Тематика индивидуальных проектов

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Самостоятельная и индивидуальная работа.

Моду-ль Формы работы Трудоемкость
1 Раздел 1. Введение в проблематику медиапсихологии
  Тематический конспект «Теории медиапсихологии». Источники: 1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. – 1998, – Т. 19, № 1. – С.89 – 100. 2. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. М. : Гуманитарный центр, 2007. - 288 с. 3. Анализ печатных материалов сайта www. mediapsycholog.ru. 4. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб, 2003.
Раздел 2. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.  
  Тезисный конспект-анализ статей: 1. Мельникова О.Т., Фетисова Е.А. «Проективные методики в качественном исследовании отношения подростков к телевидению и Интернету» //«Вопросы психологии» - 2010. - № 5. - с.130- 138, 2. Матвеева Л.В. Культура и СМИ: размышления о феномене «разорванной коммуникации // Вестник Московского университета. – 2007. - № 1. -Серия 14 Психология. - С.119-133. 3. Авербух Н.В. «Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде»// «Вопросы психологии». - 2010. - № 5 , с.105- 114. 4. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. – 1999, – Т. 20, № 1. – С.126 – 132. 5. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // www.flogiston.ru 6. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // www.flogiston.ru 7. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // // www.flogiston.ru  
Раздел 3. Методы воздействия на массовое сознания в СМИ.  
  Таблица основных технологий манипулятивного воздействия на массовое сознание аудитории Литература: 1. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Вагриус, 1996. 2.Анализ материалов сайта www. mediapsycholog.ru. 3.Гостев А. А., Зазыкин В. Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. – М., 1989. 4.Леонтьев А.А. Телевидение глазами психолога. – М.,1982. 5.Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2000. 6.Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб.,1996.
Раздел 4. Психология неформальных массовых коммуникаций.  
  Подготовка медиапрезентаций по индивидуальным проектам (список тем см. ниже)
  ИТОГО:  
       

Тематика индивидуальных проектов

1. Взаимодействие и воздействие в средствах массовой коммуникации.

2. Мультимедийная коммуникативная культура и её влияние на психику человека. Сбываются ли прогнозы М. Маклюэна?

3. Личностный профиль потребителя СМИ: психологические типы.

4. Религиозная коммуникация.

5. Музыка как разновидность массовой коммуникации.

6. Современный шлягер как массовая коммуникация.

7. Мода как феномен массовой психологии.

8. Кино как форма массовой коммуникации.

9. Мифология американского, европейского и постсоветсткого кино.

10. Психологическое воздействие на общественное сознание глобальной сети Интернет.

11. Блогосфера как феномен массовой культуры.

12. Когнитивные феномены в сети Интернет.

13. Психологические аспекты восприятия радиоинформации.

14. Психологические категории «установка» и «интерес» в массовой коммуникации. Психологические механизмы изменения установок.

15. Психологические особенности РR-деятельности.

16. Влияние СМИ на психическое развитие ребенка.

17. Подросток и СМИ.

18. Психологические эффекты СМИ: мифологизация сознания.

19. Психологические эффекты СМИ: формирование стереотипов.

20. Женский роман в контексте массовой коммуникации.

21. «Мыльная опера» как феномен массовой коммуникации.

22. Ритуальное поведение как массовая коммуникация.

23. Ненормативная лексика в контексте вербальной массовой коммуникации.

24. Анализ мифологем фильмов – катастроф.

25. Анализ телепроекта «Дом 2».

26. Анализ политического текста.

27. Пропаганда как средство МК.

28. Эффекты восприятия секса через масс-медиа.

29. Еда и вес идеальной женщины в СМИ.

30. Особенности информирования в СМК: новости или установление повестки дня для всего мира? Анализ освещения одного события разными СМИ.

31. Использование понятия имиджа в психологии массовых коммуникаций.

32. Психологический анализ рекламы в печатных СМИ.

Вопросы к зачету по дисциплине:

1. Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в современном обществе.

2. Основные направления и методы изучения массовой коммуникации

3. Психологические характеристики и функции массовой коммуникации в современном обществе

4. Массовое общество, массовая культура, медиаграмотность.

5. Система массовой коммуникации по Г.Лассуэллу.

6. Основные эффекты массовой коммуникации.

7. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне (планируемые и непланируемые, долгосрочные и краткосрочные)

8. Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне: установление «пунктов повестки дня», «спираль молчания», «информационный дефицит» и т.д.

9. Сравнительный анализ основных средств СМК (пресса, радио, телевидение, интернет).

10. Телевидение как средство массовой коммуникации.

11. Теории медиаэффектов. Эффекты аудитории, аккумуляции, зрителя-наблюдателя, запоздалой реакции, ложного консенсуса и пр.

12. Символика коммуникативного процесса в СМИ (полититическая, культурная, религиозная, коммерческая).

