Тематика индивидуальных творческих заданий

  1. Роль науки в развитии продуктивных сил общества: теория и практика.
  2. Наука в системе духовной культуры человечества, её социальные функции.
  3. Наука и образование: корреляция понятий в контексте проблемы роста научного знания.
  4. Сциентизм и антисциентизм (историософский анализ).
  5. Наука на службе общества высокого уровня социальной защиты.
  6. Эксперимент, теория и практика в системе методологии науки.
  7. Формы, методы и подходы в контексте фундаментального научного знания.
  8. Эпистемология как философская теория знания.
  9. Роль современной науки в развитии цивилизации.
  10. Специфика проявлений феноменов дифференциации и интеграции знания в современной научной картине мира.
  11. Средства и формы дифференциации и интеграции научного знания в исторической ретроспективе развития фундаментальной науки.
  12. Дифференциация и интеграция знания в контексте реализации социальных функций науки.
  13. Феномен синтеза естественнонаучных и технических исследований.
  14. Философский анализ дифференциации и интеграции естественно-научного познания.
  15. Философский анализ дифференциации и интеграции гуманитарного познания.
  16. Интеграция науки: историософская ретроспектива.
  17. Метод и методология в фундаментальной науке.
  18. Развитие понятия научной методологии во второй полонине XX – XXI ст.
  19. Феномен постижения базовых уровней современной научной методологии.
  20. Социальное значение методологической функции философской теории.
  21. Понятие диалектики в науках о природе и человеке.
  22. Логико-методологический анализ научной теории.
  23. Феномен естественнонаучного эксперимента в контексте методологических проблем.
  24. Рациональное и иррациональное в науке и образовании.
  25. Теоретическое и практическое знание: методологический анализ.
  26. Когнитивное измерение современного естествознания.
  27. Мировоззренческое и культурно-историческое измерение современного естествознания.
  28. Феномен теоретического и эмпирического в научном познании.

 

 

Вопросы к экзамену

 

1. Совместная жизнедеятельность людей как главный источник знаний.

2. Проблема истины и ее философские и научные критерии.

3. Проблема существования «универсального» метода познания.

4. Переосмысление содержания начальных научных знаний.

5. Сравнительный анализ изменения научных представлений о сущности и природе человека на протяжении истории.

6. Научно-познавательный подходы и методы.

7. История науки как история ее понятий.

8. Как отличать подлинные законы от случайных обобщений.

9. Философско - методологическая концепция И. Лакатоса.

10. Оптимизация механизмов взаимодействия общества и природы как изменение парадигмы научного мышления.

11. Анализ философии науки как особой формы культуры. Вклад философии науки в формирование общественного мировоззрения.

12. Этические категории как отражение духовно - практического освоения мира человеком.

13. Теоретические основы научных моделей общественно - исторического процесса.

14. Функции науки.

15. Проблема научного в современной науке.

16. Проанализировать возможность проведения границы между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.

17. Историко - логические реалии становления научного знания.

18. Социальные системы как наиболее сложные объекты человеческого познания.

19. Методологическая неполнота познания общества и государства.

20. Концептуальный взгляд на науку.

21. Проблема информационного перегрузки человека.

22. Идея развития и проблема происхождения жизни в контексте современной науки.

23. Возможность решения экологической проблемы.

24. Перспективы раскрытия новых возможностей мировоззрения, не помещаются в представление настоящего.

25. Основные положения эмпиризма.

26. Основные положения рационализма.

27. Понятие и принципы теорий познания Р. Декарта и Г. В. Лейбница.

28. Эмпиризм и индуктивизм Ф. Бэкона.

29. Критика Д. Юмом понятия «причинности».

30. Философы Просвещения и их отношение к метафизике и науке.

31. Природа пространства и времени по Канту.

32. Кантовское различение явления и вещи.

33. Основные положения позитивизма О. Конта и Г. Спенсера.

34. Причинная связь по Дж.С. Милю.

35. Конвенциализм А. Пуанкаре.

