Классификация закономерностей обучения

Для выяснения логической основы классификации много­численных и многоплановых закономерностей обучения созда­ется модель1. В ней процесс обучения рассматривается как сис­тема, компонентами которой являются различные стороны (ас­пекты, характеристики) целостного процесса (рис. 33).

Рис.33

' См.: Подласый И.П. Закономерности обучения и повышение качества знаний. - Киев, 1982.

1. Дидактический компонент, обобщающий собственно ди­дактические (содержательно-процессуальные) характеристики процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средст­ва, способы, формы и т. д. обучения.

2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объ­ективной действительности, фактов и законов природы и об­щества, самих себя.

3. Психологический компонент процесса, относящийся пре­имущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения.

4. В кибернетическом аспекте находят отражение все много­образие связей, существующих в учебном процессе, циркуля­ция информационных потоков, а главное — управление усвое­нием информации.

5. Социологический компонент системы охватывает отноше­ние между участниками учебного процесса. В данном компо­ненте отражается не только конкретное взаимодействие учите­лей и учащихся, но и более общие социальные взаимосвязи — направленность, социальная значимость обучения и т. д.

6. Организационный компонент, отражающий учебный про­цесс в аспекте интеллектуального труда. Сюда относятся: орга­низация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т. д.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономер­ности, охватывающие своим действием всю систему, называют­ся общими, те же, действие которых распространяется на от­дельный компонент (аспект) системы, — частными (конкрет­ными). В числе конкретных закономерностей процесса обуче­ния выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социо­логические, организационные.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются:

• выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обуче­ния;

• вполне определенным, не допускающим ложных толкова­ний выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними;

• лаконичностью и точностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие общие закономер­ности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития об­щества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) обще­ственных потребностей и целей обучения; б) темпов социаль­ного и научно-технического прогресса; в) возрастных возмож­ностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических воз­можностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала;

в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) зна­ний и навыков в применении методов; б) цели обучения;

в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных воз­можностей (обучаемости) учащихся; е) материально-техничес­кого обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности об­ратных связей в системе обучения; б) обоснованности коррек­тирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стиму­лов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономи­ческих, педагогических) стимулов1.

Сфера действиячастных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без коммен­тариев.

' См.: Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического про­цесса. — Киев, 1991.