СЕМИНАР 4. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель и задачи: Раскрыть методологический арсенал науки, показать особенности методологической ситуации в современной философии.
Ключевые слова: подход, метод, методика, методология.
Вопросы для подготовки:
1. Понятия «метод» и «методология».
2. Метод как единство объективного и субъективного.
3. Уровни методологии.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит сущность и структура метода как способа организации человеческой деятельности?
2. Охарактеризуйте понятия «метод», «методика», «методология».
3. Каковы основные составляющие научного познания?
4.Определите проблему метода и методологии в современной философии.
Литература:
1. Витгенштейн Л. Философские работы. – М.: Прогресс, 1994. – 505 с.
2. Гуссерль Э. Кризис европейской науки. - Новочеркасск: Дон, 1994. – 415 с.
3. Курашов В. И. Начала философии науки. – М.: Наука, 2007. – 189 с.
4. Кэролл Л. Логическая игра. – М.: Прогресс, 1991. – 287 с.
5. Лакатос И. Доказательство и опровержение. – М.: Прогресс, 1967. – 217 с.
6. Лешкевич Т. Г. Философия науки. – М.: Педагогика, 2001. 201 с.
7. Масаев М. В. Формальная логика как символ ограничения возможностей человеческого мышления (философско-исторический аспект в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов) / М. В. Масаев // Культура народов Причерноморья. – 2012. – № 225. – С. 136-138.
8. Масаев М. В. Научно-философское наследие В. И. Вернадского: методологический аспект / М. В. Масаев // В. И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации: Международная конференция [тезисы]. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2013. – 256 с. – С. 40.
9. Масаев М. В. Феномен соотношения научной парадигмы и интервального метода в контексте понятий парадигмального образа и символа в философии истории / М. В. Масаев // Философские традиции и современность. – 2013. – № 1 (3). – С. 23-41.
10. Масаев М. В. Методологическое значение научно-философского наследия В. И. Вернадского / М. В. Масаев // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. – 2013. – Т. 24 (65), № 3. – С. 203-215.
11. Никифоров А. Л. Философия науки. – М.: Педагогика, 1998. – 207 с.
12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: АСТ, 2006. – 487 с.
СЕМИНАР 5. РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Цель и задачи: Раскрыть феномен возникновения науки, определить ее основания, связь с проблемами человеческой жизни. Объяснить связь науки и практики.
Ключевые слова: развитие, рост, эпистемология, эволюция, синергетика, синергетический подход.
Вопросы для подготовки:
1. Эволюционная эпистемология как направление в философии науки.
2. Концепция роста знания К. Поппера.
3. Синергетический подход к исследованию развития науки.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризовать основные концепции философии науки.
2. Проанализировать закономерности развития науки.
3. Дать характеристику научной революции.
Литература:
1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: Наука, 2000. – 211 с.
2. Гуссерль Э. Кризис европейской науки. – Новочеркасск: Дон, 1994. – 415 с.
3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 2005. – 395 с.
4. Курашов В. И. Начала философии науки. – М.: Наука, 2007. – 189 с.
5. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М.: Прогресс, 2003. – 316 с.
6. Лешкевич Т. Г. Философия науки. – М.: Педагогика, 2001. 201 с.
7. Масаєв М. В. Філософія освіти: феномен та ідеологія у контексті сучасного освітнього процесу (у світлі концепції парадигмальних образів і символів епох і цивілізацій) // Январские педагогические чтения: современное образование как процесс формирования человека, общества, государства. – Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2010. – 288 с. – С. 12-15.
8. Масаев М. В. Формальная логика как символ ограничения возможностей человеческого мышления (философско-исторический аспект в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов) / М. В. Масаев // Культура народов Причерноморья. – 2012. – № 225. – С. 136-138.
9. Масаев М. В. Феномен холистической философии науки в ракурсе проблем метаантропологии / М. В. Масаев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: Ялта: РИО КГУ, 2014. – Вып. 45. – Ч. 1. – 416 с. – С. 206-212.
10. Никифоров А. Л. Философия науки. – М.: Педагогика, 1998. – 207 с.
11. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – 518 с.
12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: АСТ, 2006. – 487 с.