36. Принцип верификации.

37. Логический позитивизм.

38. Принцип демаркации.

39. Принцип фальсификации.

40. Концепция «трех миров» по К. Попперу.

41. Система понятий модели науки Т. Куна.

42. Кумулятивный и некумулятивной пути развития науки.

43. Принцип пролиферации П. Фейерабенда.

44. Уровни концептуальных изменений в науках о природе.

45. Модель «нормальной науки» Т. Куна.

46. Герменевтический круг. Возможность выхода из герменевтического круга (по Дильтею и Шлейермахеру).

47. Отличие наук о природе от наук об обществе (согласно Баденской школе).

48. Особенности герменевтики М. Хайдеггера.

49. Позиция структурализма и постструктурализма относительно науки.

50. Принцип редукционизма.

51. Проблема эквивалентных формализмов классической механики.

52. Пространство и время в классической физике.

53. Пространство и время в релятивистской теории А. Эйнштейна.

54. Основные парадоксы квантовой механики.

55. Основные принципы синергетики.

56. Натурфилософское понимание синергетики.

57. Основные философские подходы к сущности жизни.

58. Философские проблемы биологической эволюции.

59. Методологические принципы научного познания.

60. Философские критерии эффективности фундаментальной и прикладной науки.

 

 

Рекомендуемая литература

Базовая

1. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук. – М.: Академия, 2014. - 487 с.

2. Канке В. А. История, философия и методология социальных наук. – М.: Академия, 2014. - 572 с.

3. Курашов В. И. Начала философии науки [Учебник для вузов] / В. И. Курашов. - М.: Наука, 2007. - 189 с.

4. Лешкевич Т. Г. Философия науки. [Курс лекций] / Т. Г. Лешкевич — М.: Педагогика, 2001. - 201 с.

5.Никифоров А. Л. Философия науки [Учебник для вузов] / А. Л. Никифоров. - М. 1998. - 207 с.

Вспомогательная

6. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники [Пер.с англ.] / Э. Агацци.- М.: Прогресс, 1998. - 291 с.

7. Барт Р. Избранные работы [Пер.с фр.] - М.: АСТ, 2009. - 345 с.

8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Мысль, 2009. - 567 с.

9. Беркли Дж. Сочинения [Пер.с англ.] / Дж. Беркли. - М.: Мысль, 2008.- 423 с.

10. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание [Пер.с англ.] / М. Вартофский. - М.: Прогресс, 2008. - 401 с.

11. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история [Пер.с нем.] / В. Виндельбанд. - М.: АСТ, 2005. -565 с.

12. Витгенштейн Л. Философские работы [Пер.с нем.] / Л. Витгенштейн — М.: Прогресс, 1994.- 505 с.

13. Вригт Г.Х., фон. Логико-философские исследования[Пер.с нем.] / Г.Х.фон Вригт - М.: Прогресс, 1986. - 312 с.

14. Гадамер Г.-Г. Истина и метод [Пер.с нем.] / Г.-Г. Гадамер. - М.: АСТ, 2008. - 585 с.

return false">ссылка скрыта

15. Гайденко П. П.История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко - М.: Наука, 2000. - 211 с.

16. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое [Пер.с нем.] / В. Гейзенберг.- М.: Наука, 2009. - 400 с.

17. Григорьян А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики / А. Т. Григорьян. - М.: Наука, 1962. - 109 с.

18. Гуссерль Э. Кризис европейской науки [Пер.с нем.] / Э. Гуссерль.- Новочеркасск: Дон, 1994. - 415 с.

19. Кудрявцев П. С. История физики / П. С. Кудрявцев.- М.: Наука, 2000. - 256 с.

20. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. - М.: Наука, 2001. - 289 с.

21. Кун Т. Структура научных революций [Пер.с англ.] / Т. Кун. - М.: Прогресс, 2005. - 395 с.

22. Кэролл Л. Логическая игра [Пер.с англ.] / Л. Кэрол- М.: Прогресс, 1991. - 287 с.