13. Особенности информирования в СМК: новости или установление повестки дня для всего мира (Новости. Тип событий, описывающихся в новостях. Виды новостей. Содержание новостей. Структура новостей. Параметры и условия эффективности новостей и т.д.).

14. Психологическое влияние демонстрации агрессии в СМК (телевидении) на аудиторию

15. Влияние демонстрации порнографии и эротики в СМК

16. Оценка границ влияния телевидения на аудитории

17. Психологические характеристики пользователей компьютерных сетей (социодемографические и психологические).

18. Особенности массовой коммуникации в Интернете.

19. Влияния Интернет-коммуникации.

20. Ребенок и СМК.

21. Пропаганда как специфическое средство массовой коммуникации.

22. Социально-психологические механизмы пропаганды.

23. Способы влияния пропаганды на индивида и социальные группы. Роль СМИ в пропаганде и агитации. Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды.

24. Реклама как процесс массовой коммуникации.

25. Манипулирование в СМК: природа, формы и механизмы.

26. Механизмы изменения установок в процессе массовой коммуникации

27. Понятие стереотипа. Роль стереотипов в процессе массовой коммуникации

28. Мифологизация в СМИ.

29. Предрассудки и их разновидности. Основные причины возникновения и распространения предрассудков

30. Слухи как средство СМИ. Природа и разновидности слухов. Факторы циркуляции слухов. Борьба со слухами. Каналы распространения слухов. Роль СМИ в распространении слухов. Сплетни.

Литература по курсу:

Основная литература.

1. Ольшанский Д.В. Политическая психология / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2008 г., – 576 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2001. – 368 с. - (Серия "Мастера психологии").

3. Психология масс. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – 592 с.

Дополнительная литература:

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М.,СПб.,Киев : Вильямс, 2004. С. 257 – 270.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.,1997.

3. Грушин Л.Я. Массовое сознание. – М.,1987.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. – М.,1996.

5. Леонтьев А.А. Телевидение глазами психолога. – М.,1982.

6. Массовая информация и коммуникация в современном мире. – М.,1989.

7. Массовое сознание и массовые действия. – М.,1994.

8. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб.,1996.

9. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М.,1998.

10. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб, 2003.

11. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернет // www.flogiston.ru

12. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. – 1998. – Т.19, № 1. – С.89 – 100.

13. Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2003.

14. Вильчек В.М. Атлас российского телевидения. – М.,1997.

15. Войтасек Л. Психология политической пропаганды. – М.,1981.

16. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. – 1999, – Т. 20, № 1. – С.126 – 132.

17. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // // www.flogiston.ru

18. Гостев А. А., Зазыкин В. Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. – М., 1989.

19. Гуревич П. С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М., 1991.

20. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. – М.,1984.

21. Дубов И.Г., Пантилеев С.Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал. – 1992. – № 6.

22. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // www.flogiston.ru

23. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // // www.flogiston.ru

24. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. – М.,1992.

25. Иванов И.В. Реклама в СМИ. – М.,1995.

26. Игнатов Н. Г., Мотков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. – 1997. – № 1.

27. Картер Г. Эффективная реклама. – М.,1991.

28. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М., 2000.

29. Кашлев Ю. Информационный взрыв: международный аспект. – М.,1988.

30. Клозе Ф. Массы и манипуляция. – М., 1997.

31. Курбатов В. Искусство управлять обществом. – Ростов н/Д, 1997.

32. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телевидении. – М.,1990.

33. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2000.

34. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. –М.,1986.

35. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М., Новосибирск, 2000.

36. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 2000. – С. 83 – 106.

37. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.,1996.

38. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.,1990.

39. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. – Смоленск,1997.

40. Поздняков А. Информационная война за влияние в мире и политическая власть // Власть.– 1996.– № 10.

41. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М.,1990.

42. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. – М.,1990.

43. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. – М.,1996.

44. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М.,1997.

45. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М.,1996.

46. Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. – М.,1981.

47. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.,1999.

48. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.,1980.

49. Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. – М.,1991.

50. Щербатых Ю. Искусство обмана. – СПб.,1997.


ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Название сайта Электронный адрес
Электронная библиотека Вook-stack http://book-stack.ru/
Библиотека психологии http://about-psy.blogspot.com/
Библиотека onlain http://lifelit.ru/
Психея http://www.psycheya.ru/
Библиотека по психологии http://psy-konsult.ru/library.html
Vital P’Art — Psyberia.Ru «Продвинутая психология» http://psyberia.ru
Сайт Открытой русской электронной библиотеке РГБ — Open Russian Electronic Library (OREL) // «Современная психология» http://orel.rsl.ru/ps/og.htm  
Библиотека Мошкова http://lib.ru/PSIHO
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» http://psylib.kiev.ua
Флогистон: Психология из первых рук. http://flogiston.ru/library
«Мир психологии» http://psychology.net.ru/articles