есть использование предметов по назначению. Этими действиями дети овладевают только под руководством взрослого, подражая ему.

На втором году жизни ребенок усваивает информацию о назначении простых предметов, окружающих его, воспринимая ее буквально и соответствующе: куклу укачивает, расческой причесывается, из чашки пьет и т. д.

К третьему году жизни связь действия с предметом становится более свободной, опосредованной: ребенок знает, для чего нужен предмет, но может использовать его и по-другому: причесываться палочкой и т.д. Такие действия служат началом для возникновения игры.

 

Первый аспект - развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Воспитателю необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Второй аспект - влияние общения на развитие личности ребенка. Работая с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т.п. [19, с. 6 ]

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Какие из приведенных ниже действий называются «соотносящими», а какие «орудийными»?

 

Действия детей:

А) нанизывание колец пирамидки

Б) закрывание коробки крышкой

В) манипулирование молотком

Г) складывание матрешки

Д) действие ложкой

Придумайте три «соотносящих» и три «орудийных» действия.

Ответ

Соотносящимися действиями являются - «а», «б», «г».

Орудийными - «в», «д».

Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение - складывание матрешки или пирамидки, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы. Орудийно-предметные действия - это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Пример орудийных действий - пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

 

В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание развития активной речи малышей: небольшой запас и недостаточная эмоциональная выразительность

 

Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

 

Ответ

Причина данного явления - недостаточная речевая деятельность взрослых.

Детям в среде своих сверстников не хватает в этом отношении примеров для подражания.

Поэтому родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, обращая внимание на понимание им речи взрослых и поощряя его стремление к развитию собственной активной речи.

Для преодоления этого, следует говорить с детьми четко и ясно; объяснения должны быть простыми и понятными.