23. Лакатос И. Доказательство и опровержение [Пер.с англ.] / И. Лакатос. - М.: Прогресс, 1967. - 217 с.

24. Лакатос И. Методология исследовательских программ [Пер.с англ.] / И. Лакатос. - М.: Прогресс, 2003.- 316 с.

25. Липкин А. И. Основания современного естествознания / А. И. Липкин. - М.: Вузовская книга, 2001.- 302 с.

26. Масаев М. В. Феномен холистической философии науки в ракурсе проблем метаантропологии / М. В. Масаев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: Ялта: РИО КГУ, 2014. – Вып. 45. – Ч. 1. – 416 с. – С. 206-212.

27. Мах Э. Познание и заблуждение [Пер.с нем.] / Э. Мах. - М.: Наука, 2003. - 258 с.

28. Патнем Х. Разум, истина и история [Пер.с англ.] / Х. Патнем. - М.: Праксис, 2002. - 367 с.

29. Печчеи А. Человеческие качества [Пер.с англ.] / А. Печчеи. - М.: Прогресс, 1979. - 417 с.

30. Пирс Ч. Избранные философские произведения Пер.с англ. / Ч. Пирс. - М.: Логос, 2000. - 437 с.

31. Попович М. В. Логика научного исследования / М. В. Попович. - К.: Наукова книга, 2005. - 234 с.

32. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания [Пер.с англ.] / К. Поппер. - М.: Прогресс, 1983.- 518 с.

33. Поппер К. Объективное знание [Пер.с англ.] / К. Поппер. - М.: УРСС, 2002. 482 с.

34. Поппер К. Предположения и опровержения [Пер.с англ.] / К. Поппер. - М.: АСТ, 2004. - 347 с.

35. Пуанкаре А. О науке [Пер.с фр.] /А. Пуанкаре.- М.: Математика,1983.- 416 с.

36. Рассел Б. Человеческое познание[Пер.с англ.]- Б. Рассел. - М.: Прогресс, 2007. - 387 с

37. Рожанский И Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи / И. Д. Рожанский. - М.: Наука, 2008. - 234 с.

38. Резерфорд Э. О физике 20 века [Пер.с англ.] / Э. Резерфорд. - М.: Математика, 1971. - 411 с.

39. Сокулер З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии 20 века. - Долгопрудный: Изд. МФТИ, 2004. - 197 с.

40. Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М.: Наука, 2000. -325 с.

41. Степин В. С. Философская антропология ифилософия науки / В. С. Степин. - М.; Наука, 2002. -411 с.

42. Степин В. С. Философия. Методология. Наука / В. С. Степин. - М.: Наука, 2002. - 482 с.

43. Стройк Д. Я. Краткий очерк истории математики / Д. Я. Стройк. - М.: Наука, 2009. - 175 с.

44. Томпсон Дж. Неустойчивость и катастрофы в науке и технике [Пер.с англ.] / Дж. Томсон. - М., 2001. - 516 с.

45. Тулмин С. Человеческое понимание [Пер.с англ.] / С. Тулмин. - М.: Прогресс, 2004. - 334с.

46. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки [Пер.с англ] / П. Фейерабенд. — М.: АСТ, 2006. - 487 с.

47. Форрестер Дж. Мировая динамика [Пер.с англ.] / Дж. Форрестер. - М.:АСТ, 2004. - 487 с.

48. Франк С. Л. Предмет знания / С. Л. Франк. - Спб.: АСТ, 1994. - 297 с.

49. Фуко М. Археология знания [Пер.с фр.] /М.Фуко.- К.: Академія,1996.- 527 с.

50. Хилл Т. Современные теории познания [Пер.с англ.] — М.: Прогресс, 2005. - 345 с.

51. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. - М.: Наука,2004.- 243 с.

52. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. - М.: Наука, 2007. - 107с.

53. Шелер М. Избранные произведения [Пер.с нем.] / М. Шелер. - М.: Прогресс, 1994. - 507 с.